- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пушкин поэт и казахского народа. Пушкин и Абай
Пушкин поэт и казахского народа. Пушкин и Абай
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Мейер Е.В. |
Дата | 13.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
9 класс
ТЕМА 25
16-17-й час
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
«Пушкин - поэт и казахского народа»
Абай и Пушкин.
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО РК
ЦЕЛЬ
Через защиту творческих проектов, знакомство с художественным текстом, учащиеся задумаются о важности изучения «Слов назидания», о роли слова в жизни человека, о роли переводов, сделанных Абаем для казахского народа.
ЗАДАЧИ ОЦЕНКА
-
Ученики поймут содержание, идею
изучаемых произведений
1. Через выступление спикеров, работу в группах
2. Ученики будут анализировать, сопоставлять произведения А.С. Пушкина и Абая Кунанбаева
-
Метод помет, ДДЗ
3. Работая в микрогруппах, будут в совместном творческом поиске.
-
Через заполнение «Диаграммы Вена»
3. Через заполнение «Диаграммы Вена»
4. Научатся высказывать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению других.
4. Ключевая фраза
СТРАТЕГИИ
Метод помет, ДТЗ, Ключевая фраза, Пятистишие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие монологического высказывания
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Поэма
МАТЕРИАЛЫ
-
Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 классов общеобразовательных школ / В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевская и др. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2005. - 328 с.: ил.; с. 84 - 86
-
Русская литература. Хрестоматия: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных школ / и В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевская
др. - Алматы: Издательство «Мектеп», 2005.-320 с.
-
Русская литература: Дидактические материалы. Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных школ. Алматы: Издательство «Мектеп», 2005. - 104.; с.16 - 19.
-
Портреты А.С. Пушкина, Абая
-
Книги «Слова назидания» Абая, стихи о природе Пушкина и Абая.
-
Словарь крылатых выражений Пушкина. Мокиенко В.М., Сидоренко К.П. СПб.: Изд-во СПбГУ; Фолио-Пресс, 1999. - 752 с.
-
Высказывания о жизни и деятельности Абая и Пушкина.
-
Репродукции
-
Ксерокопии к уроку
-
Рабочие тетради, ватман, маркеры
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
ИЗУЧИТЬ. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.
-
ОДГОТОВИТЬ. Произведения Пушкина и мировое искусство.
-
ПРОЧЕСТЬ. с. 82 - 83 (учебник); 164-166, 130 (хрестоматия).
-
НАПИСАТЬ. Эссе «Есть в мире сердце, где живу я…» (Пушкин и Абай)
ПЛАН УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
А. Работа над эпиграфами к уроку
… через осмысление прошлого, всемерно развивать культуру настоящего времени.
Н.А. Назарбаев
Знать русский язык - значит открыть глаза на мир… Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа.
Абай
ОҚУ - БIЛIМ КIЛТI / ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ
А.С. Пушкин
Ключевые понятия: романтическая проза, психологизм
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: повесть, композиция, сюжет, олицетворение
Опорные слова читательских высказываний - лексика со значением творческой индивидуальности
Слово учителя.
Пушкин, Абай, Гете, Лермонтов, Ауэзов… Если с такими великими друзьями мы будем идти и дальше рука об руку, слушая их лирические заповеди, нам не нужно беспокоиться о будущем. Без сомнения, оно будет светлым и лучезарным.
В Казахстане 53 поэта и писателя переводили произведения Пушкина на казахский язык. Но первым был Абай. У Мухтара Ауэзова есть строки о том, как Абай открыл для себя Пушкина.
«Он придвинул к себе томик Пушкина, он читал теперь пушкинские стихи не глазами читателем, а всем своими сердцем поэта». Закрывал книгу, Абай сказал вслух: «… теперь перековывает моя Кааба, и Запад становится Востоком, а Восток стал Западом для меня… И пусть же будет так!».
« Я с огромным увлечением и радостью открыл для себя сокровищницу русской художественной литературы. Новыми мирами открывались для меня классики ХIХ века столетия, великие мастера русской прозы…» (Абай).
Б. РАБОТА В ГРУППАХ
Каждая группа готовит защиту своего проекта ответа.
Время на подготовку ответа - 15 минут.
ЗАДАНИЕ. Прочтя статью учебника литературы для 9 класса и другие источники, заполните Диаграмму Вена.
1 группа. Поэт и акын (Пушкин и Абай).
2 группа. Созвучие чувств, дум и настроений (созвучие тем, идей и настроений в стихотворениях Пушкина и Абая).
3 группа. Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет ( крылатые выражения, фразы Пушкина и Абая).
4 группа. Стихи и напевы, рожденные в Акшокы» (М. Ауэзов). Переводы произведений А.С. Пушкина на казахский язык.
5 группа. Пушкин и Абай - певцы родной природы.
В. ЗАЩИТА ПРОЕТОВ - 3 минуты
III РЕФЛЕКСИЯ
А. НАПИСАНИЕ ПЯТИСТИШИЯ
-
А. С. Пушкин
-
2 глагола
-
3 прилагательных
-
Глагольная фраза из 4-х слов
-
Синоним - ассоциация
-
А. Кунанбаев.
-
2 глагола
-
3 прилагательных
-
Глагольная фраза из 4-х слов
-
Синоним - ассоциация
Б. Слово учителя.
«Абай широко ознакомился с русскими классиками ХIХ века. Абай во всех тонкостях понимал тексты Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Некрасова. Высокохудожественные переводы произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова, сделанные Абаем, … свидетельствуют об огромной культуре, освоенной Абаем в результате изучения произведений русских классиков…» (М. Ауэзов).
Испокон веков известно: людей объединяет дело, а разъединяют слова.
Звезды нынче высыпали густо…
«О-о, ведь это же Плеяды! Нет, наверное, звезд бледнее и мельче их. Но в ночном небе и замечаешь сразу же, хотя кругом столько ярких звезд! В чем тут разгадка? В том, наверное, что Плеяды загораются и гаснут вместе. Даже звездам доступно понимание. Что чем меньше, чем бледнее они, тем теснее должны сплотиться! Быть ближе друг к другу, и тогда и другие их приметят, и видны они будут…
В народе нашем считалось всегда доброй приметой, если в пути перед тобой оказывались Плеяды! Недаром люди говорят: «Если хочешь обрести надежду, найди на небе созвездие Плеяды!»
Я нашел, увидел! Нет большего счастья, чем надежды на будущее, на счастье!» Абиш Кекильбаев. Плеяды - созвездие надежды.
КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА
Задание
Предлагаю ученикам вытянуть номерок, на котором указан номер «Слова назидания» Абая. Прочитав «Слово №_», ученик должен выписать ключевую фразу, фразу которую он взял бы с собой в путь, которая могла бы стать для него путеводной звездой в жизни.
Ученики читают «Слово» Абая, затем каждый вписывает фразу на полученный листочек (лист представляет собой форму звезды).
На выполнение задания ученикам дается 5 минут.
-
После записи, каждый из участников зачитывает свою фразу вслух.
-
Затем спикер группы собирает звездочки-фразы и вывешивает на звездном небосклоне («звезды» вывешиваются произвольно).
-
После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
Лучше не вывешивать фразы и не собирать сразу во время ответа учащихся, т.к. это немного отвлекает учащихся, тем более, если большой класс.
Над крылатыми фразами А.С. Пушкина ученики работали ранее, поэтому я предлагаю поработать над изречениями Абая, но можно объединить (крылатые фраза А.Пушкина и Абая), если позволяют технические средства и библиотечный фонд школы, класса
В. Написание ЭССЕ «Есть в мире сердце, где живу я…» (Пушкин и Абай).
IV ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
Учащиеся в течение урока составляют краткие конспекты, проверяют в паре, уточняют, вносят добавления в работы товарищей, затем оценивают.
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить к следующему уроку
-
ИЗУЧИТЬ. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.
-
ОДГОТОВИТЬ. Произведения Пушкина и мировое искусство.
-
ПРОЧЕСТЬ. с. 82 - 83 (учебник); 164-166, 130 (хрестоматия).
-
НАПИСАТЬ. Эссе «Есть в мире сердце, где живу я…» (Пушкин и Абай)
РДМ для учащихся
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ
Следовать за мыслями великого
человека - наука самая занимательная.
А.С. Пушкин.
А форизм (греч. aphorismos - краткое изречение) - устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о каком-либо явлении действительности и выражение в краткой, лаконичной форме. Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов: большая часть афоризмов состоит из 3 - 6 слов. Есть и предельно краткие афоризмы - только из двух слов. Афоризм обычно имеет определенного автора. Секрет особой привлекательности афоризмов в том, что многие из них обладают парадоксальностью, явной неожиданностью суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли. Афоризм всегда содержит более того, что сказано непосредственно. Его истинный смысл раскрывается в результате размышления. От пословицы афоризм отличается наличием определенного, точно известного автора и обязательной явно выраженной неожиданностью суждения.
Многие исследователи употребляют термин «афоризм» в широком смысле: считают его родовым по отношению к различным видам воспроизводимых выражений - пословицам, поговоркам, крылатым словам, девизам и т.п. такое использование термина основано на традиции, называть афоризмом всякое обобщенное высказывание. Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьев А.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. - Смоленск: Русич, 1999. - 624 с. - («Для школьников и студентов»). [690-691c.]
«Книга Слов» - это философия, согретая кровью авторского сердца.
Это - этика, наполненная глубоко лично страстью, живой любовью и справедливым негодованием.
Ведь песня, что от сердца спета,
Владеет всей душой поэта.
Гете. «Признание».
Чтоб светоч истины узреть -
Должны быть зрячими сердца.
Абай.
Слово, прочувствованное прилежным сердцем, растекается по всем жилам - но суть мысли от этого не меняется. Абай
Хорошо жить, устремляя взоры надежды на будущее. Абай. «Слово № 9».
КРЫЛАТЫЕ ПУШКИНСКИЕ СТРОКИ
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ АБАЯ
А счастье было так возможно,
Так близко!
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви…
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
В те дни, когда мы были новы
Все впечатленья бытия.
Все куплю - сказало злато;
Все возьму - сказал булат.
Глаголом жги сердца людей.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Дух отрицанья, дух сомненья.
Его пример другим наука.
Еще одно последнее сказанье,
И летопись окончена моя.
Жизни мышья беготня.
Когда легковерен и молод я был.
Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить
И в подлости оттенок благородства.
Любви все возрасты покорны.
Мечтам и годам нет возврата.
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.
Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Не мудрствуя лукаво.
О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Чтение - вот лучшее учение.
АБАЙ
ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ СЛОВО
-
Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
-
Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
-
Не всегда будешь рад, говоря мудрые слова себялюбивому невежде.
-
Помогай разумному. Содействовать неблагодарному - значит опуститься самому.
-
Сын, почитающий лишь своего отца, - недруг народу; сын народа - твой друг.
-
Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает большее.
-
Работающий только для себя, похож на животное, которое заботится о своем брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества.
-
Человек - дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.
-
Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что человек неисправим.
-
Одиночество - погибель для человека. Все беды валятся на его голову. Однако мир заполняют не только беды, но и развлечения. Кто выдерживает первое? И кто не погибнет во втором?
-
Кто не был в беде! Удел слабых - терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озерами и густым травостоем?
-
Безвреден - кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
-
От радости и счастья люди теряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом.
-
Дело ладится умением.
-
Мир - безбрежный океан. Время - неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь.
-
Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юноша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своею бородой.
-
Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем.
-
Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой - его не найдешь.
-
Доверяй тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному.
-
Гнев без силы - вдовец; ученый без последователей - вдовец; любовь без верности - вдова.
-
Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба - и твой доброжелатель лишь ты сам.
Пушкин - поэт и казахского народа
В дореволюционном Казахстане было несколько печатных изданий Пушкина. Самыми первыми на казахский язык были переведены «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Капитанская дочка», но немало пушкинских творений стало известно казахам в устной передаче и в рукописях.
Классик казахской литературы Абай Кунанбаев создал переводы отрывков из «Евгения Онегина»: «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина» и другие. В переводах из романа А.С. Пушкина казахский поэт с необычайным мастерством воссоздает образ Татьяны, вдохновенно, с проникновенным лиризмом воспевая ум, глубокие чувства, решимость обаятельной русской женщины. Татьяна, «русскою душою», первая написавшая письмо любимому с искренним признанием, и позже, будучи замужем, оставшаяся верная мужу, в условиях казахской жизни того времени явилась для молодежи воплощением свободной любви, честности, верности долгу. Именно этим объясняется успех «Письма Татьяны», широко распевающегося в казахской степи ещё в те годы на мотив, созданный самим Абаем. Влияние Пушкина на Абая огромно. Но прослеживается в его взглядах на жизнь, на общество, на достоинство человека, на роль поэта в жизни народа. В творчестве Абая много приемов, напоминающих пушкинские средства художественного изображения при всей их национальной самобытности. Как и Пушкин, Абай - певец родной природы. Пушкинская поэзия помогла великому казахскому поэту ярче проявить свой талант в создании произведений разных жанров, поднять их на более высокую идейно-художественную высоту. Нет ни одного современного казахского поэта? Который бы не читал Пушкина? Или не учился у него. Народный акын Джамбул посвятил Пушкину стихотворение? В котором он воспевает большую любовь казахского народа к великому русскому поэту. В лучших произведениях казахской советской литературы ө в романеөэпопее «Путь Абая» - нашло яркое отражение поэтическое искусство Пушкина? Великолепно изображено его влияние на творчество Абая? А через него ө на всю казахскую национальную культуру. Это показывает? Что великие творения Пушкина одухотворили* и автора романа «Путь Абая» - Мухтара Ауэзова.
Глубокое освоение творческого наследия Пушкина - полноценный перевод его произведений на другой язык - дело сложное и ответственное. Работа над переводом произведений великого русского поэта стала для казахских поэтов и писателей подлинной школой художественного мастерства, высокого эстетического вкуса. «Я понял, - сказал А. Тажибаев, - Пушкина нельзя переводить единожды. Стихи поэтов его масштаба не остаются неизменными, мысль, в них сконцентрированная, всегда в движении. Сегодня ты постигаешь одно, завтра открылось другое, ты мудреешь, и тебе становится доступным новый глубинный пласт смысла. И все это лишь часть гения, который неисчерпаем, как океан, и, как океан, бесконечно, неуловимо переменчив».
«Пушкин - поэт и казахского народа», - сказал выдающийся казахский поэт Ильяс Джансугуров. Над переводами произведений Пушкина работали такие видные казахские поэты, как И. Джансугуров, К. Аманкулов, Т. Жароков, Г. Орманов, А. Тажибаев, Х. Бекхожин. У акына К. Терибаева есть такие стихи:
Был у русских Пушкин акын,
Все науки на свете он знал,
В душу каждого он проникал,
Душу каждого он разгадал.
Все искусства постиг он один,
Справедлив был, всезнающ, умён,
Словно мудрый философ Платон.
Все оттенки людей и вещей
Постигал он душою своей.
Всяк, кто книгу его прочитал,
Стал мудрее и лучше стал.
Всяк, кто раз его слыхал,
Сотни б раз его слышать желал…
-
Одухотвори΄ть - возбудить в ком-либо высокие помыслы, вызвать стремление к чему-либо.
Русская литература. Учебник хрестоматия для 9 класса казахской школы. Издание 28. Алма-Ата «Мектеп», 1986.-373с.; 84-85 с.
Ж. Кайранбаев
ХIХ век
ВЫДАЮЩИЕСЯ
МЫСЛИТЕЛИ,
ПОЭТЫ,
ФИЛОСОФЫ
ГЕНИИ, МЫСЛЯЩИЕ ПОЭТИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ
роман
«Евгений Онегин»
певцы родной природы
1799 - 1837
величайший национальный поэт русского народа, родоначальник русской классической литературы
творчество было тесно связано с жизнью, с освободительным движением
является основоположником новой русской литературы - литературы критического реализма
смело ввел в литературу образы, людей из простого народа
поэт был уверен, что то, чему он отдал свою жизнь и творчество, найдет отклик в душе каждого человека России, независимости от его национальности:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…»
29 января
«Солнце русской поэзии закатилось»
1845 - 1904
родоначальник новой письменной казахской литературы,
композитор,
философ
ГЕНИАЛЬНЫЙ ПОЭТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ
ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА И НЕВЕЖЕСТВА,
СТАРЫХ ОБЫЧАЕВ
«КНИГА СЛОВ» - 45 слов
природа Абая, голос Абая, дыхание Абая - это дыхание времени самого народа
переводил на казахский язык
М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
А.С. Пушкина
создал около 50 переводов
великий Абай видел в Пушкине идеал и образец поэта - патриота и гражданина
при жизни Абай не увидел ни одного своего напечатанного произведения
А.Г. Кручина