Технологическая карта урока литературы по роману А. С. Пушкина Дубровский (6 кл.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 6-а классе (по УМК Г. С. Меркина)

Дата проведения: 29. 10. 2015 г.

Тема: А.С.Пушкин. «Дубровский». Знакомство с романом.

Цели:

1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.

2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский»: историческая эпоха в романе, история создания романа, прототипы, жанровые особенности.

3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом

4. Формировать средствами урока нравственно - эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям

5. Формировать УУД:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать историю создания романа «Дубровский», жанровые особенности. Понимание ключевых проблем отраженных в романе. Понимание связи романа с эпохой его написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.

Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: определять

его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему. Владение литературоведческими терминами.

Личностные: Формирование средствами урока нравственно - эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям (дружба, благородство). Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок из 6

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядно - иллюстративный, частично - поисковый.

Новые понятия и термины: роман, авантюрно - приключенческий роман, топонимы, прототипы.

Межпредметные связи: история, русский язык, музыка, театр, изобразительное искусство.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Вид и форма контроля

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

2.

Мотивация к учебной деятельности

Нацеливает учащихся на изучение литературного произведения.

- «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач мы часто допускаем ошибки. Мудрые советы классиков помогают нам решать многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. Изучая следующее произведение мы с вами, надеюсь, прислушаемся к голосу классика.

Послушайте отрывок из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.

Включает аудиозапись.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады

были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань;

дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.

- Как называется произведение и кто его автор?

(слайд)

Слушают учителя.




Слушают аудиозапись,





отвечают на поставленный вопрос:

- А. С. Пушкин «Дубровский».

Фронтальная проверка






3.

Определение темы урока. Целеполагание.

Организовывает вывод темы и целеполагание.

- Предположите, какая тема урока у нас сегодня.

Запишите тему урока в тетрадь. (слайд)

- Что важно знать читателю, знакомясь с романом ?



- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.


Высказывают свои предположения.

Записывают тему в тетрадь.

Высказывают предположения.

- историю создания романа.

- роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время

- жанровые особенности произведения)

Формулируют цели урока.

- Узнать историю создания романа. Представить историческую эпоху, отраженную в нем. Обсудить вопросы и проблемы, которые интересовали Пушкина в это время. Выявить жанровые особенности произведения.


4.

Открытие нового знания. 1 этап.

Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.

Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа. Предоставим им слово. Во время выступления ребят вам нужно заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах.

План

Мои замечания об услышанном

Начало работы над романом «Дубровский»

Завершение романа

Реальные события, нашедшие отражение в романе. Прототипы.

Организовывает обсуждение записей, сделанных в таблице.

Организовывает оценивание выступлений учащихся.

Делает обобщение. (слайд)

В собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего, тома романа:

  1. Смерть князя Верейского.

  2. Вдова. Англичанин.

  3. Игроки. Свидание.

  4. Полицмейстер.

  5. Развязка.

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.





Осмысливают поставленную задачу.

Двое учащихся выступают с сообщениями, остальные слушают и заполняют таблицу.


Читают свои записи (2-3 учащихся), обсуждают.

Оценивают выступление, строят высказывание.





Выступление учащихся.

5.

Открытие нового знания. 2 этап.

А ещё двое участников поисковой группы занимались более сложной работой. Они искали топонимы романа. Не знаете, что это? Сейчас послушаем.

Организовывает выступление учащихся с сообщениями о топонимах, имеющих реальные источники в романе.

Обобщает.

- О каких топонимах, имеющих реальные источники в романе, вы узнали?

Организовывает оценивание выступлений учащихся.

Сообщение учащейся о топонимах.

Записывают в тетрадь:

Топо́ним - имя собственное, обозначающее собственное название географического объекта.

Выступление с сообщениями (2 уч.) Остальные слушают, осмысливают прослушанное.

Отвечают на вопрос.

Оценивают выступление учащихся.

Сообщения учащихся.



6



«Минутка отдыха»

Организовывает «минутку отдыха».

Роман «Дубровский» до сих пор становится источником творчества художников, композиторов, актёров. В1984 г на сюжет романа написана опера Э. Ф. Направника «Дубровский», которая прочно вошла в репертуар музыкальных театров. А в 2014 г. впервые в истории Беларуси и СНГ создан уникальный молодёжный творческий проект - мюзикл «Дубровский» силами студентов Белорусского государственного университета культуы и искусств. Предлагаю вам немного отдохнуть и прослушать арию Дубровского из этого мюзикла.

Включает видео




Прослушивают фрагмент мюзикла.

7

Открытие нового знания. 3 этап.

- Вернёмся к нашему художественному произведению. Определите его жанр. Запишите.

- Что же такое роман?

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Словарная работа.

- На слайде вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

Обобщение.

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.

Организует работу с учебником.

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина - он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

- Познакомьтесь с материалом статьи учебника на стр. 135

- Какие две исторические темы пересекаются в романе?

- С каким произведением на тему крепостничества мы знакомились с вами в 5 кл.?

- В каких еще произведениях Пушкина была поднята тема разбойничества?

Организовывает работу в паре. Дифференцирует задание по рядам.

1 группа (1 ряд) - объяснить высказывание В. Г. Белинского.

2 группа. - объяснить высказывание Чернышевского.

3 группа - объяснить высказывание П. В. Анненкова. (учебник стр. 136)

Обобщает.

Роман «Дубровский» - величайшее создание автора, раскрывающее две исторические темы: крепостное право и тема благородного разбойника. Об этом подробнее мы с вами будем говорить на следующих уроках.

Определяют жанр произведения, записывают в тетрадь. Обсуждение.

Знакомятся с определением этого термина по учебнику (стр. 137). Запись определения в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

Знакомятся с терминами,

Делают вывод, аргументируют свой ответ.

- Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских).












Чтение статьи учебника.

Отвечают на вопрос.

И. С. Тургенев «Муму»

- «Братья разбойники», «Песня о Стеньке Разине».


Самостоятельно читают, обсуждают в паре.

Читают вслух, объясняют.

8

Подведение итогов.

- Вспомним цели, поставленные в начале урока. Удалось ли нам их достичь? Докажите.

Отвечают на вопрос доказательно.

9.

Рефлексия

- Оцените свои знания по теме, значками на полях:

+ - всё понятно

+ - не уверен в своих знаниях

! - необходимо повторить.

Ребята, каким цветом вы бы написали слово «ссора»?

- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?

Ответы учащихся:

- Черный цвет - враги.

- Красный - кровь.

Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…

Ответы учащихся.

Дружба - это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное - вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

Оценивают свои знания

Самооценка

10.

Задавание домашнего задания

Задаёт домашнее задание,

комментирует.

На следующем уроке мы будем анализировать эпизод «Ссора друзей». Домашнее задание: составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».

Записывают д. з.

11.

Подведение итогов

Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.


© 2010-2022