Чудо художественного образа. Урок развития речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Гимназия №1 г. Майского»

















Тема урока


«Чудо художественного образа»










провела: Шестакова Надежда Михайловна

учитель русского языка и литературы


















Цели урока:



  1. Образовательные:

  • показать особенности художественного образа и средства создания художественного образа;

  • формировать умения и навыки применения изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи;

  • научить внимательному вчитыванию в текст, углубляя свой читательский образ на основе авторского.


  1. Развивающие:

    • развить наблюдательность, воображение, образное мышление, культуру эстетических и нравственных чувств;

    • развить личностно-смысловое отношение к учебному предмету;

    • развить ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам;

    • развить у учащихся саму потребность в творческой деятельности, самовыражении.


  1. Воспитательные:

  • воспитать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать;

  • воспитать чуткое отношение к прекрасному и умение личностно обогащать себя культурными ценностями.


Тип урока: комбинированный (синтетический)

Форма: урок-мастерская, интегрированный.














Ход урока

I.

1) Ребята, вы верите в чудеса? Я вас приглашаю на встречу с чудом, ведь чудеса рядом с нами. Нужно только постараться их увидеть, услышать, почувствовать.

Одно из таких чудес ждет нас впереди - чудо художественного образа. Значит цель нашего урока: увидеть особенность художественного образа и средства создания художественного образа. Поэтому у нас сегодня необычный урок, а урок-мастерская. Чем она отличается от урока?

Главное сегодня - это ваше творчество, ваши ощущения, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово!

Мы с вами сегодня проведем несколько мини-исследований.

А своеобразным лейтмотивом урока и творческим напутствием в ваших начинаниях станут слова В. Соколова:

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева.

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свист, запели птицы,

Дохнула жизни глубина!

2) Представим себе, что сегодня воскресное утро, не надо идти в школу, и вы можете спать сколько захочется, нежась в постели.

И вот, вы еще в постели. Наслаждаетесь. Но вдруг начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова. Ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и … Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной - за ночь навалило снегу, и он облепил …

Но тут я остановлюсь и сделаю отступление.

Как часто, имея глаза и уши, мы видим все, что нас окружает, слышим множество звуков, но не умеем вслушиваться и всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам, композиторам. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой - небо, которое в ней отражается. А может, это свойственно не только особенным, а любому, если только научиться, если быть повнимательнее, если поупражняться?

Попробуем?

У любого поэта или писателя есть записные книжки. Будут они и вас. Своеобразные планшеты, они перед вами.

- Вот вам творческое задание: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь ее нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы ее могли вообразить. Всего 4-5 предложений. Только - чур! - не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце».

- Заполняем графу «Я вижу».

- Ну, что получилось? Поделитесь своими «видениями» с товарищами и нарисуйте одну общую картину.

(Один из группы зачитывает работу)

Вопросы:

Что вам помогло создать такие картины?

Какими инструментами вы пользовались? Назовите их.

Ответ.

II.

Непросто было?

Чтобы разбудить фантазию, выразительно говорить и писать, детский итальянский писатель Джанни Родари изобрел упражнение и назвал его «Бином фантазии». Он советовал: взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. Так может родиться интересное сравнение «бином фантазии», по выражению Джанни Родари.

«Бином» образовано сложением: латинского «bi» - «двое, дважды» и греческого «nome» - «часть, доля».

Например, возьмем два существительных: топор - мысль. Что же может получится?

«Мысль ученого остра как топор»

«Неудачная мысль как топор в зазубринах».

- Что может быть общего у солнца и запаха?

Поэт Константин Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами: сначала он как бы говорит от лица бедно мыслящего человека, потом возражает ему от лица всех поэтов.

Запах солнца? Что за вздор?

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы -

Все слилось в согласный хор,

Все сплелось в один узор!

- Попробуем «сплести в один узор» два существительных:

Письмо - речка

Рука - береза

Лампа - роза

(На выбор одну пару)

Проверка.


III.

Вы показали, что сцепление слов в определенной последовательности таит неожиданные смыслы. Всего несколько слов - и перед нами удивительная картина. В этом заключается Чудо - рисовать словами. Слово вырастает в слово-образ. Способность слова создавать картины окружающего мира - есть образность.

Небольшое художественное открытие, словесная находка - рождает у читателя радость, эстетическое наслаждение.

- Убедитесь в этом сами.

(Слайды)

- На каких «биномах фантазии» построены данные художественные открытия?

- Какие эмоции вызвали у вас эти художественные открытия, эти художественные образы?


Оказывается, что в образе есть некая оформленность, воплощенность чего-то. Отсутствие этой оформленности воспринимается как отступление от законов прекрасного. Поэтому:

Вывод: Художественный образ оставляет в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.

Любое слово может стать образным.

- Но, если я скажу слово «море», будет ли оно образом?

- А если о море скажу словами Ф. Тютчева?

(Слайд)

- На каком биноме строится стихотворение?

- Каким образом (при помощи чего) автор превратил слово «море» в образ? (определение).

Докажем.

- Выясним, проведя небольшой эксперимент, получалась бы у поэта такая выразительная картина морской стихии без определений, выразительных средств?

- Посчитайте, сколько определений в таком маленьком стихотворении?

- Уберите в 1-ом четверостишии эпитеты.

(О конь, о конь с гривой).

- Уберите во 2-ом четверостишии эпитеты из 1 и 2 строк. Что получилось?

(Ты вихрем вскормлен был в поле).

Какой вывод вы сделаете?

- Нет определений, сразу пропадает образ морской стихии.

Так значит, в языке есть такие слова, для которых образность - постоянное свойство. Это изобразительно-выразительные средства.

- А вы их знаете?

- Какие выразительные средства использует в данном стихотворении Тютчев?

О рьяный конь, о конь морской,

С бледно-зеленой гривой,

То смирный, ласково-ручной,

То бешено - игривый!

Ты буйным вихрем вскормлен был

В широком Божьем поле;

Тебя он прядать научил

Играть, скакать на воле!

Все эти выразительные средства замечательны, самоценны, это сокровища, золотой запас языка. И пожалуйста, каждый может брать из этой сокровищницы пригоршнями драгоценности, язык не скуп. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, слову.

- Так что же такое художественный образ?

(Определение из словаря)

Художественный образ - это индивидуальное отражение мира художником, изображение предметов и явлений мира такими, какими их видит художник.

Учитель: Благодаря пристальному вглядыванию в мир и истинной любви к языку, получается художественный образ таким свежим, самобытным, порой настолько неожиданным, что подобен чуду.

IV.

А может и среди вас есть творцы чудес?

Ведь чтение - это только начало. Творчество жизни - вот цель.

  1. - Я приглашаю вас в картинную галерею «Времена года», где вы выберите ту картину, которая вам больше всего понравится, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.

(Разделяем учащихся на группы «по настроению»)

- Поделитесь своими чувствами


2) Волшебные метафоры, эпитеты, сравнения позволяют создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать.

- А умеете ли слышать вы?

(Звучит музыка. Заполняется графа «Я слышу» в виде синквэйна)

Синквэйн - белый стих

1 строка - любое существительное;

2 строка - 2 прилагательных - эпитета;

3 строка - 3 глагола - движения;

4 строка - что это такое? (Одним предложением)

5 строка - Что это такое? (Одним словом)

- Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.



- А вот как поэт и музыкант Б. Пастернак описывает свои впечатления, правда от другой музыки… Но нам важно, какой отклик рождает музыка в сердце и как ее может понять человек.

… он заиграл

Не чью-нибудь чужую пьесу,

Но собственную мысль, хорал,

Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес.

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем, стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек…

- Чему вы научились?

- Ребята, мы сегодня, подобно солнечному лучику, который пробился через плотно закрытые шторы вашей комнаты, сделали попытку приоткрыть вытканную художником словесную ткань, сделали попытку распознать, как рождается чудо-образ, прикоснулись к «явленной тайне».

Но, я уверена, главная встреча с чудом у вас впереди. Только …

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам.

Прислушивайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

В. Шефнер.


V.

Д/З:

  1. Написать сочинение-миниатюру, используя записи на уроке «У природы нет плохой погоды …».

  2. Найди средства художественной изобразительности и определи их роль в тексте.

  3. Нарисуй иллюстрацию «Из жизни природы».


© 2010-2022