Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие «В царстве корней».

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах».

Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов.

Оборудование:

презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», опорные слова, индивидуальные карточки учащихся, учебник «Русский язык - 2 класс» (автор: Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык 2 класс - Москва, 2014)

Интеграция:

· русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Литература:

Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 2 класс» «Дрофа» М. 2009 г.

Г.Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон» СПб 1998 г.

О.И.Дмитриева, О.В.Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»

М. «Вако» 2009 г.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Громко прозвенел звонок -
    Начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно, слушаем внимательно.

  • Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

  • Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

  • Слайд № 1.

2. Чистописание (Слайд № 2)

  • Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
    Осенью питает, зимой согревает».

  • Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные

  • гласные?

Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах» Дд дд дерево берёза осина

Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»

Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»

3. Работа по теме урока.

  • Слайд № 3

  • значение слова «корень»:

подземная часть растения,

часть волоса, зуба, ногтя,

начало, источник чего-либо.

«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

  • Что же такое корень? Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

  • Слайд № 4. Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными

  • Учебник стр. 155.

  • Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень". Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

  • Работа по учебнику: упр. 291.

  • Какие слова называются родственными?

  • Как называется общая часть?

  • Какие слова называются однокоренными?

рУрок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»одственные слова

Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»

Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах» близкие по смыслу общая часть

корень слова


  • Слайд № 5: «Как растут слова»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

  • Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

  • А сейчас мы подошли к лесной речке. Слайд № 6.

  • Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

  • Слайд № 7. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

  • Почему гости не сразу приметили чужака?

  • Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

  • Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

  • Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

Гриб, грибок, грибной, грибница.

  • Слайд № 9. Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

Родня ли Гусеница Гусю?

  • Слайд № 10. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

6. Итог урока.

  • Какие слова называются родственными?

  • Что такое корень слова?

  • Какие слова называются однокоренными?

  • Домашнее задание: упр. 293.

4

© 2010-2022