Рабочая программа Консультация по русскому языку к подготовке ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Принята

на заседании педаго-гического совета

Протокол № _________

от «__» ________ 2015 г.


Директор МКОУ «Спартаковская средняя общеобразовательная школа»

________________

Приказ № ________

от «___» _________ 2015 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку (консультация) для 9 класса

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Спартаковская средняя общеобразовательная школа»

Карноуховой Анастасии Николаевны.




2015 год









Пояснительная записка

Сведения об авторе

Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Карноуховой Анастасией Николаевной, стаж педагогической работы - 2 года.


Статус документа

Рабочая программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального стандарта обшего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы по русскому языку (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Н.М. Шанский (М.:Просвещение ,2010г.), а так на основе КИМов ОГЭ.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

  • титульный лист

  • пояснительную записку:

- сведения об авторе,

- статус документа,

- структуру документа,

- цели изучения курса,

- задачи курса,

- важнейшие особенности программы,

  • распределение курса по темам,

  • основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса,

  • календарно - тематическое планирование учебного предмета,

  • требования к уровню подготовки выпускников,

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель курса: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Экзаменаионная работа состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут)

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение вычленять главное в информации;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 13 заданий (2-14). Включаетзадания с кратким открытым ответом ..

Одни задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, другие - проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1;152.2 и 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Содержание рабочей программы.

(34 часа)

Структура и содержание ОГЭ(1ч)

Особенности новой версии КИМов для ОГЭ по русскму языкув 9 классе. Инструкция по заполнению бланков ответов участников ОГЭ.

Вторая часть экзаменационной работы (11ч).

Понимание текста. Целостность текста. Извлечение информации из текста.

Средства языковой выразительности (тропы) в тексте.

Лексические средства выразительности речи. Синонимы. Омонимы. Антонимы

Синтаксические средства выразительности в речи.

Лексические и синтаксичские средства связи предложений в тексте.

Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Непроизносимые согласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Слова с непроверяемыми орфограммами.

Правописание приставок. Приставки на з(с), Приставки пре- и при-

Правописане суффиксов в различных частях речи.

Типы связей в словосочетаниях. Синонимичные словосочетания с различными типами связи.

Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

Виды осложнителей предложения. Знаки препинания при них.

Пунктуация в простом предложении.

Пунктуация в сложном предложении.

Первая часть экзаменационной работы(7ч)

Текст. Целостность текста.Тема текста.План текста.

Понятие о микротеме. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Структурные особенности разных типов текста.Приемы компреси текста.

Основные приемы компрессии текста. Отработка приема исключение.

Основные приемы компресиии текста. Отработка приема упрощение.

Основные приемы компрессии текста. Отработка приема обобщение.

Третья часть экзаменационной работы (5 ч).

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки сочинения на лингвистическую тему.

Вступление и заключение сочинения на лингвистическую тему.

Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценивния сочинения по тексту.

Вступление и заключение в сочинении рассуждении по тексту.

Аргументы в сочинении-рассуждении.

Тематическое планирование

п.п

Наименование темы

Количество часов

В рабочей программе

1

Структура и содержание экзаменационной работы. Процедура проведения ОГЭ.

1

2

Выполнение первой части экзаменационной работы

7

3

Выполнение второй части экзаменационной работы

11

4

Выполнение третьей части экзаменационной работы

5


Итого

34





Календарно-тематическое планирование


урока


Тема

кол-во

часов


Элементы содержания образования


Результат обучения


Формы и виды контроля



Примечания

Дата

1

Структура и содержание экзаменационной работы. Инструкция по заполнению бланков ответов.

1


Процедура проведения экзамена по русскому языку, структура и содержание КИМов,инструкция по заполнению бланков ответов.

Иметь представление о содержании экзаменационной работы, ее структуре, процедуре проведения экзамена, тренироваться заполнять правильно бланки ответов

Заполнение бланков ответов, работа с образцами кимов, анализ демоверсии ОГЭ 2016

Выполнение части 1 экзаменационной работы

2

Текст, его структура. Тема текста. Целостность текста.

1

Повторение седений о тексте, его признаках, структуре. План текста

Знать признаки текста, его структурные особенности, уметь определять тему текста

Анализ текстов-образцов, выполнение практических заданий

3

Понятие о микротеме текста.План текста.Абзацное членение текстов.

1

Микротема., план текста, абзацное членение текста

Уметь выделять микротемы в тексте, производить абзацное членение текста, составлять различные виды плана к тексту

Анализ текстов-образцов

4

Структурные особенности текстов различных типов и стилей. Способы компрессии текста

1

Особенности текстов разных типов и стилей. Понятие о способах компрессии текста

Знать структуру текстов различных типов и стиилей, иметь представление о способах компрессии текста

Анализ текстов - образцов.

5

Способы компрессии текста Отработка приема исключение

1

Исключение как прием компрессии текста

Уметь применять прием исключения для компрессии текста

Анализ текстов-образцов, практические задания

6

Отработка приема обобщения

1

Обобщение как прием сжатия текста

Уметь использовать прием обобщения для компрессии текста

Анализ текстов, практические упражнения

7

Отработка приема упрощение

1

Упрощение какприем сжатия текста

Уметь применять упрощение для компрессии текста

Анализ текстов, практические упражнения

8

РР. Сжатое изложение. Выбор способов компрессии текста

1

Сжатое изложение

Уметь грамотно конструировать связный текст сжатого изложения

Сжатое изложение

Выполнение части 2 экзаменационной работы

9

Понимание текста. Целостность текста. Извлечение информации из текста.

1

Текст. Тема и микротемы текста. Идея текста. Авторская позиция в тексте.

Уметь извлекать информацию из текста, определять тему, идею текста, авторскую позицию

Практические упражнения

10

Средства выразительности текста. Тропы. Омонимы. Антонимы. Синонимы.

1

Тропы речи. Лексические средства выразительности

Уметь определять вид тропа в тексте,знать понятия омонимы, антонимы, синонимы

Практические упражнения

11

Правописание корней.

1

Правила правописания корней

Знать правила правописания корней

Составление таблицы, опорной схемы, алгоритма

12

Правописание корней. Урок-практикум

1

Правила правописания корней

Уметь применять на практике правила правописания корней

Практические упражнения

13

Правописание суффиксов

1

Правила написания суффиксов

Знать правила написания различных суффиксов в разных частях речи

Составление опорной схемы

14

Правописание суффиксов

1

Правила написания суффиксов

Уметь грамотно писать суффиксы в словах

Практические упражнения

15

Словосочетание. Типы связи в словосочетания. Синонимия словосочетания с разными типами связи

1

Типы связи слов в словосочетаниях. Синонимия словосочетаний

Уметь отличать словосочетания отдругих сочетаний слов, определять типы связи в словосочетаниях, заменять словосочетания синонимичными с другим типом связи

Прктические упражнения

16

Предложение. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения

1

Типы предложений., грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения

Уметь определять тип предложения по разным признакам, находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения

Синтаксический разбор предложений

17

Пунктуация в простом предложении. Типы осложнителей в простом предложении

1

Виды осложнителей в простом предложении и пунктуация при них

Знать пунктуационные правила в простом предложении

Составление опорнй схемы

18

Пунктуация в простом предложении. Урок-практикум

1

Пунктуационные правила

Уметь применять на практике пунктуационные правила

Практические упражнения

19

Сложное предложение. Пунктуация в нем

1

Пунктуационные правила

Знать пунктуационные правила в мложном предложении

Составление опорной схемы

20

Пунктуация в сложном предложении. Урок-прктикум

1

Пунктуационные правила

Уметь применятьна практике пунктуационные правила

Практические упражнения

21

Выполнение заданий части 2 ОГЭ. Тестирование

1

тестирование

Выполнение части 3 экзаменационной работы

22

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему

1

Структура сочинения на лингвистическую тему

Знать критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему

Анализ текстов образцов

23

Вступление и заключение в сочинении на лингвистическую тему

1

Вступление и заключение

Уметь составлять вступление и заключение в сочинении на лингвистическую тему

Практические упражнения

24

Аргументы в сочинении на лингвистическую тему

1

аргументы

Уметь приводить аргументы в сочинении на лингвистическую тему

Практическуе упражнения

25

РР. Сочинение на лингвистическую тему

1

сочинение

Уметь конструировать текст-рассуждение на лингвистическую тему

сочинение

26

Структура текста-рассуждения про прочитанному тексту. Критерии оценивания сочинения по прочитаному тексту

1

Структура текста-рассуждения

Знать критерии оцениваания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Анализ текстов-образцов

27

Вступление и заключение текста-рассуждения

1

Вступление и заключение

Уметь составлять вступление и заключение сочинения - рассуждения

Практические упражнения

28

Аргументы текста-рассуждения по прочитанному тексту

1

аргументы

Уметьприводить аргументы в сочинении по прочитанному тексту

Практические упражнения

29

РР. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

1

Сочинение-рассуждение

Уметь конструировать связный текст

Сочинение-рассуждение

30

Тематика и структура сочинений-рассуждений на основе жизненного опыта

1

Тематика и структурасочинений по жизненным впечатлениям

Знать особенности текстов -рассуждений по жизненному опыту

Практические упражнения

31

РР. Сочинение-рассуждение на основе личного опыта

1

сочинение

Уметь конструировать связный текст

сочинение

32-33

Выполнение комплексной работы по типу ОГЭ

2

Решение КИМов

34

Рекомендации по выполнению экзаменационной работы. Заполнение бланков ответов

1

Практические упражнения, заполнение бланков отетов



В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  1. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  2. научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  3. владеть формами обработки информации исходного текста;

  4. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  5. четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  6. самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  7. работать с бланками экзаменационной работы;

  8. сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


Литература



© 2010-2022