- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса
Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шатова Н.Г. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
02.16
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 116 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
________________________
Протокол №
«___» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________
(Зидиханова А.М.)
«___» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
___________ Т.В.Еремеева
Приказ №
от «___» августа 2015 г.
Рабочая программа
учебного курса
основного общего образования
по родному (русскому) языку и литературе
Класс - 6 А
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Шатова Н.Г.
2015-2016 учебный год
г.Уфа
Оглавление:
1.Пояснительная записка. 3
2.Общая характеристика учебного предмета. 4
3.Описание места учебного предмета в учебном плане. 4
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета. 4
5.Содержание учебного предмета. 6
6.Календарно-тематическое планирование. 8
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса. 11
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса составлена на основе следующих документов:
-
Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №116
-
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированном в Минюсте России 03.03.2011г. №19993
-
Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4) «Программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.,)
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Цели курса:
-совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;
- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства;
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи курса:
- изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком;
- формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания;
- обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - как явления искусства слова.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.
Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения - как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности - рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения - сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Во-вторых, учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение родного (русского) языка в 6 классе в основной школе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Основное содержание предмета.
5. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Употребление языка
Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола
Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.
Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.
Тема 2. Средства художественной изобразительности
Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.
Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Тема 3. Юмор в произведениях словесности
Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.
Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.
Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.
Тема 4. Произведения устной народной словесности
Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.
Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности.
Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.
Тема 5. Эпическое произведение
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.
Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя.
Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.
Тема 6. Лирическое произведение
Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.
Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры.
Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности.
Тема 7. Драматическое произведение
Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.
Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры.
Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки.
6. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родному(русскому) языку
6А класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
1
Знакомство с учебником
1
2
Стилистические возможности слов и выражений
1
3
Стилистические возможности слов и выражений. Практикум
1
4
Общеупотребительные слова
1
5
Диалектные слова. Специальные слова
1
6
Заимствованные слова
1
7
Неологизмы
1
8
Практикум. Работа со словарем
1
9
Употребление имени существительного.
1
10
Имя существительное. Употребление в речи
1
11
Употребление имени прилагательного
1
12
Употребление глагола.
1
13
Употребление глагола. Практикум
1
14
Урок-игра по теме
1
15
Самостоятельная работа. Анализ текста
1
16
Анализ работ
1
17
Средства художественной выразительности
1
18
Сравнение. Аллегория
1
19
Эпитет
1
20
Метафора. Практика.
1
21
Изучение метафоры
1
22
Диктант за 1 четверть «Осень в лесу»
1
23
Олицетворение
1
24
Метонимия.
1
25
Практическое изучение метонимии
1
26
Синекдоха
1
27
Синекдоха. (работа по учебнику и в ТПО)
1
28
Гипербола.
1
29
Практикум. Гипербола
1
30
Порядок слов в предложении
1
31
Инверсия
1
32
Повторение изученного материала
1
33
Риторический вопрос и восклицание
1
34
Антитеза
1
35
Играем со словами. Анализ теста
1
36
Практическая работа
1
37
Самостоятельная работа. Работа в ТПО
1
38
Анализ практических работ
1
39
Юмор в произведении словесности
1
40
Что такое юмор?
1
41
Комическая неожиданность
1
42
Соединение несоединимого
1
43
Остроумная речь
1
44
Р.Играем со словами
1
45
Проба пера. Сочинение на свободную тему
1
46
Произведения устного народного творчества
1
47
Контрольный диктант за 2 четверть
1
48
Анализ работ. Былины
1
49
Былинный стих
1
50
Особенности языка былин
1
51
Проба пера. Сочиняем былины
1
52
Анализ сочинений
1
53
Легенда
1
54
Предание
1
55
Играем со словами
1
56
Самостоятельная работа . Анализ текста
1
57
Эпическое произведение, его особенности
1
58
Отличие эпического произведения от лирического
1
59
Литературный герой
1
60
Характеристика литературного героя
1
61
Как раскрываются характеристики героя в сюжете
1
62
Герой произведения и его автор
1
63
Особенности языка эпического произведения
1
64
Практическое занятие. Анализ текста
1
65
Играем со словами
1
66
Самостоятельная работа по изученному материалу
1
67
Анализ работ
1
68
Лирическое произведение и его особенности
1
69
Особенности языка лирического произведения
1
70
Двухсложные размеры стиха
1
71
Практическое занятие
1
72
Трехсложные размеры стиха
1
73
Практическое занятие. Учимся определять размеры стиха
1
74
Самостоятельная работа
1
75
Анализ работ
1
76
Аллитерация
1
77
Контрольный диктант за 3 четверть
1
78
Рифма
1
79
Главное свойство стихов
1
80
Играем со словами
1
81
Проба пера. Сочиняем стихи
1
82
Практическое занятие. Анализ поэтического произведения
1
83
Самостоятельная работа. Анализ текста
1
84
Драматическое произведение, его особенности
1
85
Особенности языка драматического произведения
1
86
Особенности языка драматического произведения
1
87
Как изображается характер героя в пьесе
1
88
Сюжет драматического произведения
1
89
Играем со словами
1
90
Проба пера. Сочинение- миниатюра
1
91
Самостоятельная работа. Анализ текста
1
92
Что вы узнали на уроках словесности?
1
93
Язык как материал слов
1
94
Произведения словесности
1
95
Играем со словами
1
96
Проба пера. Сочинение -миниатюра (пейзажные зарисовки)
1
97
Типы речи и их особенности
1
98
Лингвистический анализ текста
1
99
Повторение изученного материала
1
100
Контрольный диктант за 4 четверть
1
101
Анализ диктанта. Классификация ошибок
1
102
Обобщение изученного материала
1
103-105
Резерв
3
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
-
Базовый учебник: Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.
-
Методическое пособие для учителя:
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 кл.
Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов / авт.-сост. А.А.Инджиев. - Ростов н/Д.
Словарь синонимов и антонимов / Федорова Т.Л. - М.: «Ладком».
Толковый словарь русского языка: Ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп.
Этимологический словарь русского языка / Федорова Т.Л., Щеглова О.А. - М.:«Ладком».
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы:
edu.ru - Образовательный портал «Российское образование»
school.edu.ru - Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
ict.edu.ru - специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
alledu.ru - "Все образование в интернет". Образовательный информационный портал.
college.ru - первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения:
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия - vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru - teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады - ozo.rcsz.ru
Открытый колледж - college.ru
ФИПИ - Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме - fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): методические пособия для учителя, словари, справочная литература, УМК;
Компьютерные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);
Мультимедийные образовательные ресурсы .