- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы на тему
Конспект урока литературы на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шошина Е.И. |
Дата | 09.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока литературы в 9 классе.
« Никто не забыт, ничто не забыто».
Тема Великой Отечественной войны в творчестве
Роберта Рождественского.
Учитель русского языка и литературы
Шошина Елена Ивановна
МБОУ « Вознесенская СОШ»
2015 год
Цели урока: на примере поэзииРождественского помочь учащимся осмыслить тему войны, заставить задуматься над проблемой памяти, над истоками мужества людей, защищавших Родину; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; развивать навыки анализа поэтического текста.
Методические приёмы:рассказ учителя, сообщения учеников, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей
Оборудование: компьютер, презентация на тему, аудиозаписи песен на стихи Рождественского, тексты стихотворений поэта.
Эпиграф к уроку:
Эта память -
Верьте, люди, -
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.
Р.Рождественский « Послевоенная песня»
Ход урока.
-
Создание эмоционального настроя.
Звучит песня М.Фрадкинана стихи Р.Рождественского « Я сегодня до зари встану..».
( В этой песне соединяются два времени: военное и послевоенное.Это песня о связи поколений, о памяти.)
-
Вступительное слово учителя.
Почти 70 лет назад закончилась победой нашего народа Великая Отечественная война. Но и сегодня продолжают звучать голоса тех, кто защищал Родину ценою своей жизни, звучать в фильмах, песнях, стихах… Память имеет начало, но не имеет конца. В наши дни можно часто услышать вопрос: « Зачем снова говорить о войне, после которой прошло уже много лет?» Пусть ответом на этот вопрос станет стихотворение Роберта Рождественского «Послевоенная песня», слова из которого мы взяли в качестве эпиграфа для нашего урока.( Учитель читает стихотворение.) Мы должны помнить события тех страшных лет. « Никто не забыт, ничто не забыто». Такова тема нашего урока.
Демонстрируется 1 слайд: темаурока, эпиграф.
Многие писали о войне, но особенно драматично звучит эта тема в творчестве поэта 60-х годов 20 века Роберта Рождественского.
Демонстрируется 2 слайд: портрет поэта и слова: « Меня война в себя впитала. Я - сын её. Я полон ею».
3. Рассказывает подготовленный ученик.
Детство Рождественского совпало с Великой Отечественной войной. С начала войны он живёт с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой, так как родители - Вера Павловна и Станислав Никодимович- ушли на фронт. « А я, потрясённый всем случившимся, написал стихотворение, и наш школьный учитель отнёс это стихотворение в газету, - вспоминал Рождественский.
Первое стихотворение будущего поэта появилось в газете « Омская правда» от 8 июля 1941 года под заголовком « Фашистам не будет пощады!» Автору едва исполнилось 9 лет.
Демонстрируется 3 слайд: фото - поэт в детстве.
« Мать у меня - врач, отец- военный. Мы переехали в Омск… С этим городом связаны самые первые мои детские впечатления. Самое большое - война. Отец и мать ушли на фронт. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха… А потом - уже в конце - она была ещё в детских домах, где тысячи таких же, как я, ждали возвращения родителей с фронта».
Выразительное чтение стихотворения.
С винтовкой мой папа
Уходит в поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берёт,
Уходит сестрой в лазарет.
Я тоже имею и ловкость, и силу,
Чтоб в бой на фашистов идти.
Но мне: « Подожди,- говорит Ворошилов,-
Учись, закаляйся, расти!»
Хотя мне сегодня десятый лишь год,
Стрелять научусь я как надо.
И пусть только Сталин
Мне скажет: В поход!»-
Фашистам не будет пощады!
Слово учителя.
Третьеклассник обычной омской школы тогда еще не мог предположить, что тема начавшейся Великой Отечественной войны станет в будущем одной из основных в его творчестве, а страшные, но драгоценные воспоминания - важными уроками о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни. Стихи о войне Рождественский напишет, будучи уже зрелым поэтом: « Когда война кончилась», «Женщина из Девятого мая», « Воспоминания об июне 45 года», « Баллада о молчании», « Счёт», « Та зима была, будто война,..» и другие.
Демонстрируется 4 слайд: названия стихов.
-
Читаются и анализируются некоторые из стихотворений ( по выбору учителя иучеников).
Например, « Баллада о молчании».
Работа с классом:
- почему данное стихотворение - баллада? Вспомним определение баллады.
Демонстрируется 5 слайд: Баллада - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
Рождественский очень часто называл свои стихотворения балладами: « Баллада о красках», « Баллада о зенитчицах», « Баллада о десанте» идругие.
- почему это стихотворение имеет такое название?
- какое задание получил отряд?
- отмечаются изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом:
эпитеты( «Был ноябрь по-январски угрюм и зловещ», « ..сказал тяжело и спокойно»), олицетворения( « метель завывала»), оксюморон (« неслышный крик»), лексический повтор ( «лезли»), метафора( « в гору ползет молчанье»).
Выясняется роль данных тропов в тексте, интонация повтора « лезли».
-обращаем внимание на последние строки :
Давайте и мы
иногда
молчать,
об их молчании
помня.
( Можно предложить классу помолчать, подумать о героях, о подвиге , о войне…)
И, конечно же, нельзя не сказать о самом значительном произведении Рождественского - поэме « Реквием».
Демонстрируется 6 слайд: поэма «Реквием».
Памяти наших отцов и старших братьев,
Памяти вечно молодых солдат и офицеров
Советской Армии, павших на фронтах
Великой Отечественной войны.
Учитель:
Предыстория этой поэмы - в самой жизни поэта. Рождественский говорил: « На моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены 6 парней. Это 6 братьев моей мамы. В 1941 - самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же 41 ушли на фронт. А с фронта вернулся один. Я писал свой « Реквием» и для этих шести, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними».
Слушается отрывок из поэмы ( аудиозапись).
Один из учеников выступает с сообщением по поэме « Реквием». Можно сделать краткий обзор всех глав поэмы, рассказать об особенностях каждой главы с чтением небольших отрывков из поэмы.
Учитель :
Как-то Рождественский сказал: « Я горжусь тем, что на многих памятниках павшим в Великой Отечественной войне солдатам начертаны строки из этой поэмы. Это было неожиданно для меня. И дрогнуло сердце от боли».
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была тягчайшим испытанием , которое наша страна с честью выдержала. Наш долг - хранить память об этом подвиге.
(В конце урока можно послушать какую- либо песню на стихи Рождественского.)
-
Домашнее задание: 1. Письменный ответ на вопрос: « Какие мысли и чувства вызвала у вас поэзия Р.Рождественского?»
2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Рождественского о войне.