Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа

Цель: выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.   Задачи: - обеспечить в ходе урока закрепление знаний и навыков определения имен существительных, имеющих форму только множественного числа;               - развивать речь, навыки правильного письма;               - воспитывать усидчивость, внимание на уроке, чувства                       ответственности и взаимопомощи.   Вид урока: урок-путешествие.   Методы: наглядный, словесный.   Формы: объяснител...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык


3 класс


Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа»

Цель: выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи: - обеспечить в ходе урока закрепление знаний и навыков определения имен существительных, имеющих форму только множественного числа;

- развивать речь, навыки правильного письма;

- воспитывать усидчивость, внимание на уроке, чувства

ответственности и взаимопомощи.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы: наглядный, словесный.

Формы: объяснительно-иллюстрационный.

Оборудование: рисунки, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Все за парты дружно сели

Отдохнуть мы все успели

Будем мы сейчас учиться

Не годится нам лениться

Все хотим оценку «5»

На уроке получать


  1. Повторение.

- Какой раздел языка мы с вами изучаем?

- Какие бывают части речи?

- Назовите их, чем они отличаются друг от друга?

А теперь отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички

Желтый глазок белые реснички? (ромашки)

А теперь посмотрите на ромашку (рисунок), и скажите какую часть речи мы изучаем?

- Имя существительное

А как на казахском языке - Зат есiм.

3. Введение в тему.

Сегодня у нас урок-путешествие по теме: «Имя существительное». С собой мы возьмем весь багаж знаний. А путешествовать мы будем по остановкам.

Первая остановка - «Модель».

Ребята, у вас на партах лежат альбомные листочки к теме. Вам надо построить модель имени существительного.

- Проверка.

Вторая ромашка (взгляните).

- О чем мы говорили на прошлом уроке?(Существительные изменяются по числам)

Вторая остановка - «Повторяйка».

Задания на этой остановке приготовила героиня из доброй сказки Шарля Перро, которую вы очень любите.

- Вначале послушайте загадку, и скажите как ее зовут?

Такое лишь в сказке волшебной случается,

Карета из тыквы большой получается

В прекрасном наряде, легка, словно перышко

С сказочным принцем знакомится. (Золушка)

(Рисунок золушки)

- Правильно, это Золушка и мы сегодня станем волшебниками, потому что волшебники творят чудеса, и мы должны обязательно помочь Золушке выполнить задание мачехи.

Первое задание - «Перебрать крупы».

У нас вместо крупы - буквы, нужно их собрать в слова.

Название животных - простые слова. В них спрятались слоги: один, три или два. Но буквы рассыпались. Их соберешь. Кого как зовут ты тотчас найдешь.

У вас на партах карточки. Работаем.

Проверка.

- Что вы можете сказать об этих словах? (имя существительное, одушевленное, нарицательное, в единственном числе).

- Поставьте эти слова во множественное число.

Вывод: эти слова изменяются по числам.

Молодцы! Справились! Золушка вас благодарит.


  1. Новая тема

Третья остановка «Отгадай-ка»

Загадки:

  1. Только сядешь и - держись!

Полетели, понеслись…

(сани)


  1. У портнихи в большой они чести,

Талии тоньше не найти

Как их звать. На что годятся?

Детям надо догадаться…

(ножницы)


  1. На носу у старичка -

Два стекла и два крючка

Эти стекла и крючки

Называются …

(очки)


  1. Тик - так, тик - так

За шагом шаг, за шагом шаг

Когда в кровать, когда вставать

По ним сумеем отгадать

У них стрелки как усы

Называются …

(часы)

Молодцы! А сейчас взгляните на доску, что здесь нарисовано.

Проблемная ситуация

Определите число этих существительных (что вас затруднило?) можно их изменить? Поставить в единственное число.

Вывод: эти существительные стоят только во множественном числе и их нельзя употреблять в единственном числе.

Как вы думаете ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, о каких существительных.

О существительных, имеющих форму только множественного числа.

Правильно, это и будет темой нашего урока


  1. Закрепление

  1. Работа в тетрадях.

  2. Сообщение цели и задачи урока

Физминутка.

- а теперь перепишите эти слова в тетрадь /устно переводят на казахский язык

Четвертая остановка «Сотрудничество».

- Что такое сотрудничество?

- сейчас мы тоже будем сотрудничать.

Работа по карточкам

1 группа - вписать орудия труда,

2 группа - название веществ,

3 группа - название игр.

Пятая остановка - «Проверяй - ка».

В каждой группе остается по одному человеку, а двое идут в разные группы. Каждый обьясняет свое задание, как оно выполнено, а другие - проверяют.

Все по местам проверяем вместе со мной.

6. Обобщение.

- О каких существительных мы говорили на уроке?

- Могут ли эти существительные употребляются в единственном числе.

Проблемный вопрос (на опережение).

- А как вы думаете, есть ли существительные, которые имеют форму только единственного числа?

7. Оценивание.

На доске - мишень.

- Если вам ясно все, то ставите точку на красном поле.

- Если что то не ясно, то на синем

- Если ничего не ясно, то на белом.

Урок окончен. Всем спасибо













© 2010-2022