• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Тезисы выступления по теме Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Тезисы выступления по теме Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тезисы выступления по теме Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.ШанскогоТезисы выступления по теме Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кантауровская средняя общеобразовательная школа

Города областного значения Бор Нижегородской области





Методическая разработка

раздела образовательной программы

по русскому языку

под редакцией М.Т.Баранова,

Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского






Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

Басырева

Марина Анатольевна





2014 год

Слайд 2

  1. Введение

Язык - является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Слайд 3

2. Актуальность раздела

Пунктуационная грамотность - одна из составляющих общей грамотности человека.

Курс «Синтаксиса и пунктуации» в 9 классе усваивается учащимися с определенными трудностями. В методике преподавания русского языка вопрос о знаках препинания - это одна из наиболее проблемных и сложных тем.

Особую трудность представляет раздел «Сложноподчиненное предложение». Ученики не всегда видят отношения между главной и придаточной частями , и следствие этого - неправильная постановка знаков препинания либо вообще их отсутствие.

А ведь знание этого раздела необходимо не только для того, чтобы успешно сдать ГИА в 9 классе, но и ЕГЭ в 11 классе.

Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию - ЕГЭ, проходящему в форме тестирования.

Результаты выполнения тестовых заданий по разделу «Сложноподчиненные предложения» показывают, что в 9 классе нашей школы с работами справляются

62 % учащихся, остальные испытывают затруднения. Всё это заставляет с особым вниманием подойти к изучению темы «Сложноподчиненные предложения» более детально, тщательно продумывать задания по овладению нормами русского литературного языка, помогать учащимся в овладении универсальными учебными действиями, т.е. в развитии способностей самостоятельно успешно усваивать новый учебный материал в различных предметных областях.

Слайд 4

3. Цели и задачи раздела

Говоря о целях и задачах изучения раздела «Сложноподчиненное предложение», можно выделить 2 направления:

Первое: цели, которые ставятся перед учителем.

1. Изучить современные педагогические технологии и применять их на своих уроках ( метод проектов, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения и др.)

2. Особое внимание уделить информационным технологиям

Второе: цели и задачи, поставленные перед учащимися.

Обучающие:

1. Приобретение учащимися знаний о сложноподчиненных предложениях, об их классификации.

2. Формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи.

3. Формирование пунктуационных навыков.

Развивающие:

1. Развитие навыков исследовательской работы.

2. Развитие умения работать в группе и индивидуально.

3. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.

4. Совершенствование умения работать с компьютером при выполнении творческих домашних заданий.

Воспитательные:

1. Воспитание положительного отношения к знаниям вообще и к изучению русского языка.

2. Воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей.

3. Приобщение к чтению.

4. Приобщение к культурному наследию русского народа.

Слайд 5

4.Система знаний по теме

«Сложноподчиненные предложения»

При изучении раздела «Сложноподчиненное предложение» используется система знаний:

  • знания из определенной научной области (Лингвистика - синтаксис и пунктуация - сложноподчиненные предложения)

  • фундаментальные знания:

  • выполнение тестовых заданий различного характера,

  • работа с текстом (Текст предложен учителем. Создание собственного текста)

Все виды знаний на уроках представляют собой определенное единство и тесно взаимосвязаны между собой.

Слайд 6

5. Психолого-педагогическое

обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями


Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Характерной особенностью подросткового возраста является и то, что у них обострена боязнь выглядеть «слабым», несамостоятельным, т. е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже «немаленький». Все эти проблемы решаемы, необходимы только внимание и терпение взрослых: нужно помогать ребёнку в учёбе, развивать волю и собранность.

Психолого-педагогическая характеристика 9 класса «А»

В классе обучается 24 человека.

Вывод: Большинство учащихся 9 класса, в котором работаю я, имеет интеллектуальное развитие, соответствующее их возрастным особенностям.

Класс условно можно поделить на 4 группы:

12.5% ( 3 человека) - высокий уровень развития;

37.5% (9 человек) - средний уровень развития;

29.16%(7 человек) - ниже среднего уровня развития;

20.83% (5 человек) - низкий уровень развития

Отмечено, что 50% учащихся класса обладают хорошей работоспособностью,

50% - невысокой, определяемой индивидуальными способностями учащихся.

Ученики активны, подвижны и эмоциональны, работают эффективно при условии заинтересованности. Учащиеся более восприимчивы к получению новой информации в первой части урока, во второй - восприимчивость снижается. Учитывая особенности их темперамента, сначала урок ведется в быстром темпе, затем - в среднем.

По типу восприятия информации дети делятся на 3 группы:

58.24% (14 человек) - визуалы;

29.12% (7 человек) - аудиалы;

12.48% (3 человека)- кинестетики .

Таким образом, учащимся надо увиденное ими еще и записать в тетради, т.е. устная и письменная фиксация основных мыслей урока для них особенно необходима.

Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, используются следующие формы работы на уроках:

- групповая

- индивидуальная

- фронтальная

- семинары

Слайд 7

6. Ожидаемые результаты

освоения раздела программы


Изучив в 9 классе раздел «Сложноподчиненное предложение», учащиеся должны знать:

  • понятие сложноподчиненного предложения;

  • виды сложноподчиненного предложения;

  • средства связи сложноподчиненного предложения;

  • местоположение придаточной части в сложноподчиненном предложении.

Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:

  • опознавать по изученным признакам сложноподчиненные предложения;

  • группировать сложноподчиненные предложения по определенным признакам;

  • давать анализ и характеристику изученной языковой единицы;

  • правильно произносить сложноподчиненные предложения в соответствии с интонационными нормами;

  • правильно и уместно употреблять сложноподчиненные предложения в своей устной и письменной речи;

  • конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам;


  • правильно писать сложноподчиненные предложения в соответствии с пунктуационными правилами;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки в сложноподчиненных предложениях.

Также на уроках по данному разделу совершенствуются умения выполнять тестовые задания различного характера:

  • с выбором одного правильного ответа;

  • с кратким открытым ответом;

  • на нахождение ошибок;

  • на соотнесение языковых явлений.

Слайд 8

6. Обоснование

используемых в образовательном процессе

по разделу программы методов, форм организации деятельности учащихся

При отборе учебного материала поставлена цель: совершенствование практических навыков и умений, развитие языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

Большинство упражнений строится на материале связных текстов, задания к которым имеют комплексный характер. Это позволяет развивать и совершенствовать языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.

При разработке уроков учитывались основные принципы и некоторые методы личностно - ориентированного подхода, поскольку он способствует реализации одного из главных принципов образования - создание необходимых условий для формирования деятельности личности, для реализации её интересов и прав, выявление и развитие способностей и дарований каждого ученика.

В ходе работы подбирался разнообразный дидактический материал: таблицы, тесты, компьютерные программы по теме, контрольные работы, задания творческого характера, отрывки из художественных произведений. Всё это содействует развитию логического мышления и речи учащихся.

Специально подбиралась система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Тем самым формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе, которая создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным.

Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе.

Слайд 9.

При реализации данной разработки для решения поставленных задач используются:

1. Объяснительно-иллюстративные методы:

  • рассказ;

  • беседа с опорой на правило;

  • письменное упражнение.

2. Репродуктивные:

  • пересказ;

  • работа с книгой;

  • списывание готового материала, выполнение задания по образцу.

3. Эвристический.

4. Исследовательский.

5. Методы проблемного обучения.

6. Методы контроля и самоконтроля.

Организационные формы обучения:

групповая;

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • урок-беседа;

  • семинары;

  • практические занятия;

  • консультации;

  • факультативы.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:


  • контрольный диктант;

  • тест;

  • зачет;

  • контрольное изложение;

  • взаимоконтроль;

  • самоконтроль.


Слайды 10-11

7. Календарно-тематическое планирование

раздела «Сложноподчиненные предложения»

Раздел программы состоит из 24 уроков: 15 уроков предполагают изучение нового материала, 5 уроков - развитие речи ( изучение понятия «Академическое красноречие», работа над написанием сжатого изложения текста, способы сжатия текста ( подготовка к ГИА), работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему ( подготовка к ГИА), 4 урока контроля : 2- урока полученных знаний, 2 урока - контроль умения сжато излагать текст.

, кол.

час.

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Сложноподчиненные предложения 19+5

1.

Сложноподчиненное предложение и его особенности.

Урок изучения нового материала

Отличительные признаки сложноподчинен-ного предложения (СПП).

Знать: понятия сложноподчиненное предложение, главное предложение, придаточное предложение,

подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова; отличительные признаки сложноподчиненного предложения; основные группы сложноподчиненных предложений по значению.

Уметь: находить главное и придаточное предложения в сложноподчиненном предложении; различать союзы и союзные слова; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении; выполнять синтаксическую замену простых предложений с обособленными членами сложноподчиненными; конструировать сложноподчиненные предложения.

2.

Главные и придаточные предложения.

Урок изучения нового материала

Средства связи частей сложноподчинен-ного предложения.

Подчинительные союзы и союзные слова. Указательные слова в сложноподчинен-ных предложениях

3

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным предложением.

Урок изучения нового материала

4.

Указательные слова в главном предложении.

Урок изучения нового материала

5.

Разделительные знаки препинания между главными и придаточными предложениями.

Урок-практи-кум

6-

7.

Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения»

Урок кон-троля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: выполнять тестовые задания.

8.

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Урок изучения нового материала

Пунктуация в сложноподчинен-ных предложениях.

Основные группы сложноподчинен-ных предложений.

Уметь: определять место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними

9-10.

Р.Р. Академическое красноречие.

Урок развития речи

Виды академического красноречия, его строение и языковые особенности.

Знать: понятие академическое красноречие; виды академического красноречия, языковые особенности.

Уметь: использовать данный вид речь.

11.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Урок изучения нового материала

Придаточные определительные, их признаки. Определяемое слово. Средства связи придаточного определительного с главным предложением. Место придаточного определительного по отношению к главному слову. Местоименно-определительные придаточные. Схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Знаки препинания в сложноподчинен-ных предложениях.

Знать: понятия придаточное определительное, местоименно-определительное придаточное; признаки придаточных определительных.

Уметь: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; определять, к какому слову относится придаточное определительное, место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними; расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и составлять схемы таких предложений.

12.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Урок изучения нового материала

Придаточные изъяснительные, их признаки. Изъясняемое слово. Средства связи придаточного изъяснительного с главным предложением. Место придаточного изъяснительного по отношению к изъясняемому слову. Схемы сложноподчинен-ных предложений с придаточными изъяснительными. Знаки препинания в сложноподчинен-ных предложениях. Синонимическая замена предложений с прямой речью сложноподчинен-ными предложениями с придаточными изъяснительными. Наблюдения над изменением значения предложения при замене союза (союзного слова).

Знать: понятия придаточное изъяснительное; признаки придаточных изъяснительных.

Уметь: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными

Изъяснительными; определять, к какому слову относится придаточное изъяснительное; место придаточного предложения по отношению к главному и средства связи между ними; расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и составлять схемы таких предложений; выполнять синтаксическую замену предложений с прямой речью сложными предложениями с придаточными изъяснительными.

13.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.




Виды придаточных предложений: образа действия и степени

Урок изучения нового материала

Придаточные обстоятельственные, их признаки. Виды придаточных обстоятельственных. Место придаточного обстоятельственного по отношению к главному и средства связи между ними . Схемы сложноподчинен-ных предложений с придаточными обстоятельствен-ными. Знаки препинания в сложноподчинен-ных предложениях.

Строение и значение СПП с придаточными образа действия и степени. Однозначные и многозначные придаточные образа действия и степени. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП.

Знать: понятия придаточные обстоятельственные; признаки придаточных обстоятельственных и их группы по значению.

Уметь: распознавать СПП с придаточными обстоятельственными; определять место придаточного обстоятельственного по отношению к главному предложению и средства связи между ними; расставлять знаки препинания в СПП с придаточными обстоятельственными и составлять схемы таких предложений.

Знать: признаки придаточных предложений образа действия и степени.

Уметь: ставить вопрос к придаточным образа действия и степени и определять их значение; находить средства связи между придаточными образа действия и степени и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы.

14.

Придаточные предложения места и времени.

Урок изучения нового материала

Строение и значение СПП с придаточными места и времени. Схемы СПП. Знаки препинания в СПП.

Знать: признаки придаточных предложений места и времени

Уметь: ставить вопрос к придаточным места и времени и определять их значение; находить средства связи между придаточными места и времени и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы

15.

Р.Р. Изложение

( сжатое) по тексту «Доброта»

Урок развития речи

Тема, основная мысль. План текста. Микротемы текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности.

Уметь: определять тему и основную мысль текста; выделять микротемы текста; использовать разные способы сжатия текста; сохранять логическую последовательность изложения мысли.

16.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Урок развития речи

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: писать сочинения на заданную тему; связанно и последовательно излагать свои мысли.

17.

Придаточные предложения условные и причины, цели и сравнительные

Урок изучения нового материала

Строение и значение СПП с придаточными

условными и причины, цели и сравнительными.

Схемы СПП. Знаки препинания в СПП.

Знать: признаки придаточных предложений условных и причины, цели и сравнительных.

Уметь: ставить вопрос к придаточным условным и причины, цели и сравнительным.

и определять их значение; находить средства связи между придаточными условными и причины, цели и сравнительными.

и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы

18.

Придаточные предложения уступительные и

следствия.

Урок изучения нового материала

Строение и значение СПП с придаточными

уступительными и следствия .

Схемы СПП. Знаки препинания в СПП.

Знать: признаки придаточных уступительных и следствия .

Уметь: ставить вопрос к придаточным уступительным и следствия .

и определять их значение; находить средства связи между придаточными уступительными и следствия .

и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы

19.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.

Урок изучения нового материала

Строение и значение СПП с придаточными

присоединитель-ными

Схемы СПП. Знаки препинания в СПП.

Знать: признаки придаточных присоединительных

Уметь: ставить вопрос к придаточным уступительным и следствия .

и определять их значение; находить средства связи между придаточными присоединительным

и главным предложением; различать виды придаточных; расставлять знаки препинания в СПП и составлять схемы

20.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными ; знаки препинания в них.

Урок изучения нового материала

Строение и значение СПП с двумя или несколькими придаточными

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению.

Схемы СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП.

Знать: строение СПП с двумя или несколькими придаточными ; понятия последовательное/ параллельное/однородное подчинение.

Уметь: определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных предложений к главному; расставлять знаки препинания в СПП с последовательным, параллельным и однородным подчинением и составлять их схемы.

21.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Урок-практи-кум

Синонимичная замена простых предложений сложноподчинен-ными.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: Расставлять знаки препинания в СПП и составлять из схемы; выполнять синтаксическую замену простых предложений сложноподчиненными.

22.

Р.Р. Деловые бумаги

( автобиография, заявление)

Урок развития речи

Виды деловых бумаг. Правила оформления деловых бумаг. Деловой язык.

Знать: понятие деловые бумаги; виды деловых бумаг; правила оформления деловых бумаг.

Уметь: оформлять деловые бумаги; пользоваться специальным языком при составлении деловых бумаг.

23-

24.

Контрольное изложение (сжатое) по тексту «Нравственность»

Урок кон-троля знаний

Тема, основная мысль. План текста. Микротемы текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности.

Уметь: определять тему и основную мысль текста; выделять микротемы текста; использовать разные способы сжатия текста; сохранять логическую последовательность изложения мысли.


Слайд 12-13

8. Проект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: «Место придаточного предложения по отношению к главному»

Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-практикум

Цели :

  • углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненного предложения с различными видами придаточных;

  • формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять сложноподчиненные предложения в речи;

  • закрепить умение определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении;

  • правильно ставить знаки препинания;

  • строить схемы сложноподчиненных предложений.

Задачи :

Образовательная:

  • умение различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  • формировать умения находить главное и придаточное предложения;

  • определять место придаточного по отношению к главному

Развивающая:

  • развивать речевые навыки составления связного текста;

  • развитие творческих способностей,

  • развитие интеллектуальных способностей путём переноса знаний и умений о сложном предложении в новую ситуацию: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису;

  • совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий.

Воспитательная :

  • формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке,

  • воспитание любви к родному краю, природе,

  • воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.

Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).

Ведущий принцип: доступность, научность.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, классная доска текст, презентация на тему: «Сложноподчиненные предложения. Место придаточного в сложноподчиненном предложении », учебник «Русский язык. 9класс. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков., схемы предложений,.

Урок построен на концентрической основе с применением разных форм работы: как самостоятельной (индивидуальной), так и коллективной.

Положительные моменты использования ИКТ:

  • Повышение уровня мотивации обучения.

  • Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.

  • Экономия использования времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.

  • Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся при подготовке ответов.

Слайды 12-13

Ход урока

Содержание

урока

Время

(мин.)

Действия

учителя

Действия

учащихся

Методическое

обоснование

1.

Организаци-онная часть.

(слайд 1)

1мин.

Здравствуйте.

Итак, давайте оформим тему урока в рабочих тетрадях. Запишите сегодняшнее число и тему «Место придаточного предложения по отношению к главному.

Виды придаточных предложений».

Приветствуют

учителя,

приступают к работе, записывают тему урока.

С целью:

настраивает на урок, создаёт доброжелательную атмосферу.

2.

Постановка целей и задач урока.

(слайд 2)

2 мин.

Целью сегодняшнего урока будет:

- установление смысловых отношений между простыми предложениями в составе СПП; составление схем СПП;

-совершенствование умения определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главными;

- и , конечно же, воспитание бережного отношения к слову.

Выстраивается план работы


С целью:

организует и

дисциплини-рует

внимание

3.

Проверка знаний





7 мин.







Ответы на вопросы:

1.На какие группы делятся сложные предложения?

(слайд 3)


2.Какие предложения являются сложносочинен-ными? (слайд 4)


3.Какие предложения являются сложноподчи-

ненными?

(слайд 5)






4.При помощи чего связаны между собой простые предложения в сложноподчиненном?

(слайд 6)






5.Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчиненного?

(слайд 8)

Отвечают на вопросы:

1.Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные на сложносочиненные и сложноподчинен-ные.

2.Сложносочинен-ными называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

3.Сложноподчинён-ные предложения - это сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами или союзными словами.

В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

Например: [Он сказал] ,(что придёт поздно ).

/что он сказал?/

4. Сложноподчинён-ные предложения - это сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами или союзными словами.

В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

Например: [ Он сказал ] , ( что придёт поздно ).

/что он сказал ?/

5. В сложноподчинен-ном предложении все простые предложения равнозначны.

В сложноподчинен-ном предложении есть главная и придаточная части.

В это время один ученик работает у доски: производит синтаксический разбор предложения.

Три сильных ученика работают по индивидуальным карточкам.(см. приложение 14.)

С целью:

контроля качества знаний; выявления и устранения возможных пробелов в знаниях учащихся.

Форма работы: фронтальная, индивидуаль-ная.

Методы обучения: 1.по источнику получения знаний - практический (лингвистический разбор, работа со схемами предложений);

2.по характеру познавательной деятельности учащихся - репродуктив-ный.

Дифференци-рованный подход: к доске вызывается ученик со слабым или средним уровнем обученности.





4.

Анализ текста.

(приложение №1)








7 мин









- Прочитайте предложения. Можно ли эту запись назвать текстом. Аргументируйте свой ответ.

(слайд 9)



- Как можно озаглавить этот текст?

Определите его тему и основную мысль.


- Определите тип предложений в тексте.

(проверка -

слайд 10)

( проверка -


слайд 12)









(проверка -


слайд 14)

- Это текст, так как предложения между собой связаны по смыслу и грамматически.

Текст обладает признаком делимости.

Текст можно озаглавить. Основные признаки текста: завершённость, связность, цельность.

«О бережном отношении к природе»

В природе нет ни одного бесполезного существа, ненужного, не имеющего права на жизнь.

Первое - сложносочиненное предложение с обособленными обстоятельствами

( деепричастными оборотами).

Второе - сложносочиненное предложение, где первая часть -сложноподчинен-ное предложение , а вторая- простое с вводным словом

Третье - простое неполное предложение. Отсутствует глагол.

Четвертое предложение - сложноподчинен-ное, где главное предложение находится перед придаточным.

Привлечение внимания, смена деятельности.

Закрепление знаний, умений и навыков по работе с текстом; развитие навыков устной речи, умения аргументировать свой ответ.

Форма работы: фронтальная.

Методы обучения: 1.по источнику получения знаний - словесный (фронтальная беседа);

2.по характеру познавательной деятельности уч-ся - частично-поисковый.

Подготовка к ГИА (задание В7, В8, В9) и к ЕГЭ (задание А24, А25)

5.

Физкульт- минутка

1 мин.

Предлагает выполнить упражнения для глаз, шеи и рук.

Учащиеся выполняют упражнения.

С целью: снять напряжение.

6. Объяснение нового материала «Место придаточного в сложноподчи-ненном предложе-нии»


7. Закрепление.

Упражнение 85 ( по учебнику.)

10мин







8 мин.

В одних СПП место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится.

(слайд 19).

В других сложноподчиненных предложениях место придаточного может меняться.

( слайд 20)

В сложноподчиненном предложении могут быть два или несколько придаточных.

(слайды 21, 22)


Проверка - слайды 23и 24.

Учащиеся записывают в тетради примеры и выделяют главные и придаточные части. Составляют схему предложения.

Учащиеся записывают в тетради примеры и выделяют главные и придаточные части. Составляют схему предложения.

Учащиеся записывают в тетради примеры и выделяют главные и придаточные части. Составляют схему предложения.

Учащиеся , комментирую, выполняют в тетрадях упражнение.

.

С целью: определять место придаточного предложения в сложноподчи-ненном.







Развитие

умений

сопоставлять и анализировать, с целью совершенствования пунктуацион-ной грамотности обучающихся.

Форма работы: фронтальная.

Методы обучения: 1.по характеру познаватель-ной деятельности учащихся - частично-поисковый (сопоставительный анализ);

2.по источнику получения знаний - практический (синтаксиче-ский разбор).

8.

Проверка знаний учащихся .

6 мин






Распределите схемы предложений с 3 столбика. По какому принципу вы это сделали?

(слайд 17).

(проверка -


слайд 18)

Учащиеся распределяют схемы по колонкам. Делают вывод, что в первой колонке располагаются схемы, соответствующие бессоюзным сложным предложениям;

во второй - сложноподчинен-ным предложениям;

в третьей - сложноподчинен-ным.


Форма работы: фронтальная,

Методы обучения: 1.по источнику получения знаний - практический;

2.по дидактической цели - метод закрепления и проверки З,У,Нового;

3. на основе целостного подхода к процессу обучения - методы контроля и самоконтроля за эффектив-ностью учебно-познавательной деятельности (самостоятель-ная работа).

9. Подведение итогов урока.

2 мин

Что нового вы узнали сегодня на уроке?



Оценка работы учащихся.

Место придаточных в составе сложноподчиненного может меняться.

В сложноподчинен-ном предложении может быть ни одно, а два или несколько придаточных.

Выставляют оценки в дневники.

С целью рефлексии: анализ желаемого и реального результата, выставление отметок и их обоснование, формирование умения обобщать полученные результаты.

Методы обучения: по источнику получения знаний - словесный, визуальный.

10. Домашнее задание.

1мин.

Теоретическую часть параграфа 9, стр. 41-42 прочитать, письменно выполнить упражнение 88 ( по задании).

Домашнее задание можно посмотреть в дневнике .RU

Урок окончен.

Спасибо.

Запись домашнего задания.

С целью: объяснение домашнего задания;

стимулирование, оценка своей работы на уроке.

Методы обучения: 1.по источнику получения знаний - словесный;

2.на основе целостного подхода к процессу обучения - метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод формирования долга и ответственности в учении - поощрение, одобрение).

Слайд 15 -17

9. Диагностика знаний

При диагностике знаний можно сочетать традиционные виды контроля с тестированием. Тест позволяет быстро, объективно и точно оценить уровень знаний учащихся по изученному разделу; итоги тестирования дают реальную картину качества знаний учащихся по разделу программы.

Вопросы теста к разделу « Сложноподчиненные предложения» предусматривают проверку знаний всех основных теоретических положений темы и ее практической части:

  • о месте придаточного предложения по отношению к главному и способах его присоединения к нему ;

  • понимание роли союзов и союзных слов, умение различать их;

  • умение определить тип подчинения придаточных предложений и их вид ;

  • стилистический и пунктуационный тренинг;

  • умение составлять схему сложноподчиненного предложения;

  • усвоение правила о знаках препинания при стыке союзов в сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом занимает 20 минут урока.

Для диагностики знаний можно провести контрольный диктант, творческий диктант, творческую работу по конструированию сложноподчиненных предложений, изложение-миниатюру, грамматическое сочинение.

Слайд 18.

10. УМК по разделу учебной программы

  1. «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» (М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский), - М.: Просвещение, 2010.

  2. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. 31-е издание.- М.: Просвещение, 2009.

Электронные образовательные ресурсы

для занятий по русскому языку и литературе

  • Справочная служба русского языка spravka.gramota.ru

  • Тесты по русскому языку likbez.spb.ru

  • Центр развития русского языка ruscenter.ru

  • Филологический портал Philology.ru philology.ru

  • Электронные пособия по русскому языку для школьников learning_russian.gramota.ru

  • Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам alleng.ru/

Слайд 19.

11. Заключение

В своей педагогической деятельности я предпочитаю отходить от авторитарных и репродуктивных методов обучения.

В своей работе сочетаю разнообразные методы , формы и средства обучения.

Считаю такой подход наиболее продуктивным.

Я буду и дальше совершенствовать свою работу над данным разделом программы, так как он содержит большие возможности для развития коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции.


23


© 2010-2022