Лекция на тему: Недаром помнит вся Россия. .. по творчеству М. Ю. Лермонтва

 «Смерть поэта» возвестило  о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина. Он относился  к людям большого гражданского мужества, к лучшим представителям своего поколения.        Белинский считал, что все творчество Лермонтова посвящено разрешению  нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности. И герой у Лермонтова в общем-то один: Один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в печорина… Но этот лермонтовский ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841)

«Недаром помнит вся Россия…»

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.»

( Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук)

«Смерть поэта» возвестило о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина. Он относился к людям большого гражданского мужества, к лучшим представителям своего поколения.

В основе его творчества лежит столкновение стремления к лучшей жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда и трагизм произведений Лермонтова, ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества. С другой стороны - презрение к современности, дерзкий вызов обществу, потребность высказать «едкие истины».

Белинский считал, что все творчество Лермонтова посвящено разрешению нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности. И герой у Лермонтова в общем-то один: Один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в печорина… Но этот лермонтовский человек - личность могучая, трагическая, прекрасная, словно вбирающая в себя все думы эпохи.

Л. - поэт очень субъективный. Он постоянно присутствует в своих произведениях. Раскрывает часто не саму действительность, а свое отношение к ней. И он на это имеет право, ибо, как все великие поэты, « в своём сердце и в своей крови он носил жизнь общества, болел его недугами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем…» (Белинский).

Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался заносчиво и задорно.

Дух анализа, сомнения, отрицания -это не что иное, как Диавол, демон…Лермонтов смело взглянул ему прямо в глаза, сдружился с ним и сделал его царем своей фантазии, которая, как древний понтийский шах, питался ядами. Лермонтов говорил: «Мной овладел демон поэзии». Но наряду с мрачным демонизмом горит в лирике светлый образ надежды - «луч зари, прекрасный, чистый и святой, как счастье жизни молодой».

В холодном мире обыденной жестокости, где человек с умом и сердцем унижен и раздавлен, брошен в жизненном тупике. Он постоянно ощущает давление общего зла и тьмы. Отсюда его отчаяние и спокойная тоска, разуверение во всем, гордое презрение и сознательный демонизм всеобщего отрицания.

«Мой демон». (1831) «собранье зол его стихия… он любит бури роковые, и пену рек, и шум дубров; он любит пасмурные ночи, туманы, бледную луну…»

Лермонтов говорил: «Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно». Это-то чувство правды и было подавлено и оскорблено в сердце целого поколения. Люди эти остались одни, без ангелов и надежды, им открылось «море зла», в их молодой душе родились разуверения и сердечная пустота. Но это поколение не пожелало быть таковым. И у Лермонтова за «Демоном» обязательно следует «Ангел». Иначе поэт не стал бы судьёй этого поколения. Иначе не появилось бы «Бородино».

Проблема метода

Относительно художественного метода Лермонтова среди исследователей не сложилось единого мнения. Есть три точки зрения, каждая из которых имеет своих сторонников.

1. Сначала Лермонтов был романтиком, после 1837 г. стал реалистом.

Эта схема была популярна преимущественно в советские времена, когда романтизм воспринимался как некий подготовительный этап на пути к подлинной творческой зрелости, т. е. к реалистическому искусству. В рамках данной концепции игнорируются романтические произведения, написанные Лермонтовым после 1837 г. (поэмы «Мцыри», «Демон»), а также не учитывается присутствие романтических элементов даже в тех произведениях, которые можно отнести к числу реалистических (роман «Герой нашего времени»).

2. Лермонтов - романтик, и всегда им был.

Сторонники этой точки зрения отрицают наличие элементов реализма в творчестве Лермонтова 2-й половины 1830-х гг.

3. До середины 1830-х гг. в творчестве Лермонтова преобладают романтические тенденции, во второй половине 1830-х гг. появляются элементы реализма, органически сочетающиеся с романтизмом.

Эта концепция наименее противоречива, потому что учитывает и присутствие романтизма в зрелом творчестве Лермонтова (после 1837 г.), и появление и усиление реалистических черт в его произведениях конца 1830-х гг.

Творчество Лермонтова относится ко второму этапу развития русского романтизма (после 1825 г.), который отмечен пессимистическими настроениями в связи с поражением декабрьского восстания.

Синтетический романтизм

Романтизм Лермонтова представляет собой самостоятельное течение в рамках русского романтизма. По характеру это синтетический романтизм, как и романтизм Пушкина, сочетающий в себе сразу несколько составляющих.

- Влияние декабристов.

1. Отстаивание политических свобод («Жалобы турка» (1829)).

2. Идея народности как осознание национальной специфики (в отдельных произведениях подчеркивается героизм русских как их национальное качество (например, в «Бородино»), большое внимание уделяется воссозданию национального кавказского колорита в соответствующих произведениях).

3. Концепция избранничества, уверенность в собственном уникальном предназначении, типичная для психологии членов декабристских тайных организаций.

- Философская составляющая.

1. Серьезное воздействие на мировоззрение Лермонтова оказало русскоешеллингианство, т. е. трансформация на русской почве учения немецкого философа Ф. В. Шеллинга. С шеллингианцами Лермонтов контактировал во время учебы в Московском университете и в университетском пансионе.

2. Одной из важнейших в творчестве Лермонтова является тема самопознания, философского осмысления личности.

3. Мир в произведениях писателя показан как совокупность предметов и явлений, между которыми необходимо нащупать взаимосвязь.

4. Приоритетной в человеке признается духовная составляющая.

- Влияние Дж. Г. Байрона.

1. Основным типом, представленным в произведениях Лермонтова, особенно в поздних, является «байронический герой» (одинокая, бунтующая, разочарованная в жизни личность).

2. Национальная обусловленность характера, национальный колорит по образцу произведений Байрона.

3. Страсти байроновского типа как движущая сила действия.

4. Лермонтов в ранних произведениях достаточно часто заимствовал сюжеты у Байрона (например, заимствования из «Восточных поэм» Байрона широко представлены в ранних поэмах Лермонтова).

- Влияние А. С. Пушкина.

Главным образом, это влияние заметно в раннем творчестве, когда Лермонтов активно заимствует сюжеты и мотивы пушкинских произведений (преобладает историческая и кавказская тематика).

Творчество Лермонтова традиционно принято делить на раннее и зрелое. Водораздел между двумя периодами пролегает по середине 1830-х гг. Своеобразным рубежом исследователи считают стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное под впечатлением от смерти А. С. Пушкина на дуэли. Как уже говорилось выше, в раннем творчестве Лермонтова преобладали романтические элементы и присутствовала тяга к некоторой подражательности, шаблонности, тогда как зрелое творчество отличается проникновением реалистических черт, а также гораздо более самостоятельно и демонстрирует нестандартный подход к романтическим штампам, авторское осмысление романтических мотивов и образов.

Ранние поэмы М. Лермонтова

В ранних поэмах Лермонтова (конец 1820-х - начало 1830-х гг.) преобладает историческая («Олег», «Литвинка», «Последний сын вольности») и экзотическая кавказская тематика («Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «АулБастунджи»). Поэмы написаны под сильным влиянием Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина.

Поэма «Черкесы» (1828)

Первая из всех написанных Лермонтовым поэм.

В качестве эпиграфа ей предпослана строка из эпилога пушкинской поэмы «Кавказский пленник». Наличие эпиграфа указывает на возможную связь поэм Лермонтова и Пушкина, однако в данном случае связь прослеживается только на уровне тематическом - Лермонтов избрал в качестве основы сюжета эпизод из Кавказской войны, нападение черкесов на русскую крепость с целью освобождения взятого в плен брата черкесского князя. В точности такой сюжет у Пушкина нигде не встречается, однако тема кавказской войны присутствует в «Кавказском пленнике».

Явное влияние байронизма прослеживается в изображении боя русских и черкесов: сражение показано как вспышка безудержных страстей, как апогей человеческого существования.

Поэма «Кавказский пленник» (1828)

Название поэмы четко указывает на источник, из которого Лермонтов черпал вдохновение - это одна из «южных поэм» А. С. Пушкина. Если в «Черкесах» влияние пушкинского «Пленника» выразилось лишь косвенно, то «Кавказский пленник» повторяет, с небольшими изменениями, пушкинский сюжет. Внесенные Лермонтовым изменения представляют интерес с тех позиций, что эти модификации усиливают общее романтическое звучание поэмы, уничтожая присутствующий у Пушкина намек на разрушение романтической традиции, и одновременно делают сюжет более шаблонным, сходным с другими образцами жанра. Если у Пушкина поэма завершается гибелью Черкешенки и спасением Пленника, отказавшегося умереть вслед за возлюбленной, то Лермонтов, следуя романтическому шаблону, описывает смерть пленника от руки отца черкешенки и последовавшее за этим самоубийство девушки. Кроме того, Лермонтов исключает из своей поэмы эпилог - его поэма заканчивается типично романтическим мотивом скорби: отец черкешенки сокрушается по поводу смерти дочери.

Поэма «Корсар» (1829)

Название поэмы заимствовано у Дж. Г. Байрона - в состав «Восточных поэм» входит одноименное произведение. Байрон подсказал Лермонтову концепцию характера главного героя, который после смерти любимого младшего брата ушел к пиратам, воевал с турками и влюбился в прекрасную девушку, спасенную с тонущего корабля. Образ жизни главного героя, столкновение с турками и мотив любви заимствованы у Байрона. В то же время в поэме прослеживается связь с поэмой Пушкина «Братья-разбойники» - за счет наличия мотива братской любви и бегства от общества.

Поэма «Две невольницы» (1830)

Первоисточником послужила поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», откуда Лермонтов позаимствовал сюжетную схему (любовный треугольник в стенах гарема). Также можно отметить отголоски поэмы Байрона «Гяур», где действие тоже разворачивается в гареме на Востоке. Лермонтов практически не видоизменял пушкинский сюжет, только сменил национальность героев (крымский хан превратился в султана, полячка в гречанку, грузинка в испанку) и несколько уточнил мотивы их поступков (Заира отказывает султану Ахмету в любви из-за того, что верна своему предыдущему возлюбленному, оставшемуся на родине). В целом, близость данной поэмы к пушкинскому оригиналу достаточно велика, несмотря на другое название, однако у Лермонтова, как и в «Кавказском пленнике», полностью отсутствуют признаки разрушения романтизма, представленные у Пушкина.

Поздние поэмы Лермонтова

Поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)

Это произведение продолжает традицию исторических поэм Лермонтова, но его, в отличие от ранних образцов жанра, следует признать полностью самобытным. В этой поэме реализуются черты преимущественно романтической поэтики.

1. Фольклорная основа (стилизация под древнерусские сказания и песни, метафорическая речь с речевыми повторами, параллелизмом и архаизмами).

2. Национальный колорит, попытка воссоздать русский народный дух.

3. Время действия отнесено в прошлое (времена Ивана Грозного), за счет чего достигается эффект экзотической отстраненности действия.

4. В основе сюжета лежит любовная интрига, представленная в классической форме любовного треугольника (герой - героиня - антигерой).

5. Существенное место занимает изображение страстей (любовь, ревность, ярость). Герои интенсивно переживают происходящее и активно выражают свои чувства.

6. Трагический финал (смерть одного героя и казнь другого).

Поэма «Мцыри» (1839)

По своему типу «Мцыри» - это романтическая символическая поэма с философским подтекстом. В ней изложена романтическая история, которая, впрочем, может быть истолкована в глубоко философском смысле. Сочетание романтических приемов и поднимаемых философских проблем, которые приобретают общечеловеческое звучание, типично для зрелого творчества Лермонтова.

Романтическая традиция

Философская трактовка

Пребывание главного героя в монастыре на чужбине, фактически в плену, без возможности покинуть монастырь по собственному желанию

Ограниченность существования человека, невозможность вырваться из оков земного существования

Бегство героя из монастыря, стремление к свободе

Стремление к идеалу, к высшему и недостижимому

Странствия по горам, картины божественно прекрасной природы, испытываемый героем на воле восторг и чувство единения с природой

Ощущение достижимости идеала, восторг от присутствия идеальных сущностей в реальном мире

Возвращение к монастырю после трехдневных скитаний, неожиданное обретение монастыря.

Смерть от горячки

Вечное возвращение к реальности, замкнутый круг, недостижимость идеала.

Смерть от разочарования

Поэма «Демон» (1829-1839)

Поэма насчитывает восемь редакций плюс так называемый Ереванский список (первый вариант 6-й редакции, относящийся к концу 1837 - началу 1838 г.), который некоторые исследователи называют отдельной редакцией.

Есть довольно существенная разница между ранними и поздними редакциями, отражающая отличие раннего и зрелого творческого метода Лермонтова. В ранних редакциях сюжет имеет бесспорно романтическую окраску (злобный демон обольщает монахиню и расчетливо губит ее).

В поздних версиях характеры героев и их взаимоотношения усложняются. Демон превращается в существо с крайне сложными мотивами и неоднозначным характером.

Два образа проходят через все творчество Лермонтова - Демон и Ангел. Их непрерывная борьба в душе человека - это великая тема всей мировой поэзии. А для Лермонтова она особенно важна. Вся предыдущая литература переосмыслена поэтом.

Очень сложен и философски глубок этот миф о гибельной любви бессмертного духа зла к прекрасной земной женщине, о борьбе света и тьмы за слабую грешную душу. Это романтическая поэма. Высказать свое страдание и гордый мятеж против враждебного мира Лермонтов мог только в Демоне - образе отчасти биографическом. В своей поэме он говорит о вечных вопросах бытия, о самой вечности, жизни и смерти, грехе и долге.

Демон у Лермонтова - это не отвратительный Сатана. Это падший ангел, существо крылатое и прекрасное, несущее в себе черты светлого божественного происхождения, низвергнутое с небес за неповиновение. Демон лишен не только смерти, но и забвения. Таково наказание. Тоска по раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным людям - вот что заставляет его совершать равнодушное зло. Но что-то тронуло его душу - и он разрушает жизнь Тамары.

Цель Демона какова? Не очередное сотворение зла. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить свою судьбу, уйти от тягостного одиночества и наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятье. Земная любовь вызывает у него слезы, но сама слеза неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Дьявол совершил еще один грех: Погубил чистую душу, чтобы спастись самому от одиночества. Опять обман.- поединок духа зла с «лучом божественного света». Поединок этот вечен - тьмы и света - краткосрочная победа и поражение.

Демоническому герою присущи следующие качества:

- поиск свободы, стремление к независимости, нежелание связывать себя какими-то долгосрочными обязательствами (романтизм + байронизм);

- разочарование в жизни, пресыщение удовольствиями (байронизм);

- одиночество, оторванность от окружающих, осознание собственной исключительности, стремление властвовать над миром (романтизм + байронизм + демонизм);

- поиск путей преодоления одиночества и разочарования (демонизм);

- отсутствие осознанного стремления к злу при неизменном негативном результате всех поступков, роковые совпадения, приводящие к трагическому финалу помимо воли героя (демонизм);

- трагизм фигуры, герой становится объектом сочувствия, а не осуждения для автора (демонизм).

Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя



Творчество М. Ю. Лермонтова - послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря в ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего.

Во многом опережая свое время, он вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г. Белинский считал его талант могучим «по величине и блеску», видел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», а поэзию Л. назвал «бездонным океаном» мыслей и чувств.

Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»:

«За дело общее, быть может, я паду...»,

«Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...» ,

«Я рожден, чтоб целый мир был зритель \Торжества иль гибели моей...»

Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер.

В свете, где царят «притворное внимание», «клевета», «зависть», «обман» и «зло», герой выглядит «странным», чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть.

Юношеское лирическое «я» у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Герой зрелой лирики Л. жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми людьми», но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Герой лирических стихотворений Л. чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность.

Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно, а в более поздних стихотворениях можно найти подлинное выражение трагизма человека, одинокого среди людей и во всем мире.

Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества в обществе посвящено стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стихотворении «И скучно и грустно». Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в жизни.

Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и в стихотворении «Парус»:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок», ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей.

Политическая и гражданская лирика.

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.

В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия...» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу».

Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и три героя: Пушкин - «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Тема Родины и природы

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно- исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна - духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом.

И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Тема поэта и поэзии

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателя. Поэтому тема поэта и поэзии является одной из центральной в его творчестве.

Молодой Л. - романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Его кумиром был Пушкин - слава и гордость России. Но его увлекала и бунтарская, романтическая поэзия Байрона. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на Родине, в Италии и Греции, кажется ему достойным подражания:

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки:

О, если б одинаков был удел…

Но тут же он разделяет свое творчество от творчества других поэтов, даже любимых: «Нет, я не Байрон, я другой…

Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает:

«Жизнь скучна, когда боренья нет... Мне нужно действовать».

Для него творчество - «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной».

Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана. Душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно открыть ее.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом. Поэзия подобна оружию.Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато прменяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта - самый властный зов.

А ведь голос поэта должен воспевать вольность, «ВОСПЛАМЕНЯТЬ бойца для битвы», он нужен толпе, как «чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы». Голос этот должен звучать как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

В финале стихотворения звучит вопрос, в котором выражается и призыв:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вынешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Обратим внимание на то, что слово пророк рифмуется со словом клинок, возвращая читателя к мысли о борьбе. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта-пророка и делает стихотворение художественно цельным, стройным.

Такая композиция и вся образная система позволяют понять подтекст стихотворения. Миновало время битв, оно сменилось веком изнеженным. Но голос поэта обязан будить сердца людей и призывать к лучшей жизни, к торжеству справедливости. А настоящее искусство не нуждается в приукрашивании, и никакие румяны не помогут скрыть истину.

В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения - высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка.

Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его ученья.

«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: глупец, хотел уверить нас, что бог гласит его устами!

Смотрите ж. дети, на него: как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите. Как он наг и беден, как презирают все его!»

Какую роль играет в стихотворении образ пустыни? Много версий. У Пушкина - символ бездуховности, у Лермонтова - одиночества, единения с Богом, с природой.

Любовная лирика

Ни в обществе, ни в поколении своем, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий. Это чувство, отражающее полноту жизни, приносит человеку радость и покой от душевных тревог и страданий.

В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает» он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь.

Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся:

Я не достоин, может быть,

Твоей любви; не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты...

Неотступно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Варвара Александровна отвечала на чувства Лермонтова, но судьба распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможно. Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь. Об этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет...»:

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

Романтическое настроение Лермонтова и его героев придает стихам форму печальных раздумий. Но это печаль сильного человека, не боящегося даже самых горьких и жестоких упреков самому себе. И любовь в лирике Л. требовательная. Чаще всего это прощальный разговор поэта с женщиной, не оправдавшей его надежд и не оценившей величия души и самопожертвования.

«Я не унижусь пред тобою»…(1832) Какая в нем взрослая гордость, благородное достоинство! Любовь - очень личное, глубоко таящееся камерное чувство, мир двоих. Герой же стихотворения хочет, чтобы целый мир был свидетелем его великой страсти:

Я был готов на смерть и муку.

И целый мир на битву звать.

Такова сила любви поэта. Но велико и его негодование и разочарование. Нт одной банальности, грубости, пошлого упрека. Зато каждое обвинение великолепно, точно выражено в виде фразы-афоризма и точно попадает в цель:

Такой души ты знала ль цену? Ты знала - я тебя не знал!

© 2010-2022