Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

02.16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 116 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

________________________


Протокол №

«___» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________

(Зидиханова А.М.)

«___» августа 2015 г.

«Утверждено»

Директор школы

___________ Т.В.Еремеева


Приказ №

от «___» августа 2015 г.

Рабочая программа

учебного курса

основного общего образования

по родному (русскому) языку и литературе

Класс - 6 А




Выполнила:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Шатова Н.Г.

2015-2016 учебный год

г.Уфа

Оглавление:

1.Пояснительная записка. 3

2.Общая характеристика учебного предмета. 4

3.Описание места учебного предмета в учебном плане. 4

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного

учебного предмета. 4

5.Содержание учебного предмета. 6

6.Календарно-тематическое планирование. 8

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса. 11

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №116

  2. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированном в Минюсте России 03.03.2011г. №19993

  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

4) «Программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.,)

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Цели курса:

-совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;

- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства;

- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.

Задачи курса:

- изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком;

- формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания;

- обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - как явления искусства слова.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.



2.Общая характеристика учебного предмета.

Гуманизация современного образования потре­бовала не только сближения школьного преподава­ния русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления но­вых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая род­ным языком, осваивать духовный опыт человечест­ва. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, по­вествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и пись­менно.

В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и про­изведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как мате­риал словесности, а все произведения - как явле­ния словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности - рассмотрение богатейших фонетиче­ских, лексических, фразеологических, словообра­зовательных, грамматических ресурсов языка, раз­личных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материа­лом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

В программе предлагается и создание учащими­ся собственного произведения - сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуют­ся читательские умения: пробуя свои силы в твор­честве, стараясь найти самые яркие языковые сред­ства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, создан­ных писателями. Во-вторых, учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане


В учебном плане на изучение родного (русского) языка в 6 классе в основной школе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Основное содержание предмета.

5. Содержание учебного предмета.

Тема 1. Употребление языка

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола

Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.

Тема 2. Средства художественной изобразительности

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.

Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.

Тема 4. Произведения устной народной словесности

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.

Обучающиеся должны знать: особенности эпических жанров устной словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать и читать былины, легенды, предания.

Тема 5. Эпическое произведение

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.

Обучающиеся должны знать: особенности эпического произведения; способы создания литературного героя.

Обучающиеся должны уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.

Тема 6. Лирическое произведение

Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.

Обучающиеся должны знать: особенности лирического произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать лирические произведения; создавать собственные лирические произведения словесности.

Тема 7. Драматическое произведение

Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.

Обучающиеся должны знать: особенности драматическом произведения; стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического; исполнять пьесу по ролям; создавать собственные сценки.

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по родному(русскому) языку

6А класс


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Знакомство с учебником

1

2

Стилистические возможности слов и выражений

1

3

Стилистические возможности слов и выражений. Практикум

1

4

Общеупотребительные слова

1

5

Диалектные слова. Специальные слова

1

6

Заимствованные слова

1

7

Неологизмы

1

8

Практикум. Работа со словарем

1

9

Употребление имени существительного.

1

10

Имя существительное. Употребление в речи

1

11

Употребление имени прилагательного

1

12

Употребление глагола.

1

13

Употребление глагола. Практикум

1

14

Урок-игра по теме

1

15

Самостоятельная работа. Анализ текста

1

16

Анализ работ

1

17

Средства художественной выразительности

1

18

Сравнение. Аллегория

1

19

Эпитет

1

20

Метафора. Практика.

1

21

Изучение метафоры

1

22

Диктант за 1 четверть «Осень в лесу»

1

23

Олицетворение

1

24

Метонимия.

1

25

Практическое изучение метонимии

1

26

Синекдоха

1

27

Синекдоха. (работа по учебнику и в ТПО)

1

28

Гипербола.

1

29

Практикум. Гипербола

1

30

Порядок слов в предложении

1

31

Инверсия

1

32

Повторение изученного материала

1

33

Риторический вопрос и восклицание

1

34

Антитеза

1

35

Играем со словами. Анализ теста

1

36

Практическая работа

1

37

Самостоятельная работа. Работа в ТПО

1

38

Анализ практических работ

1

39

Юмор в произведении словесности

1

40

Что такое юмор?

1

41

Комическая неожиданность

1

42

Соединение несоединимого

1

43

Остроумная речь

1

44

Р.Играем со словами

1

45

Проба пера. Сочинение на свободную тему

1

46

Произведения устного народного творчества

1

47

Контрольный диктант за 2 четверть

1

48

Анализ работ. Былины

1

49

Былинный стих

1

50

Особенности языка былин

1

51

Проба пера. Сочиняем былины

1

52

Анализ сочинений

1

53

Легенда

1

54

Предание

1

55

Играем со словами

1

56

Самостоятельная работа . Анализ текста

1

57

Эпическое произведение, его особенности

1

58

Отличие эпического произведения от лирического

1

59

Литературный герой

1

60

Характеристика литературного героя

1

61

Как раскрываются характеристики героя в сюжете

1

62

Герой произведения и его автор

1

63

Особенности языка эпического произведения

1

64

Практическое занятие. Анализ текста

1

65

Играем со словами

1

66

Самостоятельная работа по изученному материалу

1

67

Анализ работ

1

68

Лирическое произведение и его особенности

1

69

Особенности языка лирического произведения

1

70

Двухсложные размеры стиха

1

71

Практическое занятие

1

72

Трехсложные размеры стиха

1

73

Практическое занятие. Учимся определять размеры стиха

1

74

Самостоятельная работа

1

75

Анализ работ

1

76

Аллитерация

1

77

Контрольный диктант за 3 четверть

1

78

Рифма

1

79

Главное свойство стихов

1

80

Играем со словами

1

81

Проба пера. Сочиняем стихи

1

82

Практическое занятие. Анализ поэтического произведения

1

83

Самостоятельная работа. Анализ текста

1

84

Драматическое произведение, его особенности

1

85

Особенности языка драматического произведения

1

86

Особенности языка драматического произведения

1

87

Как изображается характер героя в пьесе

1

88

Сюжет драматического произведения

1

89

Играем со словами

1

90

Проба пера. Сочинение- миниатюра

1

91

Самостоятельная работа. Анализ текста

1

92

Что вы узнали на уроках словесности?

1

93

Язык как материал слов

1

94

Произведения словесности

1

95

Играем со словами

1

96

Проба пера. Сочинение -миниатюра (пейзажные зарисовки)

1

97

Типы речи и их особенности

1

98

Лингвистический анализ текста

1

99

Повторение изученного материала

1

100

Контрольный диктант за 4 четверть

1

101

Анализ диктанта. Классификация ошибок

1

102

Обобщение изученного материала

1

103-105

Резерв

3

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:

  • Базовый учебник: Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.

  • Методическое пособие для учителя:

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 кл.

Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов / авт.-сост. А.А.Инджиев. - Ростов н/Д.

Словарь синонимов и антонимов / Федорова Т.Л. - М.: «Ладком».

Толковый словарь русского языка: Ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп.

Этимологический словарь русского языка / Федорова Т.Л., Щеглова О.А. - М.:«Ладком».

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы:

edu.ru - Образовательный портал «Российское образование»

school.edu.ru - Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

ict.edu.ru - специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

alledu.ru - "Все образование в интернет". Образовательный информационный портал.

college.ru - первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучения:

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия - vschool.km.ru

Образовательный сайт Teachpro.ru - teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады - ozo.rcsz.ru

Открытый колледж - college.ru

ФИПИ - Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме - fipi.ru.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): методические пособия для учителя, словари, справочная литература, УМК;

Компьютерные средства (компьютер, проектор, интерактивная доска);

Мультимедийные образовательные ресурсы .



© 2010-2022