- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе Урок-сердце по рассказу А. Платонова Юшка
Урок по русской литературе Урок-сердце по рассказу А. Платонова Юшка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Досымбекова Б.Г. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Средняя школа № 158
Урок - сердце
по рассказу Андрея Платонова
«ЮШКА»
г. Алматы
Цель: 1.Научить ребят читать платоновские рассказы, видеть в них
красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором.
-
Развитие мыслительной деятельности.
-
Воспитание высоких нравственных качеств: красоты, человеколюбия, доброго любящего сердца.
Тип: урок обобщения знаний. Урок - сердце.
Наглядность: портрет писателя, живопись, изображение сердца, выставка книг, высказывания о природе, рисунок «Цветок», костюмы героев к инсценировке.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Эпиграф: Без меня народ неполный. А.Платонов
ТСО: песенное сопровождение «Прекрасное далеко», музыка «Симфония» П.Чайковского.
МПС: казахская литература, русский язык, музыка, рисование, биология, история, география.
Словарная работа: сострадать, блаженный, особенный.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Слово учителя о теме, цели урока
Сегодня у нас, ребята, особая задача на уроке: мы обобщим творчество А.Платонова, научимся видеть внутреннюю красоту рассказа «Юшка», полным сердцем воспримем чувства, которые передает автор. Поймем, с каким сердцем должен жить человек, что нужно делать, чтобы быть высоко нравственным человеком. (Запись числа, темы, эпиграфа урока).
Прочесть эпиграф. Как вы понимаете слова Платонова, взятые в качестве эпиграфа?
Вывод: Каждый человек неповторим, а поэтому бесценен.
Привести в пример дружбу одноклассников.
-
Выступает ученик в роли Платонова.
Ребята, мы с вами прочли по учебнику биографический очерк о А.Платонове. Сегодня я хочу, чтобы вы еще глубже изучили творчество писателя. (12-13 лет).
-
Слово учителя о творчестве писателя.
Все творчество писателя нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Писатель учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от унижений, посягательств других людей. Примером может служить рассказ «Юшка».
Беседа по вопросам:
-
Какие мысли и чувства пробудил в вас данный рассказ?
-
Почему Юшка безропотно переносил унижения односельчан? (терпение, доброта).
-
Найти портрет Юшки в тексте. О чем говорит описание внешности?
-
Дети и Юшка. Как относились дети к Юшке?
-
Что отвечал Юшка детям?
-
В каких строках мы видим, что он любит детей?
-
Взрослые и Юшка. Что он ответил дочери кузнеца, которая спросила: «Зачем ты живешь?»
Сердце у взрослых слепое. Юшка понимал, что людям порой просто некуда приложить свой разум и силы. Они не умеют радоваться жизни.
-
Что помогло Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям? Найти ответ в тексте (природа).
Ученик выразительно читает отрывок текста. Анализ текста. Вывод: особая любовь к природе, понимание красоты природы, радость встречи с ней. Вот что помогало выжить герою среди злых людей.
-
Зачитать стихотворение о природе (на доске). Звучит музыка.
-
Что еще помогало выжить Юшке? Умение сострадать людям.
-
Осуждает ли он людей за их поступки?
-
Словарная работа (орфография слова, лексическое значение слова).
Запись в тетрадях: со (вместе, совместно) + страдать (разделять чужую
боль). -
Вернемся к отношениям взрослых и Юшки. Что говорил взрослый
человек Юшке? Что же ты, блаженный, непохожий (сумасбродный,
неуравновешенный) ходишь тут?
Блаженный - осененный благодатью, счастливый, особенный.
Прочесть запись слов:
-
Какое дело осталось после Юшки?
-
Как назвали дочь Юшки? Дочерью доброго Юшки.
-
Какой добрый поступок продолжает дочь Юшки? (Она осталась с
людьми, сведшими в могилу дорогого ей человека, а могла бы уехать.
8.
Стала их лечить, а не мстить им. В ней также, как и в Юшке, жило
сострадание к людям.
-
Какого человека мы называем нравственным человеком? Можем ли
мы назвать Юшку нравственным человеком?
Запись в тетради:
Юшка - это добрый, честный, трудолюбивый, любящий человек.
Ребята, пришел к нам в гости Юшка.
Д\з: написать письмо на тему: «Прости нас, Юшка». Поднимите вверх
свои письма. Слово Юшке.
Ребята читают свои письма Юшке.
Вывод: слово учителя о сердце человека. Человек должен иметь
любящее сердце.
Ф
Ф
-
Каким должно быть человеческое сердце
-
Какие три сестры, три качества должны жить в сердце? (вера, надежд
любовь).
-
Что из них главное? Любовь.
-
Легко ли быть нравственным человеком?
-
А у вас получается, а что нужно делать, для того, чтобы быть
нравственным человеком
Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро.
«Побеждай зло добром»,- сказано в Библии.
Инсценировка «Урок любви и прощения»
Чтение стихотворений Б.Пастернака о добре.
-
Музыка.
-
Незадолго до своей смерти Платонов написал сказку-быль
«Неизвестный цветок».
Ученик-художник о своем рисунке.
Платонов в своей жизни перенес много страданий, несправедливости, но он, как и его герои, как этот цветок, сохранил в себе любовь к жизни, к людям, сохранил в себе человеческое любящее сердце.
Итог урока:
-
Творчество какого писателя мы обобщили?
-
О каком рассказе Платонова мы беседовали?
-
Каким должно быть человеческое сердце?
-
Что нужно делать, чтобы быть нравственным человеком?
-
Каким качеством нужно побеждать зло?
-
Помогает ли дружба в становлении человека нравственного?
-
Что значат слова: сострадание, блаженный?
-
Тесты.
-
Домашнее задание: книги-письма, ответы на вопросы рассказа «Неизвестный цветок», опережающее задание : биография Твардовского.
13.Оценки учащимся, комментарий.
14.Психологический тренинг (музыка).
Закрыли глаза, расслабились. Думаем только о хорошем. Пожелайте друг другу счастья, добра, всего самого наилучшего. Каждый из вас сегодня совершит хороший поступок. Каждый, кто столкнется с плохим, тот победит это плохое своим добрым словом, добрым поступком, своим любящим сердцем. Живите в радости, в счастье, в дружбе, в любви!