- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»
Урок-путешествие по русскому языку «В царстве корней». «Общее понятие об однокоренных словах»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Олейник Ю.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-путешествие «В царстве корней».
Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах».
Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов.
Оборудование:
презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», опорные слова, индивидуальные карточки учащихся, учебник «Русский язык - 2 класс» (автор: Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык 2 класс - Москва, 2014)
Интеграция:
· русский язык, окружающий мир
Организация учебной деятельности:
· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Литература:
Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 2 класс» «Дрофа» М. 2009 г.
Г.Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон» СПб 1998 г.
О.И.Дмитриева, О.В.Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»
М. «Вако» 2009 г.
Ход урока.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
-
Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
-
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
-
Слайд № 1.
2. Чистописание (Слайд № 2)
-
Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». -
Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные
-
гласные?
Дд дд дерево берёза осина
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
3. Работа по теме урока.
-
Слайд № 3
-
значение слова «корень»:
подземная часть растения,
часть волоса, зуба, ногтя,
начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
-
Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
-
Слайд № 4. Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
-
Учебник стр. 155.
-
Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень". Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
-
Работа по учебнику: упр. 291.
-
Какие слова называются родственными?
-
Как называется общая часть?
-
Какие слова называются однокоренными?
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
корень слова
-
Слайд № 5: «Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
-
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
-
А сейчас мы подошли к лесной речке. Слайд № 6.
-
Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
-
Слайд № 7. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-
Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
-
Почему гости не сразу приметили чужака?
-
Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
-
Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
-
Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
-
Слайд № 9. Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
Родня ли Гусеница Гусю?
-
Слайд № 10. Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
6. Итог урока.
-
Какие слова называются родственными?
-
Что такое корень слова?
-
Какие слова называются однокоренными?
-
Домашнее задание: упр. 293.
4