Доклад на тему Формирование положительной мотивации на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новикова Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5

Новосибирская область, город Куйбышев

Формирование положительной мотивации учения на уроках русского языка

«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. А зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно научить с улыбкой?

Ведь ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью каких средств и методов сделать обучение желанным и увлекательным? Что необходимо для того, чтобы были окрылённость, азарт, любопытство в глазах ученика, чтобы он мог успешно учиться? Конечно, нужна любознательность, радость познания и творчества!

Важно, чтобы ребёнок учился с увлечением, по желанию, а не по обязанности. Тогда дети испытывают удовлетворение от умственной работы и приобретают интерес к знаниям. Поэтому мотив успеха и радости я стараюсь искать в самом процессе обучения.

Для того чтобы дети могли испытывать чувство радости, успеха, утвердиться и, наконец, самореализоваться, я на уроках стараюсь создать обстановку уважения, доверия и понимания. В такой обстановке дети непосредственны, работоспособны, свободно высказывают свои мнения, не боятся ошибаться, охотно пытаются спорить, доказывать, вести диалог, стремятся постигнуть неизвестное. Ведь стремление самого ребёнка к познанию - залог успешного обучения. А как удержать это стремление на протяжении школьных лет?

Убеждена, что принуждению не должно быть места в школе - мире красок, звуков, света, фантазии, творчества. Не заставлять, а заинтересовывать ребёнка, ведь психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Первостепенное место в моей работе занимают идеи учебного сотрудничества, гуманизации и уважения. В основе идей лежат прежде всего внимание и уважение к личности ребёнка, вера в его возможности и способности. Очень важно при этом сформировать, сохранить и поддержать желание ребёнка учиться. Поэтому главная цель моей работы - формирование положительной мотивации учения на уроках русского языка, создание ситуации успешности и комфортности обучения.

Основные задачи, которые я поставила перед собой, следующие:

1. Прививать интерес и любовь к урокам русского языка и этим содействовать и активизации словаря учащихся, и формированию у них орфографической грамотности.

2. Раскрыть учащимся богатство и выразительность языка, выработать умение правильно им пользоваться.

3. Сделать весь труд своих воспитанников творческим, разнообразным и непременно успешным.

4. Повысить значимость оценки работы учащихся на каждом уроке.

Воспитанию интереса к урокам русского языка способствуют:

1.Дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся, что дает ребятам возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавляет их от чувства страха и вселяет в ребят веру в свои силы.

Дифференцированный и индивидуальный подход к детям помог повысить уровень внимания, словесно-логического мышления, а главное, дети не теряют интереса к предмету. А если ребенку интересно учиться, то он готов взять те знания, которые учитель ему может дать.

2. Методически целесообразные элементы занимательности

3. Необычная форма преподнесения материала.

Использую элементы педагогической системы В.Ф.Шаталова - изучение материала крупными блоками, опорные таблицы.

Работая с алгоритмами, школьники приобретают осознанные навыки применения правил, что облегчает усвоение орфограмм, способствует закреплению правил орфографии.

4. Деятельностный подход в обучении.

Только личный опыт участия в разных видах учебной деятельности позволяют ребенку узнать себя. Дети лучше овладевают знаниями, умениями, навыками, если их деятельность осознана. Для понимания смысла своей деятельности необходимо планирование и постановка целей самими учащимися ( «Чему я учусь?», «Что хочу узнать?», «Зачем мне это знать?» ).

Это вызывает у детей интерес и настрой на работу.

5. Включение в урок элементов интерактивных методов обучения: организацию учебных диалогов, работу в парах и группах, защиту мнений.

В процессе интерактивного обучения вырабатываются коммуникативные навыки, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников.

Повышение результативности каждого урока.

Чтобы учебный процесс протекал успешно, одной из задач учителя считаю выработку навыков самостоятельной работы, так как эффективность и результативность учебной деятельности школьников напрямую зависит от активизации их самостоятельной работы, например, на уроках-зачетах, ведь многие задания на этих уроках ориентированы на самостоятельную работу учащихся: работа с различными видами перфокарт, тестами, конструирование предложений, составление схем.

В современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету.

Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Учебно-исследовательская работа - новый вид школьной работы. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.

Привлечение учащихся к активному познавательному поиску, формирование положительной мотивации учения активизирует их работу на уроке. Постановка проблемных вопросов, нестандартных учебных заданий, частично - поисковый и исследовательский методы обучения требуют от детей умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы. При такой работе дети активны, самостоятельны, инициативны. Я считаю, что эта работа даёт положительный результат.

© 2010-2022