- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа спецкурса Всемогущий синтаксис 10 класс, на 68ч
Рабочая программа спецкурса Всемогущий синтаксис 10 класс, на 68ч
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маурер А.Н. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Цель урока
Формы и методы обучения
Форма контроля
Требования к уровню подготовки
Домашнее задание
Дата
Раздел 1. Простое предложение 24 ч.
1
Ведение к курс «Всемогущий синтаксис»
Познакомить с планом работы курса; повторить главные и второстепенные члены предложения; отрабатывать навык выделения ГО, видеть структуру предложения и чертить схему предложения
Беседа. Практическая работа. Составление предложений.
Устный опрос. Взаимопроверка
Знать, как определять грамматическую основу предложения.
Уметь определять структуру предложения, чертить схему предложения, выделять ГО
Задание по карточке
2 - 3
Простое двусоставное предложение.
Формировать умение выделять ГО, определять вид сказуемого
Беседа. Работа с таблицей «Типы сказуемого»; Практическая работа с текстом.
Устный опрос. Рассказ по таблице. Работа в парах. Взаимопроверка.
Знать типы сказуемых;
Уметь определять тип сказуемого, выделять ГО; определять тему и идею текста, определять стиль и тип речи.
Найти в тексте все типы сказуемых.
4 - 5
Простое односоставное предложение.
Формировать умение отличать односоставные предложения от неполных двусоставных; находить ГО в предложениях.
Беседа. Работа с таблицей «Виды односоставных предложений». Практическая работа.
Устный опрос. «Синтаксическое лото». Самостоятельная работа с последующими выводами.
Знать виды односоставных предложений;
Уметь отличать односоставные предложения от неполных двусоставных; находить ГО в предложениях.
Составить лингвистический рассказ по теме урока и подтвердить примерами из стихотворений В. Маяковского
6
Предложения с однородными членами
Формировать умение находить в тексте предложения с однородными членами; отличать сложные предложения от простых с однородными членами.
Практическая работа. Составление вопросов и заданий по теме урока с использованием текста.
Составление устного алгоритма «Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами».
Уметь находить в тексте предложения с однородными членами; отличать сложные предложения от простых с однородными членами.
Выполнить тест.
7
Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Познакомить с пунктуационными правилами в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Формировать умение выделять ОЧП в предложении, ставить знаки препинания при повторяющихся сочинительных союзах.
Оформление алгоритма «Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами». Редактирование текста. Практическая работа
Устный опрос. Взаимопроверка. Конструирование предложений.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Уметь применять пунктуационное правило, видеть повторяющиеся сочинительные союзы и одиночные.
Выполнить карточку с заданием.
8 - 9
Трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Познакомить с трудными случаями постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Учить отличать определения-эпитеты от неоднородных определений; находить обобщающее слово в предложении.
Беседа. Работа с таблицей «Трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами». Практическая работа.
Работа в парах. Взаимопроверка. Самостоятельная работа с последующими выводами.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами: определения-эпитеты, союз ДА И, при обобщающем слове.
Уметь отличать определения-эпитеты от неоднородных определений; находить обобщающее слово в предложении.
Составить связный рассказ о своём одном будничном дне, используя предложения с однородными членами, фразеологизмы: НИ ТО НИ СЁ, И ТАК И СЯК, НИ РЫБА НИ МЯСО, НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ.
10
Практикум по теме «Простое предложение»
Проверить знания и умения обучающихся находить ГО, отличать односоставные предложения от двусоставных неполных, определять тип сказуемого, вид односоставного предложения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Индивидуальная работа с заданием по тексту.
Самостоятельная работа.
Знать, как отличить односоставные предложения от двусоставных неполных, определить тип сказуемого, вид односоставного предложения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Уметь применять полученные знания на практике.
Найти в тексте Н. Островского «Гроза» в действии 1 предложения с однородными и неоднородными определениями.
Раздел 2. Простые предложения с обособленными членами 12 ч.
11 - 12
Предложения с обособленными определениями и приложениями
Повторить правила обособления приложений и определений, разобрать трудные случаи обособления. Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Беседа. Составление памятки «Исключительные случаи обособления определений и приложений». Практическая работа с последующей проверкой.
Конструирование предложений. Взаимообмен информацией (работа в парах). Взаимопроверка.
Знать правила обособления приложений и определений, трудные случаи обособления. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Выполнить тест. Сочинить лингвистическую сказку о трудных случаях обособления определений и приложений.
13
Предложения с обособленными обстоятельствами.
Повторить правила обособления обстоятельств, разобрать трудные случаи обособления. Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.
Опрос. Составление памятки «Исключительные случаи обособления обстоятельств». Графический диктант.
Конструирование предложений. Самостоятельная работа с последующими выводами.
Знать правила обособления обстоятельств, трудные случаи обособления.
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Карточка с заданием.
Тест.
14 - 15
Предложения с уточняющими обособленными членами
Повторить правила обособления уточняющих членов, разобрать трудные случаи обособления. Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами, чертить схемы предложений с обособленными членами.
Беседа. Составление памятки «Исключительные случаи обособления уточняющих членов». Игра «Что? Где? Когда?»
Конструирование предложений. Работа в парах. Взаимоконтроль.
Знать правила обособления уточняющих членов предложения, трудные случаи обособления.
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами; строить схемы предложений с обособленными членами.
16
Практикум по теме «Обособление определения, обстоятельства и уточняющих членов предложения».
Формировать умение ставить знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; строить схемы предложений, характеризовать предложения и находить предложения по заданному описанию и схеме.
Индивидуальная работа с заданием по тексту.
Самостоятельная работа.
Уметь ставить знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; строить схемы предложений, характеризовать предложения и находить предложения по заданному описанию и схеме.
Составить лингвистический рассказ о пунктуации в предложениях с вводными словами и вводными конструкциями.
17 - 18
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями.
Формировать умение находить в тексте предложения с вводными словами, отличать вводную конструкцию от других членов предложения. Познакомить со знаками препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Беседа. Работа с таблицей «Вводные слова по значению». Работа с текстом.
Заполнение таблицы примерами из текста. Самостоятельная работа с последующими выводами.
Знать: вводные слова по значению, правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Уметь находить в тексте предложения с вводными словами, отличать вводную конструкцию от других членов предложения.
Решить тест. Ответить на вопросы.
19
Контрольная работа по теме «Простые предложения с обособленными членами»
Проверить знания и умения обучающихся находить в тексте предложения с обособленными членами; строить схемы предложений с обособленными членами, характеризовать предложения с обособленными членами предложения.
Индивидуальная работа с заданием по тексту.
Самостоятельная работа.
Знать, какие члены предложения являются обособленными, правильно расставлять знаки препинания, характеризовать предложения с обособленными членами предложения.
Составить вопросы по теме «Прямая и косвенная речь».
20 - 21
Прямая и косвенная речь. Пунктуационный практикум.
Повторить пунктуационные правила выделения прямой речи и косвенной. Отрабатывать навык написания предложений с прямой речью.
Беседа. Конструирование предложений. Самостоятельная работа.
Взаимопроверка. Игра «Я корректор».
Знать правила пунктуации в предложениях с прямой и косвенной речью.
Уметь грамотно без пунктуационных и грамматических ошибок писать текст, указывать предложения с прямой и косвенной речью.
Карточка с заданием.
Тест.
22
Знаки препинания при цитировании.
Повторить пунктуационные правила при цитировании; формировать умение вставлять цитату в текст.
Беседа. Таблица «Оформление цитат». Работа в парах.
Составление своего текста с использованием цитат.
Знать пунктуационные правила при цитировании;
Уметь вставлять цитату в текст.
Дописать текст сочинения, используя данные цитаты.
Раздел 3. Сложное предложение 3ч
23
Простое и сложное предложение.
Повторить отличия между простым и сложным предложением; формировать умение конструировать из простых предложений сложные.
Беседа. Графический диктант.
Конструирование предложений. Работа в парах. Взаимоконтроль.
Знать отличия простых предложений от сложных.
Уметь конструировать предложения; отличать простое предложение с ОЧП от сложных предложений.
Составить карточку с двумя заданиями по теме урока.
24 - 25
Виды сложных предложений. Практикум.
Повторить виды сложных предложений; формировать умение отличать сложные предложения по их виду; отличать простое предложение с ОЧП от сложных предложений. Находить в тексте сложные предложения, определять их вид.
Беседа. Таблица «Виды сложных предложений». Графический диктант. Работа с текстом.
Взаимопроверка. Работа с текстом. Решение заданий из ЕГЭ.
Знать: виды сложных предложений;
Уметь отличать сложные предложения по их виду; отличать простое предложение с ОЧП от сложных предложений. Находить в тексте сложные предложения, определять их вид и строить схему предложения.
Выполнить тест ЕГЭ по теме урока.
Раздел 4. Сложносочиненные предложения 10 ч
26
Сложносочинённое предложение. Общая характеристика.
Повторить виды союзов и виды сложносочиненных предложений; учить отличать ССП от простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами; продолжать формировать умение видеть ССП в тексте.
Беседа. Таблица «Виды ССП», «Классификация сочинительных союзов». Конструирование предложений.
Самоконтроль. Взаимопроверка. Самостоятельный анализ предложения из текста.
Знать: виды союзов и виды сложносочиненных предложений.
Уметь: отличать ССП от простых предложений с однородными членами, связанными сочинительными союзами; видеть ССП в тексте
Построить сложносочиненные предложения с разными союзами.
27
ССП с соединительными союзами.
Повторить соединительные союзы; учить определять смысловые отношения в ССП между его частями; отрабатывать навык грамотного орфографического и пунктуационного письма.
Таблица «Виды ССП», «Классификация сочинительных союзов». Анализ предложений.
Взаимопроверка. «Поймай ошибку».
Знать: соединительные союзы.
Уметь: определять смысловые отношения в ССП между его частями; видеть и объяснять орфограммы и пунктограммы.
Тест.
28
ССП с разделительными союзами.
Повторить разделительные союзы; учить определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в ССП.
Таблица «Виды ССП», «Классификация сочинительных союзов». Конструирование предложений.
Взаимопроверка. Составление текста с использованием в нем ССП с разделительными союзами
Знать: разделительные союзы.
Уметь определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в ССП; создавать свой текст с использованием в нем ССП с разделительными союзами
Карточка с заданием.
29
ССП с противительными союзами.
Повторить противительные союзы; учить определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в ССП, грамотно писать под диктовку; определять значение слова исходя из контекста.
Таблица «Виды ССП», «Классификация сочинительных союзов». Лексико-орфографическая работа с текстом.
Взаимопроверка. Схематический диктант.
Знать: противительные союзы. Уметь: определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в ССП, грамотно писать под диктовку; определять значение слова исходя из контекста, строить схемы предложений.
Карточка с заданием.
30
ССП с присоединитель
ными союзами.
Повторить присоединительные союзы; учить определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в ССП, грамотно писать под диктовку;
Таблица «Виды ССП», «Классификация сочинительных союзов». Анализ предложений.
Самоконтроль. Взаимопроверка. Самостоятельный анализ предложения из текста.
Знать: присоединительные союзы.
Уметь: определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в ССП, грамотно писать под диктовку; строить схемы предложений.
Тест в формате ЕГЭ.
31 - 32
ССП с пояснительными союзами. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль.
Повторить пояснительные союзы; учить определять смысловые отношения в ССП между его частями; отличать виды ССП в предложениях с союзом И; отрабатывать навык грамотного орфографического и пунктуационного письма.
Таблица «Виды ССП», «Классификация сочинительных союзов». Анализ предложений.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. «Поймай ошибку».
Знать: пояснительные союзы.
Уметь: определять смысловые отношения в ССП между его частями; видеть и объяснять орфограммы и пунктограммы.
Составить мини-тест (3 задания) по видам ССП.
33
Практикум по теме «Сложносочинённые предложения»
Обобщить полученные знания и умения; формировать умение выполнять синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Таблица «Виды ССП». Графический диктант.
«Понимай-ка» (Составь предложение по его характеристике и схеме)
Уметь выполнять синтаксический разбор сложносочиненного предложения; уметь отличать виды ССП.
Карточка с заданием.
34
Особые случаи постановки запятой в сложносочиненных предложениях.
Познакомить с постановкой тире вместо запятой в ССП; отсутствием запятой между частями ССП (одиночный союз ИЛИ при общем второстепенном члене и со значением одновременности)
Опорная запись с примерами особых случаев в ССП; разбор и характеристика предложений.
«Четвёртый лишний». Взаимопроверка.
Знать: случаи постановки тире вместо запятой в ССП; случай отсутствия запятой между частями ССП; уметь находить среди данных предложений исключение.
Повторить опорную запись, виды ССП.
35
Тестирование в формате ЕГЭ по теме «Сложносочинённые предложения»
Проверить знания и умения учащихся по теме «Сложносочиненные предложения»
КИМы по теме «Сложносочинённые предложения»
Тестирование с заданием.
Знать: виды ССП; Уметь анализировать текст, находить в нем нужную информацию, выполнять синтаксический разбор предложения.
Собрать материал по теме «Сложноподчинен
ные предложения».
Раздел 5. Сложноподчинённые предложения 16 ч
36 - 37
Сложноподчинённое предложение и его особенности.
Вопрос о классификации СПП.
Познакомить с классификацией СПП; учить находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинен
ных сложноподчиненными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Таблица «Классификация СПП». Анализ предложений. Анализ схем предложений СПП.
Конструирование предложений.
Взаимопроверка. Графический диктант.
Знать: строение сложноподчинен
ного предложения; правила постановки знаков препинания в сложноподчинен
ном предложении; Уметь: находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинен
ных сложноподчинен
ными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Построить сложноподчиненные предложения с разными союзами.
Карточка с заданием.
38
СПП с придаточным определительным.
Повторить признаки союзов и союзных слов, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.
Учить находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам;
производить их синонимическую замену; правильно употреблять их в речи;
расставлять знаки препинания в СПП с придаточными опре-делительными; составлять схемы предложений с придаточными определитель-ными.
Таблица «Классификация СПП». «Союзы и союзные слова». Анализ предложений. Анализ схем предложений СПП с придаточным определительным.
Конструирование предложений с союзами и союзными словами.
Взаимопроверка.
Знать: сложнопод-чиненные предложения с придаточными определительными;
смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в опре-делительное придаточное предложение.
Уметь: находить придаточные опре-делительные в сложноподчинен
ном предложении по характерным признакам;
производить их си-нонимическую заме-ну; правильно упо-треблять их в речи;
расставлять знаки препинания в СПП с придаточными опре-делительными; составлять схемы предложений с придаточными определитель-ными.
Карточка с заданием.
39
СПП с придаточным изъяснительным.
Повторить изъяснительные союзы, их значение. Учить определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; средства их связи с главным; правильно рас-ставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы предложений с указанными придаточными;
различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи;
производить синтаксический разбор СПП .
Таблица «Классификация СПП». Анализ предложений. Анализ схем предложений СПП с придаточным изъяснительным.
Конструирование предложений. Самостоятельная работа.
Взаимопроверка.
Знать: сложнопод-чиненные предложения с придаточными изъяснительными;
средства связи при-даточных изъяснительных с главным;
Уметь: определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; средства их связи с главным; правильно рас-ставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы предложений с указанными придаточными;
различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи;
производить синтаксический разбор СПП
Тест в формате ЕГЭ. Задание. Составить 2 предложения с придаточной определительной и изъяснительной частью, но с одинаковыми средствами связи.
40 - 41
СПП с придаточными обстоятельствен
ными.
Повторить виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи.
Учить различать виды придаточных обстоя-тельственных по значению, вопросам, средствам связи;
находить простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельствен-ными; правильно ставить знаки препинания в предложениях с составными союзами.
Таблица «Виды СПП с придаточным обстоятельственным»; Анализ предложений. Конструирование предложений. Составление схем предложений.
Графический диктант. Взаимопроверка.
Знать: виды придаточных обстоятель-ственных по значению, вопросам, сред-ствам связи.
Уметь:
различать виды придаточных обстоя-тельственных по значению, вопросам, средствам связи;
находить простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельствен-ными; правильно ставить знаки препинания в предложениях с составными союзами
Сделать карточку-подсказку «Виды СПП с придаточным обстоятельственным»; выполнить тест.
42
Практикум по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Проверить знания учащихся определять виды СПП с придаточными обстоятельственными; строить схемы предложений.
Карточки с заданиями.
Практическая работа по определению вида в СПП с придаточными обстоятельственными
Уметь определять виды СПП с придаточными обстоятельственными; строить схемы предложений.
Решить тест.
43 - 44
СПП с несколькими придаточными частями.
Повторить виды СПП с несколькими придаточными; особенности пунктуации;
Формировать умение различать основные виды СПП с несколькими придаточными; составлять схемы данных пред-ложений; правильно ставить знаки препи-нания; составлять СПП с несколькими придаточными; производить синонимическую замену предложений
Таблица «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями»; Анализ предложений. Лексико-орфографическая работа.
Взаимопровер
ка. Самостоятельная работа. Графический диктант.
Знать: виды СПП с несколькими придаточными; особенности пунктуации;
Уметь: различать основные виды СПП с несколькими придаточными; составлять схемы данных пред-ложений; правильно ставить знаки препи-нания; составлять СПП с несколькими придаточными; производить синонимическую замену предложений
Заполнить таблицу «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями» примерами из учебника литературы.
45 - 46
Однородное подчинение придаточных частей в СПП.
Повторить схему однородного подчинения частей. Разобрать трудные случаи определения однородного подчинения придаточных частей в СПП; формировать умение строить схемы предложений с однородным подчинением придаточных частей.
Таблица «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями»; Анализ предложений. Лексико-орфографическая работа. Запись предложений под диктовку.
Самоконтроль. Взаимопроверка.
Знать, как отличить предложения с однородным подчинением придаточных частей; уметь определять границы частей в сложноподчиненном предложении; знать трудные случаи в определении предложений с однородным подчинением придаточных частей; уметь строить схемы предложений.
Карточка с заданием.
46
Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных частей в СПП.
Повторить схему неоднородного подчинения частей. Разобрать трудные случаи определения неоднородного подчинения придаточных частей в СПП; формировать умение строить схемы предложений с неоднородным подчинением придаточных частей.
Таблица «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями»; Анализ предложений. Лексико-орфографическая работа. Запись предложений под диктовку.
Самоконтроль. Взаимопроверка.
Знать, как отличить предложения с неоднородным подчинением придаточных частей; уметь определять границы частей в сложноподчиненном предложении; знать трудные случаи в определении предложений с неоднородным подчинением придаточных частей; уметь строить схемы предложений.
Карточка с заданием.
47 - 48
Последовательное подчинение придаточных частей в СПП.
Повторить схему последовательного подчинения частей; формировать умение строить схемы предложений с последовательным, однородным и неоднородным подчинением придаточных частей.
Таблица «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями»; Анализ предложений. Орфографическая диктовка. Конструирование предложений.
Проверочная работа по различению видов СПП с несколькими придаточными. Графический диктант. Самоконтроль. Взаимопроверка.
Повторить схему последовательного подчинения частей; формировать умение строить схемы предложений с последовательным, однородным и неоднородным подчинением придаточных частей.
Повторить опорную запись, виды СПП.
49
Практикум по теме «Сложноподчинённые предложения»
Проверить знания и умения учащихся определять виды СПП; СПП с несколькими придаточными частями; составлять схемы предложений; выполнять синтаксический разбор.
Карточки с заданиями.
Практическая работа по определению видов СПП;
Знать: материал по теме «Сложнопод-чиненные предложения».
Уметь: применять полученные знания на практике
Составить лингвистический рассказ о пунктуации в СПП.
50
Тестирование в формате ЕГЭ по теме «Сложноподчинён
ные предложения»
Проверить знания и умения учащихся по теме «Сложноподчинен
ные предложения»
КИМы по теме «Сложноподчинённые предложения»
Тестирование с заданием.
Знать: виды СПП; Уметь анализировать текст, находить в нем нужную информацию, выполнять синтаксический разбор предложения.
Собрать материал по теме «Бессоюзные сложные
предложения».
Раздел 6. Бессоюзные сложные предложения 4 ч.
51
Бессоюзные сложные предложения. Конструирова
ние БСП.
Повторить особенности бессоюзных сложных предложений;
Учить распознавать союзные и бессоюзные предложения;
устанавливать смыс-ловые отношения между простыми предложениями в со-юзных и бессоюзных предложениях; про-изводить синоними-ческую замену бес-союзных предложений; правильно расставлять знаки препинания
Анализ предложений. Лексико-орфографическая работа. Запись предложений под диктовку. Графический диктант.
Самоконтроль. Взаимопроверка.
Конструирование предложений.
Знать: особенности бессоюзных сложных предложений;
Уметь: распознавать союзные и бессоюзные предложения;
устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; производить синонимическую замену бессоюзных предложений; правильно расставлять знаки препинания
Составить связный рассказ с использованием БСП на тему «Когда уйдём со школьного двора…»
52 - 53
Знаки препинания в БСП.
Повторить сведения о постановке запятой в простом и сложном предложении; в бессоюзном сложном предложении с двоеточием;
правила постановки двоеточия в простом и сложном предло-жениях; о постановке тире в БСП;
Учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять ин-тонационные особенности этих предложений; правильно выбирать знаки препинания (запятую и точку с запятой) с учетом интонационных и грамматических особенностей бессоюзного сложного предложения; различать БСП с тире; определять смысловые отношения между частями бессоюз-ного сложного предложения с двоеточием; производить синонимическую замену предложений.
Опорная схема «Знаки препинания в БСП». Анализ предложений. Орфографическая диктовка. Конструирование предложений.
Самоконтроль. Взаимопроверка. Орфографичес
кая диктовка «Проверь себя». Графический диктант.
Знать: о постановке запятой в простом и сложном предложении; бессоюзное сложное предложение с двоеточием;
правила постановки двоеточия в простом и сложном предло-жениях; о постановке тире в БСП;
Уметь: устанав-ливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять ин-тонационные особенности этих предложений; правильно выбирать знаки препинания (запятую и точку с запятой) с учетом интонационных и грамматических особенностей бессоюзного сложного предложения; определять смысловые отношения между частями бессоюз-ного сложного предложения с двоеточием; производить синонимическую замену предложений; различать БСП с тире;
Карточка с заданием. Тест.
54
Практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Проверить знания и умения учащихся расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Карточки с заданиями.
Практическая работа.
Знать: материал по теме «Бессоюзные сложные предложе-ния».
Уметь: применять полученные знания на практике
Составить лингвистический рассказ о пунктуации в БСП.
Раздел 7. Сложные предложения с разными видами связи
Сложное синтаксическое целое 6 ч
55 - 56
Сложные предложения с разными видами связи.
Формировать навык видеть структуру предложения с разными видами связи; строить схемы предложений; выполнять синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.
Работа с раздаточным материалом. Запись предложений под диктовку. Анализ текста.
Конструирование предложений по схеме. Самостоятельная работа. Графический диктант.
Знать: структуру сложных предложений с разными видами связи.
Уметь: правильно ставить знаки препинания в слож-ных предложениях с разными видами связи; строить схемы предложений ука-занного вида.
Выполнить карточку с заданием.
Задание. Составить 2 предложения с разными видами связи.
57
Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи.
Продолжать формировать умение определять границы частей в сложном предложении с различными видами связи; строить схему предложения; давать характеристику частям сложного предложения
Орфографическая диктовка. Анализ предложений. Синтаксический разбор.
Самоконтроль. Взаимопроверка.
Уметь: определять границы частей в сложном предложении с различными видами связи; строить схему предложения; давать характеристику частям сложного предложения
Выполнить синтаксический разбор предложения с разными видами связи.
58 - 59
Понятие о сложном синтаксическом целом.
Познакомить с понятием ССЦ; отличительными признаками ССЦ от абзаца; средствами связи в сложном синтаксическом целом; структурой сложного синтаксического целого; видами ССЦ в зависимости от содержания, стиля, авторской манеры.
Анализ текста. Работа с раздаточным материалом. Упражнения по вычленению ССЦ и деление текста на абзацы.
Самоконтроль. Взаимопроверка. Синтаксический разбор сложного предложения.
Знать: отличительные признаки ССЦ;
Уметь: вычленять ССЦ из текста; определять средства связи в сложном синтаксическом целом; структуру сложного синтаксического целого
Составить опорный конспект по статье о ССЦ;
60
Практикум по теме «Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое»
Проверить знания и умения учащихся расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи; в сложном синтаксическом целом.
Карточки с заданиями.
Практическая работа.
Знать: материал по теме «Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое».
Уметь: применять полученные знания на практике
Составить лингвистический рассказ о пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи или о ССЦ (по выбору).
Раздел 8. Обобщение знаний по курсу «Всемогущий синтаксис» 8 ч.
61
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).
Повторить и структурировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации; формировать умение исправлять пунктуационные ошибки в результате которых смысл высказывания меняется.
Беседа. Анализ предложений типа ПОЛИВАТЬ СУПОМ, НЕЛЬЗЯ ВОДОЙ - ПОЛИВАТЬ СУПОМ НЕЛЬЗЯ, ВОДОЙ.
Конструирование предложений по схеме. Самостоятельная работа. Графический диктант.
Знать, что изучает синтаксис и пунктуация; уметь видеть и исправлять синтаксические ошибки; выполнять схему предложения и её анализ.
Выборочные тестовые задания из КИМов ЕГЭ.
62
Факультативное, вариативное употребление знаков препинания в простом предложении.
Повторить трудные случаи постановки знаков препинания в простом осложненном предложений; формировать умение видеть структуру предложения; строить схему предложения; объяснять постановку знаков препинания.
Аналитическая беседа. Работа с раздаточным материалом.
Самоконтроль. Взаимопроверка
Знать: трудные случаи постановки знаков препинания в простом осложненном предложений;
Уметь видеть структуру предложения; строить схему предложения; объяснять постановку знаков препинания.
Составить конспект: «Вариативное употребление знаков препинания в простом предложении»
63 - 64
Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными предложениями
Повторить пунктуационные правила причастном и деепричастном оборотах, при сравнительном обороте со значением причинности; двоякая пунктуация при сравнительных оборотах; формировать умение объяснять постанову знаков препинания при оборотах, опираясь на смысловую структуру предложения.
Орфографическая диктовка. Анализ предложений. Синтаксический разбор.
Самостоятельная работа
Знать: пунктуационные правила при причастном и деепричастном оборотах, при сравнительном обороте со значением причинности; двоякую пунктуацию при сравнительных оборотах;
Уметь объяснять постанову знаков препинания при оборотах, опираясь на смысловую структуру предложения.
Карточка с заданием.
Составить текст на тему: «Кем быть?» или «Куда уходит детство» с использованием в нем различных оборотов.
65
Сложное предложение: союзное и бессоюзное Знаки препинания в сложном предложении
Повторить и обобщить знания о сложном союзном и бессоюзном предложениях; о постановке знаков препинания в сложном предложении; отрабатывать навык видеть структуру предложения, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Беседа. Орфографическая диктовка. Анализ предложений. Синтаксический разбор.
Самоконтроль. Взаимопроверка.
Уметь: определять границы частей в сложном предложении с различными видами связи; строить схему предложения; давать характеристику частям сложного предложения
Карточка с заданием (Выполнить синтаксический разбор предложения с разными видами связи).
66
Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Повторить виды СПП с несколькими придаточными; особенности пунктуации;
Формировать умение различать основные виды СПП с несколькими прида-точными; составлять схемы данных пред-ложений; правильно ставить знаки препи-нания; составлять СПП с несколькими придаточными.
Таблица «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями»; Анализ предложений. Лексико-орфографическая работа.
Взаимопроверка. Самостоятельная работа. Графический диктант.
Знать: виды СПП с несколькими придаточными; особенности пунктуации;
Уметь: различать основные виды СПП с несколькими придаточными; составлять схемы данных предложений; правильно ставить знаки препинания; составлять СПП с несколькими придаточными.
Тест.
67 - 68
Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Проверить знания и умения учащихся по курсу «Всемогущий синтаксис»
Задания по синтаксису из КИМов ЕГЭ
Тестирование с заданием.
Уметь выполнять задания КИМов ЕГЭ; анализировать текст, находить в нем нужную информацию, выполнять синтаксический разбор предложения.