Урок – путешествие на тему Состав слова

Тема урока: Состав слова. Цель урока: повторение основных сведений по словообразованию, отработка навыков использования полученных знаний в практике устной и письменной речи, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем. Оборудование урока: карточки, рисунок, тестовые задания, интерактивная доска. Тип урока: урок – путешествие. Методы урока: беседа, игра, анализ. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами немного попутешествуем п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Состав слова.

Цель урока: повторение основных сведений по словообразованию, отработка навыков использования полученных знаний в практике устной и письменной речи, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем.

Оборудование урока: карточки, рисунок, тестовые задания, интерактивная доска.

Тип урока: урок - путешествие.

Методы урока: беседа, игра, анализ.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами немного попутешествуем по Стране русского языка. В этой Стране живут дедушка Корень, принцесса Приставка, ее сестра Основа, брат Суффикс.

Каждая наша экскурсия будет сопровождаться выполнением определенных заданий.

Прежде, чем начать наш урок разделимся на две команды, которые называются «Солнышко» и «Звездочка». А девиз у нас общий. Давайте вместе повторим девиз: «Тот, кто знает части слова, тот напишет их толково».

Отправляются в путешествие две команды - «Солнышко» и «Звездочка». И первое игровое задание получают командиры: разобрать по составу слова - названия команд.

  1. Игра «Грамматическое домино» - «Это мы все проходили».

Первая команда задает вопросы второй.

  1. Из каких частей состоит слово?

  2. Что называется основой?

  3. Какие части слова входят в основу?

  4. Что такое приставка и для чего служит?

Вторая команда задает первой.

  1. Что называется корнем?

  2. Что называется окончанием?

  3. Для чего служит окончание?

  4. Что такое суффикс и для чего он служит?

2.Вторая остановка - называется «Окончание»

Задание 1. Из данных слов выпишите формы слов, выделите окончания.

Лес, в лесу, лесник, за лесом, лесной, леса. Гора, гористый, горка, горный, горные, горная. Дом, в доме, домовой, за домом, у дома.

3.Подъезжаем к остановке «Корень».

Задание: Выпишите из данных слов однокоренные слова и выделите в них корень.

Сад, дубовый, садовый, дубок, садовник, садик, дуб, дубочек, садочек.

4.Следующая остановка называется у нас «Приставка».

На этой остановке нужно принять участие в игре «Посади дерево»: на ветви двух деревьев члены команд должны прикрепить листья с приставочными глаголами (поехать, приехать, уехать, доехать, переехать: поплыть, уплыть, доплыть, переплыть).

5.Приезжаем к остановке «Суффикс».

На этой остановке у нас особенно много заданий. Задание: найти в микротекстах однокоренные слова, выделить в них суффиксы.

У нас в Урале много рыбы. На берегу реки всегда сидят рыбаки.

Летом ребята любят рыбачить. Из рыбы варят рыбный суп - уху.

Мы ходили в лес. На лесной поляне живет лесник. За его избушкой начинается молодой лесок.

Задание: образовать с помощью суффиксов новые слова. -ник, -тель, -ист, -щик.

Лыжи, школа, учить, писать, пожар, барабан, танк, журнал, камень.

-ик, -ок.

Город , ветер, шар, мяч, голос, карандаш, хвост, палец, нож.

Задание: назвать детенышей этих животный и птиц и выделить в названиях суффикс.

Верблюд, еж, слон, конь, медведь, тигр, козел.

Гусь, утка, курица, индюк, орел, журавль.

6.На следующей остановке - «Основа» - детям предлагается выполнить задание из «Волшебного сундучка»: каждая команда получает текст, и нужно обозначить основу в выделенных словах и сказать, какие гласные пишутся в окончании после твердой и мягкой основы.

И вот последняя остановка. Здесь при поддержке команд проходит конкурс капитанов. Они должны по предложенным графическим схемам составить слова и придумать с ними предложения. (корень, окончание; приставка, корень, окончание; корень, суффикс, окончание).

7.Тестовые задания. Команде, занявшей первое место, класс хором говорит:

«Молодцы». Команде, занявшей второе место, класс хором желает: «Так держать!» И так, наше путешествие подошло к концу.

Итог урока. Оценки за урок.

8.Задание на дом. «Проверьте себя» .











© 2010-2022