- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная игра, посвященная творчеству И. С. Тургенева
Литературная игра, посвященная творчеству И. С. Тургенева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баканова И.С. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ирина Сергеевна Баканова,
преподаватель русского языка и литературы,
ГБПОУ РО «БГИТ»,
г. Белая Калитва, Ростовская область
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА, ПОСВЯЩЕННАЯ ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА
Цель:
-
выявить уровень знаний о жизни и творчестве писателя;
-
развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать художественные произведения;
-
вызвать интерес к личности писателя и его творчеству;
-
приобщать к мировой культуре.
Форма мероприятия: игра.
Методы: репродуктивный, исследовательский, научно-поисковый.
Оборудование: портреты, фотографии И. С. Тургенева, презентация «Жизнь и биография И. С. Тургенева», презентация «Игра брейн-ринг «Биография И. С. Тургенева и роман «Отцы и дети»
План мероприятия
-
Вступительное слово. (1 мин.)
-
Представление команд (5 мин.)
-
Творческое задание по биографии Тургенева (15 мин.)
-
Игра брейн-ринг «Биография И. С. Тургенева и роман «Отцы и дети» (20 мин.)
-
Составление текста из отдельных предложений (3 мин.)
-
Конкурс афоризмов (5 мин.)
-
Инсценирование эпизода из романа (25 мин.)
-
Сочинение о заслугах И. С. Тургенева (10 мин.)
-
Подведение итогов.
-
Награждение участников мероприятия.
Ход мероприятия
-
Вступительное слово. На презентации портрет Тургенева, годы жизни.
Ведущий 1: Добрый день, ценители и знатоки русской литературы.
Ведущий 2: Добрый день, уважаемые гости, мы приветствуем вас на мероприятии, которое посвящено жизни и творчеству Ивана Сергеевича Тургенева.
Ведущий 1: «Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность», - сказал немецкий живописец, график, художественный критик и фельетонист, писатель Людвиг Пич о И. С. Тургеневе.
Ведущий 2: Мероприятие сегодня пройдет в форме литературной игры, оценивать которую будет жюри.
-
Представление команд (5 мин.)
Ведущий 1: Команды, участвующие в игре, просим подняться на сцену и представить себя. Жюри начинает оценивать команды. Наибольшее количество баллов за данный конкурс 3 балла.
Команды выходят по очереди на сцену, произносят название, девиз, защищают эмблему (если есть). На представление не более 1 минуты.
Ведущий 2: Спасибо команды.
-
Творческое задание по биографии Тургенева (15 мин.)
Ведущий 1: Жизнь И. С. Тургенева не была лёгкой, но он прожил её достойно, никогда не переставал он думать о горячо любимой России и служить ей.
Ведущий 2: Задание команд рассказать от лица И. С. Тургенева об одном эпизоде его жизни.
Ведущий 1: Максимальный балл за это задание 3. Рассказ не должен занимать более 3 минут.
Один из команды от лица Тургенева рассказывает об эпизоде из жизни не более 2 - 3 минут. Жюри оценивает подачу материала, познавательность эпизода.
-
Игра брейн-ринг «Биография И. С. Тургенева и роман «Отцы и дети» (20 мин.)
Ведущий 1: Вы прекрасно справились с этим заданием. Теперь проверим ваши знания не только биографии Тургенева, но и романа «Отцы и дети».
Ведущий 2: Отвечаем на вопросы, которые выпадут при вращении волчка на презентации.
Инструкция:
1) Чтобы вращать волчок, щелкните по нему.
2) Чтобы прочитать вопрос, щелкните по конверту.
3) На обдумывание вопроса дается 1 минута.
4) Ответ озвучивает один игрок команды.
4) Чтобы узнать ответ, щелкните по полю «Ответ». Если ответ команды совпадает, жюри ставит 1 балл. По окончанию конкурса баллы суммируются.
5) Чтобы вернуться к игровому столу, щелкните по кнопке в правой нижней части слайда.
6) Чтобы покинуть игру, щелкните по красной кнопке с крестиком в правой нижней части окна с игровым столом или окна с инструкцией.
Вопросы игры:
-
«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и прочее. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне». Кто это сказал? (И. С. Тургенев)
-
Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман «Отцы и дети»? (В. Г. Белинский)
-
В 1843 г. произошла встреча Тургенева с женщиной, ставшей его самым близким другом на всю жизнь. Назовите имя и фамилию женщины. (Айседора Дункан)
-
Чей это портрет?
-
«… человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос, лицо «длинное и худое, с широким лбом…»? (Евгений Базаров)
-
Кто из героев романа «Отцы и дети» «…жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»? (Н. П. Кирсанов и его первая жена)
-
Назовите год рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818)
-
Как называется имение Варвары Петровны, матери Тургенева? (Спасское-Лутовиново)
-
- А если б он меня побеждать стал, - спросил он, - вы бы за меня заступились?
-
- Где же мне за вас заступиться? Да нет, с вами не сладишь.
- Вы думаете? А я знаю руку, которая захочет, и пальцем меня сшибёт.
- Какая такая рука?
- А вы, небось, не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали?
Диалог двух лиц. Назовите их. (Евгений Базаров и Фенечка)
-
Какое образование получил И.С. Тургенев, где он учился? (В Московском, Петербургском, Берлинском университетах, мечтал стать магистром философии).
-
На каких иностранных языках разговаривал Тургенев, чем он увлекался? (Французский, немецкий, английский, русский, музыкой, живописью, театром)
-
Кому из литературных критиков принадлежит утверждение: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». (Д. И. Писарев. Статья «Базаров»)
-
О ком сказал Базаров?
- Твой отец добрый малый - …, - но он человек отставной, его песенка спета. (О Николае Петровиче)
-
Как Арина Власьевна, мать Базарова, ласково называла своего сына? (Енюша)
-
Составление текста из отдельных предложений (3 мин.)
Ведущий 1: Спасибо команды. Следующее задание такое: вам даны 10 предложений из романа «Отцы дети», которые надо расположить так, чтобы получился связный текст. Максимальное количество баллов 3.
-
Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.
-
«Но отвергать поэзию? - подумал он опять, - не сочувствовать художеству, природе?..»
-
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.
-
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
-
Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки.
-
Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.
-
Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою.
-
«Как хорошо, Боже мой!» -- подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft -- и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум.
-
Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность.
-
Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения... и как!
Расположение предложений в нужной последовательности проверяет жюри и выставляет баллы за данный конкурс.
-
Конкурс афоризмов (5 мин.)
Ведущий 2: Иван Сергеевич Тургенев заслуженно считается большим знатоком русского языка, ему принадлежит немалое количество афоризмов. Объявляется конкурс афоризмов. За каждый афоризм команда получает 1 балл.
Ведущий 1: Команды по очереди зачитывают афоризм, если данный афоризм есть у других команд, то они его вычеркивают. В конце конкурса подсчитываются не зачеркнутые афоризмы, что является баллами за конкурс, которые жюри проставляет в протоколы игры.
-
Инсценирование эпизода из романа (25 мин.)
Ведущий 2: Пришло время показать своё домашнее задание: инсценирование эпизода из романа «Отцы и дети». Максимальный балл за это задание 5.
Ведущий 1: Команды представляют свои домашние заготовки: учитываются оригинальность постановки, точность воспроизведения текста, актёрское мастерство.
Ведущий 2: Заключительное задание нашей игры - это сочинение о заслугах И. С. Тургенева, о его роли в нашей жизни.
Ведущий 1: Представитель команды читает подготовленный текст, который оценивает жюри максимально 3 баллами.
Ведущий 2: Наша литературная игра, посвященная жизни и творчеству И. С. Тургенева подошла к концу, жюри подводит итоги, определяет победителей.
Ведущий 1: В марте месяце в стенах нашего техникума среди студентов 1 курса прошел литературный марафон, посвященный жизни и творчеству И. С. Тургенева.
Ведущий 2: Для вручения дипломов победителям приглашаются преподаватель русского языка и литературы Баканова Ирина Сергеевна и классный руководитель группы ПСО - 19 Демиденко Полина Александровна.
Ведущий 1: Жюри подвело итоги и готово назвать победителей. Слово предоставляется заместителю директора, кандидату педагогических наук, преподавателю математики Обозной Людмиле Анатольевне.
Подведение итогов конкурса, вручение дипломов, сертификатов, благодарственных писем.