Урок по русской литературе Тема бедной девушки в пьесе Бесприданница

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный план по литературе

10 октября

10 класс

Тема урока:

Тема бедной девушки в пьесе «Бесприданница»

Цель:

Знать: основные этапы пути драматурга на примере одного произведения, («Бесприданница» );

проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству;

Уметь: анализировать драматическое произведение;

развивать умение делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки;

воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы.

Результаты обучения

Знают: основные этапы пути драматурга;

Умеют: анализировать драматическое произведение.

Основные ключевые идеи:

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Введение.

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

3. Проверка домашнего задания.


Приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки кабинета к уроку

- Каковы особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


II.Основная часть.

1.Формирование новых понятий.

История создания пьесы «Бесприданница».

Работа с текстом.



Групповая работа

Характеристика образа Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Физминутка.

Беседа по вопросам

«Опрос рикошетом»






Вывод по эпиграфу урока:

Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»

Диаграмма Венна

Эпиграф к уроку: Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»



- Кто относится к царству хищных, цепных и умных дельцов? - Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?- Кто стоит в центре драмы Островского?

Формулирует задание


Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?

Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.

Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса - героиня «психологической драмы»?

Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?

Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Лариса - чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви, но обречена погибнуть в условиях золотых цепей. Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это - белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

Составляют таблицу «Жизненная позиция значительных лиц в городе».

Отвечают на вопросы.


1 группа: Характеристика образа Ларисы Огудаловой. Значение имени.

2 группа: отношение Паратова…

3 группа: отношение Карандышева…

4 группа: отношение Кнурова и Вожеватова к Ларисе

Оценивание: аплодисменты





















Составляют диаграмму

Катерина- Лариса

III. Заключительная часть.

1.Саморефлексия.

Организует оценочные высказывания обучающихся.

На стикерах

Ресурсы:

Учебник, раздаточный материал, текст произведения.

Домашнее задание:

Рефлексия по уроку:


Эссе «Актуальны ли пьесы Островского?»

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительные лица города»

«Блистательный барин»

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.

- Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

- За удовольствие надо платить, они даром не даются…

- Я знаю, что такое купеческое слово.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.

- Всякому товару цена есть.

- Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.

Катерина

Лариса

Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова - девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Различное.

Общее.

По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина - что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги - символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».


© 2010-2022