Конспект урока по теме «Зеленая лампа. А. Грин»

Познакомить учащихся с новым именем в литературе 20 века; с рассказом и его композицией: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой; научить находить ответы на поставленные вопросы в самом произведении. « Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». Эти слова принадлежат Александру Степановичу Гриневскому, но нам он больше известен как Александр Грин. Константин Паустовский писал о нём: « Александр Грин был мастером сюжета и очень тон...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-анализ с элементами дискуссии

по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»

8 класс.

Тема. Свет « Зелёной лампы» по рассказу Александра Грина

«Зелёная лампа».

Анализ произведения с элементами дискуссии.

Цели и задачи. Познакомить учащихся с новым именем в литературе

20 века; познакомить с рассказом и его композицией: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой;

научить находить ответы на поставленные вопросы в самом произведении;

уметь дать определение художественным приемам и показать применение их автором в тексте;

способствовать логическому мышлению учащихся и актуализации знаний по литературе;

содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование. Портрет писателя; плакат с изображением окна с «Зелёной

лампой»; иллюстрации к рассказу; иллюстрации картин

известных художников; аудиозапись; высказывания о писателе ( на доске);

словарь литературоведческих терминов.

Запись на доске. Словарные слова: антитеза - художественный

прием в рассказа. Это противопоставление понятий,

положений, образов.

Колледж - название некоторых высших и средних ученых

заведений.

Эпиграф урока. « Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых

сердцем людей». А.Грин.

Ход урока.

Вступление. Слова учителя.

« Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». Эти слова, сказанные А.Грином, мы возьмём эпиграфом нашего урока.

Музыкальное оформление.

Звучит в записи песня «Алые паруса» ( 1 куплет).

Учитель. - Почему в песне поётся об алых парусах? С именем, какого писателя мы связываем эти слова?

/ Эта песня напоминает нам произведение А.Грина « Алые

паруса». Где алые паруса являются символом надежды./

Учитель. Да, я согласна с вами. Эти слова принадлежат Александру Степановичу Гриневскому, но нам он больше известен как Александр Грин. Константин Паустовский писал о нём: « Александр Грин был мастером сюжета и очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, о мужестве своих героев, он писал о любви к труду, к своей профессии… Он был человеком светлой мечты».

И, сегодня, цель нашего урока, познакомиться с творчеством писателя и его рассказом «Зелёная лампа». Мы будем учиться находить ответы на поставленные вопросы, а также уметь давать определение художественных приемов и показать их применение автором в тексте.

Итак, дома вы прочитали в учебнике статью К.Паустовского об А.Грине.

- Что вы узнали о жизни писателя?

/ Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя статью К.Паустовского «Жизнь Грина» и материалы из биографии писателя/. / Родился - в 1880 году, умер - в 1932 году./

- Произведения каких писателей и почему любил А.Грин?

/ Майн Рид (англ.) - приключения,

Эмар Густав (фран.) - приключения,

Жюль Верн (фран.) - фантастика,

Жакалио Луи (фран.) - приключения/.

- Детство и юность какого писателя напоминает детство и юность А.Грина?

/ Максима Горького/.

- Зачитайте в учебнике, как об это пишет К.Паустовский.

/ Учебник, стр. 352/

- Какую роль сыграл М.Горький в судьбе А.Грина?

/ Он дал ему работу, выхлопотал « академический паёк»,

устроил жильё.( Дом искусств)./

- Как вы думаете, почему он стал писателем?

- А какие произведения написал А.Грин? Назовите.

/ «Алые паруса», «Победитель», «Вокруг света», «Золотая цепь», « Бегущая по волнам», «Зелёная лампа»./

Учитель. Замечательного рассказчика, романтика и мечтателя А.Грина нужно читать всегда, чтобы уберечь свое сердце от постарения», как писал Ю.Нагибин, и я бы добавила « от черствости и равнодушия».

По словам Мариэтты Шагинян, А.Грин был « открывателем новых стран не на морях и океанах, а в той области, которая отвлеченно называется «душой человека.»

Учащийся. Чтение стихотворения А.Грина «Движение» /1919 год./

Мечта разыскивает путь, -

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,-

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь,-

Открыты все пути.

- Как вы понимаете смысл стих. А.Грина «Движение»?

/ Нужно уметь мечтать. Страстно, глубоко и действенно, нужно воспитывать в себе непрерывное желание осмыслен- го и прекрасного. Этим желанием был богат Грин, и он передает его нам в своих книгах», - писал К.Паустовский./

Обсуждение прочитанного рассказа А.Грина «Зелёная лампа».

- Ребята! Дома вы прочитали рассказ А. Грина «Зеленая лампа. Давайте проанализируем его содержание, и вы сможете высказать, отстоять, доказать свое мнение о героях рассказа.

  1. Поверка домашнего задания.

/ ответы учащихся на вопросы по содержанию произведения/.

- Скажите, ребята, а какими героями населил свои книги А.Грин?

/ В книгах А.Грина мы встречаемся со смелыми, гордыми,

самоотверженными и добрыми людьми/.

- Так вот, в рассказе «Зелёная лампа» и есть такой герой. Он наделен именно такими чертами.

- Каково же ваше впечатление о рассказе? Я просила вас дома письменно ответить на следующие вопросы по прочитанному:

а) - что меня удивило в рассказе…

б) - что взволновало…

в) - мне запомнились строки…

/ вопросы написаны на доске, ответы учащиеся зачитывают в тетрадях/

Учитель. Ребята, обратите на точную дату написания рассказа. / 11 июля 1930 года./

- Он создан в очень тяжелое для автора время: безденежье, отказы в редакциях, поиски квартиры, полуголодное существование, болезнь.

И отвечая на вопросы домашнего задания, вы отметили, что в рассказе вас удивила сила человеческого духа.

- Так почему же писатель не заболел пессимизмом, а его рассказ пронизан верой в человека? И чтобы глубже понять написанное, мы должны разобраться в построении рассказа, то есть в его композиции.

- И так, на какие части делится рассказ?

/ В рассказе 2 части: в 1-й части описан «Эксперимент»

Стильтона, а во 2-й - итоги этого эксперимента./

- Но яркость и содержательность произведения не ограничиваются только мастерской композицией. А чем же еще?

- Для этого нам необходимо вспомнить известные вам художественные приемы в литературе. Назовите их.

/ гротеск, гипербола, антитеза, метафора, сравнение…/

- Хорошо. А какой художественный прием использует автор в рассказе?

/ антитеза/

- Что обозначает этот прием в литературе?

/ Дается формулировка определения и записывается в тетрадь./

- А что это дает автору?

/ оттенить зло и добро, жестокость и милосердие./

- Так попробуйте найти в тексте примеры антитезы, выпишите их в тетрадь, только очень кратко.

Задание. 1. Выписать из текста примеры контрастного изображения:

/ Бродяга Джон Ив- миллионер Стильтон- классический дурак,

купленный дешево, в рассрочку, надолго- человек большого

воображения и хитрой фантазии;

мрачный дом, полутьма улицы, темная фигура - мягкий свет

зеленой лапы; горит зелёная лампа - зажигайте «хотя бы спичку»/

Учитель. Мы видим, тема богатого и бедного звучит в рассказе как тема двух характеров, зависящих и от собственного волевого усилия; а антитеза проявляется и в композиции, и в сюжете, и в отношении героев к жизни, и к символике образов, и на языковом уровне.

Итак, продолжим нашу работу.

Задание. 2. Найдите в тексте и запишите в тетрадь ключевые

слова, которые объясняют главную мысль рассказа.

- Прочитайте слова, которые вы записали.

/ Человек- жизнь- игрушка- тайна- мечта- честь- надежда -

милосердие…/

Учитель. Ребята! В рассказе звучит тема игры; человек, его жизнь становятся для Стильтона забавной игрушкой: но он проигрывает, выигрывает Джон Ив. В ряду ключевых слов стоят понятия, с которыми играть нельзя.

Работа по тексту. Беседа с элементами дискуссии.

/ Учащиеся выражают свое отношение к героям рассказа./

Учитель. - В чем же ценность рассказа? Это мы с вами попробуем определить в ходе нашей дальнейшей беседы.

- Заслуживает ли кто-то из героев этого произведения нашего осуждения? Если да, то почему?

/ Стильтон. Он хотел использовать человека как игрушку для своего удовольствия; посмеяться над ним, унизить человека./

- Попробуем охарактеризовать героев рассказа Стильтона и Джона Ива.

- Что вы узнали о Стильтоне

/ - Стильтон очень богатый человек, миллионер. Зачитать в тексте, учебник, стр. 354 /

- Он привык к кутежам, развлечениям, купленным за деньги. У него не было человеческой души./

- А что вы вкладываете в эти слова: « не было человеческой души»?

/ - У него пустая душа. Он думает, что за деньги можно купить все. А это не так./

Учитель. Богатство материальное для человека не всегда благо. Это открытие в мировой литературе А.Грин сделал не первый. Но рассказал он об этом по-своему.

Посмотрим, как.

Итак, на какую мысль натолкнула Стильтона встреча на улице с нищим, умирающим от голода человеком, Джоном Ивом?

/- Он решил приобрести для себя живую игрушку./

- А как вы к этому относитесь?

/ - Это чудовищный, безнравственный замысел. Ведь игрушкой должен был стать живой человек./

- Найдите в тексте и зачитайте рассуждение Стильтона о «дураке».

/ Закончив сделку, Стильтон самодовольно изрекает: « Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… Но будет ждать, сам не зная чего…/. Зачитать, стр. 356.

Учитель. Так можно ли после этого считать Стильтона человеком с живой душой? Каково наше отношение к тому, кто желает своему собрату такого зла? Ответьте на мой вопрос и подтвердите свой ответ цитатой из текста./

- Злое сердце не способно к сочувствию, состраданию. Оно равнодушно к чужой боли./

/- Стильтон хотел насладиться человеческим падением, поиграть живой игрушкой.

( зачитать в тексте «Игрушка…игрушка из живого человека - самое сладкое кушанье». Стр.356./

/ - Этот герой жесток и бессердечен; бедный, нищий, обездоленный для него вещь, которую можно купить дешево в рассрочку. Он вызывает у меня неприятие, поэтому я осуждаю эгоизм и жестокость Стильтона./

Учитель. А теперь, ребята, скажите, все ли можно купить за деньги? Может быть, существует такая сторона человеческой жизни, которая исключает всякие деньги. Что же важнее для человеческой души? Материальное положение или духовное богатство? Можно ли купить дружбу, любовь?

Я попросила вас подумать дома над этими вопросами?

/ Размышления и высказывания учащихся./

Учитель. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации картин известных художников. Можете ли вы сказать, какова их цена?

/ Ответы зачитываются./

/ Звучит фонограмма. Бетховен «Лунная соната» ( фрагмент записи). В это время учитель говорит./

Учитель. Сколько времени люди слушают музыку Бетховена, Моцарта, Чайковского и других великих композиторов и восхищаются этой красотой. Такая музыка не может оставить никого равнодушным. То, что человек чувствует, слушая эту мелодию, нельзя купить ни за какие деньги.

- А теперь давайте вспомним, каким предстает перед нами другой герой рассказа - Джон Ив. Найдите его описание./

- Читатель встречается с ним впервые, когда он лежит в голодном обмороке на одной из улиц Лондона, а любопытная толпа собралась вокруг него, чтобы посудачить./

/ - Зачитать, ст. 354. -« Бродягу звали Джон Ив… до слов…торговых складов Сити»./

Учитель. Итак, мы узнаем, что Стильтон предлагает Джону Иву сделку, суть которой нам уже известна. Как вы думаете, это ли спасает Джона от голодной смерти, унижений, нищеты?

Ведь герой не знает и не подозревает, что эта сделка для него оскорбительна, по сути, бесчеловечна. Он и не мог предположить, что куплен Стильтоном, как покупают игрушку в магазине.

/ - Джон живет в нанятой квартире и ежедневно зажигает керосиновую лампу под зеленым абажуром с 5 до 12 часов ночи на потеху миллионеру. Однако предсказания Стильтона не сбылись: Джон Ив не спился, не сошел с ума. Он стал читать. Читал он много и все подряд, что попадалось под руку, пока не раскрыл старый учебник анатомии. Чтение этого учебника поглотило его, оказалось самым интересным занятием.

Зачитать в учебнике стр. 357.

От слов «Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. Как пьяный я просидел всю ночь над этой книгой»./

Учитель. Я прерву на время твой рассказ, чтобы вспомнить знаменитые горьковские слова: « Книга для меня - чудо. Книги вымыли мне душу, очистив её от шелухи впечатлений « горькой действительности».

Не раз мы уже говорили о спасительном назначении книги. Чтение нередко помогает нам выжить, побороть в себе раба, на крыльях авторской фантазии унесись далеко от той действительности, которая порой бывает так однообразна, жестока, скучна. Чем стала книга в жизни Джона Ива?

/ - Книга спасла его не только от тоски, одиночества. Она помогла ему сделать в жизни свой выбор./

- А какой выбор стоял перед Джоном Ивом?

Получить деньги и уподобиться Стильтону или доиться всего самому и доказать, что ты полезен людям./ - Сначала он искал материальное благополучие, но получив его, он понял, что не только это составляет счастье человека./

/ - Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он сам всего добился. Благодаря зеленой лампе он добывал знания, выбрав самую гуманную профессию, в то время, как Стильтон просаживал деньги./

- Какое учебное заведение окончил Джон Ив, благодаря полученным знаниям?

/ - Он выдержал экзамен в медицинский колледж и стал доктором./

- А знаете ли вы, что такое колледж?

/ Учащиеся дают определение и записывают в тетрадь./

Учитель. Ребята. А какие черты характера проявились в Джоне Иве, когда он стал работать доктором?

/ - Джон Ив сберег в себе самое главное - человеческое сердце, способность откликаться на человеческую боль./

/ - Я думаю, что этот герой не способен на месть: он предлагает разорившемуся Стильтону место регистрации в амбулатории для бедных, где сам работал, он протягивает руку помощи тому, кто когда-то так жестоко хотел распорядиться его судьбой, не требуя от него ничего взамен, в отличии от Стильтона./

Учитель. Вы правы, ребята! Автор дает нам урок истинного гуманизма, человеколюбия.

- А как вы думаете, для чего Грин показывает встречу двух герое в конце рассказа?

/- Рассказ без 2-й главы был бы не завершен, была бы какая-то недосказанность. Здесь же автор до конца убеждает нас в том, кто есть кто./

Учитель. Именно 2-я глава помогает нам понять героев, полюбить Джона Ива и взять его за образец, за тот нравственный идеал, к которому мы должны стремиться. Этот рассказ учит нас верить в свои надежды и не падать духом в трудную минуту.

- На кого из героев вы хотели бы быть похожи: Стильтона или Джона Ива? Почему?

/ - Ответы 1-2-х учащихся./

- А как вы считаете, рассказ этот актуален в наше время?

/ - Да. В наше время встречаются люди жестокие эгоистичные, равнодушные к окружающей жизни, к людям, которые живут рядом с ними./

Поучительный характер рассказа.

Учитель. Итак, ребята, в чем же смысл заглавия рассказа? Случайно ли А.Грин назвал его «Зелёная лампа»?

/ Индивидуальное задание. Рассказы учащихся./

- Заглавие рассказа « Зелёная лампа» многозначно.

1. Зелёный цвет - это цвет жизни, всего живого, он радует, приятен для глаза. Источник света - лампа - тоже ассоциируется с жизнью. Поведение героев выявляет прямо противоположное отношение к жизни. И это создает контраст, который подчеркивает основную идею произведения.


  1. Это название связано с историей литературы, с именем А.С.Пушкина. В 1818 - 1820 годах в Петербурге был литературный кружок «Зелёная лампа», члены этого кружка собирались в гостиной, где горела лампа под зеленым абажуром, и члены кружка там обсуждали проблемы нравственности и будущее России.


  1. Мне кажется, что зеленая лампа олицетворяет, она дарит свет жизни одному герою и меркнет для другого, ведь вокруг света есть тень. Таким образом, в названии рассказа звучит мотив надежды.

Обобщение урока.

Учитель. Итак, подводим итог.

В рассказе « Зеленая лапа» мы видим, как побеждают равнодушие, прощение, благородство чувств и мыслей, поднятое до простоты и ясности поступка, реальной помощи человеку. А.Грин ведет читателей к пониманию общечеловеческих ценностей. Ему хотелось видеть людей лучше, ему рисовался идеал гармоничного человека, свободной личности с богатой духовной жизнью, с развитым чувством прекрасного, с уважением к внутреннему миру других, умеющих прощать, понимать, сострадать. Каждый писатель немножко провидец, и Грин, наверное, предчувствовал, что всегда в нашем обществе будут люди, такие как Стильтон и такие как Джон Ив. И он нас предупреждает: не материальные блага главным являются для человека, мы погибнем, если превратимся в Стильтонов. Только такие, как Джон Ив, и спасают мир. Прочитаешь « Зелёную лампу» Грина, и « ляжет на душу добро», - сказала Бэла Ахмадулина.

/ Звучит мелодия песни «Алые паруса». Учитель говорит слова./

Учитель. Ребята. Давайте еще раз послушаем песню, с которой мы начали урок. Давайте же верить в чудеса, надеется только на лучшее, и тогда у нас все получится.

- Я благодарю вас за урок и ставлю следующие оценки…

Задание на дом. А на следующем уроке мы с вами поговорим о произведении А.Грина « Алые паруса». Перечитайте его еще раз.


© 2010-2022