Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»

Эпиграф: Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д. И. Фонвизин “Недоросль”. Цели урока: ·        развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; ·        развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой); ·        помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести; ·        воспитывать способности к нравственному выбору. Тип урока: обобщение изученного мат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обобщающий урок

по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

"Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»"

Эпиграф:

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин "Недоросль".

Цели урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок - беседа.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

- Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд?

Наша задача - разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки", загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Проблемные вопросы:

1. Слово учителя: Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести?

Ответы учащихся: (потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу

«Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения).

Слово учителя: Так что же такое честь?

Ответы учащихся: Честь - это Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».…..

Вопрос учителя: Так что же издавна на Руси принято было честь, почитать, уважать?

Ответы учащихся: На Руси уважали…….

Вопрос учителя: Изменилось ли за века представление людей о чести?

Ответы учащихся: Не изменилось.

Слово учителя: Да, не изменилось. Мы так же с вами уважаем в человеке: достоинство, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть.

2.Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

3. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

Проблемная ситуация:

Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность

властность

4. Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно "светлое пятнышко"?

7. Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?

8. Жаль вам Швабрина или нет?

9. В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание "уступить" ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.


  1. Анализ образа Пугачева

  • Первая встреча с Гриневым. Глава «Вожатый».

Итог;Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв- собирать войско.

.

  • Вторая встреча Гринева и Пугачев (глава VIII «Незваный гость»)

Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?

- Жестокость - "Унять старую ведьму!",

- беспощадность - "Вешать его!",

- милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву).

ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.

  • Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода»

и XII «Сирота»)

В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

Ответ:

- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники -

"люди, обречённые виселице, поют о виселице"

- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)


  • Четвертая встреча Гринева и Пугачева

Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде.

Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.

- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он попросил прощения, а люди простили -- ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),

10. Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?

(Отвечая на этот вопрос, наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева после того, как он ее выслушал.)

11. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?

12. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?

13. Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь?

14. А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?

Проблемная ситуация:

М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?

15. Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что-то общее, на ваш взгляд?

16. Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа "Капитанская дочка"? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)

Предполагаемый ответ учащихся:

Назвав повесть "Капитанская дочка", Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и "отвлек" от "запрещенной" темы - восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.

Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца - преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.

Проблемный вопрос:

Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.

Подведение итогов:

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева;

учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.


© 2010-2022