Структурная карта урока «Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания. Цельные словосочетания»

  Структурная карта урока «Словосочетание.  Строение и грамматическое значение словосочетания. Цельные словосочетания».   1. Упражнения по теме «Словосочетание». 1. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово. 1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурная карта урока

Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания. Цельные словосочетания.


1. Упражнения по теме «Словосочетание».

1. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы - зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

2. Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.

2. Тест по теме «Словосочетание».

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения 2) любой человек 3) изумительной красоты 4) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять 2) сделать случайно 3) ушел не попрощавшись 4) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный 2) практически не выполнимо 3) огорченно прошептал 4) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам 2) прийти поговорить 3) близко от нас 4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку 2) вернуться к полуночи 3) приказал отступать 4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)? 1) рисовать красиво 2) желание уехать 3) идти по бульвару 4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи - согласование?

1) наши шефы 2) быстро доехать 3) прогулка верхом 4) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи - управление?

1) немного странно 2) забыл рассказать 3) таять во мгле 4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи - примыкание?

1) бутылка из-под молока 2) говорить по-французски 3) тринадцатая глава 4) глядеть по сторонам

3.Упражнения по теме «Синонимия словосочетаний»

1. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова.

Презирать трусов; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы.

2. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению.

Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёх­трубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож.

3. Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме.

Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, извес­тия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.

4. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление.

с предлогом: 1. бессонная ночь 2. подземный переход 3. алгебраическая задача 4. школьный портфель 5. плюшевый медвежонок 6. приморский парк 7. клетчатый шарф

без предлога: 1. полковое знамя 2. солнечная энергия 3. лесной запах 4. учительский стол 5. конское ржание

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание 2. шестилетний ребёнок 3. белоствольная берёза 4. голубоглазая девочка 5. островерхие ели


5. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

1. каша из гречки 2. снаряд для спортсменов 3. тропинка в гору 4. человек без совести 5. вопрос по литературе 6. гостиница при вокзале 7. костюм в полоску 8. кусты сирени 9. совет отца 10. ком снега 11. судьба матери 12. занятия музыкой 13. собака с гладкой шерстью 14.ружьё с двумя стволами
15.парень с рыжими волосами 16.особняк в три этажа 17. девушка двадцати лет


6. Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.

1. жалостно посмотрел 2. смело спрыгнул 3. устало шагал 4. осторожно слез 5. спокойно делал
6. беззаботно жил 7. бесшумно едет 8. бесстрашно бросился 9. бездушно пел

7. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

8. Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

9. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

4. Задание на дом: 1) повторить материал по теме «Главные члены предложения», подготовиться к зачёту 2) Выполнить задание Т1 В4





© 2010-2022