Пушкин поэт и казахского народа. Пушкин и Абай

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА«Постижение гармонии» из опыта работы над изучением произведением А.С.Пушкина      Уважаемые коллеги, данную работу можно использовать как на уроках литературы, так и на дополнительных занятиях, при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина.     Создавая эту работу, я не предполагала ее использовать как презентационный материал на уроках литературы, поэтому размер шрифта не соответствует нормам - 22пп.     Учащиеся, работая за персональными компьютерами, могут использовать п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.9 класс

ТЕМА 25

16-17-й час

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

«Пушкин - поэт и казахского народа»

Абай и Пушкин.


Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО РК

ЦЕЛЬ

Через защиту творческих проектов, знакомство с художественным текстом, учащиеся задумаются о важности изучения «Слов назидания», о роли слова в жизни человека, о роли переводов, сделанных Абаем для казахского народа.

ЗАДАЧИ ОЦЕНКА

  1. Ученики поймут содержание, идею

изучаемых произведений

1. Через выступление спикеров, работу в группах

2. Ученики будут анализировать, сопоставлять произведения А.С. Пушкина и Абая Кунанбаева


  1. Метод помет, ДДЗ

3. Работая в микрогруппах, будут в совместном творческом поиске.

  1. Через заполнение «Диаграммы Вена»

3. Через заполнение «Диаграммы Вена»

4. Научатся высказывать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению других.

4. Ключевая фраза

СТРАТЕГИИ

Метод помет, ДТЗ, Ключевая фраза, Пятистишие


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развитие монологического высказывания

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Поэма


МАТЕРИАЛЫ


  • Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 классов общеобразовательных школ / В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевская и др. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2005. - 328 с.: ил.; с. 84 - 86


  • Русская литература. Хрестоматия: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных школ / и В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевская

др. - Алматы: Издательство «Мектеп», 2005.-320 с.

  • Русская литература: Дидактические материалы. Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных школ. Алматы: Издательство «Мектеп», 2005. - 104.; с.16 - 19.

  • Портреты А.С. Пушкина, Абая

  • Книги «Слова назидания» Абая, стихи о природе Пушкина и Абая.

  • Словарь крылатых выражений Пушкина. Мокиенко В.М., Сидоренко К.П. СПб.: Изд-во СПбГУ; Фолио-Пресс, 1999. - 752 с.

  • Высказывания о жизни и деятельности Абая и Пушкина.

  • Репродукции

  • Ксерокопии к уроку

  • Рабочие тетради, ватман, маркеры

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  • ИЗУЧИТЬ. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.

  • ОДГОТОВИТЬ. Произведения Пушкина и мировое искусство.

  • ПРОЧЕСТЬ. с. 82 - 83 (учебник); 164-166, 130 (хрестоматия).

  • НАПИСАТЬ. Эссе «Есть в мире сердце, где живу я…» (Пушкин и Абай)

ПЛАН УРОКА


I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

А. Работа над эпиграфами к уроку

… через осмысление прошлого, всемерно развивать культуру настоящего времени.Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.

Н.А. Назарбаев

Знать русский язык - значит открыть глаза на мир… Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа.

Абай

ОҚУ - БIЛIМ КIЛТI / ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

А.С. Пушкин

Ключевые понятия: романтическая проза, психологизм

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: повесть, композиция, сюжет, олицетворение

Опорные слова читательских высказываний - лексика со значением творческой индивидуальности

Слово учителя.

Пушкин, Абай, Гете, Лермонтов, Ауэзов… Если с такими великими друзьями мы будем идти и дальше рука об руку, слушая их лирические заповеди, нам не нужно беспокоиться о будущем. Без сомнения, оно будет светлым и лучезарным.

В Казахстане 53 поэта и писателя переводили произведения Пушкина на казахский язык. Но первым был Абай. У Мухтара Ауэзова есть строки о том, как Абай открыл для себя Пушкина.

«Он придвинул к себе томик Пушкина, он читал теперь пушкинские стихи не глазами читателем, а всем своими сердцем поэта». Закрывал книгу, Абай сказал вслух: «… теперь перековывает моя Кааба, и Запад становится Востоком, а Восток стал Западом для меня… И пусть же будет так!».

« Я с огромным увлечением и радостью открыл для себя сокровищницу русской художественной литературы. Новыми мирами открывались для меня классики ХIХ века столетия, великие мастера русской прозы…» (Абай).

Б. РАБОТА В ГРУППАХ

Каждая группа готовит защиту своего проекта ответа.
Время на подготовку ответа - 15 минут.

ЗАДАНИЕ. Прочтя статью учебника литературы для 9 класса и другие источники, заполните Диаграмму Вена.

1 группа. Поэт и акын (Пушкин и Абай).

2 группа. Созвучие чувств, дум и настроений (созвучие тем, идей и настроений в стихотворениях Пушкина и Абая).

3 группа. Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет ( крылатые выражения, фразы Пушкина и Абая).

4 группа. Стихи и напевы, рожденные в Акшокы» (М. Ауэзов). Переводы произведений А.С. Пушкина на казахский язык.

5 группа. Пушкин и Абай - певцы родной природы.

В. ЗАЩИТА ПРОЕТОВ - 3 минуты

III РЕФЛЕКСИЯ

А. НАПИСАНИЕ ПЯТИСТИШИЯ


  1. А. С. Пушкин

  2. 2 глагола

  3. 3 прилагательных

  4. Глагольная фраза из 4-х слов

  5. Синоним - ассоциация


  1. А. Кунанбаев.

  2. 2 глагола

  3. 3 прилагательных

  4. Глагольная фраза из 4-х слов

  5. Синоним - ассоциация

Б. Слово учителя.

«Абай широко ознакомился с русскими классиками ХIХ века. Абай во всех тонкостях понимал тексты Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Некрасова. Высокохудожественные переводы произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова, сделанные Абаем, … свидетельствуют об огромной культуре, освоенной Абаем в результате изучения произведений русских классиков…» (М. Ауэзов).

Испокон веков известно: людей объединяет дело, а разъединяют слова.

Звезды нынче высыпали густо…

«О-о, ведь это же Плеяды! Нет, наверное, звезд бледнее и мельче их. Но в ночном небе и замечаешь сразу же, хотя кругом столько ярких звезд! В чем тут разгадка? В том, наверное, что Плеяды загораются и гаснут вместе. Даже звездам доступно понимание. Что чем меньше, чем бледнее они, тем теснее должны сплотиться! Быть ближе друг к другу, и тогда и другие их приметят, и видны они будут…

В народе нашем считалось всегда доброй приметой, если в пути перед тобой оказывались Плеяды! Недаром люди говорят: «Если хочешь обрести надежду, найди на небе созвездие Плеяды!»

Я нашел, увидел! Нет большего счастья, чем надежды на будущее, на счастье!» Абиш Кекильбаев. Плеяды - созвездие надежды.

КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА

Задание

Предлагаю ученикам вытянуть номерок, на котором указан номер «Слова назидания» Абая. Прочитав «Слово №_», ученик должен выписать ключевую фразу, фразу которую он взял бы с собой в путь, которая могла бы стать для него путеводной звездой в жизни.

Ученики читают «Слово» Абая, затем каждый вписывает фразу на полученный листочек (лист представляет собой форму звезды).

На выполнение задания ученикам дается 5 минут.


  • После записи, каждый из участников зачитывает свою фразу вслух.

  • Затем спикер группы собирает звездочки-фразы и вывешивает на звездном небосклоне («звезды» вывешиваются произвольно).

  • После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.

Лучше не вывешивать фразы и не собирать сразу во время ответа учащихся, т.к. это немного отвлекает учащихся, тем более, если большой класс.

Над крылатыми фразами А.С. Пушкина ученики работали ранее, поэтому я предлагаю поработать над изречениями Абая, но можно объединить (крылатые фраза А.Пушкина и Абая), если позволяют технические средства и библиотечный фонд школы, класса

В. Написание ЭССЕ «Есть в мире сердце, где живу я…» (Пушкин и Абай).

IV ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Учащиеся в течение урока составляют краткие конспекты, проверяют в паре, уточняют, вносят добавления в работы товарищей, затем оценивают.

V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить к следующему уроку

  • ИЗУЧИТЬ. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.

  • ОДГОТОВИТЬ. Произведения Пушкина и мировое искусство.

  • ПРОЧЕСТЬ. с. 82 - 83 (учебник); 164-166, 130 (хрестоматия).

  • НАПИСАТЬ. Эссе «Есть в мире сердце, где живу я…» (Пушкин и Абай)

РДМ для учащихся

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ

Следовать за мыслями великого

человека - наука самая занимательная.

А.С. Пушкин.

А форизм (греч. aphorismos - краткое изречение) - устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о каком-либо явлении действительности и выражение в краткой, лаконичной форме. Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов: большая часть афоризмов состоит из 3 - 6 слов. Есть и предельно краткие афоризмы - только из двух слов. Афоризм обычно имеет определенного автора. Секрет особой привлекательности афоризмов в том, что многие из них обладают парадоксальностью, явной неожиданностью суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли. Афоризм всегда содержит более того, что сказано непосредственно. Его истинный смысл раскрывается в результате размышления. От пословицы афоризм отличается наличием определенного, точно известного автора и обязательной явно выраженной неожиданностью суждения.

Многие исследователи употребляют термин «афоризм» в широком смысле: считают его родовым по отношению к различным видам воспроизводимых выражений - пословицам, поговоркам, крылатым словам, девизам и т.п. такое использование термина основано на традиции, называть афоризмом всякое обобщенное высказывание. Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьев А.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. - Смоленск: Русич, 1999. - 624 с. - («Для школьников и студентов»). [690-691c.]

«Книга Слов» - это философия, согретая кровью авторского сердца.

Это - этика, наполненная глубоко лично страстью, живой любовью и справедливым негодованием.

Ведь песня, что от сердца спета,

Владеет всей душой поэта.

Гете. «Признание».

Чтоб светоч истины узреть -

Должны быть зрячими сердца.

Абай.

Слово, прочувствованное прилежным сердцем, растекается по всем жилам - но суть мысли от этого не меняется. Абай

Хорошо жить, устремляя взоры надежды на будущее. Абай. «Слово № 9».

КРЫЛАТЫЕ ПУШКИНСКИЕ СТРОКИ

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ АБАЯ

А счастье было так возможно,

Так близко!

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви…

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

В одну телегу впрячь не можно

Коня и трепетную лань.

В те дни, когда мы были новы

Все впечатленья бытия.

Все куплю - сказало злато;

Все возьму - сказал булат.

Глаголом жги сердца людей.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Дух отрицанья, дух сомненья.

Его пример другим наука.

Еще одно последнее сказанье,

И летопись окончена моя.

Жизни мышья беготня.

Когда легковерен и молод я был.

Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить

И в подлости оттенок благородства.

Любви все возрасты покорны.

Мечтам и годам нет возврата.

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь.

Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

Не мудрствуя лукаво.

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Чтение - вот лучшее учение.


АБАЙ

ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ СЛОВО


  1. Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.

  2. Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

  3. Не всегда будешь рад, говоря мудрые слова себялюбивому невежде.

  4. Помогай разумному. Содействовать неблагодарному - значит опуститься самому.

  5. Сын, почитающий лишь своего отца, - недруг народу; сын народа - твой друг.

  6. Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает большее.

  7. Работающий только для себя, похож на животное, которое заботится о своем брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества.

  8. Человек - дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.

  9. Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что человек неисправим.

  10. Одиночество - погибель для человека. Все беды валятся на его голову. Однако мир заполняют не только беды, но и развлечения. Кто выдерживает первое? И кто не погибнет во втором?

  11. Кто не был в беде! Удел слабых - терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озерами и густым травостоем?

  12. Безвреден - кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.

  13. От радости и счастья люди теряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом.

  14. Дело ладится умением.

  15. Мир - безбрежный океан. Время - неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь.

  16. Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юноша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своею бородой.

  17. Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем.

  18. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой - его не найдешь.

  19. Доверяй тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному.

  20. Гнев без силы - вдовец; ученый без последователей - вдовец; любовь без верности - вдова.

  21. Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба - и твой доброжелатель лишь ты сам.

Пушкин - поэт и казахского народа

В дореволюционном Казахстане было несколько печатных изданий Пушкина. Самыми первыми на казахский язык были переведены «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Капитанская дочка», но немало пушкинских творений стало известно казахам в устной передаче и в рукописях.

Классик казахской литературы Абай Кунанбаев создал переводы отрывков из «Евгения Онегина»: «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина» и другие. В переводах из романа А.С. Пушкина казахский поэт с необычайным мастерством воссоздает образ Татьяны, вдохновенно, с проникновенным лиризмом воспевая ум, глубокие чувства, решимость обаятельной русской женщины. Татьяна, «русскою душою», первая написавшая письмо любимому с искренним признанием, и позже, будучи замужем, оставшаяся верная мужу, в условиях казахской жизни того времени явилась для молодежи воплощением свободной любви, честности, верности долгу. Именно этим объясняется успех «Письма Татьяны», широко распевающегося в казахской степи ещё в те годы на мотив, созданный самим Абаем. Влияние Пушкина на Абая огромно. Но прослеживается в его взглядах на жизнь, на общество, на достоинство человека, на роль поэта в жизни народа. В творчестве Абая много приемов, напоминающих пушкинские средства художественного изображения при всей их национальной самобытности. Как и Пушкин, Абай - певец родной природы. Пушкинская поэзия помогла великому казахскому поэту ярче проявить свой талант в создании произведений разных жанров, поднять их на более высокую идейно-художественную высоту. Нет ни одного современного казахского поэта? Который бы не читал Пушкина? Или не учился у него. Народный акын Джамбул посвятил Пушкину стихотворение? В котором он воспевает большую любовь казахского народа к великому русскому поэту. В лучших произведениях казахской советской литературы ө в романеөэпопее «Путь Абая» - нашло яркое отражение поэтическое искусство Пушкина? Великолепно изображено его влияние на творчество Абая? А через него ө на всю казахскую национальную культуру. Это показывает? Что великие творения Пушкина одухотворили* и автора романа «Путь Абая» - Мухтара Ауэзова.

Глубокое освоение творческого наследия Пушкина - полноценный перевод его произведений на другой язык - дело сложное и ответственное. Работа над переводом произведений великого русского поэта стала для казахских поэтов и писателей подлинной школой художественного мастерства, высокого эстетического вкуса. «Я понял, - сказал А. Тажибаев, - Пушкина нельзя переводить единожды. Стихи поэтов его масштаба не остаются неизменными, мысль, в них сконцентрированная, всегда в движении. Сегодня ты постигаешь одно, завтра открылось другое, ты мудреешь, и тебе становится доступным новый глубинный пласт смысла. И все это лишь часть гения, который неисчерпаем, как океан, и, как океан, бесконечно, неуловимо переменчив».

«Пушкин - поэт и казахского народа», - сказал выдающийся казахский поэт Ильяс Джансугуров. Над переводами произведений Пушкина работали такие видные казахские поэты, как И. Джансугуров, К. Аманкулов, Т. Жароков, Г. Орманов, А. Тажибаев, Х. Бекхожин. У акына К. Терибаева есть такие стихи:

Был у русских Пушкин акын,

Все науки на свете он знал,

В душу каждого он проникал,

Душу каждого он разгадал.

Все искусства постиг он один,

Справедлив был, всезнающ, умён,

Словно мудрый философ Платон.

Все оттенки людей и вещей

Постигал он душою своей.

Всяк, кто книгу его прочитал,

Стал мудрее и лучше стал.

Всяк, кто раз его слыхал,

Сотни б раз его слышать желал…


  • Одухотвори΄ть - возбудить в ком-либо высокие помыслы, вызвать стремление к чему-либо.

Русская литература. Учебник хрестоматия для 9 класса казахской школы. Издание 28. Алма-Ата «Мектеп», 1986.-373с.; 84-85 с.

Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.Пушкин поэт и казахского народа.Пушкин и Абай.

Ж. Кайранбаев

ХIХ век


ВЫДАЮЩИЕСЯ
МЫСЛИТЕЛИ,
ПОЭТЫ,
ФИЛОСОФЫ


ГЕНИИ, МЫСЛЯЩИЕ ПОЭТИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ



роман

«Евгений Онегин»


певцы родной природы





1799 - 1837


величайший национальный поэт русского народа, родоначальник русской классической литературы


творчество было тесно связано с жизнью, с освободительным движением


является основоположником новой русской литературы - литературы критического реализма


смело ввел в литературу образы, людей из простого народа


поэт был уверен, что то, чему он отдал свою жизнь и творчество, найдет отклик в душе каждого человека России, независимости от его национальности:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…»


29 января
«Солнце русской поэзии закатилось»

1845 - 1904

родоначальник новой письменной казахской литературы,

композитор,

философ

ГЕНИАЛЬНЫЙ ПОЭТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ

ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА И НЕВЕЖЕСТВА,

СТАРЫХ ОБЫЧАЕВ


«КНИГА СЛОВ» - 45 слов


природа Абая, голос Абая, дыхание Абая - это дыхание времени самого народа


переводил на казахский язык

М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,

А.С. Пушкина

создал около 50 переводов

великий Абай видел в Пушкине идеал и образец поэта - патриота и гражданина


при жизни Абай не увидел ни одного своего напечатанного произведения

А.Г. Кручина






© 2010-2022