Литературная игра, посвященная творчеству И. С. Тургенева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ирина Сергеевна Баканова,

преподаватель русского языка и литературы,

ГБПОУ РО «БГИТ»,

г. Белая Калитва, Ростовская область


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА, ПОСВЯЩЕННАЯ ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА

Цель:

  • выявить уровень знаний о жизни и творчестве писателя;

  • развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать художественные произведения;

  • вызвать интерес к личности писателя и его творчеству;

  • приобщать к мировой культуре.

Форма мероприятия: игра.

Методы: репродуктивный, исследовательский, научно-поисковый.

Оборудование: портреты, фотографии И. С. Тургенева, презентация «Жизнь и биография И. С. Тургенева», презентация «Игра брейн-ринг «Биография И. С. Тургенева и роман «Отцы и дети»

План мероприятия

  1. Вступительное слово. (1 мин.)

  2. Представление команд (5 мин.)

  3. Творческое задание по биографии Тургенева (15 мин.)

  4. Игра брейн-ринг «Биография И. С. Тургенева и роман «Отцы и дети» (20 мин.)

  5. Составление текста из отдельных предложений (3 мин.)

  6. Конкурс афоризмов (5 мин.)

  7. Инсценирование эпизода из романа (25 мин.)

  8. Сочинение о заслугах И. С. Тургенева (10 мин.)

  9. Подведение итогов.

  10. Награждение участников мероприятия.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово. На презентации портрет Тургенева, годы жизни.

Ведущий 1: Добрый день, ценители и знатоки русской литературы.

Ведущий 2: Добрый день, уважаемые гости, мы приветствуем вас на мероприятии, которое посвящено жизни и творчеству Ивана Сергеевича Тургенева.

Ведущий 1: «Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность», - сказал немецкий живописец, график, художественный критик и фельетонист, писатель Людвиг Пич о И. С. Тургеневе.

Ведущий 2: Мероприятие сегодня пройдет в форме литературной игры, оценивать которую будет жюри.

  1. Представление команд (5 мин.)

Ведущий 1: Команды, участвующие в игре, просим подняться на сцену и представить себя. Жюри начинает оценивать команды. Наибольшее количество баллов за данный конкурс 3 балла.

Команды выходят по очереди на сцену, произносят название, девиз, защищают эмблему (если есть). На представление не более 1 минуты.

Ведущий 2: Спасибо команды.


  1. Творческое задание по биографии Тургенева (15 мин.)

Ведущий 1: Жизнь И. С. Тургенева не была лёгкой, но он прожил её достойно, никогда не переставал он думать о горячо любимой России и служить ей.

Ведущий 2: Задание команд рассказать от лица И. С. Тургенева об одном эпизоде его жизни.

Ведущий 1: Максимальный балл за это задание 3. Рассказ не должен занимать более 3 минут.

Один из команды от лица Тургенева рассказывает об эпизоде из жизни не более 2 - 3 минут. Жюри оценивает подачу материала, познавательность эпизода.

  1. Игра брейн-ринг «Биография И. С. Тургенева и роман «Отцы и дети» (20 мин.)

Ведущий 1: Вы прекрасно справились с этим заданием. Теперь проверим ваши знания не только биографии Тургенева, но и романа «Отцы и дети».

Ведущий 2: Отвечаем на вопросы, которые выпадут при вращении волчка на презентации.

Инструкция:

1) Чтобы вращать волчок, щелкните по нему.

2) Чтобы прочитать вопрос, щелкните по конверту.

3) На обдумывание вопроса дается 1 минута.

4) Ответ озвучивает один игрок команды.

4) Чтобы узнать ответ, щелкните по полю «Ответ». Если ответ команды совпадает, жюри ставит 1 балл. По окончанию конкурса баллы суммируются.

5) Чтобы вернуться к игровому столу, щелкните по кнопке в правой нижней части слайда.

6) Чтобы покинуть игру, щелкните по красной кнопке с крестиком в правой нижней части окна с игровым столом или окна с инструкцией.

Вопросы игры:

  1. «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и прочее. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне». Кто это сказал? (И. С. Тургенев)

  2. Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман «Отцы и дети»? (В. Г. Белинский)

  3. В 1843 г. произошла встреча Тургенева с женщиной, ставшей его самым близким другом на всю жизнь. Назовите имя и фамилию женщины. (Айседора Дункан)

  4. Чей это портрет?

  5. «… человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос, лицо «длинное и худое, с широким лбом…»? (Евгений Базаров)

  6. Кто из героев романа «Отцы и дети» «…жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»? (Н. П. Кирсанов и его первая жена)

  7. Назовите год рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818)

  8. Как называется имение Варвары Петровны, матери Тургенева? (Спасское-Лутовиново)

  9. - А если б он меня побеждать стал, - спросил он, - вы бы за меня заступились?

  10. - Где же мне за вас заступиться? Да нет, с вами не сладишь.

- Вы думаете? А я знаю руку, которая захочет, и пальцем меня сшибёт.

- Какая такая рука?

- А вы, небось, не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали?

Диалог двух лиц. Назовите их. (Евгений Базаров и Фенечка)

  1. Какое образование получил И.С. Тургенев, где он учился? (В Московском, Петербургском, Берлинском университетах, мечтал стать магистром философии).

  2. На каких иностранных языках разговаривал Тургенев, чем он увлекался? (Французский, немецкий, английский, русский, музыкой, живописью, театром)

  3. Кому из литературных критиков принадлежит утверждение: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». (Д. И. Писарев. Статья «Базаров»)

  4. О ком сказал Базаров?

- Твой отец добрый малый - …, - но он человек отставной, его песенка спета. (О Николае Петровиче)

  1. Как Арина Власьевна, мать Базарова, ласково называла своего сына? (Енюша)


  1. Составление текста из отдельных предложений (3 мин.)

Ведущий 1: Спасибо команды. Следующее задание такое: вам даны 10 предложений из романа «Отцы дети», которые надо расположить так, чтобы получился связный текст. Максимальное количество баллов 3.

  1. Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.

  2. «Но отвергать поэзию? - подумал он опять, - не сочувствовать художеству, природе?..»

  3. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.

  4. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

  5. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки.

  6. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.

  7. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.

  8. «Как хорошо, Боже мой!» -- подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft -- и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум.

  9. Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность.

  10. Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения... и как!

Расположение предложений в нужной последовательности проверяет жюри и выставляет баллы за данный конкурс.


  1. Конкурс афоризмов (5 мин.)

Ведущий 2: Иван Сергеевич Тургенев заслуженно считается большим знатоком русского языка, ему принадлежит немалое количество афоризмов. Объявляется конкурс афоризмов. За каждый афоризм команда получает 1 балл.

Ведущий 1: Команды по очереди зачитывают афоризм, если данный афоризм есть у других команд, то они его вычеркивают. В конце конкурса подсчитываются не зачеркнутые афоризмы, что является баллами за конкурс, которые жюри проставляет в протоколы игры.


  1. Инсценирование эпизода из романа (25 мин.)

Ведущий 2: Пришло время показать своё домашнее задание: инсценирование эпизода из романа «Отцы и дети». Максимальный балл за это задание 5.

Ведущий 1: Команды представляют свои домашние заготовки: учитываются оригинальность постановки, точность воспроизведения текста, актёрское мастерство.

Ведущий 2: Заключительное задание нашей игры - это сочинение о заслугах И. С. Тургенева, о его роли в нашей жизни.

Ведущий 1: Представитель команды читает подготовленный текст, который оценивает жюри максимально 3 баллами.

Ведущий 2: Наша литературная игра, посвященная жизни и творчеству И. С. Тургенева подошла к концу, жюри подводит итоги, определяет победителей.

Ведущий 1: В марте месяце в стенах нашего техникума среди студентов 1 курса прошел литературный марафон, посвященный жизни и творчеству И. С. Тургенева.

Ведущий 2: Для вручения дипломов победителям приглашаются преподаватель русского языка и литературы Баканова Ирина Сергеевна и классный руководитель группы ПСО - 19 Демиденко Полина Александровна.

Ведущий 1: Жюри подвело итоги и готово назвать победителей. Слово предоставляется заместителю директора, кандидату педагогических наук, преподавателю математики Обозной Людмиле Анатольевне.

Подведение итогов конкурса, вручение дипломов, сертификатов, благодарственных писем.



© 2010-2022