- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин»
Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мусатова Г.В. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин»
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основные принципы здоровьесбережения состоят в следующем:
-
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
-
Субъект-субъектные взаимоотношения - студент является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
-
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям студентов - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту студентов.
-
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
-
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
-
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:
-
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
-
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности студентов;
-
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого студента и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья студентов и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья студентов.
Технологии развивающего обучения предполагает ориентацию на «зону ближайшего развития» студента при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов определяет потенциальную положительную связь с воздействием на здоровье студентов. У педагога появляется возможность дифферецированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные студенты активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого студента.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Цели урока:
-
Создать условия для формирования у студентов представления о жизни и творчестве поэта, благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии; вызвать интерес к личности поэта и его произведениям, пробуждать и воспитывать «чувства добрые».
-
Способствовать формированию у студентов развития связной монологической речи, внимания, логического мышления, памяти, развитию эстетических и патриотических чувств студентов, навыков выразительного чтения стихотворений.
-
Содействовать формированию самостоятельности, творческой познавательной активности, интереса и уважительного отношения к русской литературе, духовно - нравственного и патриотического воспитания личности через поэтическое творчество А.С.Пушкина.
Оснащение: Выставка « Сегодня на уроке». Портреты А.С.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского, запись романса Ф. Глинка « Я помню чудное мгновенье», вальса Г.Свиридова к фильму «Метель» по повести А.С.Пушкина, мультимедио, презентация по жизни и творчеству А.С.Пушкина.
Подготовительный этап:
Опережающее задание:
-
Сообщения студентов по группам:
«Веселый Пушкин»;
«Пушкин лирик»;
«Поэт - художник»;
«Гражданский поэт»
-
Выучить наизусть стихотворения
Основной этап.
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Ф.И.Тютчев.
Ход урока
I. Организационный этап:
-
Приветствие
-
Проверка присутствующих и готовность студентов к уроку
-
Целеполагание
II. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
-
Мотивация
Звучит вальс Г.Свиридова к фильму «Метель» по повести А.С.Пушкина.
Вступительное слово преподавателя: Вот так, под удивительные звуки вальса Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель» мы начнем наш урок, посвященный великому русскому поэту. «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех»,- сказал А.Твардовский. И сегодня каждый из нас будет говорить о своем Пушкине, о поэте, который « входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца». Да…..его заслуги перед Отечеством огромны: он довёл до изумительного совершенства русский литературный язык, его поэзия высоконравственна, на ней воспитываются поколения людей и по сей день, так как она понятна и близка каждому русскому человеку. И мы все чему-то учимся у Пушкина, берём для себя то, что особенно нужно для нашей души.
Студент читает на фоне музыки стихотворение А.С.Пушкина «Что в имени тебе моем?»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
Преподаватель: Вспомните ваше первое открытие А.С.Пушкина?
Кадры из мультфильмов (студенты называют полное название произведения).
-
Актуализация субъектного опыта студентов
Преподаватель: Давайте поразмышляем: «Что каждому из Вас дорого, и кажется важным в творчестве А.С.Пушкина?» (Размышления студентов с примером строк из стихотворений).
Преподаватель: Для большинства русских Пушкин - это прежде всего воплощение лучших черт русского народа. Меня поразили строки стихотворения о Пушкине, написанные великим татарским поэтом Г.Тукаем. Надеюсь, они затронут и вас:
Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый во вселенной!
Как солнце освещает мир, его моря и сушу,
Так всю до дна своим стихом ты озарил мне душу!
III. Этап применения знаний и способов действий.
Преподаватель: Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, писателя, видит в нём современника, его изучают, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина.
Сегодня на уроке мы представим то, что нам наиболее понятно и близко в лирике А.С.Пушкина, те стороны его таланта, силой которых мы продолжаем восхищаться. И каждый из вас выбрал « своего» Пушкина: « Веселый Пушкин», «Пушкин- лирик», «Поэт - художник», « Гражданский поэт», о котором и продолжим разговор……
( Каждая группа представляет «своего» Пушкина; читает выразительно наизусть стихотворения; затем группы защищают «своего» Пушкина, отвечая на вопросы других команд.)
1 группа - «Веселый Пушкин»
Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»
Студент: Умножайте шум и радость;
Пойте песни в добрый час:
Дружба, Грация и Младость
Именинницы у нас.
(А.С.Пушкин «Именины»)
-
Сообщение студента.
-
Чтение наизусть стихотворения « К Пущину»
-
Вопрос: С чем связана тема дружбы в поэзии А.С.Пушкина?
( « Священное лицейское дружество»)
Продолжим……
2 группа- « Пушкин- лирик»
Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»
Студент: Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
(А.С.Пушкин «Поэт и толпа»)
Звучит романс на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
-
Сообщение студента.
-
Чтение наизусть стихотворения « Храни меня, мой талисман…»,
« Признание »
-
Вопрос: Какие основные черты любовной лирики Пушкина вы можете отметить? ( Благородство, искренность, способность самоотречения во имя возлюбленной. Любовь воспринимается поэтом как свободная стихия).
Как меняется образ любви в стихотворениях разного периода творчества А.С.Пушкина?( От любви - одухотворяющего страдания, пленительной и опасной игры - к любви как источнику вдохновения и преодоления одиночества, к бескорыстному восхищению красотой.)
Продолжаем разговор…….
3 группа - «Гражданский поэт»
Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»
Студент: Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
(А.С. Пушкин « К Н.Я.Плюсковой»)
-
Сообщение студента.
-
Чтение наизусть стихотворения «К Чаадаеву»
-
Вопрос: Против чего выступает поэт? ( Против беззакония, притеснения, общественной несправедливости, духовного рабства. Тема свободы сливается с темой патриотической. )
4 группа - « Поэт- художник»
Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»
Студент: Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
( А.С.Пушкин «19 октября»)
-
Сообщение студента.
-
Чтение наизусть стихотворения «Осень»
-
Вопрос: За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?
Преподаватель: Завершить разговор о лирике А.С. Пушкина хотелось бы словами Н.В. Гоголя: « Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»
Пусть в нас, как в будущем рассказ,
Живёт поэзия повсюду.
И Пушкин - с нами, Пушкин - в нас,
И мы уже причастны к чуду!
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Поэтическая « Минутка».
Преподаватель: Немного отдохнем,….. возьмите перья ( у каждого на столе лежит ручка, стилизованная под « гусиное перо») послушайте отрывки из стихотворений которые, я уверена, вы хорошо знаете и любите, определите названия и тему стихотворений Пушкина ( Студенты письменно отвечают на вопросы)
1. Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом. ( «Анчар»)
2. Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал. тебя, моя Мадонна
Чистейшей прелести чистейший образец. ( «Мадонна»)
3. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнились волею моей
И, обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей. ( « Пророк»)
4. Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское село ( «19 октября»)
5.И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. (« Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).
6. Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. ( « Зимнее утро»)
7.На холмах Грузии лежит ночная мгла
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою, (« На холмах Грузии лежит ночная мгла» )
Взаимопроверка ( эталон ответов и критерии оценки)
Продолжим….
«Продолжите строки»: Преподаватель называет первые строки стихотворения, а студенты продолжают стихотворение и называют название.
-
Буря мглою небо кроет…( « Зимний вечер»)
-
У лукоморья дуб зеленый…( Поэма « Руслан и Людмила»)
-
Сижу за решёткой в темнице …( « Узник»)
-
По дороге зимней, скучной….( « Зимняя дорога»)
-
Природой здесь нам суждено…( Поэма «Медный всадник»)
-
Как ныне сбирается вещий Олег… ( « Песнь о вещем Олеге»)
-
Я вас любил: любовь еще, быть может…( « Я вас любил..»)
-
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
-
Приветствую тебя, пустынный уголок,…..( « Деревня»
-
Духовной жаждою томим,…(« Пророк»).
Творческое задание ( Сочинение - эссе «Мой Пушкин»)
V. Этап подведения итогов занятия.
Преподаватель: Талант Пушкина многогранен, неисчерпаем, разносторонен. Сколько открытий каждый совершил для себя на этом уроке? Скорее всего, много, Но главное, что мы раскрыли, - это нашу любовь к поэту. И.С.Тургенев при открытии памятника А.С.Пушкину в Москве говорил о том, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина, окажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.
Проходят годы, века со дня рождения и смерти Пушкина, но по- прежнему Пушкин учит нас верить в людей, ловить прекрасные мгновения жизни, окончить все споры и видеть в жизни прекрасное, он объединяет нас , людей разных национальностей.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло.
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
А.С.Пушкин.
Пусть это стихотворение будет для всех вас гимном жизнелюбию, пусть вселяет в вас веру во все лучшее.
VI. Этап рефлексии
-
Чем обогащает нас поэзия Пушкина? (Его поэзия помогает воспитывать в себе искренность и глубину чувств, умение видеть прекрасное в жизни, учит быть неравнодушным и к природе, и к людям. Стихи Пушкина заставляют задуматься о времени и о себе, делают нас лучше, нравственно чище, духовно богаче. Поэзия Пушкина учит понимать красоту и доброту, воспитывает глубокую и искреннюю любовь к отчизне, желание посвятить ей «души прекрасные порывы».)
Пусть в нас, как в будущем рассказ,
Живёт поэзия повсюду.
И Пушкин - с нами, Пушкин - в нас,
И мы уже причастны к чуду!