Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку


1 вариант


1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. дОлбит

  2. щЁлкать

  3. наделИт

  4. прИбыл

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом, очень РИСКОВАННЫЙ.

  2. Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

  3. На СБОРНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.

  4. Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. по обеим сторонам;

  2. более пятиста долларов;

  3. опытные инженеры;

  4. розовый какаду.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проезжая мимо родной деревни, …

  1. мне стало не по себе.

  2. ваши сердца забились сильнее.

  3. писатель ещё раз испытал радость воспоминаний о детстве.

  4. ему не в чем себя было упрекнуть.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты.

  2. Ввиду непредвиденных обстоятельств поездка группы специалистов откладывается.

  3. Подписание договора свидетельствует о нормализации отношений между странами.

  4. По окончании переговоров на высшем уровне президенты ответили на вопросы журналистов.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Теперь химики приготовляют синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.

  2. В городском поселении Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждения России.

  3. Деревня, возле которой студенты расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.

  4. Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

  1. 1

  2. 2

  3. 1, 2

  4. 1, 2, 3

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст;

2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться;

3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать;

4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет.

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. дыш..шь, обид..вший;

  2. эконом..шь, замасл..нный;

  3. дремл..шь, приемл..мый;

  4. реж..шь, прикле..вший.

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. фасол..вый;

Б. отрасл..вой;

В. настойч..вость;

Г. догадл..вый.

1) А, Б

2) А, Б, В

3) А, В, Г

4) В, Г

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

  2. Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

  3. Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

  4. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (1) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (2) и (3) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.

  1. 1,2,3

  2. 1,2

  3. 1,3

  4. 1

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийский дворец но и знаменитую «Поляну сказок».

2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.

3) Седого старика окружила толпа весёлых и шумных ребятишек и стала просить его показать ещё несколько фокусов.

4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не приходить к нам в гости.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Раздался оглушительный выстрел и запахло порохом.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

15.Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОДСПУДНО.

Требование толерантности подспудно содержится в «золотом правиле» нравственности, гласящем: «Чего в другом не любишь, того не делай сам».

  1. Прилагательное

  2. Наречие

  3. Причастие

  4. Деепричастие

Прочитайте текст и выполните задания 16 - 20.

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(К. Паустовский «Телеграмма»)

16. Укажите способ образования слова ПЕРЕРЫВ (предложение 5).

17. Из предложений 7 - 9 выпишите притяжательное местоимение.

18. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИКОГДА НЕ ЖАЛОВАЛАСЬ (предложение 1).

19. Среди предложений 7 - 13 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

20. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5 - 10 предложений). Объясните, как вы понимаете смысл предложения 22 текста: «Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости!»




10 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку


2 вариант


1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. позвонИм

  2. рвалА

  3. грАжданство

  4. давнИшний

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

  2. Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

  3. Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРОЧНОМ региональном этапе.

  4. Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. из полтора метров материи;

  2. уважаемые директора;

  3. пара ботинок;

  4. до тысяча девятьсот пятого года.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути, …

1) мне приснился сон.

2) всегда думаешь о доме.

3) нам приносили свежие газеты.

4) всегда вспоминается дом.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Вопреки прогнозу специалистов безработица в стране резко выросла.

  2. То, что выросло в огороде, удалось заготовить на зиму без потерь.

  3. Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрёл путёвку заранее.

  4. Старшеклассники не только хорошо играли в футбол, но и увлекались фехтованием.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  1. Надо быть благодарным родителям за ту заботу, которую они проявляют о тебе.

  2. Закон, который приняла Государственная дума РФ, поступил на утверждение Президента.

  3. Учащиеся пользуются толковым словарём, который написал выдающийся лингвист Сергей Иванович Ожегов.

  4. В августе в городе Жуковском, который расположен на юго-востоке Подмосковья, успешно прошёл авиасалон МАКС-2011.

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

  1. 1, 2, 3

  2. 2, 3, 4

  3. 1, 3

  4. 1, 2, 4

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный;

  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель;

  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать;

  4. упл...няя (бетон), к..саться, к..мпаньон.

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. догон..шь, озадач..вший;

  2. разбуд..шь, омыва..мый;

  3. беспоко..шься, подстрел..нный;

  4. шепч..шься, расчист..вший.

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать

Б. привередл..вый

В. алюмини..вый

Г. успока..ваться

1) А, Б, Г

2) А, Б, В

3) В, Г

4) А, В

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

  2. Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

  3. (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

  4. Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

  1. 1, 2, 3

  2. 1, 2

  3. 3, 4

  4. 1, 2, 3, 4

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

  2. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.

  3. От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

  4. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Люди на берегу бросили работу ( ) и глядели на подходившие суда.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

15. Укажите верную морфологическую характеристику слова СВЯЗАН.

Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией.

  1. Прилагательное

  2. Причастие

  3. Наречие

  4. Деепричастие

Прочитайте текст и выполните задания 16 - 20.


(1)Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области.

(2)В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3)После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4)Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5)Без сознания, стонет. (6)И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7)Добить? (8)Но разве они способны на такое? (9)Оставить так, пусть сам «доходит»? (10)Но ведь человек всё-таки. (11)Каково слушать его предсмертные стоны?

(12)В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13)Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14)Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то что он враг, оккупант.

(15)Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16)Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе. (17)И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому.

(18)Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19)И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20)Нарочно не придумаешь такого сюжета - настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.

(В. Солоухин)

16. Укажите способ образования слова ХОД (предложение 20).

17. Из предложений 15 - 18 выпишите указательное местоимение.

18. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ВЫХАЖИВАТЬ (предложение 15).

19. Среди предложений 12 - 15 найдите сложное предложение, часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.

20. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (5 - 10 предложений). Объясните, как вы понимаете смысл предложения 16 текста: «Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе».

© 2010-2022