Конспект урока литературы на тему

Цели урока: на примере поэзииРождественского помочь учащимся осмыслить тему войны, заставить задуматься над проблемой памяти, над истоками мужества людей, защищавших Родину; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; развивать навыки анализа поэтического текста. Методические приёмы:рассказ учителя, сообщения учеников, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей Оборудование: компьютер, презентация на тему, аудиозаписи песен на стихи Рождественского, тек...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическая разработка урока литературы в 9 классе.

« Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема Великой Отечественной войны в творчестве

Роберта Рождественского.





Учитель русского языка и литературы

Шошина Елена Ивановна

МБОУ « Вознесенская СОШ»















2015 год



Цели урока: на примере поэзииРождественского помочь учащимся осмыслить тему войны, заставить задуматься над проблемой памяти, над истоками мужества людей, защищавших Родину; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приёмы:рассказ учителя, сообщения учеников, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей

Оборудование: компьютер, презентация на тему, аудиозаписи песен на стихи Рождественского, тексты стихотворений поэта.

Эпиграф к уроку:

Эта память -

Верьте, люди, -

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем,

Вновь придёт война.

Р.Рождественский « Послевоенная песня»



Ход урока.

  1. Создание эмоционального настроя.

Звучит песня М.Фрадкинана стихи Р.Рождественского « Я сегодня до зари встану..».

( В этой песне соединяются два времени: военное и послевоенное.Это песня о связи поколений, о памяти.)



  1. Вступительное слово учителя.

Почти 70 лет назад закончилась победой нашего народа Великая Отечественная война. Но и сегодня продолжают звучать голоса тех, кто защищал Родину ценою своей жизни, звучать в фильмах, песнях, стихах… Память имеет начало, но не имеет конца. В наши дни можно часто услышать вопрос: « Зачем снова говорить о войне, после которой прошло уже много лет?» Пусть ответом на этот вопрос станет стихотворение Роберта Рождественского «Послевоенная песня», слова из которого мы взяли в качестве эпиграфа для нашего урока.( Учитель читает стихотворение.) Мы должны помнить события тех страшных лет. « Никто не забыт, ничто не забыто». Такова тема нашего урока.

Демонстрируется 1 слайд: темаурока, эпиграф.

Многие писали о войне, но особенно драматично звучит эта тема в творчестве поэта 60-х годов 20 века Роберта Рождественского.

Демонстрируется 2 слайд: портрет поэта и слова: « Меня война в себя впитала. Я - сын её. Я полон ею».

Конспект урока литературы на тему

3. Рассказывает подготовленный ученик.

Детство Рождественского совпало с Великой Отечественной войной. С начала войны он живёт с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой, так как родители - Вера Павловна и Станислав Никодимович- ушли на фронт. « А я, потрясённый всем случившимся, написал стихотворение, и наш школьный учитель отнёс это стихотворение в газету, - вспоминал Рождественский.

Первое стихотворение будущего поэта появилось в газете « Омская правда» от 8 июля 1941 года под заголовком « Фашистам не будет пощады!» Автору едва исполнилось 9 лет.

Демонстрируется 3 слайд: фото - поэт в детстве.

« Мать у меня - врач, отец- военный. Мы переехали в Омск… С этим городом связаны самые первые мои детские впечатления. Самое большое - война. Отец и мать ушли на фронт. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха… А потом - уже в конце - она была ещё в детских домах, где тысячи таких же, как я, ждали возвращения родителей с фронта».

Конспект урока литературы на тему

Выразительное чтение стихотворения.

С винтовкой мой папа

Уходит в поход.

Желаю, любимый, побед!

И мама зеленую сумку берёт,

Уходит сестрой в лазарет.

Я тоже имею и ловкость, и силу,

Чтоб в бой на фашистов идти.

Но мне: « Подожди,- говорит Ворошилов,-

Учись, закаляйся, расти!»

Хотя мне сегодня десятый лишь год,

Стрелять научусь я как надо.

И пусть только Сталин

Мне скажет: В поход!»-

Фашистам не будет пощады!

Слово учителя.

Третьеклассник обычной омской школы тогда еще не мог предположить, что тема начавшейся Великой Отечественной войны станет в будущем одной из основных в его творчестве, а страшные, но драгоценные воспоминания - важными уроками о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни. Стихи о войне Рождественский напишет, будучи уже зрелым поэтом: « Когда война кончилась», «Женщина из Девятого мая», « Воспоминания об июне 45 года», « Баллада о молчании», « Счёт», « Та зима была, будто война,..» и другие.

Демонстрируется 4 слайд: названия стихов.



  1. Читаются и анализируются некоторые из стихотворений ( по выбору учителя иучеников).

Например, « Баллада о молчании».

Работа с классом:

- почему данное стихотворение - баллада? Вспомним определение баллады.

Демонстрируется 5 слайд: Баллада - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Рождественский очень часто называл свои стихотворения балладами: « Баллада о красках», « Баллада о зенитчицах», « Баллада о десанте» идругие.

- почему это стихотворение имеет такое название?

- какое задание получил отряд?

- отмечаются изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом:

эпитеты( «Был ноябрь по-январски угрюм и зловещ», « ..сказал тяжело и спокойно»), олицетворения( « метель завывала»), оксюморон (« неслышный крик»), лексический повтор ( «лезли»), метафора( « в гору ползет молчанье»).

Выясняется роль данных тропов в тексте, интонация повтора « лезли».

-обращаем внимание на последние строки :

Давайте и мы

иногда

молчать,

об их молчании

помня.

( Можно предложить классу помолчать, подумать о героях, о подвиге , о войне…)

И, конечно же, нельзя не сказать о самом значительном произведении Рождественского - поэме « Реквием».

Демонстрируется 6 слайд: поэма «Реквием».

Памяти наших отцов и старших братьев,

Памяти вечно молодых солдат и офицеров

Советской Армии, павших на фронтах

Великой Отечественной войны.

Учитель:

Предыстория этой поэмы - в самой жизни поэта. Рождественский говорил: « На моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены 6 парней. Это 6 братьев моей мамы. В 1941 - самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же 41 ушли на фронт. А с фронта вернулся один. Я писал свой « Реквием» и для этих шести, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними».

Слушается отрывок из поэмы ( аудиозапись).

Один из учеников выступает с сообщением по поэме « Реквием». Можно сделать краткий обзор всех глав поэмы, рассказать об особенностях каждой главы с чтением небольших отрывков из поэмы.

Учитель :

Как-то Рождественский сказал: « Я горжусь тем, что на многих памятниках павшим в Великой Отечественной войне солдатам начертаны строки из этой поэмы. Это было неожиданно для меня. И дрогнуло сердце от боли».

С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была тягчайшим испытанием , которое наша страна с честью выдержала. Наш долг - хранить память об этом подвиге.

(В конце урока можно послушать какую- либо песню на стихи Рождественского.)



  1. Домашнее задание: 1. Письменный ответ на вопрос: « Какие мысли и чувства вызвала у вас поэзия Р.Рождественского?»

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Рождественского о войне.



© 2010-2022