- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщающий урок в 5 классе по теме Синтаксис. Пунктуация
Обобщающий урок в 5 классе по теме Синтаксис. Пунктуация
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мещерякова Р.Ф. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-игра "Путешествие по Стране невыученных уроков"
(Обобщающий урок по теме "Синтаксис. Пунктуация". 5-й класс)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: путешествие
Вид урока: урок - игра
Методы обучения: беседа, наглядно-демонстрационный, информационно-развивающий.
Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме синтаксис и пунктуация.
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.»
Задачи урока:
Обучающие:
· повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;
· проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;
· закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.
Развивающие:
· продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
· создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
· продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
· формировать эстетический вкус к слову;
· содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
· направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, … рисунки с изображениями животных, птиц и природы (виды с зимним пейзажем).
1. Организационный момент.Слайд1
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам!
Вы все наверное помните мультфильм о Викторе Перестукине, который не учил уроки и попал в Страну невыученных уроков.
Слайд 2 (В стране Грамматика) Казнить нельзя помиловать. Как видите, ребята, от одной запятой зависит жизнь нашего героя.
А кто мне скажет, в каком разделе лингвистики мы изучаем знаки препинания? (Пунктуация?)
А какой раздел русского языка всегда соседствует с пунктуацией ? (Синтаксис)
Вы, наверное, уже догадались, что темой нашего урока будет… (Ответы учеников-синтаксис и пунктуация) Слайд 3- тема урока)
А кто определит задачу урока, ведь мы изучили все темы данного раздела.
(Да, мы будем обобщать изученное приводить в систему полученные на уроках знания. (слайд4 - цели)
И , конечно же, мы должны помочь Виктору избежать казни. А для этого мы вместе с ним отправимся в Страну невыученных уроков. (Слайд 5-отправление в страну)
В пути нас ждет много интересных приключений, много опасных моментов, избежать которые мы сможем посредством выполнения заданий. Слайд 6 если не выполнишь , не вернешься
Путешествие всегда начинается с определения маршрута . (Слайд 7 -карта) Что такое маршрут? Слайд 8-значение слова на экране в виде кластера (дети должны сами подготовить-индивид задание).
Соединить стрелочками пункты продвижения и пояснить порядок (словосочет-самая маленькая единица синтаксиса, простое предложение -самая маленькая коммуникативная единица, сложное предложение) Потакому маршруту мы и будем продвигаться
Слайд 8-медведь 2. Первая станция «Словосочетание».
- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»
- Что такое словосочетание?
- Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями. На практике проверить можно точно, кто смог теории усвоить прочно.
- Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Идти быстро, в лес, снег засиял, вросли в сугроб, тронул кроны, вершины берез, ребята и знакомые. чудесный день,
[Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют). А теперь, сверим ответы (5 слайд).
- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики (6 слайд).
Слайд7 медведь уходит
- А что можно составить из словосочетания?
(предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Куда мы отправляемся дальше? «Простое предложение» (8слайд -корова).
3. Станция «простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Задание. У каждой группы на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло. (Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания).
1 группа. Куда летят осенью перелётные птицы?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
3 группа. Как восхитительно раскрасил мороз деревья! -Докажите, что это просто предложение.
Слайд 9( корова целует)- С задание справились, можно отправляться дальше в путь.
-Но, что это? (10 слайд у газировке).
На доске записано стихотворение.
- Прочитайте глазками стихотворение.
- Кто готов прочитать выразительно?
- Ребят, почему это ловушка? (нужно расставить знаки препинания).
- Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.
- Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания (после один из учеников расставляет недостающие знаки препинания на доске).
- Проверим, правильно ли вы расставили знаки препинания (слайд 11 пьют газировку).
- Мы проехали с вами полпути, пришло время немного отдохнуть.
4. Физкультминутка
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен -
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к заданиям готов!
Слайд 11-замок у двери «Сложное предложение» (11 слайд).
5. Станция «Сложное предложение».
- Почему предложение называется «сложное»? (ответы учащихся).
Слайд 12 Задания на доске
- А сейчас мы с вами из слов будем составлять предложения.
- Я читаю вам первое предложение, из него вам нужно записать только определение.
Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы - взять определение.
Из предложения Пушкин очень любил осень - взять дополнение.
Из предложения Осень щедро одаривает леса краской -взять обстоятельство.
Из предложения Земля постелила на лугу разноцветный ковер взять сказуемое.
Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? -взять обращение.
(Взаимопроверка. Поменялись тетрадками с соседом по парте, возле каждого
правильно записанного слова ставим плюс) . (13 слайд)
- Подымите руку, кто нашёл все б слов (5,4,3...). (За правильные ответы выставляются оценки).
- А теперь из этих слов нужно составить и записать предложение. Порядок слов менять нельзя, можно изменить окончание. Если нужно, добавьте предлог.
- Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся).
- Подумайте, верно ли, что это сложное предложение.
- Как сделать это предложение сложным? (ответы учащихся. Сначала учащиеся составляют сложное предложение устно).
- А сейчас каждый запишет свое сложное предложение. Но мы не будем переписывать предложение заново, а продолжим наше.
- Во что превратиться точка в конце простого предложения? Почему? Слайд14 дверь открывается
Итак мы уже во дворце.
6. Разминка для глаз.
- Мы двигаемся дальше. Впереди светофор. Внимательно следим глазками, какой свет (называются цвета и фигуры, расположенные на доске).
7- Мы добрались до последней станции, и называется она «Творческая» (13
слайд).
- На партах лежат листочки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны.
- Верно ли, что это текст?
- Расставьте предложения в нужном порядке, обозначая их цифрами.
- Проверяем (устно).
- А теперь давайте проверим, в каком порядке нужно было расставить предложения (14 слайд).
- А теперь запишите свои 3-5 предложения на тему «Зима». 8. Итог.
- Ребята, посмотрите ещё раз на предложения и словосочетания, которые мы записали в течение урока. Какая тема объединяет их? (тема природы) (15 слайд). Подведение итогов. Выставление оценок (16 слайд).