Конспект урока по русскому языку на тему Буквы о (е) на конце наречий после шипящих

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект (проект) занятия (при реализации классно-урочной системы обучения)

Тема занятия: буквы о (е) на конце наречий после шипящих

Цель занятия:

-выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

Задачи занятия:

- формировать умение выделять орфограмму «О - Е после шипящих на конце наречий», определив часть речи и часть слова;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

Место проведения занятия: класс

Продолжительность занятия: 45 мин

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: карточки с заданиями.

Тип занятия: урок ознакомления с новым учебным материалом.

1. Организационный момент

Основные элементы

Цель: вовлечь обучающихся в учебную деятельность.

Методы работы: фронтальный (диалог, беседа),

Настрой учащихся: позитивный.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся.

Итак, в путь!

Устно

2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Основные элементы

Цель: определить ЗУНы, которые обучающиеся усвоили на предыдущем уроке.

Задачи: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция, оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Если обнаружится незнание или слабые знания по выполнению задания - работа по памяткам:

- выяснение лексического значения слова

- после сверки с правильным вариантом ответа, задание закончить фразой: «У меня не получилось выполнить это задание, потому что… Чтобы знать этот материал, мне нужно…»

Методы и приемы: беседа, активизирующие вопросы.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

- Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию.

- Горячо, издалека, по-моему, насмерть.

- Навстречу гостям вышел хозяин.
Мальчик бросил мяч очень далеко. Маша недовольно вырвала страничку.

- Что такое наречие?

- Приведите примеры.

- Прочитайте свои предложения.

Устный опрос по теме «Наречие»

3. Изучение нового учебного материала

Основные элементы

Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Цель: получить новые навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Формы и методы: работа в группах, фронтальная.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

- Морфология.

- Слова как части речи.

- Наречие.





- Вывод:

в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном -е.

- Часть речи, часть слова, ударение.

- Наречия.

- Горячо́, волну́юще,

Свежо́, блестя́ще, хорошо́, певу́че, вечо́р, неуклю́же.

- На конце наречий после шипящих под ударением пиши букву О, без ударения - Е.

- Буквы о (е) на конце наречий после шипящих

- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

- Что изучает морфология?

- Какую часть речи в этом разделе мы с вами изучаем?

- Ребята, а какие части речи вы еще знаете? (Ответы учащихся).

- Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи пригодится вам при выполнении следующего задания нашего урока. Посмотрите на экран. Это задание вы должны выполнить в парах, подумайте вместе со своим соседом и объясните правило написания О-Е в словах разных частей речи.

Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора

Ш…пот, мальч…нка, ш…рох, ч…лка, бельч…нок, еж…вый, сверч…к, врач…м, луч…м, медвеж…нок, свеч…й, боч…нок, грач…м, ш…колад, девч…нка, пч…лка.

- Какой вывод мы может сделать?

- Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

- А сейчас посмотрите на экран и прокомментируйте записанное.

Какие это части речи? Поставим ударение.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё.

- Делаем вывод:


- Сформулируйте тему нашего урока.




Работа в парах.


Работа с карточкой



Постановка учебной задачи.


Формулировка темы урока.

4. Закрепление учебного материала

Основные элементы

Цель: закрепить новые полученные знания.

Работа с учебником.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

- От прилагательных и причастий.

1) Упражнение 241

(комментированное письмо, конструирование предложений)

- От каких слов образованы данные наречия?

- Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий.

2) Подобрать к глаголам наречия с буквами о или е на конце после шипящих. Задание выполняется в группах.

I группа. Выступать, говорить;

II группа. Учиться, двигаться, поглядывать;

III группа. Относиться, всматриваться, звучать.

Слова для справок: блестяще, убеждающе, хорошо, любяще, осуждающе, испытующе, торжествующе, неуклюже, горячо.

Запишите эти слова в тетрадь, выделите суффикс и поставьте ударение.

3) Написать мини - сочинение о зиме. В нём следует употребить наречия: ещё, свежо, колюче, хорошо, блестяще волнующе.

Выполнение упражнений








Творческая работа.

5. Подведение итогов занятия

Основные элементы

Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

- Подошёл к концу наш урок. Каждый из вас пусть проанализирует свою работу на уроке: что удалось, что вызвало затруднения.

- Какая гласная недопустима после шипящих в наречиях? (ё)

- Чем обусловлено написание буквы ё в слове ещё?

- Домашнее задание: выполнить упражнение 243.

Оценивание учителем работы учеников на уроке.


© 2010-2022