Урок на тему «Художник света. С. Косенков и литература»

"Цели: "знакомство "с "жизнью "и "творчеством "С."Косенкова; "создание "условий "для "получения "новых "знаний "и "закрепления "способов "деятельности "в "режиме "дополнительного "образования "и "разработки "проекта "в "групповой "и "индивидуальной "форме "с "ориентацией "на "формирование "универсальных "способов "деятельности. "активизировать "умение "осуществлять "выбор "наиболее "точных "языковых "средств; "Задача: "способствовать "пониманию "учащимися "уникальности "конкретных "памятников "культурного "наследия, "каждого "полотна"Оборудование:"Проектор, "компьютер, "принтер."Ход "занятия"Класс "сидит "мини-группами, "сформированными "по "интересам "и "желанию "гимназистов."Слово "учителя. - "Когда "мы "берём "в "руки "книгу, "в "первую "очередь "обращаем "внимание "на "оформление. "Художники-графики, "иллюстраторы - "вот "кому "мы "обязаны "красивому "оформлению "книги. "Вы, "конечно, "знаете, "ч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Художник света. С.Косенков и литература»

Цели:

-знакомство с жизнью и творчеством С.Косенкова;

-создание условий для получения новых знаний и закрепления способов деятельности в режиме дополнительного образования и разработки проекта в групповой и индивидуальной форме с ориентацией на формирование универсальных способов деятельности.

-активизировать умение осуществлять выбор наиболее точных языковых средств;

-умение анализировать выступления учащихся;

развивать творческую активность учащихся;
развивать у школьников умение ясно, логично излагать мысли, моделировать ситуацию;
воспитывать умение работать в команде, дружелюбно относиться друг к другу.

Цели определили главную педагогическую установку занятия - не информирование школьников, а создание условий для активной познавательной деятельности учащихся: размышлений о значении и ценности наследия Косенкова, его современном состоянии, формировании оценочных суждений.

Задача: способствовать пониманию учащимися уникальности конкретных памятников культурного наследия, каждого полотна, рисунка художника как носителя культурного наследия, многогранной информации; необходимости

их сохранения.

Оборудование:

Проектор, компьютер, принтер.

Ход занятия

Класс сидит мини-группами, сформированными по интересам и желанию гимназистов.

1-ая группа - "историки";

2-ая группа - "биографы";

3-ая группа - «искусствоведы»- исследователи темы "Достоевский в

творчестве Косенкова";

4-ая группа - «искусствоведы»- исследователи темы "Пушкин в

творчестве Косенкова".

Слово учителя.

- Когда мы берём в руки книгу, в первую очередь обращаем внимание на оформление. Художники-графики, иллюстраторы - вот кому мы обязаны красивому оформлению книги. Вы, конечно, знаете, что такое графика. Это вид изобразительного искусства, основанный на особых свойствах изобразительных средств, называемых графическими.

Культурное наследие- это богатство, принадлежащее всему народу. Культурное наследие Белгородчины создавалось на протяжении многих веков, передавалось от поколения к поколению, обогащалось.

Есть и в нашей гимназии богатство. Это более ста подлинников работ Станислава Косенкова, заслуженного художника России, члена Союза художников СССР, академика Академии художеств Санкт-Петербурга.

Произведения нашего земляка хранятся в 17 музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах-музеях И. Тургенева и Н. Лескова - в Орле, Ф. Тютчева - в Брянской области.

И более ста подлинных работ - в зале Косенкова в нашей гимназии. Это графические рисунки, выполненные карандашом, углем, сангиной, литографии.

Сегодня на занятии мы собираем материал для приложения к школьной электронной газете по теме «Художник света. С.Косенков» и ставим проблему: «Справедливо ли мнение о том, что каждое полотно, рисунок художника- носитель культурного наследия, многогранной информации?» (Организация познавательной деятельности)

- Все вы ежедневно бываете в зале Косенкова, прошлое занятие было проведено в виде экскурсии, чтобы вы могли выбрать, какой раздел творчества Косенкова вам интересен, о чём вы будете собирать материал и в какой группе. Я сделала видео экскурсию; смотрим на экран, чтобы оживить наши впечатления.

(Просмотр видео экскурсии).

- Тема урока «Художник света. Косенков». Станислав Минаков, друг Косенкова, написал в своей статье «Свидетель света»: «Отсвет горнего был очевиден во всем облике Косенкова. А более всего - в лике. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любую его фотографию. Перед его лицом - как будто предстоишь православной житийной иконе с каноническим средневековым изображением святого. Огромный, будто вывернутый обратной перспективой, лбище. Борода. Очки вот еще… Интересно, будут ли когда-нибудь канонизироваться изображения святых в очках?

Нет, святым он, конечно, не был. Он был земным и страстным. Он был раним и мучим. Он сам мог ранить и мучить. Не злонамеренно, а просто потому, что человек. Но от обыденных смертных отличался тем, что вещий ангел всегда выглядывал из-за его плеча. Ангел Вечной Жизни. Косенков же ощущал его и понимал Ангелом Смерти, Ангелом Небытия».

- Чтобы понять, откуда истоки, из какой семьи художник, слушаем выступление «группы биографов». Слайд 1 (Приложение 1.

  • Станислав Степанович Косенков родился 11 октября 1941 года в селе Рождественка Яковлевского района Белгородской области. В этом селе

прошло его послевоенное детство. Война к этому времени уже успела унести одного из самых дорогих Косенкову людей - отца. Война прочно вошла в сердце и разум Станислава Косенкова. В будущем это способствовало созданию серий «Детство», «Стога», «Прохоровское поле». Рос художник в семье учительницы начальных классов Ефросинии Ивановны Косенковой. Об отце он знал только по фотографиям и рассказам. Тоска ребенка, не знавшего своего отца, красной нитью проходит через все его творчество, и практически во всех его циклах, работах присутствует ребенок, детство которому «улыбну­лось лишь краешком губ». Казалось бы, маленький Станислав был простым деревенским мальчишкой, разве что долго смотрел на звезды, знал название каждой травинки и цветочка и дольше всех деревенских мальчишек сидел на берегу реки. В 1956 году он закончил семь классов в селе Непхаево, которое находилось в нескольких километрах от Рождественки.

Учитель:

- Часть зала Косенкова в нашей гимназии занята работами из цикла «Детство». Детство военного и послевоенного времени. В этих работах беды, болезни, горе, смерть. О детстве художника уже говорила группа «биографов».Но в цикле и иллюстрации к пронзительной повести Е. Дубровина «В ожидании козы». Признаюсь, я прочитала эту повесть после увиденных иллюстраций, так они меня зацепили. Время было суровое, и художник рисовал обездоленных и несчастных детей.

- Слово группе искусствоведов.

- Меня заворожила линогравюра С. Косенкова из цикла «Домой», «Дет­ство». Мама, бабушка и босоногий мальчишка возвращаются домой. Золотистый цвет, окутывающий фигуру матери, перекликается с золотым сиянием рубашки ребенка. Бабушка закутана в темные одежды, подчеркивающие ее благородный профиль. Такой узнаваемый белгородский ландшафт, на фоне которого разворачивается незатейливый сюжет. Тонкая линия оконтуренности холма словно та хрупкая грань между прошлым и будущим, которая так рано начала будоражить пылкий ум Косенкова. Слайд 2,3 (Приложение 2, 3).

- Не оставляет равнодушным образ окна. Это и в цветной линогравюре «Ожидание», и в иллюстрациях к

Урок на тему «Художник света. С.Косенков и литература»

Ожидание», цветная линогравюра

повести Е. Дубровина «В ожидании козы». Окно как око Всевышнего.

Выступление группы «биографов»:

- В 1956 году после окончания школы Косенков поступил в Курское художественно-графическое училище. Профиль­ной подготовки у Станислава Степановича не было. Первые уроки рисования дал ему солдат-инвалид, который вернулся с фронта в село. Вот с такой «подготов­кой» приехал в Курск будущий художник. По рисунку получил отлично, но когда перед ним поставили натюрморт, то он обыкновенной кисточкой для клея пытался «мазать белилами чашку» - как говорил сам Косенков. За его спиной стояли городские ребята, которые закончили либо детскую художественную школу, либо брали частные уроки у профессиональных художников, и хохотали. Обливаясь слезами, Косенков пришел в приемную комиссию и сказал, что не готов поступать, и попросил вернуть документы. Тогда преподаватель сказал: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Жизнь подтвердила правоту этих слов.

Выступление группы «искусствоведов».

- Станислав Степанович Косенков является воссоздателем цветной линогравюры. Конечно, он увлекался живописью, чтобы понять эмоциональную силу цвета, его конструктивно-созидательные особенности, проникнуть посредством цвета в глубинную суть окружающего мира. «Геор­ги­ны в вазе на синем фоне», «Подсолнухи в полосатой вазе на сине-зеленом и голубом», «Георгины в стеклянной вазе на желтом фоне», «Капуста на нашем огороде», «Сарай летом против солнца» - все эти работы, - не единственные в значительном их списке, - обнаруживают исследование художником «тайн цвета», его поведения в различных сочетаниях. (Слайд 4) (Приложение 6)

- «Особая психологическая острота» - таится в свойственной Косенкову недоговоренности. В линогравюре «У калитки. Ожидание», например, зритель не видит всей сцены проводов отца на фронт. Ее попросту нет здесь. Художник не показывает ее. Но он прибегает к изображению убедительно говорящих об этом деталей: к зрителю обращена спиной женщина, которая готовится стать матерью; на перекладине покосившихся ворот полотенце, вздымаемое ветром в сторону ушедшего за горизонт солдата; он ушел внезапно - топор в недоструганном бревне продолжает, кажется, дрожать; по опустелому двору ветер гонит стайку сиротливых стружек. (Слайд 5)

Выступление группы "Исследователи темы "Достоевский в творчестве Косенкова."

- В зале Косенкова одна из экспозиций посвящена роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Слайд 6 (Приложение 4)

Мы увидели иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», поражающие необыкновенной точностью, с которой выражал свои мысли художник. Достоевский «пришел» в жизнь Косенкова совершенно случайно, это было задание Воронежского книжного издательства. В первый раз прочитать Достоевского Косенкову пришлось в 29 лет, творчество писателя оказалось очень близким художнику. Узнав о конкурсе в Лейпциге в 1971 году, который назывался «Искусство книги», Косенков отправил свои иллюстрации к «Преступлению и наказанию», которые не могли оставить равнодушными членов жюри. За свои иллюстрации художник получил в 1971 году золотую медаль.

Косенков принимал участие во многих выставках, был отмечен дипломами и награжден медалями. Все больше и больше появлялось поклонников творчества Косенкова. Косенков очень любил Достоевского, его восхищение им изложено в дневниках художника: «Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже! Он - мой, или я - его до мозга костей, и в этом - все. Как страшно иногда увидеть себя, также страшно погружаться в Достоевского». Из дневников.

Урок на тему «Художник света. С.Косенков и литература»

Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выступление «группы биографов»:

- За цикл работ к «Преступлению и наказанию» Косенков дважды в 70-х годах в Брно и Лейпциге получает золотые медали на биеннале (художественная выставка, фестиваль, проводимые регулярно раз в два года) книжной графики. В 1973 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина приобретает 5 иллюстраций С. С. Косенкова к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского.

- Слово исследователям темы "Пушкин в творчестве Косенкова."

В поиске нравственных ответов в классике Косенков обращается к поэзии Пушкина. В 1984-87 годах художник работает над созданием иллюстраций к «Руслану и Людмиле». Приложение 5. По словам самого художника, если человек «осознал в себе самую малую толику Пушкина», он «начинает поверять в жизни все содеянное им самим и творимое другими».

Косенков три года проработал над «Русланом и Людмилой». Можно только представить степень его погружения в эпоху, в плоть и дух поэмы, в пушкинское письмо. Станислав Косенков был очень богат духовно, это выражается во всех его работах, в облике, в его речи и даже в предметах, окружающих его.

Косенков широко пользовался воображением, особенно при создании иллюстраций к Пушкину. Чего стоят только его неповторимые иллюстрации к «Руслану и Людмиле». Приложение 6. А какого труда стоит создание линогравюр, когда художник по суткам не отходил от своего печатного станка, создавая свои шедевры.

Завершение урока. Обмен аргументированными мнениями по поставленной в начале занятия проблеме. Обсуждается вопрос о том, что каждое полотно, рисунок художника- действительно носитель культурного наследия, многогранной информации. Гимназисты высказывают суждения о путях сохранения памятников культурного наследия.

- Актуальна ли проблема, которую мы поставили в начале занятия?

- Чьё выступление вам показалось самым интересным? А чьё - самым познавательным?

Вывод. Да, Станислав Степанович Косенков - личность незаурядная и художник выдающийся, мирового уровня. Недаром его работы приобрели лучшие музеи России: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Третьяковская галерея, Москва, музей Ф.М.Достоевского, Санкт-Петербург и др. Гравюры нашего земляка выставлены в крупнейших галереях Орла, Брянска, Тамбова, Барнаула, Павлодара, Семипалатинска и др. В частных собраниях коллекционеров Англии, Германии, Болгарии, Венгрии, Швейцарии, США и Франции нашли достойное место работы нашего земляка. Слайд 7, 8.

Приложение 8.

Жизнь и творчество художника тесно связаны с нашей гимназией. Здесь училась его дочь, сейчас в 5 классе учится его внучка. Для белгородской гимназии №2 Косенковым разработана эмблема -это малая графика. Слайд 9.

Творчество художника радует своей образностью и яркой выразительностью нас. По его картинам, гравюрам будут изучать историю нашей страны, литературу и последующие поколения. Косенков - это человек, которым восхищаешься и перед которым снимаешь шляпу. Станислав Степанович Косенков - символ нашего края, родной Белгородчины.

Домашнее задание. Создать публикации в формате Publisher (по материалам, собранным и представленным группами) и сохранить в формате PDF.

Гимназисты использовали статьи Е. Грищенко, В.Колесник «Нужна вера в свет», материалы сайта kosenkov.info/


© 2010-2022