- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»
Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка Загадки А. С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агаджанова Ш.С. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
| Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" "Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»" Эпиграф: Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д. И. Фонвизин "Недоросль". Цели урока:
Тип урока: обобщение изученного материала. Вид урока: урок - беседа. Ход урока. Вступительное слово учителя: - Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки", загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. Проблемные вопросы: 1. Слово учителя: Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести? Ответы учащихся: (потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения). Слово учителя: Так что же такое честь? Ответы учащихся: Честь - это Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».….. Вопрос учителя: Так что же издавна на Руси принято было честь, почитать, уважать? Ответы учащихся: На Руси уважали……. Вопрос учителя: Изменилось ли за века представление людей о чести? Ответы учащихся: Не изменилось. Слово учителя: Да, не изменилось. Мы так же с вами уважаем в человеке: достоинство, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть. 2.Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести? (Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.) 3. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? Проблемная ситуация: Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву. Швабрин | Гринев | Пугачев | |
подлость | впечатлительность | жестокость | ||
предательство | смелость | великодушие | ||
жестокость | храбрость | смелость | ||
властолюбие | решительность | доброта | ||
слабость духа | преданность | вспыльчивость | ||
трусость | верность | одиночество | ||
хитрость | искренность | властность | ||
изворотливость | потребность в любви | милосердие | ||
одиночество | прямодушие | благодарность | ||
|
| властность |
4. Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно "светлое пятнышко"?
7. Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?
8. Жаль вам Швабрина или нет?
9. В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание "уступить" ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.
-
Анализ образа Пугачева
-
Первая встреча с Гриневым. Глава «Вожатый».
Итог;Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв- собирать войско.
.
-
Вторая встреча Гринева и Пугачев (глава VIII «Незваный гость»)
Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?
- Жестокость - "Унять старую ведьму!",
- беспощадность - "Вешать его!",
- милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву).
ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.
-
Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода»
и XII «Сирота»)
В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?
Ответ:
- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники -
"люди, обречённые виселице, поют о виселице"
- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.
- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)
-
Четвертая встреча Гринева и Пугачева
Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде.
Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.
- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?
(Он попросил прощения, а люди простили -- ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),
10. Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?
(Отвечая на этот вопрос, наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева после того, как он ее выслушал.)
11. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?
12. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?
13. Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь?
14. А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?
Проблемная ситуация:
М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?
15. Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что-то общее, на ваш взгляд?
16. Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа "Капитанская дочка"? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)
Предполагаемый ответ учащихся:
Назвав повесть "Капитанская дочка", Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и "отвлек" от "запрещенной" темы - восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.
Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца - преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.
Проблемный вопрос:
Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.
Подведение итогов:
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?
Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева;
учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.
Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.