Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»

На классном часу учащимся предлагаются правила правильной речи, редко встречающиеся имена собственные, в написании которых часто допускаются ошибки, понятие«слово». Учащиеся расширят свой кругозор, услышав стихи великих русских поэтов: А.С. Пушкина, В.Маяковского, Л.Н.Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М. Горького,В.Г. Белинского о слове. Ребята смогут посоревноваться в знании русского языка, участвуя в викторине с разнообразными заданиями( пословицы, знание лексического значения слова, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




"Поговорим о чистой речи"





















Если хочешь познать истину начинай с азбуки.





"Правила для учащегося ".



Борьба за культуру речи - это борьба за культуру умственного труда, за культуру мышления.

Добиться высокой грамотности и культуры речи можно только при условии упорной и систематической работы над языком со

Со стороны каждого учащегося и всего ученического коллектива в целом.

Каждый учащийся обязан:

следить за своей речью на уроке, так и вне его, добиться ее логической стройности, литературной правильности, грамотности;

давать на уроке полные, развёрнутые, ясные ответы;

новые слова, встречающиеся на уроке или при чтении литературы, записывать в словари, запоминать их значение, произношение и правописание;

Аккуратно , чисто и грамотно вести записи в тетрадях по всем предметам, помнить, что за небрежные и неграмотные записи снижается оценка;

регулярно проводить работу над ошибками;

следить за речью своих товарищей и исправлять встречающиеся ошибки.

Заметки в стенные газеты, деловые бумаги должны тщательно проверяться, они должны быть грамотно и аккуратно оформлены.
















"Пишите грамотно"











Редко встречающиеся имена собственные, в написание которых часто допускаются ошибки:







Агнесса, Апполон, Валерьян, Васса, Вениамин, Виссарион, Гавриил, Гаврила, Геннадий, Жанна, Изабелла, Инна, Иннокентий, Ипполит, Калерия, Кирилл (Кирила), Лариса, Максимилиан, Майя, Марианна, Никанор, Нелли, Олимпиада, Пелагея, Римма, Радион, Севастьян, Станислав, Сусанна, Элеонора, Эмма и др.












"Говорите правильно."










Пара ботинок, сапог, чулок; много яблок, блюдец, полотенец.

но: пара носков; много помидоров, томатов, килограммов, детских яслей;

шофёры, бухгалтеры, выборы, договоры,

но: директора, инспектора, доктора, профессора, учителя

(преподаватели),

но: учители (идейные руководители);

надеть (что?) пальто, но: одеть (кого?) ребёнка;

играть роль, но: иметь значение;

принять меры, но: предпринять шаги;

предоставить возможность, но: представить документы и т.д.










"Язык - к значению ключ".

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщить другому.

М.В.Ломоносов.

Народная мудрость гласит: "Слово дано человеку, животным- немота."

Что такое слово?

Загляните в толковый словарь. Вы найдёте там такое определение слова: это "единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении."

Для того, чтобы понять это определение, необходимо уяснить:

1. Что такое речь?

2. Что значит "Слово- это единица речи"? Почему единица, а не 1/2 или 1/3 речи?

3. Как понять "Слово- это звуковое выражение понятия"?

Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется в речи как самостоятельное целое(единица) "Когда мы произносим какое- ни будь слово ,- пишет В.Г.Белинский то соединяли с ним, в уме нашем, понятие о каком- ни будь предмете(разрядка мая Л.Г.); так, например, произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками, т.е. светом, жгучестью и горением, хотя бы в то время, как мы говорим, мы не видели бы огня; когда мы говорим слово лошадь, то представляем себе умственно это животное, со всеми его признаками, т.е. отличительную фигурою, гордою поступью, быстрою бега, хотя бы и не видим перед собою лошади, когда о ней говорим. Из этого видно, что слова суть не что иное, как условные знаки понятий, выражаемых посредством различных сочетаний звуков голоса…"

Говоря словами Ю.Паустовского, "для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".

А что такое речь? Речь, читаем мы словаре, это "способность говорить, говорение."

Слово воспринимается прежде всего как звук или комплекс звуков. Однако не всякий звук или совокупность звуков может называться словом. Так, например, слово стол состоит из четырёх звуков: с, т, о,. В отдельности ни один из них ровно ничего не

Значит. Можно ли сочетании звуков "лсот" считать словам?

Конечно, нет. Почему?



Чтобы сочетание звуков стало словом, необходимо звуки расположить в определённой последовательности, только при таком условии эти сочетания будут обладать значением, смыслом, т.е. при помощи звуков (на письме - букв) выражать определённые понятия. Вот почему стол- слово, а "лсот",- бессмысленное сочетание звуков.

По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его звуковая оболочка (на письме - буквенная, графическая) а внутренняя его смысл, значение.

СЛОВО - РЕЧЬ

В толковом словаре дается и другое определение слова:

слово- это речь, язык.

Слово- "единица речи" и слово- "речь оба эти значения неразрывно связаны.

Лев Успенский назвал свою книгу "Слово о словах". Какое слово употреблено в значении "язык, речь"?


«Чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин.
Но каждый в бой иди. А бой решит судьба…


«Важно только одно, - говорил он, - любить народ ,родину, Все свои силы Н. А. Некрасов отдал русскому народу, жил его жизнью, боролся за его счастье.

служить им сердцем и душой».

Русский народ, которому «пределы не поставлены, « и родная земля с ее бескрайними нивами, елеными лучами, разливами рек - неиссякаемый источник вдохновения Некрасова, предмет его гордости и любви. Поэт проявлял горячий интерес к меткому народному слову.



Он продолжал дело начатое А .С . Пушкиным ,-дело приближения литературного языка к общественному русскому языку . Он еще шире раздвинул границы литературного языка ,пополнив его словарный состав из живого источника народной речи . В творческом наследии Н.А. Некрасова почти нет прямых высказываний о языке ,Но вопросы формы художественных произведений постоянно волновали его , и суждения на эти темы разбросаны во многих произведениях ,критических статьях и письмах поэта. В стихотворении Н . А .Некрасова "Форма . Подражания Шиллеру "читаем ".

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

Стих, как монету, чекань

Строго, отчётливо, честно,

Правилу следует упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям - просторно.


В этих стихах заключено одно из замечательных правил словесного искусства.

Подлинные художники всегда стремились писать так, чтобы слово было точным , чтобы за каждым словом угадывался глубокий смысл ,открывался простор воображении.

Некрасовские строки «чтобы словами было тесно, мыслям просторно» стали крылатыми, вошли и в литературу и в общую речь.





«Мудрые мысли о языке»


Язык-это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры…Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч,

выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…

(А.И. Куприн)

«Карл пятый, русский император, говаривал, что шипанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он Российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие шипанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.

(М. Ломоносов)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне, поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».

(И.С. Тургенев)



Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»


Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»


1868-1936

"Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры".

(М. Горький)


"Точность слова является не только требованием стиля, требованием хорошего вкуса, но прежде всего требованием смысла".

(К. Федин)


Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»


1811-1848


Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живопись для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов…

Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

(В.Г. Белинский)

…Настоящий, сильный, где нужно - нежно, трогательный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой язык народа. (К. Д. Ушинский).



Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»



1818-1883


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад , это достояние , переданное нам нашими предшественниками , в числе которых блистает опять - таки Пушкин ! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса ... Берегите чистоту языка, как святыню!


(И. С. Тургенев).



" По стране Родная речь "

В этой удивительной стране хранятся накопленные веками немыслимые богатства человеческой мысли и опыта .Богатства этих доступны любому человеку, если только он умеет бережно и аккуратно обращаться со словом. А насколько хорошо умеете обращаться со словом вы, нам предстоит выяснить. Ведь впереди вас ждет нелегкие испытания.

Итак, добро пожаловать в страну Родная Речь!

Чтобы немного размяться перед состязанием, ответьте на следующие вопросы

Вопросы для разминки.

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)

2. В каком слове сорок гласных? (сорок-а)

3. В каких словах по сто согласных? (сто-л, сто-г)

4. Какую часть слова можно в земле на-

йти? (корень).

Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»


5. Как большой дом превратить в маленький? ( Добавить суффикс " ик ": дом-ик)

Классный час на тему «Поговорим о чистой речи»

6. Что за часть речи?



Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь

( Имя прилагательное)


" О буквах и знаках "

конкурс: 1. Раньше, когда букв не было, люди вместо слов рисовали картинки. Письмо рисункам называется пиктографии". Попробуйте расшифровать следующую надпись? ( " Сова видит ночью ")

2.Кто был создателем первого славянского алфавита?

(Греческие миссионеры, просветили славян Кирилл

и Медовей. Создан алфавит был в 9 в.

нашей эры, а пользоваться им стали лишь

в 10-11 в.в.)

3. Как называют первые славянские азбуки?

(Древнейшие славянские надписи и рукописи

Выполнены двумя графичеческими системами

Одну из них называют кириллицей, а другую-

глаголицей.)

4 Современный русский алфавит-это видоизмененная кириллица. Шрифтовая

реформа русской азбуки была проведена Петром 1.Совершенствуя азбуку,

Петр 1 ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась,

но ещё не была узаконена. Что это за буква? (Буква "Э")

5. Какая буква в русском алфавите моложе всех?

«Известен ее создатель, у нее есть и «день рождения», в 1997 г ей исполнилось 200 лет.

(Буква "Ё": в 1797 г. писатель Николай

Михайлович Карамзин издал сбор-

ник стихотворений, в печати которого

впервые использовал букву "Ё".

С 1735 года в подобных случаях было

Принято использовать буквосочетания

"io", а более раннее времена не воз-

никало потребности в букве, так как в

языке не было соответствующего зву-

ка: произносили [M;Э], д, с,[Л,Э] зы.).

6.Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости . Что это за знаки?

(знаки препинания.)


7. А как называется система знаков препинания?

(Пунктуация).



" Без пословицы не проживешь" -


считали, люди в старину и с этим трудно не согласится. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок.


Говорят: « Пословица всем делам помощница". Она и вам поможем украсить речь, сделает её ярче.


Лучше синица в руке... (чем журавль в небе).


На чужой каравай... (рот не разевай).


Ум хорошо…(а два лучше).


Не было бы счастья... (да несчастье помогло).


Слово не воробей... (вылетит, не поймаешь).


Грамоте учится... (всегда пригодится).


Кто старое помянет... (тому глаз вон).


Под лежачий камень... (вода не течет)


Хорошую дружбу... (и топором не разрубишь).


Скоро сказка сказывается... (да не скоро дело делается).


Взялся за гуж... (не говори, что не дюж).


"Как правильно?"

Нормативное ,правильное применение слов, словосочетаний, конструкций предполагает знание их смысловых и стилистических особенностей : одинаково правильные с литературной точки зрения, они могут различаться условиями употребления - в разных стилях речи , в конкретной обстановке общения и т.д.

Литературные нормы языка - понятие не застывшее, раз и навсегда сформировавшееся. Как и вся система живого языка, нормы развиваются и видоизменяются вместе с ним. Что-то утрачивается, а что-то, напротив, приобретается в процессе постоянной языковой эволюции. "Правильное" и "не правильное" в языке - это лишь одна сторона дела, не покрывающая всех особенностей живого употребления. Высокая речевая культура предполагает также умение ориентироваться в богатстве языка, в его подчас неуловимых, но так необходимых для точного выражения мыслей и чувств, оттенков значений, в нормативных вариантах употребления, выработанных языком в процессе его многовекового развития. О старом и новом в литературной норме , о различиях в употреблении близких по звучанию слов , об условиях употребления некоторых словосочетаний в русском литературном языке прежде и теперь и будет рассказано в следующих наших заметках.


В Москве - на Москве. Сейчас, конечно, мы не скажем и не напишем на Москве - эта конструкция относится к разряду устаревших.

Ещё в прошлом веке можно было сказать, например, и в Москве и на Москве. Вторая форма (на Москве) в 18 веке преобладала, а начиная с предлогом в, которая и победила в современном литературном языке. Теперь мы скажем только в Москве, а не на Москве.

В свое время Д. и. Фонвизин писал : «обычай иногда позволяет на употреблять вместо в и во, например вместо живу в Москве говориться живу на Москве."



Как правильно?

У А. С. Пушкина в седьмой главе "Евгения Онегина" есть такие строки:

У ночи много звёзд прелестных,

Красавиц много на Москве.

Родной и родимый. Оба слова родной и родимый употребляются в современном русском языке в одних и тех же значениях. Различаются они стилистической окраской и способностью вступать в сочетание с другими словами.

Слово родной в классической литературе можно встретить довольно часто. У Н. А. Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" есть такие строки:

Идет родная матушка.

Не будит пуще кутает:

"Спи, милая, касатушка ,

Спи, силу запасаясь!"


У А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин" читаем:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Круг слов с которыми сочетается слово родной, очень широк: родная страна, родной край, родной язык, родная речь. Не всюду здесь подошло бы прилагательное родимый. Но прекрасно оно звучит в поэме "Мцыри".

-Я цель одну,

Прийти в родимую страну,

Имел в душе, - и превозмог

Страданье голода, как мог.



Мы также говорим: родимый край, родимая сторожка, то есть, применяясь к обстоятельством, используем разнообразные средства нашего богатого языка.

Кудрявый кучерявый. В современном русском языке слова кудрявый и кучерявый могут обозначать одно и то же. Это прежде всего "вьющийся или завитые волосы". Например, У А.С.Пушкина в стихотворении "Усы".

Как правильно?

Глаза скосив на ус кудрявый,

Гусар с улыбкой величавой,

На палец завитки мотал.




Часто в этом значении применяется и слово кучерявый. Однако толковые словари русского языка приводят это слово с пометкой "областное" или "просторечное". Но всё - таки в художественной литературе оно широко встречается, например у Н.С.Михалкова, А.П.Чехова, у М.А.Шолохова.













"За точность языка"

В каждом языке есть слова, почерпнутые из других народов. Заимствование слов -- процесс живой, развивающийся, плодотворный --происходит и в наше время.

Наш язык не боится брать иноязычное слово, приспосабливая его к своим нуждам.

При этом необходимые заимствования надо отличать от ненужных или модных слов, засоряющих язык, подменяющих его природные богатства. Но даже и необходимыми заимствованиями следует правильно пользоваться хорошо понимая их смысл и зная условия их употребления. Приведём некоторые примеры, актуальные для современной русской речи.

Коммуникабельный.

Имя прилагательным коммуникабельный относится к числу новейших заимствований. Его можно найти лишь в последних изданиях "Словаря русского языка С.И. Ожегова". Однако слово это довольно быстро распространилось в русском языке и относится к числу слов, употребляемых довольно широко. Коммуникабельный называют обычно человека с которым легко общаться, иметь дело.

Экстремальный.

В русском литературном языке наших дней это слово получило широко известное значение: "выходящий из рамок обычного, необычный, чрезвычайный". В этом общении смысле слова " экстремальный" стало употребляться сравнительно недавно и относится к разряду неологизмов (т.п. слов). Мы говорим

например, экстремальная ситуация, экстремальные условия, экстремальный случай, имея в виду, особые трудности, даже опасность положения или обстоятельство.

По своему происхождению слово экстремальный связан с латинским прилагательным "extreme" в значении "крайний", а также с наречием "extra", то есть "сверх меры ,через чур" .

К тому же корню восходят слова экстремизм экстремист -политические термины, обозначающие приверженность к крайним взглядам и мерам, а также сторонников таких мер.

Потенциал.

По своему буквенному значению слово потенциал восходит к латинскому potential, что означает "сила, мощность". Как специальный физический термин потенциал - это величина характеризующая запас энергии покоящегося тела ,силовое поле в заданной точке: магнитный потенциал, разница потенциалов и т.п.

У слова потенциал есть и другое, переносное и общелитературное значение. Потенциалом называют степень мощности чего - либо вообще, а также совокупность всех имеющихся возможностей, средств в той или иной сфере.

Квалификация.

Слово квалификация пришло в русский язык во второй половине 19 века из немецкого языка. Впервые оно зафиксировано в "словаре иностранных слов" А.Д. Михальсона, изданном в 1877г.

Немецкое слово qualification,в свою очередь, было заимственно в 17 веке из французского языка и в конечном счёте восходит к среднелатинскому слову qualification.

Амбиция

Этим словом называют обострённое самолюбие; преувеличенное чрезмерно чувство собственного достоинства.

Слово амбиция пришло к нам из польского языка в Петровскую эпоху. В " Лексиконе вокабулам новым" 18 века оно переводится как "гордость", "пыха" (т.е. спесь, надменность).

В дискотеку - на дискотеку.

Как правильно сказать: мы пойдём на дискотеку или мы пойдём в дискотеку?

Слово дискотека появилось в русском языке сравнительно недавно - лет 10-15 назад, но очень быстро прижилось в языке, обросло производными (прилагательное дискотечный, наречие по - дискотечному и т.п.).

Сложное по происхождению слово дискотека буквально означает "хранилище (или собрание) дисков, т. е. грампластинкой".

Слова дискотека употребляется в разных значениях это и собрание (хранилище) долгоиграющих пластиков - дисков; это - и музыкальный молодёжный клуб, имеющийся такое собрание.







От колыбели человечества до наших дней: Родное

слово,

Родная

речь.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий , правдивый и свободный русский ! Тургенев.

Родное слово, родная речь, которое ведут нас по жизни, дают возмож- ность общаться, понимать друг друга, развивать лучшие человеческие качества. Для каждого из нас родное слово впервые прозвучало над колыбелью.










© 2010-2022