ЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР

Конспект урока по русскому языкуЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР(9 класс)Задача урока : познакомить школьников с экскурсионной речью как речевым жанром, ее особенностями, подготовить учеников к высказыванию в этом жанре.Этот материал поможет педагогам в разработке уроков развития речи, а также при проведении уроков культуры общения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНРКонспект урока по русскому языку

ЭКСКУРСИОННАЯ РЕЧЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР

(9 класс)

Задача: познакомить школьников с экскурсионной речью как речевым жанром, ее особенностями, подготовить учеников к высказыванию в этом жанре.

Беседа. Актуализация знаний.

- Предположим, к нам в школу приехали гости из другого города - ученики и учителя. И вам предложили показать гостям нашу школу. В какой роли вы выступите и как будет называться ваша речь?

- В каких еще ситуациях вы выступаете в роли экскурсовода?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным речевым жанром. Он называется ... (Экскурсионная речь.)

- Запомнились ли вам удачные экскурсии? В чем их особенности? (Экскурсовод приводил интересные факты; учитывал возраст слушающих, их интересы; его речь была свободной, живой, эмоциональной.)

Риторический анализ.

- Познакомьтесь с двумя примерами речей, произнесенных экскурсоводами. Сделайте вывод о том, каких недостатков и недочетов следует избегать в экскурсионной речи.

Первая речь записана туристом в музее.

Эта картина … которую вы увидите через несколько мгновений, эта картина… к которой мы, дамы и господа, приближаемся, эта выдающаяся картина … и я настаиваю, что вы будете очень долго помнить то, что я вам это показал и что нужно увидеть, по крайней мере, хотя бы один раз в жизни в своей жизни, точно такое, что вы захотите увидеть!

Это портрет … который Леонардо да Винчи создал в то время, когда был еще молод, и который представляет нам одну из его подруг, ту самую, которой он отдавал предпочтение и которая таким образом стала знаменита.

Это портрет, который он сам назвал «Джоконда» или «Мона Лиза». Вот он. Посмотрите на него молча и без шума.

Другая речь - литературного персонажа Карасика взята из книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе». Карасик произносит эту речь во время экскурсии на сказочную одежную фабрику.

- Перед вами, друзья мои, если можно так выразиться, большой текстильный котел инженера Цилиндрика. Внутренность котла заполняется, так сказать сырьем, в качестве которого служат измельченные стебли одуванчиков. Здесь сырье, если можно так выразиться, подвергается действию высокой температуры и вступает в химическую реакцию с различными веществами, благодаря чему получается, извините за выражение, жидкая, студенистая, клееобразная масса, обладающая свойством моментально застывать при соприкосновении с воздухом.

(В первой речи экскурсовод фактически не дает никакой информации для слушателей о картине, о художнике и его модели. Во второй речи много лишних слов, слов-сорняков. Вывод: в экскурсионной речи не должно быть штампов, слов-сорняков, пустословия.)

Беседа. Актуализация знаний.

- Вспомните экскурсии, на которых вам довелось побывать. Из каких частей, по вашему мнению, состоит экскурсионная речь? (Приветствие, представление экскурсовода слушателям; иногда маршрут экскурсии; основная часть - сведения о предмете экскурсии; ответы на вопросы; благодарность за внимание; прощание.)

Обратимся к учебнику, дополним схему.

Структура экскурсионной речи.

Обращение к слушателям, приветствие, представление (знакомство)




- Почему один из прямоугольников больше остальных? Какой части экскурсионной речи он соответствует? (Основной - самой большой части экскурсии.)

Риторическая задача.

- А сейчас - трудное задание. Я покажу вам короткий (на 1-2 минуты) видеофрагмент о нашем городе (селе). Вы увидите несколько старинных домов (или достопримечательности, древний собор, картины или другие экспонаты из музея, городской парк, зоопарк и т.д.). Подготовьте за 3-4 минуты экскурсионную речь с использованием этого видеофрагмента. Уточните адресата: младшие школьники, ваши сверстники или взрослые - гости нашего города.

- Для того, чтобы вам было легче подготовиться к выступлению, я покажу этот видеофрагмент еще раз.

Риторическая игра.

- Проведем риторическую игру и по ее результатам определим лучшего экскурсовода. По вашей команде я включу видео, и вы представите свою экскурсионную речь.

Жюри будет оценивать содержательность, эмоциональность экскурсионной речи, учет адресата, наличие необходимых (возможно, не всех) структурных частей этой речи.

Подведение итогов.

- В чем особенность экскурсионной речи? Можно ли ее полностью отнести к информационной?

- Какова структура экскурсионной речи?

Задание на дом.

- Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе "Лучший гид", которое организует туристическое агентство. У кого есть видеокамеры? Поднимите руки. Вместе с 2-3 своими друзьями - одноклассниками снимите на видео другие достопримечательности нашего города (села), можно снять фрагмент музейной экспозиции или любимые уголки парка, набережную реки и т.д. Этот фрагмент должен быть маленьким - не более 3-х минут. Подготовьте экскурсионную речь, в которую будет включен этот видеофрагмент.

- А для тех, кто не располагает видеокамерой - такое же задание, но с включением фотографий, рисунков или репродукций.

- Назовем нашу работу: "Мы любим наш город (село)". На следующем уроке мы проведем риторическую игру - конкурс "Лучший гид".


© 2010-2022