Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарскойобласти основная общеобразовательная школа с.Парфёновка муниципального района Кинельский Самарской области









Проект на тему «Молодость и старость - прикосновение».







Выполнили:

учащиеся 7 класса

Седых Алиса, Орехов Дмитрий

Руководитель проекта:

Зубкова Н.Н.,

учитель русского языка

и литературы







2012-2013 год



Содержание проекта.

1. Стихотворение Е. Евтушенко «Бабушки».

2. Вступление.

3. А.С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.

4. М.Ю. Лермонтов и его бабушка.

5. А.М. Горький и его бабушка.

6. М.И. Цветаева и её бабушка.

7. В.П. Астафьев и его бабушка.

8. Духовное единение.

9. Рефлексия.









Тема: «Молодость и старость - прикосновение».

Обоснование выбора темы:

Бытует мнение, что детство и старость соприкасаются друг с другом гораздо теснее, глубже, значительнее, например, детство и средний возраст или старость и зрелость. Начало и конец жизни «окликают» друг друга, поверяя открывшиеся тайны.

Поэтому и тема, выбранная мною, не случайна. Мне хотелось погрузиться в мир дум, забот, радостей и переживаний поколения бабушек, глубже понять своих близких и, может быть, даже взглянуть на них другими глазами.

Проблема:

Бабушки и внуки, детство и старость - духовное единение. Молодость должна быть снисходительна к старости. Пожилые люди ждут от молодых понимания, тёплого взгляда, искренней радости встречи.

Цель:

Погрузиться в мир дум, забот, радостей и переживаний бабушек. Постараться глубже понять их и помочь.

Задачи:

1)Познакомиться с разными женщинами, сходными в одном, - они были любящими бабушками для своих, ставших великими, внуков.

2)Выяснить, какую роль сыграли эти бабушки в судьбе внука или внучки.

3)Написать сердечное письмо моей бабушке.

Форма презентации:

Устный журнал.





Своё выступление я хочу начать стихотворением Е. Евтушенко «Бабушки».

Простим отцов усталую небрежность

И матерей припадочную нежность -

Их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

И вся Россия в бабушках и башенках

Невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,

И все-таки они всегда в цене,

Поскольку не бывает безработицы

У бабушек в таинственной стране.

С глазами всепрощающе печальными

Они в домах, ютятся по углам

Машинами стиральными, качальными,

Машинами, что плачут по ночам.

И бабушки, стирая или стряпая,

Когда тоска по детству их берёт,

Впадают в детство,

Словно реки странные,

Которые текут наоборот.

Под их очками скрыты грады Китежа,

А взглянешь под особенным углом -

Качается на пальце, как на витязе,

Наперсток, будто крошечный телом.

Жесток наш век, своих детей не балующий,

Мы в мягкости и то порой грубы,

Но по земле на счастье ходят бабушки

Так мягко, словно ходят по грибы.

Всемирных, неразумностей свидетели.

Они среди пелёнок и посуд,

Как разума тишайшие светильники,

Свои седые головы несут.

И - вечные Арины Родионовны -

С колясками по скверам семеня,

Курносые надежны нашей Родины.

Они толкают впереди себя.

Быть бабушкой - нелёгкая профессия.

Им грустно - впереди небытие,

Но у России зубы вновь прорезываются

В руках у грустных бабушек её...

Вступление.

В жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие и балующие нас бабушки.

Многие поэты и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями. Вспомним слова Е.Евтушенко: "Курносые надежды нашей Родины они толкают впереди себя."

Именно бабушки и няни вырастили, поставили на ноги Пушкина, Лермонтова, Горького, Цветаеву, Астафьева и многих других поэтов и писателей, художников и музыкантов. Именно они всегда ждали приезда свои воспитанников, которые подчас делились с ними самыми сокровенным, советовались, им первым читали свои произведения. У всех авторов есть произведения, проникнутые чувством благодарности к воспитавшим их бабушкам и няням: стихотворения «Няне» и «Зимний вечер» Александра Сергеевича Пушкина, трилогия М. Горького «Детство», «Отрочество», «Юность», «Последний поклон» В. Астафьева.

Раскрыть тему «Молодость и старость - прикосновение» и разрешить проблему, поставленную к проекту, я хочу на материале биографий великих людей и их бабушек, и произведений, адресованных этими писателями и поэтами своим бабушкам.

Сюда же я хочу включить свои собственные наблюдения, проанализировать моё отношение к своей бабушке и написать ей сердечное письмо.











Мария Алексеевна Ганнибал - бабушка А.С. Пушкина.

В жизни А.С.Пушкина были две русские женщины, две бабушки, которые своей горячей любовью, преданностью и заботливостью в отношении поэта заслужили благодарную память в сердцах потомков.

Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери, и няня поэта -Арина Родионовна Яковлева.

В семействе Пушкиных перебывало множество иностранных гувернеров и гувернанток - по моде того времени, но русскому языку, русской культуре будущего поэта учили Мария Алексеевна и Арина Родионовна.

МПроект на тему «Молодость и старость – прикосновение».ария Алексеевна выросла в глуши, в Тамбовской губернии. Может быть, поэтому её и не обучали иностранным языкам, но русский она знала хорошо. Впоследствии она обучала родному языку своего старшего внука Александра. Мария Алексеевна была женой Осипа Абрамовича Ганнибала, но судьба обошлась с неё жестоко. Муж бросил её с маленькой дочерью, будущей матерью Пушкина. Когда Надежда Осиповна Ганнибал выросла и вышла замуж, Мария Алексеевна перебралась в её дом присматривать за хозяйством и внуками.

ППроект на тему «Молодость и старость – прикосновение».о воспоминаниям Е. П. Яньковой, Мария Алексеевна была очень умной, дельной и рассудительной женщиной, она умела вести дом как следует, занималась много с детьми: принимала к ним учителей и сама учила. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком:" Ведь экой шалун ты какой, помяни ты моё слово, не скосить тебе своей головы."

В 1805 году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово, и семейство Пушкиных ездило туда каждое лето до 1810 года. Вечерами бабушка рассказывала внукам о своих предках, об арапе Петра Великого, о её дедушке Ржевском, к которому когда-то приезжал сам Пётр Первый.

Когда Пушкин покинул родительский дом, уехав на шесть лет учиться в Царскосельский лицей, бабушка писала ему письма, языком которых восхищался Антон Дельвиг, лицейский друг поэта. Село Захарово, его окрестности, русская природа, неторопливые бабушкины рассказы оставили глубокий след в душе поэта.

К сожалению, ни одного изображения Марии Алексеевны не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки (отрывок из стихотворения «Сон»: «Но детских лет люблю воспоминания»).

…Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик, прабабушкин чепец

И длинный рот, где зуба два стучало, -

Все в душу страх невольный поселяло.

Я трепетал - и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.







Арина Родионовна Яковлева - няня А.С.Пушкина.

ЭПроект на тему «Молодость и старость – прикосновение».та чудесная русская женщина, чьё имя - Арина Родионовна - известно любому школьнику, не была обучена грамоте. Это была "старушка бедная" с богатой душой, первая муза поэта, "наперсница волшебной страны". О ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:



... В вечерней тишине

Явилась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне

В больших очках и с резвою гремушкой,

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелёнок оставила свирель,

Которую сама заворожила.

У Арины Родионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758г. И была крепостной - сначала графа Апраскина, а затем потомков Абрама Петровича Ганнибала, прадеда великого поэта.

В 1781 г. 23-х летняя Арина Родионовна вышла замуж за крепостного Фёдора Матвеева. У неё было четверо детей: два сына и две дочери. В 1797 г. у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года - Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к нему няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкина. Она вынянчила и младшего сына поэта - Льва.

В 1811 г. бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал решила дать всей семье Арины Родионовны «вольную» - освободить от крепостной зависимости, но та отказалась: «Нна что мне, матушка, вольная».

Арина Родионовна надолго рассталась с маленьким Пушкиным, когда его увезли в 1811 г. в Петербург и определили в Царскосельский лицей. 6 лет она находилась вдали от него. Время от времени они встречались после этого в короткий Петербургский период от жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не виделась с Александром в течение 4 лет. Сблизили их годы Михайловской ссылки поэта.

Под Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике: "Наша ветхая лачужка и печальна, и темна", - писал он. Ещё до этого, работая над «Русланом и Людмилой», поэт вспоминал:

Времён минувших небылицы,

часы досугов золотых,

под шёпот старины болтливой,

рукою верной я писал...

"Шёпот старины болтливой" - так Пушкин, шутя, называл нянины сказки и рассказы о былом.

Пушкин записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для «Сказки о царе Салтане», другая - для «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Одну запись Пушкин передал поэту В.А.Жуковскому, который использовал её для своей сказки о царе Берендея.

Няня очень любила Пушкина и беспокоилась за него. В одном из писем она обращается к своему питомцу: «... Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится.» Арина Родионовна.

Не сохранилось, к сожалению, ни одного портрета Арины Родионовны, но в поэтических произведениях Пушкина отражён живой облик его няни. Арина Родионовна предстает перед нами, как живая:

Мастерица ведь была,

И откуда, что брала

Я куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

православной старины!

Слушать, так душе отрадны.

И не пил бы и не ел,

Всё бы слушал да сидел,

Кто придумал их так ладно?

В глухой и тягостный зимний вечер Михайловской ссылки Пушкин к няне с трогательно задумчивыми словами:

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завыванием ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанием

Своего веретена?

Уезжая из Михайловского в Москву Пушкин волнуется и пишет в 1826 году «Няне»:

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствие, заботы

Теснят твою всечасно грудь

В последний раз Пушкин видел свою няню, приехав в Михайловское в сентябре 1827 года. Она прожила после этого ещё около года и 31 июля 1828 года скончалась.

В столетнюю годовщину со дня смерти А.С.Пушкин в 1937 году, в деревне Кобрино Ленинградской области ,где жила в свои молодые годы няня поэта ,была открыта изба-читальня имени Арины Родионовны.

Изба-читальня имени неграмотной крепостной крестьянки - дань глубокого уважения русских людей её светлой памяти, признания огромных заслуг перед русской культурой той, чьи устные предания ,сказки и песни, перенесённые пером гения на страницы его произведений, являются предметом восторгов и восхищения людей всех возрастов.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:





























На этом

кладбище

похоронена

Арина Родионовна

няня

А.С. Пушкина

1758-1828

"Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!"

Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».



Елизавета Алексеевна Арсеньева - бабушка М.Ю. Лермонтова.

ЕПроект на тему «Молодость и старость – прикосновение».лизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845), - бабушка Лермонтова по матери. Принадлежала к богатому и влиятельному роду Столыпиных, известному с XVI века. Ее отец Алексей Емельянович Столыпин, обладавший огромным состоянием, приобретенным во времена Екатерины II, был губернским предводителем дворянства в Пензе. Своим детям он дал весьма основательное по тем временам образование и светское воспитание, сыновья его были широко известны как государственные и военные деятели.

Все Столыпины отличались гордостью, независимостью суждений и поведения, решительностью характера. Всеми этими качествами в полной мере обладала Елизавета Алексеевна. Будучи старшей дочерью, она не могла рассчитывать на большое приданое, и, выйдя в 1794 г. замуж за гвардии поручика Михаила Васильевича Арсеньева, энергично и рачительно принялась хозяйничать, сумев создать себе прочное состояние.

Супружеская жизнь Елизаветы Алексеевны была омрачена неверностью мужа и закончилась трагически - 1 января 1810 г. Михаил Васильевич покончил с собой.

Вскоре умерла и дочь Арсеньевой. Всю свою любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила на внуке, в котором видела "единственный предмет услаждения остатка дней своих и совершенного успокоения горестного своего положения", как было сказано в ее завещании. Ни сил, ни средств не жалела она на его воспитание и образование. При всех обстоятельствах жизни Лермонтова в Москве и Петербурге Елизавета Алексеевна была рядом с ним, оставляя его одного лишь на короткое время, когда хозяйственные дела требовали ее присутствия в Тарханах. Разлука причиняла боль обоим. "Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки, - сообщал в одном из писем Лермонтов. - Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни одного существа, которое бы мною искренне интересовалось...".

Сохранившиеся письма Елизаветы Алексеевны полны трогательных свидетельств ее беспредельной любви к внуку: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем...". Она не только заботилась о материальных делах Лермонтова, давая ему возможность вести образ жизни, подобающий блестящему гвардейскому офицеру, но была в курсе и его литературных дел.

Прочтя очередное сочинение внука, сообщала ему: "Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонешной модной неистовой любви, и невестка сказывала, что Афанасию очень понравились стихи твои и очень их хвалил… Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия? Уведомь, а коли можно - перешли почту. Все, что до тебя касается, я неравнодушна…".

В период обеих ссылок Лермонтова на Кавказ именно Елизавета Алексеевна была самым настойчивым и неутомимым ходатаем перед власть имущими за опального внука. В первую очередь благодаря ее неусыпным хлопотам он вернулся с Кавказа в1837 году, а в начале 1841 года, находясь во второй ссылке, получил отпуск в Петербург.

Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841 г. она вернулась в Тарханы. О ее состоянии в это время писала М.А. Лопухина: "Говорят, у нее отнялись ноги, и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в ее присутствии имя какого бы то ни было поэта".

Смерть Лермонтова лишила жизнь Елизаветы Алексеевны смысла. Оставшиеся силы ушли на хлопоты о получении разрешения на перезахоронение его праха в Тарханах. Последний раз Елизавета Алексеевна встретила внука на пороге родного, гнезда 21 апреля 1842 года, 23 апреля он был вторично захоронен в тарханской земле рядом с могилами матери и деда, а над их памятниками была возведена часовня.

Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева. Похоронена она в фамильном склепе рядом с мужем, дочерью и внуком.

М. Ю. Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности и нежной любви. Почти всегда они начинались «Милая бабушка» и заканчивались одинаково «Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермонтов».















Письмо Михаила Юрьевича Лермонтова бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой



Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».





















Акулина Ивановна Каширина- бабушка Максима Горького.

Первой «учительницей жизни» для Алёши Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна. Ему необычайно повезло, что самый влиятельной силой, лепившей его детскую отзывчивую душу, стала эта пожилая русская женщина, её безграничная доброта. Бабушка умела быть «неустанно доброй».

Уже через много лет смерти Акулины Ивановны Горький скажет о ней в повести «Детство»: «Какая она была сердечно - умная, мать всем людям».

Бабушка Алёши была от природы жизнерадостный человек, искренне дружелюбный, умеющий собирать людей вокруг себя.

«До неё, - вспоминает Алёша, - как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, вывела на свет, стала на всю жизнь другом, самым понятым и дорогим человеком. Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытила силой для трудной жизни».

Её речь Алёша сравнивает с цветам: «Говорила она, как- то особенно выпевая слова и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные».

Особенно любит Алёша слушать сказки: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу приподнимающую меня. Слушать её невыразимо приятно».

Акулина Ивановна не искала и не знала тишины и покоя. Её мир - это мир неустанного, непрекращающегося ни на минуту труда. Бабушкины уроки доброты, правды, сострадания помогли Алёши от холодности, очерствения, бездушия. Их он запомнил на всю жизнь.







Иллюстрация к автобиографической повести М. Горького «Детство».

Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».

Бабушка Алёши Пешкова.



Мария Лукинична Бернацкая - бабушка М.И. Цветаевой.

Мрина Цветаева никогда не видела своей бабушки. Мария Лукинична - полька по происхождению, великолепная музыкантша - умерла молодой, оставив сиротой полумесячную дочку, мать Марины Цветаевой. Поэтому неслучайно в стихотворении «Бабушке» Марина назовёт её «юная бабушка».

В память о 27-летней Марии Лукиничне остался лишь портрет, который висел в спальне Марининых родителей. С него смотрело темноокое, с тяжёлыми веками печальное лицо с правильными, милыми чертами и добрым, горечью подёрнутым ртом.

Бабушке.

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка!

Кто целовал Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько?

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

Бабушка!-Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..







Бабушка Марины Цветаевой Мария Лукинична Бернацкая

Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».



Екатерина Петровна - бабушка Виктора Петровича Астафьева.

Писатель В.Астафьев посвятил свою повесть «Последний поклон» своей бабушке Екатерине Петровне.

Рано потерял он мать, и его воспитывала бабушка, которая преподавала ему первые нравственные уроки - уроки доброты. Екатерина Петровна обладала житейской мудростью, любовью к красоте и неудержимым стремлением к справедливости. Она была знатоком и ценителем обычаев, традиций русского народа. Всё, чем она сама обладала, Екатерина Петровна стремилась вложить во внука. Именно она научила Витю любить дом ,в котором он рос, суровую, но кормящую их сибирскую природу, родную землю... Через семейные праздники и будни Виктор Астафьев впитывал в себя богатые народные традиции.

Радость для неё заключалась в привычной крестьянской работе, традиционном укладе деревенской жизни. Она от природы была наделена решительностью, выносливостью, а также мягкостью и добросердечием. Екатерине Петровна всегда старалась всем помочь, разделить чужое горе. Её можно назвать вечной хлопотуньей, в которой каждое желание шло от чистого сердца.

В повести «Последний поклон» мы читаем слова любви и преданности бабушки, как самому дорогому человеку: «Я глядел на мою бабушку, глядел на её большие, рабочие руки в жилках, на морщинистое с отголосками прежнего румянца лицо, на глаза её зеленоватые темнеющие со дна, словно вода в старом глубоком пруду ,- и такая волна любви к родному и до стоноты близкому человеку накатывала на меня, что я тыкался лицом в её рыхлую грудь и зарывался носом в тёплую, бабушкой пахнущую рубашку».

Бабушка проводила своего внука на фронт и неустанно ждала его. И дождалась. Вот долгожданная встреча: «"Бабушка сидела на скамье возле кухонного стола и сматывала нитки на клубок... Я бросил клубок и сгрёб бабушку в беремя.

-Живой я остался, бабонька, живой!...

-Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка.

-Потому я и выжил».

Горькие слова раскаяния звучат в конце повести. «В скорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

- Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек... Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне бы надо бы ... бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живёт в сердце вина, гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, что в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Я знаю бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».



Обложка книги «Конь с розовой гривой».



Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».























Духовное единение.

Цветок молодости



беззаботность

Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».

веселье

бодрость









открытие жизни



жизни

мечты









радость

надежды

силы





Какими словами можно охарактеризовать молодость?









Бабушка - моё солнышко



Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».



Какими словами можно охарактеризовать старость?

  • Опыт

  • Ласка

  • Любовь

  • Забота

  • Доброта

  • Надежда

  • Мудрость

  • Воспоминания



Рефлексия.

Проект на тему «Молодость и старость – прикосновение».

Бабушка любимая,

Нет тебя добрее!

Жить тебе желаю я

Долго, не старея!

Пусть и хворь, и злой недуг

О тебе забудут!

Пусть все дни всю жизнь твою

Радостными будут!

Седых Алиса.



Сердечное письмо моей бабушке.

Здравствуй, моя любимая бабуля!

Пишу тебе письмо, в котором хочу выразить свою благодарность за всё то, что ты для меня сделала и продолжаешь делать. Ты нянчила меня с пелёнок, отдавала всю любовь, нежность, доброту, тепло и заботу. Рядом с тобой мне было спокойно, легко и ничего не страшно. Ты одна меня понимала. Всё прощала, успокаивала и жалела, если мне было плохо. Я делюсь с тобой своими секретами, неудачами, а ты меня всегда выслушаешь и дашь совет. Бабуля, у тебя доброе сердце.

Дорогая бабуля, прости меня, что я иногда «делаю» тебе больно: не слушаюсь, бываю невнимательным по отношению к тебе.

Бабуля, я хочу, чтобы ты подольше оставалась со мной.

До свидания, милая бабуля!

Крепко целую тебя, люблю. Твой внук Дима.



Использованная литература.

  1. Ю.М. Лотман. А.С. Пушкин. Биография писателя.Пособие для учащихся.1982 г.

  2. Гиллельсон М. Лермонтов в воспоминаниях современников // М. Ю. ​Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Худож. лит., 1989.

  3. М. Горький. Детство. Школьная библиотека.1998 г.

  4. М. И. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. 2002 г.

  5. В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой. 2001 г.

  6. М. Горький. Проза, драматургия, публицистика. 1999 г.





© 2010-2022