Разработка обобщающего урока-суда по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Я хочу предложить вашему вниманию разработку обобщающего урока-суда по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Я ставила для себя цель подвести итог изученному материалу, показать, как знание текста важно для оценки поступков действующих лиц. Проводя суд над героями комедии, воспитывать у учащихся непримиримое отношение к невежеству, грубости.Пробуждать интерес к чтению художественных произведений. Учащиеся принимают активное участие в проведении обобщающего урока,все ребята читают с интересом и хор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Тема: Обобщающий урок-суд по комедии

Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Цель урока: подвести итог изученному материалу,

по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль

Показать, как знание текста важно для оценки поступков действующих лиц.

Проводя суд над героями комедии,

воспитывать у учащихся непримиримое

отношение к невежеству, грубости.

Пробуждать интерес к чтению художественных произведений.


Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Обобщающий урок-суд.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы с вами подведем итог изученного по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

На этом уроке мы еще раз убедимся в том, насколько знание текста важно для оценки поступков действующих лиц.

Очень хочется, чтобы, проводя суд над героями, вы воспитывали непримиримое отношение к невежеству, глупости, леи, хамству и другим отрицательным чертам.

2. Повторение материала (эпоха Д.Фонвизина, его лит.деятельность).

Россия 18в. расцвет классицизма. Литература этого периода занимает важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа.

В первые десятилетия 18в. русская литература находится еще в младенческом состоянии. Но уже в 30-50 гг она делает большой шаг вперед. Это связано с активной деятельностью крупных писателей новой русской литературы: Кантемира, Сумарокова, Тредиаковского, Ломоносова.

На русском престоле правит императрица Екатерина 2. Казавшаяся либеральной, она способствовала усилению крепостного гнета. Повсюду господствовал деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные темы.

В творчестве Державина сатира проникает даже в торжественную оду. (Ода «Фелица»).

И вот на литературном небосклоне появилось новое имя : Денис Иванович Фонвизин.

3. Вопросно-ответная беседа.

  • Кто же такой Д.И.Фонвизин? Чем он заслужил память потомков?

  • Какие комедии Фонвизина вы знаете? Что вы можете сказать о комедиях?

Обобщение знаний учащихся по содержанию комедии.

- Сейчас, мы начинаем наш урок-суд над героями этой комедии.

Судья: Сегодня на судебном заседании слушается дело Митрофана Простакова, или просто Недоросль, который обвиняется в том, что, несмотря на свои неполные 16 лет, ничего полезного в жизни не совершил, не желал учиться, был груб, невежествен.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания обвиняемого.

Митрофан : Я, несовершеннолетний отрок помещиков Простаковых. Они богаты, ни в чем не нуждаются. Так как я единственный сын, то они хорошо обо мне заботятся. Уже 4 года я изучаю разные науки, в коих прилагаю усердное старание. Люблю своих родителей и очень хочу жениться. Ничего противу законного не совершал.

Судья: Обвиняемый , расскажите, пожайлуста, подробнее, как Вы относитесь к своим родителям?

Митрофан: Очень обожаю своих родителей, они мне даже ночью снятся.

Прокурор: Ваша честь! Обвиняемый не говорит полной правды. Ведь Вы матушке, что сказали о своем сне?

Митрофан: Я сказал, что мне всю ночь такая дурень в глаза лезла: то матушка, то батюшка.

Прокурор: Какой же Вы любящий сын?

Защита: Я протестую! Мой подзащитный действительно любит своих родителей, потому что во сне матушка била батюшку, а ему стало жаль матушку, так как она очень устала колотить батюшку.

Прокурор: Подсудимый не только не уважает своих родителей, но постоянно их обманывает. Когда матушка сказала, что вызовет доктора, он ответил, что выздоровеет сам, а сейчас побежит лучше на голубятню.

Судья: А угрожали вы матушке, что утопитесь, когда она заставляла вас учиться?

Митрофан: Так разве пойдет на ум ученье, вот я и сказал, что река близко, нырну, так поминай, как звали.

Судья: А, правда ли, обвиняемый, что вы страдаете от обжорства?

Митрофан: Да что вы! Я с вечера изволил скушать солонины ломтика 3, да подовых не помню 5, не помню 6. А ночью кувшин квасу выкушал.

Защита: Ваша честь! Это не обжорство! Разве жалко для молодого человека лишнюю булочку съесть.

Судья: Подсудимый, расскажите, какие у вас успехи в науках?

Митрофан: Для грамоты к нам ходит дьячок Кутейкин, арихметики учит отставной сержант Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает меня немец Адам Адамыч Вральман.

Судья: Заслушаем свидетелей Простаковых. Госпожа Простакова, расскажите суду о воспитании, образовании вашего сына.

Госпожа Простокова: Грех сказать, что мы не старались воспитывать и обучать Митрофанушку.

Он еще в недорослях, а лет через 10, как войдет в службу, всего натерпится. Как кому на роду написано счастье. Из нашей же фамилии, лежа на боку, в чины летят себе. Чем же хуже их Митрофанушка? Одна моя отрада, одна моя забота, Митрофанушка! Мой век проходит, готовлю его в люди!

Судья: А что вы скажете, господин Простаков?

Простаков: Я люблю его, как надлежит родителю. То-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник.

Иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что он мой сын.

Судья: А каковы интересы вашего сына?

Простаков: Митрофанушка наш весь в дядю. Он до свиней сызмала такой же охотник, как и дядя. Как был 3-х лет, так, бывало, увидя свиней, задрожит от радости.

Прокурор: Позвольте сказать, что госпожа Простакова во многом способствовала тому, что ее сын был груб с нянькой, с учителями, со всеми дворовыми.

Защита: Это ложь! Свидетельница пусть подтвердит какой она была культурной женщиной!

Простакова: Я, батюшка, отроду ни с кем не бранилась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. Пусть тому бог заплатит, кто меня обижает.

Судья: Заслушаем свидетелей Кутейкина и Цыфиркина.

Цыфиркин: Я, Цыфиркин, был гарнизонным, а сейчас служу у их благородия, учу арихметики, тем и живу. Третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеется. Ну, и то правда, человек на человека не приходит.

Простакова: Что? Что это ты, Пафнутьич, врешь, я не вслушалась!

Цыфиркин: Так я его благородию докладывал, что в иного парня в 10 лет вдолбишь того, что другой ловит на полете.

Кутейкин: А я Кутейкин, из ученых, семинарии здешний, правда, пришла резолюция: такого-то семинариста от всякого учения отстранить.

Прокурор: А как к вам относился Митрофан? Не тебя ли, Цыфиркин, он называл гарнизонной крысой?

Защита: А Кутейкин сознательно издевался над Митрофаном. Он учил его говорить: «Аз есмь червь, аз есмь скот».

Судья: А как обвиняемому помогал в воспитании его дядюшка Тарас Скотинин?

Прокурор: Он не мог содействовать воспитанию Митрофана, потому что, кроме свиней, он никогда не любил, а сам отроду ничего не читывал, только говаривал, чтобы его избавили от этой скуки.

Судья: приглашаются свидетели Правдин и Стародум. Госпожа Простакова говорила, что их семья все сделала для того, чтобы Митрофан стал таковым, каким мы его видим.

Господин Стародум, какие показания суду вы можете дать об образовании Митрофана?

Стародум: Господа! До моих ушей дошло, что он только отучиться изволил. Я узнал, кто его учителя. И вижу наперед, какому грамотею ему надобно быть, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытно было бы послушать, чему смог его научить немец Вральман, ведь этот горе-учитель служил у меня кучером.

Правдин: Дозвольте задать Митрофану ряд вопросов и будет ясно, насколько он силен в науках. Что вы знаете в грамматике?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Эта прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь еще не повешена: так она покамест существительна.

Правдин: В грамматике он силен. А каков ты в истории?

Защита: Митрофан силен и в истории. Иной раз залетит за тридевять земель, за тридесятое царство. Да и сякие истории большой охотник слушать.

Правдин: А учились вы географии?

Митрофан: А почем я знаю, что это за наука? Вот пристал ножом к горлу!

Простакова: Пожалейте сына. К чему ему эта наука? Она вовсе не дворянская. Извозчики-то на что? Дворянин только скажи: «Повези меня туда», - свезут, куда изволишь.

Цыфиркин: Позвольте сказать, как Митрофан силен в математике. Он знает «единожды три - три, единожды ноль - ноль».

Судья: Госпожа Простакова, вы считаете, что ваш сын хочет учиться?

Простакова: Без наук люди жили и живут. Покойный батюшка воеводою 15 лет был, а с тем и скончался изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Эконом был, а умер с голоду на сундуке с деньгами.

Стародум: Митрофан никогда не хотел учиться, он постоянно твердил: «Час моей воли пришел, не хочу учиться, а хочу жениться!».

Судья: На ком, подсудимый вы хотели жениться?

Митрофан: На Софье.

Судья: Заслушаем свидетеля Софью. Как вы, племянница Стародума, попали в семью Простаковых?

Софья: Я осталась круглой сиротой, родители умерли, а дядюшка много лет был в Сибири. Волею судьбою я оказалась в этой семье.

Правдин: А как к вам относятся члены этой семьи?

Софья: Брат госпожи Простаковой Тарас Скотинин назначил день сговора, чтобы на мне жениться, но я-то знаю, что ему нужна не я, а мои деревеньки, да и не деревеньки, а то, что в деревеньках водится - свиньи.

Защита: Софья не права. Скотинин хотел жениться на Софье не только из-за свиней в ее деревеньках, он ее любил. И Митрофану он говорил: «Племяннику перебивать у дяди? Да я его на первой встрече как черта изломаю. Ну, будь я свиной сын, если не буду ее мужем, а Митрофан уродом.

Софья: Когда стало известно, что мой дядя Стародум завещал мне большое наследство, Протаковы решили меня увезти насильно от моего жениха Милона и обвенчать с Митрофаном.

Судья: А как на это смотрит дядюшка Стародум? Ведь семья Простаковых богатая и знатная.

Стародум: У меня свой расчет на знатность и богатство. Степени знатности я рассчитываю по числу дел, которые господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которых нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами. По-моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтобы припрятать в сундук, а тот, который отсчитает от себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного.

Судья: Но не лишнее было бы оставить детям богатство?

Стародум: Детям? Оставлять детям? Если умны будут - без него обойдутся, а глупому сыну - не в помощь богатство.

Судья: Что еще скажет Правдин как человек, по долгу службы отвечающий за здешний порядок?

Правдин: Я считаю, что мы вправе требовать от правительства, чтобы обида, сделанная госпожой Простаковой, была наказана всею строгостью законов. Она недостойна иметь детей. Какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить благочестию, когда его нет? Поэтому представить ее перед судом, как нарушительницу спокойствия.

Простакова: Ах, батюшки мои! Повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня!

Стародум: Я не хочу ничьей гибели! Я ее прощаю!

Простакова: Простил! Ах, батюшка! Ну, теперь-то я дам зорю накалья своим людям. Нет, мошенники, нет, веры!

Судья: суд удаляется для вынесения приговора.


Беседа учащихся.

  1. В комедии остро ставится вопрос: «Что является причиной несчастья Простаковой?». Правдин считает, что безумная любовь к Митрофану довела ее больше всего. А Стародум говорит, что все несчастья из-за того, что она имела силу делать другим дурно.

- Кто из них прав?


  1. Каким видит, своего сына Простакова, и каков он на самом деле?


  1. Каково значение комедии?

Чтение приговора.

  1. Именем правительства дом Простаковых за бесчеловечие принимается в опеку. Госпожа Простакова в государстве терпима быть не может.

  2. Оповестить всем Скотининым, чтобы они ступали к свиньям.

  3. Учителям: Копейкину за ненасытность души не выплатить ни копейки; Цыфиркину за честное признание, что ничему не научил Митрофана, за добрую душу надобно заплатить; Вральмана за обман людей отстранить не только от учителей, но и от лошадей.

  4. Митрофана предать презрению, отправить его на службу и впоследствии сделать его имя нарицательным.

Простакова: Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум: Вот злонравия достойные плоды!

4. Подведение итогов урока:

  • Ребята, как вы думаете, чему учит нас комедия?

  • Встречались ли вам люди, похожие на героев комедии?

  • Чтение слов, написанных на доске:

« Забирайте же собою в путь,

выходя из мягких юношеских лет

в суровое ожесточающее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения,

не оставляйте их на дороге, не подымите потом»

Н.В.Гоголь

Пусть эти слова будут, как напутствие, в ваших юных душах!






Вопросы по творчеству Фонвизина.


  1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина? (Комедия «Бригадир»).


  1. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать ни кто не воин!» (Правдин).


  1. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время» (так отец Стародума поучал своего сына).


  1. Кому принадлежат слова: «Начинаются _______, перестает искренность?» (Стародум).


  1. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердешный?» (Простакова сыну Митрофану).


  1. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день?» (Простакова -Еремеевне).


  1. Кому из персонажей комедии по его заявлению написали: «от всякого ученья уволить: писано бо есть - не мечите бисера перед свиньями, да не потрут его ногами». (уч.Кутейкину).


  1. Кто умер с голоду, лежа на сундучке с деньгами? ( отец Протаковой).


  1. Кому казалось, что он, живя в доме Протаковой находится среди лошадок? (уч.Вральман).



© 2010-2022