Статья: «Проектная деятельность в моей практике»

Мы живем в стремительный век. То, что казалось нужным вчера, сегодня воспринимается как прошлый век. Чтобы идти в ногу со временем, надо постоянно работать над собой, овладевая новейшими технологиями, применяя их в своей практике. Говоря о так называемых «новых педагогических технологиях», следует помнить, что речь идет о «хорошо забытых старых». На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, на мой взгляд, целесообразно использовать метод проекта, потому что в средней и ста...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Статья: «Проектная деятельность в моей практике»Предмет: русский язык и литература

Статья «Проектная деятельность в моей практике»

Мы живем в стремительный век. То, что казалось нужным вчера, сегодня воспринимается как прошлый век. Чтобы идти в ногу со временем, надо постоянно работать над собой, овладевая новейшими технологиями, применяя их в своей практике.

Говоря о так называемых «новых педагогических технологиях», следует помнить, что речь идет о «хорошо забытых старых».

На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, на мой взгляд, целесообразно использовать метод проекта, потому что в средней и старшей школе ребята выполняют различные виды самостоятельных работ.

Проекты, которые выполняют мои ученики, соответствуют их уровню подготовки, возрастным особенностям и интересам.

Объединяя учащихся в группы, я включаю учащихся с разным уровнем подготовки, чтобы каждый мог равняться на сильного, стремиться к тому, чтобы быть лучше, успешнее выполнить поставленную задачу.

Учителям также будет интересен метод проекта, так как выбор тем очень широк.

Творческий проект «Моя улица», который был выполнен учениками 5б класса, непосредственно связан с учебной программой. Урок подготовлен на тему «Повторение и обобщение изученного в начальной школе». Материал подобран таким образом, чтобы ребята, рассказывая о происхождении названия своей улицы, выполняли ряд заданий. Содержание их выступлений понятно, представлено логично и удобно.

Проделана огромная работа: собран прекрасный материал с фотографиями современного вида улиц и фотографиями, как выглядела улица в прошлом; систематизирована информация по районам, создана мультимедийная презентация.

Данный проект был выполнен под руководством учителя и с помощью родителей. Он характеризуется исследовательским подходом, ориентирован на личностно-ориентированное обучение. В основе лежит технология проекта и обучения в сотрудничестве.

В 6б классе мы продолжили работу по сбору информации о малой родине, и подготовили практико-ориентированныепроекты на тему «СТАРР», «Ожерелье всея Руси…», «На семи холмах». Каждая группа подготовила проект, разработав туристический маршрут по городу-герою Смоленску, посвященный достопримечательностям, памятным местам, монастырям и соборам Смоленщины.

Исследовательский проект «Летопись одного города», выполненный учениками 7б класса: Роговой А., Барбашиной А., Суржиковым А., Костюниным Н., Куницыной Е. - состоит из пяти этюдов: «Мой град велик», «Взгляд через столетие», «История улицы Пржевальского», «Моя гимназия имени Н.М. Пржевальского», «За что я люблю свой город?».

Проект был представлен на областном конкурсе «Знаем ли мы город-герой Смоленск?», где мы стали призерами.

Учащиеся 8б класса работали над созданием информационно-исследовательского проекта на тему «М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин как реформаторы русского языка». Целью их работы было рассмотреть заслуги Ломоносова в реформе русской словесности; доказать, что Пушкин стал преемником великого ученого в преобразовании литературного языка.

Теоретическая значимость данного проекта состоит в том, что предполагаемые результаты могут способствовать расширению и углублению знаний учащихся о языке.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, что в работу вошли материалы, которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам.

Были использованы следующие этапы работы над проектом: информационный, плановый, поисковый, обобщающий и аналитический.

Благодаря работе над проектом, у ребят происходит формирование компетентности в сфере самостоятельной и познавательной деятельности: они учатся добывать и перерабатывать информацию, систематизируя и обобщая ее; учатся работать в команде, совершенствуют навыки исследовательской деятельности; закрепляют знания по теории «трех штилей», изучают вопросы, связанные с ролью старославянизмов в творчестве Пушкина.

Удальцова Наталья, работавшая над проектом, приняла участие в региональном конкурсе «Лучший урок письма» и стала его победителем. Ее работа «Учусь у Ломоносова» заняла первое место.

Традиционной является работа над проектами, посвященным событиям Великой Отечественной войны. Ребята учатся понимать, как история семьи, малой родины связана в целом с историей страны; проходят встречи с ветеранами, которые помогают нам не быть «иванами, не помнящими родства».

Человеческая жизнь, к сожалению, не бесконечна. Продлить ее может только память, способная победить время. Наша задача сегодня: помочь сохранить воспоминания тех, кто ещё жив, кто может воскресить события давно минувших дней.

Мои ученики работают не только в группах, но и индивидуально. Так, научно-исследовательский проект, выполненный Яровой Валерией, ученицей 8б класса, «Мы родом не из детства - из войны…», представляет работу в форме интервью. В роли респондентов выступали учителя, работники гимназии имени Н.М. Пржевальского, ученики, рассказывающие о своих прабабушках и прадедушках. В ходе работы был собран редчайший материал: воспоминания очевидцев, документы, письма, фотографии; проведено исследование: подобран и систематизирован материал, повествующий о военных страницах истории.

Валерия получила гран-при в областном конкурсе историко-литературных работ, стала победителем национального проекта, лауреатом президентской премии.

В 9б классе мы продолжили работу над военной темой, создав информационно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной…». Собрали также материал, представленный очевидцами: Метельской О.Г., Третьяковым С.Н., Королевой И.М., Полонской В.И., Леоновой К.Г., Макаровой Е.Г. и др. В проекте использованы отрывки из работ учеников гимназии имени Н.М. Пржевальского: Мартыненковой П., Матвеевой А., Зак Н., Зубрилиной К.

Вторая часть проекта посвящена жизненному и творческому пути А. Лиханова, чье детство также пришлось на 40-50 годы.

В 2012 году проект «Детство, опаленное войной…» был представлен на городских литературных чтениях, где мы заняли первое место.

Также на протяжении последних лет ребятами выполнены ролевые,творческие, практико-ориентированные, научно-исследовательские проекты: «Моя семья», «Весточки с фронта», «Функции имен собственных», «Штрихи к портрету Пушкина: потомки поэта в Беларуси», «Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского», «Мир толстовских героев» и др.



Работая над проектом, ученики учатся слушать друг друга, аргументируют свою точку зрения, развивают речь, проявляют ответственность при выполнении задания, приходят на выручку друг другу. Немаловажно то, что ребята выступают перед аудиторией, приобретают опыт, выступают в роли оппонентов, учатся вести дискуссию.После того как закончена работа над проектом, мы подводим итоги, анализируем ошибки, недочеты и наши удачи.

Использование разных видов проектов дает учителю возможность решать многие задачи обучения, воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет ребятам расширить и углубить свои знания по разным темам.

Проектная деятельность - один из способов, применяемых мной в работе. Он помогает мне совмещать различные технологии в своей практике.

© 2010-2022