Обобщающий урок в 5 классе по теме Синтаксис. Пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра "Путешествие по Стране невыученных уроков"

(Обобщающий урок по теме "Синтаксис. Пунктуация". 5-й класс)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: путешествие

Вид урока: урок - игра

Методы обучения: беседа, наглядно-демонстрационный, информационно-развивающий.

Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме синтаксис и пунктуация.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.»

Задачи урока:

Обучающие:

· повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;

· проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;

· закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

· продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

· создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;

· продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательные:

· формировать эстетический вкус к слову;

· содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

· направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, … рисунки с изображениями животных, птиц и природы (виды с зимним пейзажем).

1. Организационный момент.Слайд1

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

Вы все наверное помните мультфильм о Викторе Перестукине, который не учил уроки и попал в Страну невыученных уроков.

Слайд 2 (В стране Грамматика) Казнить нельзя помиловать. Как видите, ребята, от одной запятой зависит жизнь нашего героя.

А кто мне скажет, в каком разделе лингвистики мы изучаем знаки препинания? (Пунктуация?)

А какой раздел русского языка всегда соседствует с пунктуацией ? (Синтаксис)

Вы, наверное, уже догадались, что темой нашего урока будет… (Ответы учеников-синтаксис и пунктуация) Слайд 3- тема урока)

А кто определит задачу урока, ведь мы изучили все темы данного раздела.

(Да, мы будем обобщать изученное приводить в систему полученные на уроках знания. (слайд4 - цели)

И , конечно же, мы должны помочь Виктору избежать казни. А для этого мы вместе с ним отправимся в Страну невыученных уроков. (Слайд 5-отправление в страну)

В пути нас ждет много интересных приключений, много опасных моментов, избежать которые мы сможем посредством выполнения заданий. Слайд 6 если не выполнишь , не вернешься

Путешествие всегда начинается с определения маршрута . (Слайд 7 -карта) Что такое маршрут? Слайд 8-значение слова на экране в виде кластера (дети должны сами подготовить-индивид задание).

Соединить стрелочками пункты продвижения и пояснить порядок (словосочет-самая маленькая единица синтаксиса, простое предложение -самая маленькая коммуникативная единица, сложное предложение) Потакому маршруту мы и будем продвигаться

Слайд 8-медведь 2. Первая станция «Словосочетание».

- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»

- Что такое словосочетание?

- Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями. На практике проверить можно точно, кто смог теории усвоить прочно.

- Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.

Идти быстро, в лес, снег засиял, вросли в сугроб, тронул кроны, вершины берез, ребята и знакомые. чудесный день,

[Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют). А теперь, сверим ответы (5 слайд).

- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.

- Проверим, что записали мальчики (6 слайд).

Слайд7 медведь уходит

- А что можно составить из словосочетания?

(предложения)

- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

- Куда мы отправляемся дальше? «Простое предложение» (8слайд -корова).

3. Станция «простое предложение».

- Что такое простое предложение?

Задание. У каждой группы на парте лежат конверты.

-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.

- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло. (Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания).

1 группа. Куда летят осенью перелётные птицы?

2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.

3 группа. Как восхитительно раскрасил мороз деревья! -Докажите, что это просто предложение.

Слайд 9( корова целует)- С задание справились, можно отправляться дальше в путь.

-Но, что это? (10 слайд у газировке).

На доске записано стихотворение.

- Прочитайте глазками стихотворение.

- Кто готов прочитать выразительно?

- Ребят, почему это ловушка? (нужно расставить знаки препинания).

- Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

- Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания (после один из учеников расставляет недостающие знаки препинания на доске).

- Проверим, правильно ли вы расставили знаки препинания (слайд 11 пьют газировку).

- Мы проехали с вами полпути, пришло время немного отдохнуть.

4. Физкультминутка

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен -

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

Слайд 11-замок у двери «Сложное предложение» (11 слайд).

5. Станция «Сложное предложение».

- Почему предложение называется «сложное»? (ответы учащихся).

Слайд 12 Задания на доске

- А сейчас мы с вами из слов будем составлять предложения.

- Я читаю вам первое предложение, из него вам нужно записать только определение.

Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы - взять определение.

Из предложения Пушкин очень любил осень - взять дополнение.

Из предложения Осень щедро одаривает леса краской -взять обстоятельство.

Из предложения Земля постелила на лугу разноцветный ковер взять сказуемое.

Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? -взять обращение.

(Взаимопроверка. Поменялись тетрадками с соседом по парте, возле каждого

правильно записанного слова ставим плюс) . (13 слайд)

- Подымите руку, кто нашёл все б слов (5,4,3...). (За правильные ответы выставляются оценки).

- А теперь из этих слов нужно составить и записать предложение. Порядок слов менять нельзя, можно изменить окончание. Если нужно, добавьте предлог.

- Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся).

- Подумайте, верно ли, что это сложное предложение.

- Как сделать это предложение сложным? (ответы учащихся. Сначала учащиеся составляют сложное предложение устно).

- А сейчас каждый запишет свое сложное предложение. Но мы не будем переписывать предложение заново, а продолжим наше.

- Во что превратиться точка в конце простого предложения? Почему? Слайд14 дверь открывается

Итак мы уже во дворце.

6. Разминка для глаз.

- Мы двигаемся дальше. Впереди светофор. Внимательно следим глазками, какой свет (называются цвета и фигуры, расположенные на доске).

7- Мы добрались до последней станции, и называется она «Творческая» (13

слайд).

- На партах лежат листочки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны.

- Верно ли, что это текст?

- Расставьте предложения в нужном порядке, обозначая их цифрами.

- Проверяем (устно).

- А теперь давайте проверим, в каком порядке нужно было расставить предложения (14 слайд).

- А теперь запишите свои 3-5 предложения на тему «Зима». 8. Итог.

- Ребята, посмотрите ещё раз на предложения и словосочетания, которые мы записали в течение урока. Какая тема объединяет их? (тема природы) (15 слайд). Подведение итогов. Выставление оценок (16 слайд).


© 2010-2022