Конспект урока русского языка по теме Синтаксис и пунктуация (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации

Цели: вызвать интерес учащихся к изучению темы «Синтаксис и пунктуация»; помочь понять, с чего начинается синтаксис, что в нем главное, для чего нужно изучать этот раздел грамматики, почему важно пользоваться знаками препинания; познакомить учащихся с разными средствами связи слов; формировать умение правильно строить словосочетания и предложения, чтобы точно выражать свои мысли и чувства, а также без труда понимать речь других людей.

Планируемые результаты:

Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний: понимают значения слов «синтаксис», «пунктуация», роль пунктуации, средства связи слов в предложении: изменение формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация; видят границы предложений, находят грамматические основы, правильно строят словосочетания и предложения.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

ПознавательныеУУД: объяснять языковые явления.

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности.

II.Актуализация знаний.

1.Значение и правописание частиц.

2.Упр.163.

III. «Открытие» учащимися нового знания.

1. Лингвистическая сказка (слайды 2-5), упр.181

(Сказку читает учащийся)

- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.

Сначала на экран выбежали поодиночке слова С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи ( каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.

Но вот кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

- Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)

IV.Применение полученных знаний.

1. Слайд № 6. Сравните предложения.

  • Даже эта работа трудна для него.

( Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель)


  • Эта работа даже трудна для него.

(Подчеркивается неожиданность трудности)

  • Эта работа трудна даже для него.

(речь идет о сильном исполнителе)

Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация»

2.Слайд № 7. Словарная работа.

  • Синтаксис (от греч. syntaxis - «составление, построение, порядок»)


  • Пунктуация (от лат. рunctum - «точка»

3.Слайд № 8. Есть ли в записи смысл?

  • Мы, проводить, счастливые, минуты, за,

письменный, стол.

( В каждом слове есть, вместе - нет)

Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.

Слайд 9. Проверим работу.


  • Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

V. Работа с учебником «Русский язык. Теория».

Чтение § 13.

VI. Беседа по вопросам.

1. В какой части параграфа показано, что из одних и тех же слов можно построить разные сообщения?

2. Что при этом происходит со словами?

3. Что они образуют?

4. Что изучает синтаксис?

5. Для чего полезно знать правила синтаксиса?

6. Как называется раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки?

7. Зачем нужны знаки препинания и умения пользоваться ими?

VI. Выполнение упражнения 190 с последующей проверкой.

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

 Домашнее задание: § 13; упражнение 183.



© 2010-2022