Технологическая карта урока по русскому языку по теме Однозначные и многозначные слова

Технологическая карта конспекта урока по русскому языку по теме "Однозначные и многозначные слова" 5 классОрганизационный момент включает:•       постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)•       определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебну...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Серикова Ирина Владимировна__________________________________

Предмет __русский язык______________________________ Класс 5

Тема урока Однозначные и многозначные слова

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель: Подготовка к уроку, настрой на работу. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Задачи: Формирование УУД:

-Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

- Познавательные: осознавать познавательную задачу.

- Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Форма работы: фронтальная

Методы: диалог с учителем

Вступительное слово. (Эпиграф урока)

Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём.

Арсений Тарковский

- На какие размышления наводят строки А.Тарковского?

-Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце занятия.



2.

Актуализация и пробное учебное действие

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цели: 1.воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

2.Формирование УУД:

- Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

- Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

- Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы: Словесный (эвристическая беседа), наглядный ( мультимедийная презентация), проблемный (метод мотивирования учащихся).

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

1.Полнота и правильность ответа;

2.Степень осознанности, понимания изученного;

3. Языковое оформление ответа.

Учитель: Сегодня мы будем работать в группах.

- Что важно при работе в группе? (Взаимопомощь, умение слушать и слышать друг друга)

-Учитель: Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы в группе, который приведёт к успеху всего класса.

Словарный творческий диктант «Угадай слово».

По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

Водитель машины (шофёр), плод дуба (жёлудь), откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон), тихая речь (шёпот), глухой тихий звук от лёгкого прикосновения чего-нибудь с чем-нибудь (шорох), место соединения сшитых кусков ткани (шов), тонкая верёвка (бечёвка), дорога с твёрдым покрытием (шоссе), профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).

Учитель: Сколько лексических значений имеет каждое слово из словарного диктанта? (одно лексическое значение).

- Как назовём такие слова? (однозначные)

Взаимопроверка в парах по эталону со слайда. Оцените свою работу в карточках личного контроля. Сделайте вывод.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной

учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного

материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель: знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, общее сходство между разными значениями многозначного слова, активизировать творческие способности учеников.

УУД:

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают свои выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, высказывают свою точку зрения.

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, постановка проблемы урока, её обсуждение.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных и групповых заданий, деятельностный метод, самостоятельная работа в группах, работа с текстом, составление опорной схемы.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.

А теперь прочитайте стихотворение. (текст на слайде)

Что за шутки? Не пойму я ничего:

Говорят, Утонули, что ли?

На быках Или все до одного

Мосты стоят! Убежали в поле

Вот он, мост, От нелёгкого труда?

Под ним река - Ну а мост на чём тогда?

Ни единого быка А.Шибаев

Учитель: Как вы думаете почему герой попал в затруднительную ситуацию? О каких быках идёт речь в стихотворении? (Слово «бык» имеет два значения: «животное» и «опора моста», а герой стихотворения этого не знал.)

У. : Подумайте, какое отношение это имеет к теме урока? (Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов несколько значений.)

- Если у слова несколько значений (много) как будут называться такие слова? (многозначные)

- Какова тема нашего урока? О каких словах сегодня пойдет речь? (Однозначные и многозначные слова)

(запись темы на доске)

У. - Возьмите карточки целей и задач и отметьте цель и задачи вашей работы сегодня. Подчеркните нужные для вас на сегодняшний урок. Озвучьте цель и задачи.

У. Сейчас каждая команда попробует составить опорную схему. Для чего мы будем это делать? (Чтобы лучше понять новый материал). На столах лежат конверты с названием «Опора». В них находятся слова для схемы. Используя их постарайтесь построить схему.

- Что получилось? Прикрепите свои схемы на доску и объясните. (по одному от группы) А теперь сравним наши схемы с эталоном. Карточки личного контроля.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися

  • (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить


  • степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: выяснить, насколько ученики умеют определять значение многозначного слова, различать многозначные и однозначные слова.

Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и оценивать результаты работы, закреплять навыки работы со словарями

УУД:

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, пересказ текста учебника, выделение ключевых слов.

У. Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по толковому словарю)

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово?

Мы будем строить «словесное древо». При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями. Каждая группа получает «ствол дерева» - многозначное слово. А ветками дерева будут значения этих слов. Чем больше значений слова вы найдёте в словаре, тем больше ветвей вы нарисуете.

Что получилось, прикрепите на доску свои «древа». Что объединяет значения каждого слова? (сходство).

Вывод: Что вы уже научились сделать, какие были затруднения? Какие слова называем многозначными?

На столах конверты с заданиями для каждого. Возьмите задания и выполните самостоятельно. Если возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (Дифференцированные задания по уровню сложности, объёму).

Творческая работа «удивительный диктант». Используя слова на карточках (многозначные и онозначные), составьте и запишите в тетрадь 2-3 предложения. Прочитайте.

На следующем уроке мы проведём этот диктант.

Рефлексия.

Карточки с целями. Посмотрите, какие задачи вы выполнили, а какие ещё нужно выполнить на следующем уроке, отметьте знаком + или -

- Назовите ключевые слова темы?

- Вспомните эпиграф к уроку. Как он иллюстрирует ваши новые знания?

- Какие возникали трудности?

Рефлексия «Дерево познания»

По окончанию урока дети прикрепляют на дереве листья цветы и плоды

Плоды - я хорошо понял тему и готов объяснить другому

Цветок - я понял тему

Зелёный листик - ничего не понял, но хочу понять.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить , научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли. Задание по выбору .

Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие составленного плана содержанию параграфа, свободное владение материалом в процессе пересказа.

- сочинить загадку о многозначном слове;

- № 714; тест;

-составить памятку «Однозначные и многозначные слова»;







© 2010-2022