Исследовательский проект Виртуальная экскурсия по литературному музею г. Курска

Аннотацияучебного проекта по литературе« Виртуальная экскурсия в литературный музей г. Курска»Данный литературно-исследовательский проект является информационным. Участник проекта – обучающаяся 11 А класса Чебонянц Софья. Основная тема исследования – литературный музей города Курска ( изучение творчества курских художников слова, содержание экспозиции музея, интересные экспонаты). Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что с каждым днём растёт интерес к изучению творчества писателей-земл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выполнил:

Чебонянц Софья,11 А класс

Руководитель: Коровина З.В.



«Виртуальная экскурсия в литературный музей г. Курска»


Введение

Литературный музей - это особый тип музея, который раскрывает перед посетителем не только отдельный исторический период, эпоху, но и роль и место того или иного литератора в своей эпохе. Музей показывает влияние автора на современность, отношение власти к его творчеству, раскрывает тайны личной жизни через соприкосновение с личными вещами (к их числу можно отнести письма, фотографии, рукописные варианты трудов, а также вещи личного пользования). В литературных музеях перед организаторами стоит важнейшая задача передачи культурных ценностей именно представленного периода и в неразрывной связи с творческой личностью того или иного литератора. Этим и объясняются необычность и сложность музейных экспозиций, посвященных литераторам. Мы, к большому сожалению, мало посещаем музеи, считаем, что это скучно и неинтересно, не понимая все ценности этого храма культуры. В ходе моего исследования я посетила литературный музей г. Курска, много узнала об истории возникновения музея, о создании экспозиций, посвящённых творчеству курских писателей. Актуальность темы объясняется тем, что

Соловьиный край России пробудил к жизни немало писательских дарований. С курскими впечатлениями связаны яркие страницы в творчестве замечательных художников слова. Это Е.Носов, А.Фет, Н.Асеев, Ю.Герман, К.Воробьёв и другие. Нельзя называться «курянином», если не знать историю своей малой родины и знаменитых земляков.

Цель работы: создание виртуальной экскурсии в литературный музей города Курска

Задачи:

Что такое литературный музей?
Что такое виртуальный музей, виртуальная экскурсия?
Что такое "общечеловеческие культурные достижения и ценности"?
Каковы проблемы их сохранения и развития?

Зачем современному человеку необходимо посещать музей?

Методы и приёмы исследования:

Посещение литературного музея г. Курска

Анализ и синтез информации

Использование ресурсов Интернета

Исследовательский проект Виртуальная экскурсия по литературному музею г. Курска


Глава 1.

Что такое литературный музей?

Литературный музей - это дом, где вещи заменяют, но не вытесняют людей.

Существует несколько причин, делающих актуальным исследование литературных музеев. Остановимся на раскрытии каждой более подробно.

Первая - литературный музей это особый тип музея, который раскрывает перед посетителем не только отдельный исторический период, эпоху, но и роль и место того или иного литератора в своей эпохе. Музей показывает влияние автора на современность, отношение власти к его творчеству, раскрывает тайны личной жизни через соприкосновение с личными вещами (к их числу можно отнести письма, фотографии, рукописные варианты трудов, а также вещи личного пользования). Обстановка самого литературного музея, насколько это возможно, должна точно передавать специфику определенной исторической эпохи, в которой приходилось жить и работать творческой интеллигенции. Перед посетителем открывается широкая перспектива личностного восприятия, не искаженного традиционными практиками музейного дела, когда человека несколько ограничивают музейными нормами и правилами выстраивания композиций. В литературных музеях перед организаторами стоит важнейшая задача передачи культурных ценностей именно представленного периода и в неразрывной связи с творческой личностью того или иного литератора. Этим и объясняются необычность и сложность музейных экспозиций, посвященных литераторам. Здесь социальный контекст входит во взаимодействие с неповторимой личностью творческого человека, неповторимым жизненным опытом литератора. Для реализации столь важных задач применяются своеобразные подходы - как в идее построения музейной экспозиции, так и в средствах ее реализации. Используются не только уже известные архитектурно-планировочные решения данной проблемы, но и новейшие технические средства. Ставится цель наиболее точного воспроизведения реальности определенного исторического периода. Важным является не только территориальная близость относительно действительного места проживания литератора, но и расположение предметов внутри самого музейного пространства. Здесь необходима предельная точность в мельчайших деталях для создания целостного образа (картины) восприятия. Немаловажную роль играет историческая правдоподобность воспроизводимого. Таким образом, мы имеем дело с объективированной историей.

Второй причиной является многофункциональный характер литературных музеев. Эта причина тесно связана с первой. Зачастую творческие деятели являются талантливыми не только в одной области деятельности, но и в других творческих сферах, таких как художественная, театральная, актерская, режиссерская и т.п. Здесь также не следует забывать о творческой интеллигенции и особой сфере межличностных и межгрупповых взаимоотношений, определенного круга общения творческих людей. В этот очень специфичный круг общения, определенную социальную прослойку входят знаменитые люди той или иной эпохи, взаимодействие с которыми также необходимо отразить в музее. На основе традиционных представлений возникают современные формы выражения. Вследствие этого в литературных музеях наряду с основной деятельностью появляются другие, становящиеся затем не менее значимыми и важными, такие как организация и проведение литературных вечеров, дискуссий современных писателей, поэтов, публицистов, различных художественных, фото и скульптурных выставок. На подобных мероприятиях получают возможность заявить о себе не только востребованные и знаменитые творческие деятели, но и начинающие дарования.

Наконец, необходимо назвать третью причину, по которой следует уделять больше внимания не только традиционным музеям, но и музеям литературным. Современные литературные музеи становятся своего рода неформальными сообществами. Первоначальные группы музейных работников и постоянных посетителей самоорганизовываются в более крупные неформальные сообщества. Влияние подобных сообществ в области культуры на современном этапе значительно, а потому необходимо более тщательное и детальное изучение подобных процессов. В современных условиях глобализации и информатизации непосредственное взаимодействие индивидов «лицом к лицу» приобретает особое значение, и первоначальное формирование подобных сообществ происходит в том числе в рамках подобных институциональных культурных учреждениях. В литературных музеях появляется возможность наблюдать яркое коммуникативное взаимодействие не только между посетителями, но и посетителями и гостями (творческими деятелями), посетителями и администрацией, организаторами мероприятий и т.п.

Подведем итоги. Современный литературный музей - это:

Государство вещей. Здесь возникает дилема: жесткий порядок или свобода. Традиционный музей сковывает вещь мертвыми витринами и методическими рекомендациями. Литературный музей раскрывает внутренний смысл вещи, реализует при этом интеллект и воображение создателей, организаторов, заменяет наукообразие творчеством, превращает посетителя из послушного статиста в соавтора и соучастника.

Театр вещей. Традиционные музейные экспозиции напоминают фотовыставку ведущих актеров, а в некоторых случаях - профсоюзное собрание коллектива театра. В литературном музее - предмет это актер, раскрывающий свой талант в экспозиционном спектакле. Организатор музейной экспозиции становится режиссером, основной задачей которого становится помочь бессловесному и неподвижному предмету обрести голос и жест.

Язык вещей. Традиционный музей подобен толковому словарю: его коллекция - это система предметных знаков с неограниченными коммуникативными возможностями. Литературные музеи близки к историческим романам, где факты, темы и их интерпретация подчинены не только творческой интуиции организаторов, но и самих посетителей. Литературный музей - это язык нового вида искусства - музейной экспозиции.

Храм. Традиционный музей обожествляет Героя, литературный - исследует Человека. Это храм человеческих страстей, могущих привести к различным исходам ситуации. Это храм человеческой мысли, человеческой души, непредсказуемой по своей сущности, наконец, это храм человеческой мудрости, превращающей все это в эстетический объект.

Неформальное сообщество. Говорить о существовании неформальных сообществ посетителей в традиционном музее даже не приходится. Литературные музеи, как правило, всегда формируют на своей основе круг почитателей, интересы которых простираются далеко за рамки формальных отношений администрации музеев с их посетителями.

Глава 2

Виртуальная музей - что это?

Виртуальный музей (вебсайт-музей) - тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи за счёт применения интернет-технологий предлагают решение таких традиционных музейных проблем, как хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

В отличие от простых коллекций фотографий, виртуальный музей характеризуется такими возможностями, как наличие виртуального тура и расширенными поисковым возможностями для нахождения и классификации экспонатов.

Первые музеи в виде веб-сайтов стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Логика проста: если дом может стать дом-музеем, то домашняя страница может стать страницей-музеем. Первый персональный вебсайт-музей, назвавший себя таковым, появился в 1994 году. В том же году французским студентом Николя Пьошем был открыт «онлайн-Лувр»], и сразу же был отмечен CERN как «сайт года» в номинации «за лучшее использование мультимедиа». Впоследствии по требованию руководства Лувра название сайта было изменено.

Виртуальный музей Канады объединяет коллекции более 2500 канадских музеев, Европейский виртуальный музей - намного беднее и охватывает лишь доисторический период Европы.

Глава 3

Курский литературный музей: мечта, воплощённая в жизнь.

Литературный музей в Курске открылся в 2009 году. На площади в 563 квадратных метра разместились 8 тематических экспозиций, рассказывающих о жизни и литературном творчестве почти 90 наших выдающихся земляков, начиная с 11 века и по сегодняшний день. С Курской землей связаны многие известные поэты, писатели художники и композиторы. В Курске прошло детство преподобного Феодосия Печерского, курянами были родоначальник библиографии Сильвестр Медведев, создатель букваря и автор знаменитого "Домостроя" Карион Истомин, а купеческий сын Иван Голиков написал 30-томный труд "Деяния Петра Великого", послуживший основой для более позднего исследования Александра Пушкина. На курской земле творили Афанасий Фет, Николай Асеев, Аркадий Гайдар, Валентин Овечкин, Константин Воробьев, Евгений Носов.

Из интервью с директором музея

Литературный музей в Курске был открыт в ноябре 2009 года к 90-летию со дня рождения К.Д. Воробьева. За прошедшее время музей приобрел большую популярность среди жителей города. Чтобы подробнее узнать о нем, наш корреспондент обратилась к заведующей Валентине Гавриловне ГРИГОРЖЕВИЧ.

- Валентина Гавриловна, расскажите, пожалуйста, об идее создания литературного музея в Курске. Как она зарождалась, воплощалась?

- Эта идея, можно сказать, мечта родилась у курских писателей и поэтов давно. Насколько мне известно, вопрос об открытии литературного музея поднимался на страницах «Курской правды» еще в 1988 году актером Курского драмтеатра Н. Щадриным. В своей статье «Нужен музей литературный» он писал: «Пришло время чистить ключи, освобождать от ила забвения русла рек духовных. Пора открыть в городе литературный музей, где хранился бы источник духовной жизни прошлых лет, наше нетленное богатство».

Постепенно об этом начали говорить. Но только в последнее время, в немалой степени благодаря председателю областного комитета по культуре В.В. Рудского, удалось воплотить мечту в жизнь.

А судя по посещаемости, литературный музей был очень нужен городу. В последнее время нам даже не всегда удается справиться с потоком желающих его посетить. Приходится иногда отказывать или переносить время экскурсий. В день бывает по 5-6 экскурсий, каждая из которых занимает не менее часа. Некоторые тематические - до полутора часов. Например, сейчас мы провели экскурсию для учеников пятого класса лицея №21. Больше часа дети очень внимательно слушали, и по их глазам было видно, что им интересно.

Наш выставочный зал тоже пользуется большим спросом. После экскурсий мы предлагаем посетить и его. Здесь уже прошло три выставки. Ко Дню Победы откроется новая.

- Какая в основном тематика экскурсий в музее?

- Чаще всего обзорная. Но сейчас, перед 65-летием Победы, безусловно, преобладает военная тематика. Рассказываем о жизни и творчестве Воробьева, Носова, Корнеева, Сальникова и др. Дальше, конечно, планируем расширять тематику. Но пока не совсем хватает кадров.

- А каким образом музей пополняется?

- Периодически люди совершенно безвозмездно приносят очень ценный материал. Недавно к нам поступила новая книга - «Фронтовое творчество» 1942 года, которую принес С.А. Шульга. В ней очерки, рассказы, стихи, юмор. Открываешь и удивляешься: в те тяжелые годы люди в перерывах обязательно что-то писали. Писали, чтобы оставить память о том страшном времени. Сборник рассказывает о мужественных и отважных воинах, смело сражающихся с врагом во имя Победы.

Стихотворение «Над мертвым ребенком» меня особенно потрясло. Равнодушным остаться невозможно. Оно начинается так:

Мы нашли ее в разгаре боя…

Домик тот отбить нам удалось.

Платьице ребенка голубое

Кровью пропиталося насквозь.

Я читала это стихотворение детям. Стояла тишина. В их глазах - страх, недоумение и немой вопрос: «За что?». В одном из очерков рассказывается о том, как немцы пытали больного ребенка, чтобы он не плакал. Ужасающая жестокость. И нужно отдать должное нашему народу. Несмотря ни на что, у людей хватало мужества и самообладания, чтобы продолжать сражаться.

- Валентина Гавриловна, за несколько месяцев существования музея в нем проводилось множество интересных мероприятий. Вы можете выделить самое яркое, запоминающееся?

- Трудно сказать. Мне они все нравятся и по-своему интересны. Мы очень серьезно готовимся к каждому из них. Например, очень запомнилась прошедшая в декабре встреча с поэтом и председателем Курского областного суда Василием Золотаревым, которого я, можно сказать, открыла для себя. Знала, что есть такой судья-поэт, но мы не были знакомы. Думала, что он должен быть строгим, в силу профессии, а он оказался очень добрым, семейным, отзывчивым и коммуникабельным человеком. С большим удовольствием с ним пообщались, он ответил на многие вопросы, почитал стихи.

У нас прошли интересные встречи с С.П. Першиным, с В.А. Нарыковым, «Литературные чтения», посвященные 80-летию со дня рождения Е.И. Носова, литературно-краеведческие встречи, посвященные Б.П. Агееву. Была замечательная викторина для самых маленьких - детей начальной школы. Ребята познакомились с детским поэтом Медведевым, с его творчеством, отгадывали хором загадки, размышляли о том, что - хорошо, а что - плохо.

- А как сложилась традиция литературных салонов?

- Думаю, что благодаря моей практике и опыту работы в школе (В.Г. Григоржевич - заслуженный учитель РФ, долгое время была директором музея Воробьева, находящегося при школе №35; составитель пятитомника К.Д. Воробьева. - «Р46»). Известно, чтобы заинтересовать людей, необходимо им что-то рассказать, показать. Здесь я воплотила этот принцип.

Идея одобрена и очень востребована. Оказалось, мы очень мало знаем о наших пишущих современниках. Знакомы с их творчеством, а с авторами - нет. А это очень интересно.

- Валентина Гавриловна, расскажите, пожалуйста, о ближайших планах музея.

- Как можно больше собрать материала и свидетельств по темам «Дети и война», «Память в творчестве курских поэтов и писателей». Продолжать открывать новые имена наших талантливых земляков.

Мы стараемся больше узнать и рассказать о каждом курском писателе и поэте, чтобы ни одно имя не было забыто, разработать больше тематических экскурсий, найти новый материал.

Надо сказать, что начало положено успешно. Уже практически готов путеводитель по нашему музею, где есть краткое содержание каждой экспозиции, тематика экскурсий и др.

Глава 4.

Евгений Носов - певец природы соловьиного края

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).
Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.
Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; «Дом за триумфальной аркой», 1963; «Где просыпается солнце» 1965; « Шумит луговая овсяница», 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); « За долами, за лесами», 1967; « Берега», « Красное вино победы»,; « И уплывают пароходы..»., 1975; «Усвятские шлемоносцы». В лучших рассказах и повестях писателя проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах («Мост», « Дом за триумфальной аркой») и повестях («Не имей десять рублей», «Моя Джомолунгма») Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Глава 5.

«Рассказать всю правду о войне…» К. Воробьёв

ВОРОБЬЕВ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1919-1975), русский писатель. Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г. Медвенка, где с 14 лет публиковал очерки и стихи. В качестве литературного консультанта проработал недолго: за стихотворение На смерть Кирова был исключен из комсомола и вскоре уволен. Поводом послужила найденная у него книга об Отечественной войне 1812, которую партийные идеологи сочли свидетельством «преклонения перед царскими генералами».
В 1937 переехал в Москву, окончил вечернюю школу и стал сотрудником заводской газеты. Находясь на срочной службе в армии (1938-1940), сотрудничал в армейской газете. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. М.В.Фрунзе, затем был направлен на учебу в Высшее пехотное училище. В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть Дорога в отчий дом (опубл. в 1986 под названием Это мы, Господи!). В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.
После освобождения Советской Армией Шяуляя Воробьев был назначен в этом городе начальником штаба ПВО. Демобилизовавшись в 1947, до 1956 работал в торговых организациях Вильнюса, писал прозу. Его первый рассказ Ленька (1951) был опубликован в милицейской газете.
После выхода в свет первого сборника рассказов Подснежник (1956) Воробьев стал профессиональным литератором, но вскоре по материальным причинам был вынужден найти работу - до 1961 заведовал отделом литературы и искусства газеты «Советская Литва».
В начале 1960-х годов вышли в свет повести, принесшие Воробьеву известность: Сказание о моем ровеснике (др. название Алексей, сын Алексея, 1960), « Убиты под Москвой» (1963), «Крик» (1962). Действие повести «Сказание о моем ровеснике» происходило в 1920-1930-е годы в русской деревне.
Повесть « Убиты под Москвой» стала первым произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941.
В произведениях середины 1960-х годов Воробьев стремился рассказать «правду о гибели русской деревни». Это стремление воплотилось в повестях Почем в Ракитном радости (1964) и Друг мой Момич (1965). Из-за несоответствия официальным идеологическим установкам повесть Друг мой Момич при жизни автора полностью не публиковалась; сокращенный вариант был опубликован под названием Тетка Егориха (1967). Герой повести Почем в Ракитном радости всю жизнь винил себя за то, что написанная им, мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Спустя много лет дядя и племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший селькор попал после фашистского плена. Воробьев проводил важную для него мысль о том, что трагедии деревни, войны и плена имели общие корни: разрушение нравственных и социальных основ жизни при Сталине. Герои «лейтенантских» и «деревенских» повестей Воробьева, а также его рассказов (Немец в валенках, 1966, Уха без соли, 1968, и др.) после страшных испытаний оказывались способны на духовный взлет, через душевную боль приходили к катарсису. Воробьев стремился к тому, чтобы способность к духовному взлету сохранили в себе и герои тех его произведений, действие которых происходило в современной ему действительности, - повестей Вот пришел великан... (1971) и И всему роду твоему (1974, не завершена). Писатель понимал, что герои этих повестей живут во время, когда «не стало личности, индивидуальности», и этим усложняется их нравственная задача. Незадолго до смерти писатель работал над романом Крик, который должен был стать продолжением одноименной повести. Определяя его сюжет, он писал, что это «просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера». Умер Воробьев в Вильнюсе 2 марта 1975. Посмертно удостоен премии Александра Солженицына (2000).

Глава 6.

Усадьба А.Фета в Курской области.

В деревне Воробьевка Курской области сохранилась усадьба А.А.Фета. Здесь в 1887 году, покинув Степановку в родном Мценском уезде Орловской губернии, поселился и прожил 15 лет известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии имение у потомков генерала П.М.Ртищева в Воробьевке недалеко от Коренной пустыни, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву и приезжая в Воробьевку к началу марта.

В биографическом очерке о Фете Н.Страхов - частый гость Воробьевки - писал об этой усадьбе: «В 1877 году Афанасий Афанасьевич решился бросить Степановку и купил за 105 тысяч руб. Воробьевку (так называемую Ртищевскую Воробьевку, по фамилии давнишнего владельца) в Щигровском уезде Курской губернии, на реке Тускари, в десяти верстах к востоку от известной Коренной Пустыни. Деревня Воробьевка стоит на левом, луговом берегу реки, а господская усадьба на правом берегу, очень высоком. Каменный дом окружен с востока каменными же службами, а с юга и запада огромным парком на 18-ти десятинах, состоящим большею частью из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видны церкви Коренной Пустыни.
Когда поэт решил приобрести усадьбу, его предупредили, что крепостных в имении нет. Однако писателя привлекала не выгода покупки, а красоты сада, пруда. Дом был запущен, к тому же Афанасий Афанасьевич решил пристроить второй этаж. Поэтому первое время поэт жил в кухонном флигеле. Через некоторое время приехала жена Афанасия Фета - Марья Боткина. Она полюбилась крестьянам, ее часто приглашали стать крестной. Марья Петровна никому не отказывала и всегда щедро одаривала крестников. Барыня устроила настоящую оранжерею. В ней выращивали редкие цветы, персики. Афанасий Фет в Воробьевке считался хорошим хозяйственником.
Весна 1878 года была первой весной Фета в его новой усадьбе Воробьевке. Здесь наступил новый расцвет творчества Фета - поэта и переводчика. Как он сам писал в одном из писем 1891 года, «с 60-го по 77-й год, во всю мою бытность мировым судьёю и сельским тружеником я не написал и трех стихотворений, а когда освободился от того и другого в Воробьевке, то муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня также часто, как на заре моей жизни». Воробьевский период в творчестве поэта был исключительно плодотворным. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. В усадьбе поэта часто гостили известные деятели русской культуры Лев Толстой, Яков Полонский, художники Досекины, видные политики того времени. В гости к поэту пешком приходил Петр Чайковский, который часто гостил у брата в Уколово. Современник Фета поэт А.Толстой отмечал: «Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе».
В Воробьевской усадьбе Фета сохранились старинный парк с прудом, двухэтажный особняк, строения, где жили дворовые люди и даже конюшни. Воробьевское имение - единственное, где уцелели парк и несколько зданий. Даже на родине Фета - в Орловской области - они не сохранились. Сам поэт считал, что искусству не пристало придерживаться каких-либо «направлений», оно должно служить «чистой красоте», и не всегда был понят даже старыми друзьями «Современника». При советской власти творчество Фета было предано забвению. Сегодня в Воробьевской основной школе действует музей А.А.Фета. В кабинете создана обстановка конца XIX века. Правда, не сохранилось ни одной подлинной вещицы Афанасия Афанасьевича «все забрал Орел».
Ежегодно в деревне Воробьевка собираются его многочисленные почитатели. Здесь проходят традиционные фетовские чтения. В июле 2009 года в Воробьевке в пятнадцатый раз прошел ежегодный литературно-музыкальный праздник, посвященный жизни и творчеству великого русского поэта Афанасия Фета. Среди гостей праздника были народный артист России Борис Симичев и лауреат Государственной премии Аристарх Ливанов, любители поэзии из Орла, Белгорода, Брянска, Твери, Ижевска, представители курского регионального отделения Союза писателей России, коллективы областной государственной филармонии. На книжной ярмарке можно было купить сборники стихов Афанасия Фета, сувениры, сделанные руками курских мастеров народного творчества, а на импровизированной сцене все желающие могли прочитать свои собственные стихи. По традиции в имение Афанасия Фета была принесена икона Курской коренной Божией Матери и отслужен молебен.

Глава 7 .

Юрий Герман

Герман Ю.П. Герман Юрий Павлович (1910 - 1967) Русский советский писатель. Родился 22 марта (4 апреля н.с.) в Риге в семье поручика. Во время первой мировой войны отец был на фронте, мать отправилась за ним сестрой милосердия, взяв с собой сына. Всю войну он сопровождал на фронтах родителей. После войны учился в Курске, где в Курской правде был напечатан его первый рассказ, затем - очерки, фельетоны и всякая газетная мелочь. Автору было 16 лет. В юности жил в городе Дмитрове, руководил драматическим кружком. Здесь написал свой первый роман Рафаэль из парикмахерской, позже изданный в Москве. Чувствуя необходимость профессионального образования, едет в Ленинград и поступает в техникум сценических искусств, выпускавший руководителей самодеятельности. Но ему не понравилась программа: учили танцам, технике речи, фехтованию. Ушел, начал работать на металлическом заводе чернорабочим, на досуге писал, печатался в журнале Юный пролетарий, затем работал в редакции газеты бумажной фабрики. Здесь познакомился с немецкими специалистами, приехавшими в СССР. Возник замысел написать роман об этом. В 1931 вышел роман Вступление, положительно оцененный М. Горьким. Затем появился роман Бедный Генрих (1934). Став профессиональным писателем, все свое время отдавал литературному творчеству. В 1934 - 36 пишет роман Наши знакомые, затем - повести Лапшин и Алексей Жмакин (1937 - 38), переработанные впоследствии в роман Один год (1960). Во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте военным корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, много публиковался в газетах. В послевоенные годы пишет киносценарии Пирогов, Дело Румянцева, Белинский, Дорогой мой человек. Работал над романом Россия молодая, вышедшим в 1952. В 1956 вышел роман Подполковник медицинской службы, в 1957 - Дело, которому ты служишь. Основные произведения 60-х гг. - роман-трилогия Дело, которому ты служишь (1957), Дорогой мой человек (1961), Я отвечаю за все (1964) - посвящено...

Заключение

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Услышать только вы его должны.

Великие и Лувр, и Петергоф, и даже Курск

Всем очень рады, только приходите,

По благородным залам побродите,

И чудом насладитесь вновь и вновь.


Список используемой литературы


1.И.Баскевич «Курские вечера»,Воронеж,1979г.

2.Е.Хлодова. «Усадьбы Курской губернии»,Библиотека Славянского дома, 1997г.

3.Соловьный край России .Фотоальбом, Москва,1995г.

4.Книга о Мастере, Курск «Крона»,1998г.

5.К.Воробьёв, Е.Носов «Фанфары и колокола» ,Курск, 2002г.

© 2010-2022