Подготовка к ЕГЭ

Элективное занятие по русскому языку в 11 классе посвящен работе с текстом и обучению написанию сочинения-рассуждения по художественному тексту. На уроке использована групповая форма работы, построение урока призвано научить обучающихся видеть и понимать ход мыслей автора.Цели : 1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствование навыков анализа текста; 3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказатель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по русскому языку в 11 классе.

Ход урока.

Слайд №2

Учитель

- Выдержишь испытание - радуйся так же, как получив награду.

(русская пословица). О каком испытании идет речь в вашем случае? (удачная сдача ЕГЭ)

Цель практикума: комплексный анализ текста для создания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Но перед этим традиционно выполним тренировочные тестовые задания.

Слайд №3

Орфоэпическая минутка: поставьте ударение в словах из карточки №1

Учитель: откройте пособия для подготовки к ЕГЭ, на стр.26 выполните задание 7. Заостряю ваше внимание на том, что правильное выполнение задания 7 на ЕГЭ принесет вам 5 баллов. Кроме того, подобные упражнения способствуют усвоению синтаксических норм русского языка, а это очень важно при написании сочинения - рассуждения.

Слайд №4

«Процесс создания текста - это всегда творчество, одновременно и радостное, и мучительное»

А.Д.Дейкина

Учитель: эти слова как ничто лучше характеризует то, чем мы сейчас займемся. В творчестве, мучении и радости мы будем создавать сочинение - рассуждение по тесту из рассказа Ю.Бондарева «Простите нас». (слайд 5)

Готовясь к уроку, я наткнулась на высказывание Ю.Бондарева, которое тесно перекликается с сегодняшней темой:

В людях писатель чрезвычайно ценит добропорядочность: "Это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника (великое достоинство в общении людей),…не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным..."

Чтение текста .

Анализ текста. Чтение текста.

слайд 6 Учитель: согласитесь, что в небольшом тексте подняты серьезные проблемы. Какие?

- Какие вопросы рассматривает автор? (Как мы меняемся с годами? Почему мы забываем людей, которые дали нам дорогу в жизнь? Что мы чувствуем, встречая дорогих нам людей через годы?)

- Какая проблема находится в центре внимания автора? (Почему мы забываем людей, которые дали нам дорогу в жизнь?) - записать

- Можно ли это считать проблемным вопросом? (Да)

- Современна ли эта проблема? (учащиеся заканчивают школу).

- Где в сочинении мы будем использовать эту информацию? (Во вступлении или комментарии).

Одновременно заполняется таблица (материал к сочинению).

Слайд 7 - благодарность (проблема, над которой пойдет работа в классе)

Письменная работа по тексту.

а) Вступление. Учитель: Вспомните варианты вступлений. (Можно начать с проблемного вопроса, с термина, с размышления, здесь можно использовать сведения об авторе)

слайд 8 б): Проблема. (Напомнить, что проблемы бывают актуальные, современные и входят во вступление).

- К какой категории относится обсуждаемая проблема? (Нравственной).

в) Комментарий- слайд № 9 ( от 3 до 5 предложений)

Учитель: Комментарий должен связать проблему, ранее сформулированную, с авторской позицией, о которой мы будем говорить позже. Покажите ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя нас к определенному выводу.(слайд 10, 11- клише)

Учитель: - К какому стилю относится текст? (Художественному)

Слайд 12: г) Авторская позиция. Так как стиль текста художественный, найти авторскую позицию одной цитатой сложно. Надо помнить, что…

Учитель: помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Бондарев не дает оценку действиям героя. Словесно не выражает своего отношения к нему. Но портретные и речевые характеристики героя, его поступка, а также различные средства языковой выразительности позволяют безошибочно определить позицию автора.

Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

Как относится учительница к гостю?

Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

- Находим слова, которые помогают понять авторскую позицию, другими словами идею текста. (См. текст) слай13 - 14(типовые конструкции)

Слайд 15: «Простите нас» (отрывок из кинофильма)

Пишем авторскую позицию, зачитываем, редактируем.

Слайд 16: д) Аргументы.

На чем могут основываться аргументы (на жизненном опыте, на читательском опыте).

Читательский опыт:

Ч.Айтматов «Первый учитель»

В.П. Распутин «Уроки французского»

А.Дементьев «Не смейте забывать учителей»

Заполняется таблица. Аргументация.

Жизненный опыт: учитель начальных классов, классный руководитель

Слайд №17 «Бесконечность познания» (видеоролик о классном руководителе)

Жизненный опыт.

Заполняется таблица. Аргументация.

Слайд №18,19

е) Заключение.

Пишем заключение. Читаем. Редактируем.

Заключение. Сегодня на уроке мы закрепляли алгоритм работы над сочинением. Совершенствовать навык написания сочинения вы продолжите дома.

Домашнее задание. Используя наработанный материал на уроке, написать сочинение - рассуждение по предложенному тексту.






© 2010-2022