Урок по русскому языку в 5 классе «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова»

Данная работа представляет собой конспект (технологическую карту) комбинированного урока. Конспект составлен по учебнику Русский язык 5 класс 2ч. С.И.Львова, В,В. Львов в соответствии с требованиями  ФГОС по русскому языку.    В технологической карте подробно освещены все этапы урока, обеспечивающего формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (универсальных учебных действий).       Организация работы на уроке позволяет достичь поставленных образовательных и предметных целей, создаёт ситуации для формирования «языкового чутья» школьников.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы


Тема

Буквы О - Ё после шипящих в корне слова

Цели

Образовательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в группах.

Формировать УУД :

- Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач; способность к самооценке; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

- Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на уроке с учётом характера сделанных ошибок; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

-Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; формулировать собственную позицию; продуктивно взаимодействовать в ситуации учебного сотрудничества.

-Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации и фиксировать её, используя схемы; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ предложенных языковых объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планируемый

результат

Предметные:

Знать общие правила, связанные с написанием гласных в корне слова; усвоить правило написания О-Ё после шипящих в корне слова.

Уметь применять прежние знания и умения, а также новые, получаемее в данный момент знания для решения типовых и нестандартных задач с целью формирования навыков грамотного письма.

Основные

понятия

Фонетика: звук, шипящий; морфемика: состав слова,корень, окончание; морфология: ч.речи, глагол; лексика: ЛЗ слова.

Межпредметные

связи

Литература: повторение (юмор)

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, в парах, работа в группах.



Этап урока

и его цель

Результат

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Комментарий

Создание проблемной ситуации









Постановка проблемы

( 5-7 мин.)

Формулирование темы

( 2 мин.)


Рег.УУД



Рег.УУД

Ком. ууд






Лич. УУД

Предлагает для каллиграфической записи слова: шёпот, жёлтый, чокаться, щётка.

- Отметьте, что общего в этих словах с точки зрения фонетики.

- Верно. В русском языке всего 4 шипящих.

- Найдите среди этих слов «4-ый лишний» и объясните свой выбор.


- Обозначьте морфему, в которой находится гласная после шипящей.


- Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить?

Записывает тему на доске: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Списывают слова с доски в тетради.

Предлагают версии, среди которых и верная: они все начинаются с шипящих.


Подчёркивают слово «чокаться» и объясняют выбор разницей в написании гласной после шипящей.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях выделяют корни слов, подчёркивают ударную гласную

По-разному формулируют вопрос.

Записывают тему в тетради.


Происходит активизация фонематического восприятия и внимания.

Повторяются понятия и теория по ранее изученному разделу «Фонетика»



Закрепляются практические навыки по разделу «Морфемика»

Актуализация имеющихся знаний







( 5-7 мин.)







Рег. УУД

- Как вы думаете, чем объяснить выбор гласной?


Предлагает распределительный диктант. - Распределите в 2 колонки слова (О-Ё): шоссе, щёлка, пришёл, жокей, чёлка, шов, решётка, шорох, щёлкать, печёт.

Открывает доску с правильно выполненным заданием. Предлагает исправить ошибки в тетрадях.

Предлагают применить правила на другие виды орфограмм в корне: проверяемые, с чередованием.

Под диктовку записывают слова в тетрадь.




Самопроверка

Поиск решения (открытие нового знания)



( 5 мин.)

Позн.

УУД


Рег.УУД

-Почему ошиблись? Что нам нужно, чтобы грамотно писать подобные слова?

- Найдите нужную информацию в учебнике на стр.13. После осмысления запишите правило в виде схемы.

- Нужно знать правило, определяющее выбор О-Ё после шипящих

Читают информацию «про себя», затем в парах обсуждают, какой м.б. схема.


Несколько схем фиксируем на доске, при необходимости учитель добавляет свою.

Применение нового знания










(20-25 мин.)

Рег.УУД


Ком. ууд








Лич.ууд

Предлагает выполнить упр.595 устно.


- А теперь конкурс « Самый внимательный ученик»! Какое слово из распределительного диктанта к теме урока не относится и почему?

(печёт)

- Узнайте, что говорится о написании гласных после шипящих в отглагольных словах

Обращает внимание на т.н. исключения из правила (24 слова записаны на доске). Для лучшего запоминания предлагает включить их в юмористический текст-рассказик. (См. Приложение)

По цепочке выполняют упражнение.


Высказывают предположения с обоснованием.

Выделяют окончание глагола.


Изучают теоретический материал на стр.14.

Выполняют упр. №597.

В группах выполняют задание. (! Отдельно выписывают слова, значение которых непонятно). Представители групп читают тексты. Взаимное оценивание.

Отрабатывается навык обязательной «проверки» возможности написания Ё.

Отрабатывается умение видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других ч.р. Формируется умение давать развёрнутый устный ответ.



Продолжается отработка орфограммы, создаётся ситуация сотрудничества, формируется умение слушать и слышать.

Подведение итогов.



Рефлексия

( 3 мин.)

Познав

УУД



Личн.

УУД

Оценивает отдельных обучающихся и работу творческих групп.

Закрыв учебники, проговаривают изученное правило, пользуясь схемами на доске. Вспоминая составленные тексты, называют слова с О.




«Включается» эмоциональная память.

Домашнее задание

(2 мин.)

Комментирует д/з

Записывают: №599 + работа со словарём

ПРИЛОЖЕНИЕ

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, артист жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были в шоке.


© 2010-2022