- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Виды сложных предложений»
Конспект урока «Виды сложных предложений»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова Т.В. |
Дата | 09.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
«ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Учитель: Павлова Т.В.
МОУ «Неверовская СОШ»
2014
Ход урока.
-
Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, что чувства наши взаимные . давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем удачи. Я верю, что все у нас сегодня получится. Мы готовы к работе.
II . Актуализация знаний.
-
О каком предложении мы говорили на прошлом уроке? Чем оно отличается от сложного? Что нужно сделать, чтобы определить, какое перед нами предложение: простое или сложное? С чего мы начинаем разбор предложения?
-
Правильно. Самое первое, что мы должны сделать - это выделить грамматическую основу предложения. Давайте сейчас поупражняемся в этом. Для этого выполним устный синтаксический счет. Я вам предлагаю предложения, а вы находите и считаете в них основы.
Слайд 1. Устный синтаксический счет
Учитель: Как вы смогли заметить, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое.
Зачем нужны сложные предложения? Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями? Или объединять их все в сложные? Что представляет из себя сложное предложение? На какие виды можно его разделить? Как отличить один вид сложного предложения от другого? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.
Если вы сейчас были внимательны, то можете определить тему сегодняшнего урока.
Как можем ее обозначить?
Слайд 2. Основные виды сложных предложений
Запись в тетрадях числа и темы урока.
III. Новая тема.
-
А сейчас давайте проанализируем несколько предложений. Не ограничимся только выделением основы. А обратим внимание на то,
как связаны между собой простые предложения в сложном.
Существует ли между ними какая - либо связь? Или это просто механическое слияние простых предложений.
А если существует, то посредством чего она выражается.
Итак, приступим. Для анализа я взяла высказывания известных людей. Вот они.
Слайд 3. Анализ предложений
А) Все хорошие вещи дешевы, все плохое стоит очень дорого. ( Торо)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?
Б) Оправа, в которую вделан драгоценный камень, повышает его цену, но не ценность. (Бёрнс)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?
В) Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (Гёте)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?
Г) Если бы не было вовсе недостатков у нас самих, мы не подмечали бы их с таким удовольствием у других ( Ларошфуко)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?
Д) Стрелы пронзают плоть, а злые слова - душу. (Грасиан)
- Как вы понимаете смысл изречения?
- Определим границы предложений.
- Какая между этими предложениями связь?
- Посредством чего эта связь выражается?
- Что объединяет все эти высказывания?
- Как связаны между собой простые предложения?
- Является ли сложное предложение простым механическим соединением простых предложений? Или между ними существуют смысловые отношения? Какие? При помощи чего они выражаются?
- Что выражается в сложных предложениях при помощи союзов и интонации?
Вывод: Сложное предложение отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более. Но два простых предложения - это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная связь. В сложном предложении информации больше, чем в двух простых
-
Чтение учебника (стр. 20, п.1, п.2)
- Как соединяются простые предложения в сложное?
- При помощи каких средств выражаются смысловые отношения в сложных предложениях?-
Слайд 4. Средства передачи смысловых отношений в сложных предложениях.
-
- Как называются сложные предложения, в которых смысловые отношения выражены при помощи интонации?
- Как называются сложные предложения, в которых смысловые отношения выражены при помощи союзов и союзных слов?
Слайд5 . Сложные предложения: Союзные и бессоюзные
- Познакомимся с высказыванием М.В. Ломоносова о союзах.
- Кто такой Ломоносов? В В каких областях знания он оставил свой след?
- Какую важную особенность союзов подмечает Ломоносов?
-
Чтение учебника (стр.20)
Слайд 6. Союзные предложения. СПП и ССП
- Как называются предложения, в которых простые связаны при помощи сочинительных союзов?
- Как называются сложные предложения, в которых простые связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ слайд 7.
IV. Закрепление.
-
Что мы узнали сегодня на уроке о сложном предложении?
Слайд 11.
-
Как определить вид предложения?
Слайд 12. Знакомство с алгоритмом работы
-
Упражнение 52 ( устно по цепочке)
V. Индивидуальная работа по карточкам
VI. Рефлексия.
С чем познакомились сегодня на уроке?
Что показалось сложным?
С чем справились легко?
Что было интересным?
Над чем стоит подумать?
VII. Домашнее задание.
Слайд 18