- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект. «Речь – Предложение – Слово – Слоги – Звуки – Буквы»
Конспект. «Речь – Предложение – Слово – Слоги – Звуки – Буквы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хасанова З.З. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендуется педагогам дополнительного образования по курсу «Русский язык как иностранный» в 1 классе.
Тема: «Речь - Предложение - Слово - Слоги - Звуки - Буквы»
Цель : Формирование представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль.
Задачи : Воспитательные: воспитывать у детей культуру общения и поведения, интерес, любовь к языку.
Развивающие: формировать навык выразительного чтения предложения, внутреннюю мотивацию к изучению языка и культуры; развивать речевые способности детей; развивать внимание и восприятие, слуховую память, мышление, воображение; развивать догадку.
Образовательные: Закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль.
Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения.
Практические: учить образовывать слова, из слов предложения, употреблять их в речи
Оборудование: Диск «Начальная школа» Русский язык 1класс, Рисунок воробья, карточки «Упражнения по русскому языку».
Ход занятия.
1. Организационный момент
Учитель:
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
Учитель: Если взять большое слово,
вынуть буквы- раз и два!-
А потом собрать их снова,
выйдут новые слова.
- Как вы думаете ребята, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О буквах, словах и предложениях. Учитель: Правильно!
-Найди и укажи предложения: 1. Весна солнце девочка. 2.
Весной ярче светит солнце. - Найди и укажи правильно написанное предложение. 1. Под берёзой алёша нашёл ёжика. 2. Под берёзой Алёша нашёл Ёжика. 3. Под берёзой Алёша нашёл ёжика. - Какой знак нужно поставить в конце предложений? 1.Кто сидит под кустом 2. Под кустом сидит зайка 3. Какой хорошенький зайчонок
- Найди вопросительное предложение. 1. В лесу слышны голоса птиц 2. Кто это поёт 3. Как прекрасно поёт соловей
- Найди и укажи восклицательное предложение. 1. Распустились нежные подснежники 2. Какой прекрасный цветок 3. Когда распускаются подснежники
Учитель: Понравилось ли вам разбор предложений? Чем?
Ответы детей.
Учитель: Все, что мы с вами говорили о природе, - это речь. Вы отвечали на вопросы - это тоже речь. Какая бывает речь?
Дети выстраивают логическую цепочку в виде « поезда». На доске: Речь - Предложение - Слово - Слоги - Звуки - Буквы
Построение сопровождается вопросами: Из чего состоит речь? Из чего состоят предложения? И т.д.
Учитель: На этом паровозике мы отправимся в путешествие по стране «Грамматика». Сегодня мы
задержимся во втором вагоне и тема нашего занятия «Предложение». Давайте, вспомним все, что мы с вами уже знаем о предложении. Составьте предложение с одним из слов написанных на доске. Вы составили предложение о зайчике. Почему вы считаете, что это предложение? Что же такое предложение? (Это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу) Что выражает предложение? (Законченную мысль) Постройте схему предложения о зайце. С какой буквы начинаем писать предложение? Посчитайте, сколько слов в нашем предложении? Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (интонацией, повышение голоса в начале предложения, понижение голоса в конце). Как отделяется одно предложение от другого в письменной речи? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Игра «Угадай знак» ( у каждого ученика по три карточки со знаками ! ? .)
Учитель произносит предложение, дети поднимают карточку со знаком, который они поставят в конце предложения.
Ты любишь раннее весеннее утро? Выйди в сад и прикрой глаза. Легкий ветерок шелестит в молодой листве. Проснулись и защебетали птицы. Чувствуешь радость наступающего дня? Как прекрасно все вокруг!
1. Практическая часть:
Дети делятся на группы ( три группы)
Работа с карточками «Буквы рассыпались».
6. Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, А деревцо все выше, выше.
Учитель: Посмотрите, что случилось: ветер перепутал все слова в предложениях. Давайте, их восстановим.
1. ежика, Алеша, нашел, березой, под
2. соловей, как, поет, прекрасно
3. зайка, кустом, под, сидит
Запишите предложение правильно. В конце предложения поставьте соответствующий знак.
Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Определите начало и конец предложений.
Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели грачи и скворцы расцвели подснежники вспорхнула первая бабочка.
Игра «Бывает - не бывает»
Учитель называет предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Ученики должны ответить, бывает так или нет, и объяснить, почему (хлопнуть в ладоши, если так не бывает). Мальчик поехал в лес на лыжах. Там он стал собирать землянику. Я была в лесу. Там я видела в норе петуха. Наступила весна. Береза сбросила свои желтые листочки.
8. Подведение итогов:
Учитель: Что такое предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания? Как связаны слова в предложении? Как на письме передается интонация предложения?
Каждый учащийся ставит свой магнитик на ступеньку знаний, которую он достиг сегодня на занятии.
Я- молодец! Мне надо поработать! Я ничего не понял! Помогите!
Спасибо за работу! Вы молодцы!