Конспект по русскому языку на тему Окончание. Однокоренные слова (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».

Тип урока: урок «открытий» новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о корне слова как о морфеме; формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения, актуализация и восстановление ранее изученного о корне слова.

Развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширениекругозора учащихся; развитие внимания, умения делать выбор, работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные: формирование внимательного отношения к окружающим, развитие культуры поведения, речевого этикета.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение корня, понятие «однокоренные слова», уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности

Познавательные: осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения; умение делать выводы в результате совместной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Для начала, ребята, отгадайте загадку.

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)

Слово корень, мы сказали, что это многозначное слово. Какие еще значения вы знаете этого слова.

-Молодцы, ребята. Учёные-фантазёры по-разному представляют себе корень. Одни говорят, что это мама, ведущая за руки детей - приставки и суффиксы.
Другие представляют его себе стволом дерева, на котором растут однокоренные слова.
Третьи - океаном, из которого вытекают разные речушки и ручейки.

Ребята, а есть слова без корня? Нет. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.

Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)


  1. Актуализация и пробное учебное действие

Задание 1. Укажите морфему данных слов. Какое слово лишнее?

Лес, лестница, лесник, лесной.

Как мы называем такие слова? Почему они являются однокоренными? Докажите.

Итак, как называется наша тема? (однокоренные слова)

Цели нашего урока? (узнать, какие слова называются однокоренными; как подобрать к словам однокоренные слова.)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Формулировка проблемных заданий

Определение темы и цели урока:

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Выявление места и причины затруднения.

  2. Усвоение новых знаний.

Задание 2. Подберите к слову солнце однокоренные слова.

Солнце, солнечный, подсолнечник, солнцепека.

Итог. Давайте сделаем вывод: Однокоренные слова должны иметь одинаковое или близкое написание корня.

-И снова «третий лишний».

  • Дом, домик, избушка.

  • Учить, зубрить, изучать.

  • Жалость, сожаление, сочувствие.

Итог. Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные.

Задание 3. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень, объясните его лексическое значение.

В наших лесах растёт диво дивное - берёза. Это удивительное творение природы. Удивительно оно тем, что это единственное в мире дерево с белой корой. Дивится народ и складывает о берёзке песни.

- див - странный, причудливый, необычный.

Итог. Какие же слова называются однокоренными?

-Однокоренные слова имеют что-то общее в лексическом значении.

-Что общего у слов вьюга, метель, пурга? Однокоренные ли они? Как называются такие слова? (синонимами).

Задание 4. Какие пословицы и поговорки со словом "корень" вы знаете?

Смотри в корень. Зри в корень. Каков корень, таков и плод. Корень учения горек, а плод сладок

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Личностные:

Осознают свои

возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

делают выводы, выбирают необходимую информацию

из прослушанного

объяснения и высказывания одноклассников,

систематизируют

собственные знания

Регулятивные:

Планируют совместно

с учителем

и одноклассниками необходимые действия

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические

высказывания

  1. Первичное закрепление материала с комментированием.

-А почему не просто «одинаковое», а «близкое»? Выделите корни в данных словах: жечь, зажигать, обжёг, жгучий, жжение.

-Как называется фонетический процесс, когда буквы и звуки в словах меняются ? (Чередование).
- В корне могут чередоваться как гласные, так и согласные, а иногда звук совсем «выпадает».

Рука - ручка [к] // [ч]
Зорька - зарево [о] // [а]
Лев - львы [э] // [Ø]

-А теперь подберите к словам однокоренные с чередованиями (устно).

Нога - (ножка, г // ж ).
Подруга - (дружок, г // ж).
Тихий - (тишина, х // ш).
Мягок - (мякоть, г // к).
Снега - (снежный, г //ж).

-Какой вывод мы можем сделать?

-Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований.

Задание. Давайте посмотрим на табличку на доске.

Комната - комнатный
Новый - новость
Строим - построим
Сидеть - высидеть

Комната - комнату
Новый - новые
Строим - строят
Сидеть - сидел

-Чем отличаются слова в первой колонке? (Разное смысловое, лексическое значение).
-А во второй? (разная форма: падеж, число, лицо, время).

-Как мы назовём эти колонки? (Первая - однокоренные слова, вторая - формы слова).

Работа в паре. Каждый ученик делает в своей тетради, а потом сверяют написанное. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.






Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Систематизируют

собственные знания

  1. Физкультминутка

Одна девочка попыталась в слове СТРЯПУХА выделить корень - тряп - , как в слове ТРЯПКА .

- На что обратила внимание девочка, а о чем забыла? (Обратила внимание на сходство звуков и букв, а о смысле не подумала).

Другая решила, что в слове ЖИДКОСТЬ, корень , должно быть, -вод -

- В чем ее ошибка?(она искала его по смыслу и совсем забыла о «внешнем виде»: звуках и буквах корня.)

- Что же такое однокоренные слова? (учащиеся формулируют правило)

Проверьте себя по слайду №8)


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

«3 лишний» (слайд №15)

  1. жаркое, жаровня, раскаленный;

  2. ветер, вихрь, безветренный

  3. сосна, дерево, деревянный

  4. мчаться, бегущий, мчащийся

  5. учить, изучать, зубрить

  6. сожаление, сочувствие, жалость.

Задание с вопросом. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Работа в паре (карточка). Задание каждому ряду.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы.

  1. Включение в систему знаний и повторение

«Жил- был корень -уч- , но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства. Его родственниками стали слова… (глядя на слайд образуйте эти слова- ученик, обучение, переучивать и др.) Проверим у кого «хвост» оказался длиннее.

Работают уже самостоятельно без помощи учителя.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Роза - розовый, красивый - красавчик.

1) «Я считаю, что…»;

2) «Потому что…»;

3) «Например…»;

4) «Таким образом,…».

Оценивание.

Делают для себя выводы.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. Домашнее задание

Найти однокоренные слова к слову школа, класс.

Записывают в дневник





© 2010-2022