- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Ефимова Т.Н. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
10 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку
1 вариант
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
дОлбит
-
щЁлкать
-
наделИт
-
прИбыл
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
-
Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом, очень РИСКОВАННЫЙ.
-
Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.
-
На СБОРНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.
-
Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
-
по обеим сторонам;
-
более пятиста долларов;
-
опытные инженеры;
-
розовый какаду.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Проезжая мимо родной деревни, …
-
мне стало не по себе.
-
ваши сердца забились сильнее.
-
писатель ещё раз испытал радость воспоминаний о детстве.
-
ему не в чем себя было упрекнуть.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты.
-
Ввиду непредвиденных обстоятельств поездка группы специалистов откладывается.
-
Подписание договора свидетельствует о нормализации отношений между странами.
-
По окончании переговоров на высшем уровне президенты ответили на вопросы журналистов.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
-
Теперь химики приготовляют синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.
-
В городском поселении Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждения России.
-
Деревня, возле которой студенты расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.
-
Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты.
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
-
1
-
2
-
1, 2
-
1, 2, 3
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст;
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться;
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать;
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет.
9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
-
дыш..шь, обид..вший;
-
эконом..шь, замасл..нный;
-
дремл..шь, приемл..мый;
-
реж..шь, прикле..вший.
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. фасол..вый;
Б. отрасл..вой;
В. настойч..вость;
Г. догадл..вый.
1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В, Г
4) В, Г
11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
-
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
-
Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
-
Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
-
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.
-
1,2,3
-
1,2
-
1,3
-
1
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийский дворец но и знаменитую «Поляну сказок».
2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.
3) Седого старика окружила толпа весёлых и шумных ребятишек и стала просить его показать ещё несколько фокусов.
4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не приходить к нам в гости.
14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Раздался оглушительный выстрел и запахло порохом.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
15.Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОДСПУДНО.
Требование толерантности подспудно содержится в «золотом правиле» нравственности, гласящем: «Чего в другом не любишь, того не делай сам».
-
Прилагательное
-
Наречие
-
Причастие
-
Деепричастие
Прочитайте текст и выполните задания 16 - 20.
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(К. Паустовский «Телеграмма»)
16. Укажите способ образования слова ПЕРЕРЫВ (предложение 5).
17. Из предложений 7 - 9 выпишите притяжательное местоимение.
18. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИКОГДА НЕ ЖАЛОВАЛАСЬ (предложение 1).
19. Среди предложений 7 - 13 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
20. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5 - 10 предложений). Объясните, как вы понимаете смысл предложения 22 текста: «Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости!»
10 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку
2 вариант
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
-
позвонИм
-
рвалА
-
грАжданство
-
давнИшний
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
-
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
-
Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
-
Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРОЧНОМ региональном этапе.
-
Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
из полтора метров материи;
-
уважаемые директора;
-
пара ботинок;
-
до тысяча девятьсот пятого года.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь в пути, …
1) мне приснился сон.
2) всегда думаешь о доме.
3) нам приносили свежие газеты.
4) всегда вспоминается дом.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Вопреки прогнозу специалистов безработица в стране резко выросла.
-
То, что выросло в огороде, удалось заготовить на зиму без потерь.
-
Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрёл путёвку заранее.
-
Старшеклассники не только хорошо играли в футбол, но и увлекались фехтованием.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
-
Надо быть благодарным родителям за ту заботу, которую они проявляют о тебе.
-
Закон, который приняла Государственная дума РФ, поступил на утверждение Президента.
-
Учащиеся пользуются толковым словарём, который написал выдающийся лингвист Сергей Иванович Ожегов.
-
В августе в городе Жуковском, который расположен на юго-востоке Подмосковья, успешно прошёл авиасалон МАКС-2011.
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
-
1, 2, 3
-
2, 3, 4
-
1, 3
-
1, 2, 4
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
-
вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный;
-
вл..стелин, пок..рать, укр..титель;
-
пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать;
-
упл...няя (бетон), к..саться, к..мпаньон.
9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
-
догон..шь, озадач..вший;
-
разбуд..шь, омыва..мый;
-
беспоко..шься, подстрел..нный;
-
шепч..шься, расчист..вший.
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. претерп..вать
Б. привередл..вый
В. алюмини..вый
Г. успока..ваться
1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, В
11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
-
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
-
Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
-
(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
-
Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
-
1, 2, 3
-
1, 2
-
3, 4
-
1, 2, 3, 4
13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
-
Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
-
Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
-
От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
-
В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Люди на берегу бросили работу ( ) и глядели на подходившие суда.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
15. Укажите верную морфологическую характеристику слова СВЯЗАН.
Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией.
-
Прилагательное
-
Причастие
-
Наречие
-
Деепричастие
Прочитайте текст и выполните задания 16 - 20.
(1)Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области.
(2)В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3)После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4)Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5)Без сознания, стонет. (6)И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7)Добить? (8)Но разве они способны на такое? (9)Оставить так, пусть сам «доходит»? (10)Но ведь человек всё-таки. (11)Каково слушать его предсмертные стоны?
(12)В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13)Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14)Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то что он враг, оккупант.
(15)Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16)Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе. (17)И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому.
(18)Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19)И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20)Нарочно не придумаешь такого сюжета - настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.
(В. Солоухин)
16. Укажите способ образования слова ХОД (предложение 20).
17. Из предложений 15 - 18 выпишите указательное местоимение.
18. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ВЫХАЖИВАТЬ (предложение 15).
19. Среди предложений 12 - 15 найдите сложное предложение, часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.
20. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5 - 10 предложений). Объясните, как вы понимаете смысл предложения 16 текста: «Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе».