Мастер-класс мотивация учебной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на тему «Ужасно интересно все то, что неизвестно».

Выступление учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 Ереминой Н. В. на педагогическом совете

«Повышение мотивации учебной деятельности». 25.12.2015 года.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы помните эти кадры! Перед вами Том Сойер, превративший принудительную побелку забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали свои самые дорогие сокровища. Цель, техника выполнения остались прежними, но как изменилась мотивация, а следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.

Значение мотивации трудно переоценить:

Способности +мотивация-успех

Высокая мотивация -успех

Способности-мотивация-???

Если нет мотивации, никакие высокие способности не приведут к успеху. Мотивация-три кита: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, свобода выбора и успешность.

Вашему вниманию предлагается Мастер класс «Ужасно интересно все то, что неизвестно».

Делимся на группы.

Итак, что может вызвать интерес у человека? (Новое, неожиданное)

Я совершенно с вами согласна, новое, неожиданное вызывает интерес. Поэтому я начинаю урок с того, что может вызвать удивление и затруднение и называю это интригующим началом.

Вчера вечером мне пришло письмо от Соколова Миши, ученика 5 Б класса, который узнал результаты краевого этапа конкурса «Забытая старина», где Ищенко Дарья, его одноклассница, заняла 1 место. «Я сделаю что-нибудь интересное и обязательно победю или побежду. Я не знаю, как правильно написать. Миша».

Давайте поможем Мише разобраться. Со словами какой части речи у него возникли трудности? (С глаголами). В какой форме? (В форме будущего времени). А как вы узнали, что это будущее время? (После момента речи).

Чего же пока Миша не умеет делать? (Образовывать форму будущего времени глагола).

Давайте сформулируем тему и цели урока. (Образование форм будущего времени глаголов).

Какие цели поставим? (Должны сформулировать правила образования глаголов, не ошибиться в применении этих форм).

Поработайте в парах и вспомните, что такое глагол, как он изменяется?

Коллеги, я здесь применила приём «интрига». Цель приема- вызвать первоначальный интерес, включить всех в работу, также этот прием помогает сформулировать тему урока и цели.

После того, как тема и цели объявлены организуется самостоятельное наблюдение над языковым материалом. Это позволяет сделать вывод, свой вывод они сравнивают с правилом в учебнике, таким образом, мы открыли новое знание, далее мы применяем его на практике. Вернемся к проблеме. Поможем Мише «победю», «побежду», поставим эти глаголы в начальную форму: победить, побеждать, так хорошо, подумаем, глагол «победить» -совершенного вида, какая форма будущего времени образуется: простая или составная: составная- одержу победу или от глагола побеждать- несовершенного вида-буду побеждать. Итак, я завтра в конкурсе одержу победу, буду победителем,- нельзя образовать форму 1 лица ед. числа простой формы будущего времени.

На данном уроке дети сами формулируют правило, применяют его, находят выход из проблемной ситуации. А высокой мотивации помогает приём «Интрига». Какие же приёмы интригующего начала я ещё использую, например, прием «Столкновение». У вас на столах листы, запишите слова: страна, земля, леса (лиса), мечи (мячи). Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Задание было одно, выполнили по-разному, а почему так получилось?

Возникает ситуация столкновения мнений, а отсюда мы переходим к теме «Безударные гласные в корне слова». Этот приём я использую на разных этапах урока.

Для чего вам нужны приемы, с которыми вы познакомились?

На каких предметах можно использовать?

Прекрасный результат даѐт использование мультимедийных презентаций на уроках литературы и русского языка. Пришла к выводу, что этот приѐм очень необходим в старших классах, где изучаются литературные явления и имена ранее не известные учащимся. Использую в своей практике просмотр экранизаций художественных произведений: «Война и мир», «Собачье сердце», «Тихий Дон», «Судьба человека», «Мѐртвые души», «Снежная королева» и многие другие.

В своей языковой и литературной практике использую также следующие приѐмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока: - лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений (например при изучении темы «Звуки и буквы» предлагаю посмотреть следующее видео.

Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование. После изучения темы «Правописание гласных о, е, ё после шипящих в разных частях слова» разыгрываем спектакль (Грамматическая сказка) «Вовкины двойки, или как Вовка буквы искал». Двоечник Вовка попадает в Королевство волшебницы Грамматики, и, чтобы выбраться оттуда, он должен найти пропавшие буквы о, е, ё и исправить все свои ошибки. Вовка побывает в шатре Корня, замке Суффикса, чертогах Окончания, достойно пройдет все испытания и отыщет буквы.

Вот момент из этого урока.

1 серия

В шатре Корня.

Ведущий: На исходе дня он добрался до восточного шатра, в котором жил сам Корень.

Корень: Ну, рассказывай, Вовка, с чем пожаловал?

Вовка: Послали меня к вам шипящие на поиски сестер их, букв О и Ё, не у вас ли они живут?

Корень (хитро улыбаясь): Знаю я этих сестриц, но чтобы их увидеть, должен ты самостоятельно различить эти буквы в припевках.

(На плакате)

  1. Ж..сткой щ..ткой ш..рстку трет

Добродетельный енот.


  1. И расч..ской чешет ч..лку

Дочке ж..лтенькая пч..лка.

Вовка (в смятении в зал): О или Ё? Они, как близнецы, звучат совершенно одинаково. Пропал я, совсем пропал! Надо было правило учить! Так, надо собраться и поразмышлять. Где я нахожусь? В замке Корня. Корень! Что и когда пишется в корне? Ага! «Расческой чешет» - вот однокоренные слова, где «чешет» является проверочным для «расчески».

Значит, щётка - щетина,

Шерстка - шерсть,

Пчелка - пчела,

Жёлтенькая - желтеть.

(Вовка уверенно пишет Ё на месте пропусков)

Корень: Верно, в царствии моём

Смело пишем букву Ё.

Но, однако, не всегда.

Догадайся, О когда?

Вовка (напрягаясь, морща лоб): Вспомнил, честное слово, вспомнил, стишок такой на уроке учил.

(Тараторит, прыгая то на левой, то на правой ноге)

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Корень: Ну что же, молодец! Ты справился с моими вопросами. Но я не могу тебе вернуть буквы О и Е. Они вернутся к тебе, когда ты выдержишь экзамен Суффикса и Окончания! Удачи тебе!

Инсценирование грамматических сказок позволяет соблюдать единство научности и занимательности: чтобы настроить ребят на восприятие сложного материала, приходится продумывать и оформление (музыкальное, наглядное, вещественное).

Обучение на уроках русского языка и литературы, направленное на мотивацию учащихся, формирует у них способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из неѐ, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности, развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в общение, проявляя при этом толерантность, необходимый такт, взаимопонимание. А эти качества очень необходимы выпускнику современной школы, который вступает во взрослую жизнь.

Главным источником мотивации-ощущение себя активным субъектом обучения, такое обучение дает ребенку уникальную возможность принять участие в процессе добывания знаний.

Вернемся к Тому Сойеру, сам того не ведая, открыл всем «Закон управления поступками людей». Можно сказать так, чтобы ребенок захотел овладеть знаниями, это знание должно доставаться ему как можно труднее.

На нас, учителей, Природа возложила большую ответственность за детей. Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью? И поэтому я, как учитель, основной задачей ставлю воспитание благородных качеств в моих учениках.

Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле.

В одной древней притче говорится:` Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево ,посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок , а за ним -его Учитель.
Они приблизились к старику ,опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья...`

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Душа в духовном мире ребенка это нечто вроде свечи, которая еще не горит, и нужен ей чистый, светлый огонек уже зажженной свечи. Я предлагаю вам посмотреть видео «Притча о четырех свечах». В преддверии волшебного праздника Я хочу нам всем пожелать спокойствия, веры, любви и надежды.

Учитель мудрости

Мудрец подобен прожитым векам.

Постигнуть мудрость - в жизни разобраться

И передать ее ученикам,

Чтобы плодов от их трудов дождаться.

Мудрец подобен водам родника.

Все отдает, и потому он полон.

Таким же воспитай ученика,

И будет век твой до скончанья долог.

Мудрец подобен гибкости реки,

Меняя русла, не меняет курса.

Чтоб к цели шли твои ученики,

Ты научи их видеть эту мудрость.

Мудрец подобен свету маяка.

В нем светлый дух, который виден всеми.

Зажгись душой своим ученикам,

Они огонь твой пронесут сквозь время.

Мудрец подобен неземным часам.

Жил в нищете и был за все в ответе.

Он все отдал своим ученикам

И потому богаче всех на свете,

Мудрец подобен добрым семенам,

Что прорастут и в ямах, и на скалах

И устремятся в вечность к небесам,

Как дерево, цветущее у храма.


© 2010-2022