Человек и природа в экологическом этюде И. Шкляревского «Живём в Одуванчике»

Предмет: Русская литература Класс: 6 класс Вид урока: Личностно ориентированный урок. Тип урока: Урок изучения нового материала. Тема:Человек и природа в экологическом этюде И.Шкляревского «Живём в Одуванчике» Цель:Создание условий для саморазвития учащихся. Задачи: Обучающие: Организовать деятельность учащихся  по знакомству уч-ся с экологическим этюдом И.Шкляревского «Живём в Одуванчике» Стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности. Развивающие: Способствовать р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русская литература

Класс: 6 класс

Вид урока: Личностно ориентированный урок.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема: Человек и природа в экологическом этюде И.Шкляревского «Живём в Одуванчике»

Цель: Создание условий для саморазвития учащихся.

Задачи: Обучающие: Организовать деятельность учащихся по знакомству уч-ся с экологическим этюдом И.Шкляревского «Живём в Одуванчике»

Стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.

Развивающие: Способствовать развитию навыков и умений учащихся самостоятельно выделять главную мысль в произведении, анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать свою точку зрения, обобщать и делать выводы

Способствовать раскрытию учащимися практической значимости излагаемого материала.

Воспитывающие: Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.Шкляревского,

формировать умение и привычку работать в коллективе, группе с текстом, прививать любовь к природе, родине.

Оборудование: портрет поэта, картина «одуванчик»

видеофильм «Красота природы Казахстана»

I Организационно-мотивационный этап (2 мин)

-Демонстрируется видеофильм.

-Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на данном уроке? /о природе/

-Почему?

Потому что каждый из нас часть её.

-Сформулируйте тему урока:

А теперь, обратите внимание на экологический этюд «Живём в одуванчике.

-Как вы это понимаете? В чём идея автора? Это проблема урока.

-Определите цель урока.

II Операционный этап

1.Введение в тему. (4 мин)

- Введение в тему. Именами известных людей улицы, города, школы и т.д.

В Белорусии есть лес , названный именем И.Шкляревского. После катастрофы на Чернобольской ГЭС свой гонорар за государственную премию он превратил в берёзы и тополя на берегу Припяти.

Родился поэт перед войной и провёл ранние годы в детском доме. Отсюда у него любовь к природе.

О себе писал поэт: « Всё лето я - рыболов,всю осень - я грибник, всю зиму долгую - читатель толстых книг. Уверен, что у каждого человека есть место, где он может быть счастлив. Для Шкляревского таким местом стали леса севера России. Работа с учебником. (10 мин)

А )чтение экологического этюда

-Учащиеся слушают и выделяют основные мысли, которые затем дети поясняют и аргументируют свои ответы.

Задание1

«...Они об этом не думают.»

-о ком идёт речь? Почему так считает автор? Аргументируйте свой ответ.

Задание2

«…Не понимают, что Земля-это одуванчик, что они живут в одуванчике.?

-о ком идёт речь? Почему так считает автор? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3 «…А есть у них святыни?» Поясните, о чём это говорит?

-о ком идёт речь? Почему так считает автор? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4 « …Они сделали ядерные бомбы, боятся друг друга, боятся войны.» -о ком идёт речь? Почему так считает автор? Аргументируйте свой ответ.

Задание 5 «…А есть надежда на детей?» О чём спрашивает автор? Поясните.

Вывод: (Учащиеся не согласились с текстом учебника, что человек вредит природе и тем самым себе. Теперь нет надежды ни на кого. Одна девочка не согласилась, пояснила тем, что она верит в себя, что никогда бы не разрушала природу, потому что понимает последствия. Остальные дети подтвердили, что есть надежда на дете, а значит и в будущее.)

2. Самостоятельная творческая работа.

Один американский учёный познакомившись с произведениями И.Шкляревского, сформулировал несколько законов в виде афоризмов. Учитель раздаёт детям по желанию несколько афоризмов, которые ими поясняются и аргументируются.

а) «Всё связано со всем»

б) «Всё должно куда-то деваться» /Листья гниют-перегной, а нефть и др.химикаты загрязняют её./

в) «Природа знает лучше» /Не зная природы не вмешивайся в неё. Не причини ей вред./ г) «Ничто не даётся даром» (За всё нужно платить. Например, выращивая культуру /овощи и фрукты/ почва теряет важные микроэлементы. Следовательно, если не будем эту землю удобрять, помогать восстановиться земле,она погибнет/ничего уже на ней не вырастишь.)

Ш.Рефлексия

Сегодня мы познакомились с экологическим этюдом И.Шкляревского, который помог нам глубже понять, что Земля, действительно, одуванчик. Очень легко уничтожить её. Обратите внимание на картину одуванчика. Стоит сильнее подуть - её пушинки /всё ценное: вода, воздух, растения/ - разлетятся вмиг. Без них Земля останется голой, безжизненной. Ни воды, ни зелени. Нет воздуха. Как на луне.

Помните: Охранять природу, значит охранять Родину.

Живи с природою в ладу, люби и не вреди,

Жалей её не на ходу, а жизнь ей посвяти.

Природа всё: и ветерок,букашка на цветке,

и сам цветок, и ручеёк, что ластится к реке.

Так мало надо ей от нас: убрать всю грязь с души;

И сделай это ты сейчас, не опоздай - спеши!

IV. Дом.задание: На выбор: 1) Подобрать 5 пословиц,поговорок на тему «Человек и природа».

2) Пересказ, ответить на вопросы . Выучить эти строки наизусть.

3) Напишите мини -сочинение

«Мы живём в одуванчике» или «Я живу в одуванчике»














© 2010-2022