Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин»

Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин»   Содержание методической разработки способствует формированию у студентов представления о жизни и творчестве поэта, благоприятные условия для эстетического          восприятия  поэзии; вызвать интерес к личности поэта и его произведениям, пробуждать и воспитывать «чувства добрые». Приемы и методы используемые на уроке способствуют развитию связной монологической речи, внимания, логического мышления, памяти,   развитию эстетических и патриоти...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока на тему: «Наш Пушкин»


Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Основные принципы здоровьесбережения состоят в следующем:

  • Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  • Субъект-субъектные взаимоотношения - студент является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям студентов - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту студентов.

  • Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

  • Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  • Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности студентов;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого студента и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья студентов и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья студентов.

Технологии развивающего обучения предполагает ориентацию на «зону ближайшего развития» студента при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов определяет потенциальную положительную связь с воздействием на здоровье студентов. У педагога появляется возможность дифферецированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные студенты активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого студента.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Цели урока:

  1. Создать условия для формирования у студентов представления о жизни и творчестве поэта, благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии; вызвать интерес к личности поэта и его произведениям, пробуждать и воспитывать «чувства добрые».

  2. Способствовать формированию у студентов развития связной монологической речи, внимания, логического мышления, памяти, развитию эстетических и патриотических чувств студентов, навыков выразительного чтения стихотворений.

  3. Содействовать формированию самостоятельности, творческой познавательной активности, интереса и уважительного отношения к русской литературе, духовно - нравственного и патриотического воспитания личности через поэтическое творчество А.С.Пушкина.

Оснащение: Выставка « Сегодня на уроке». Портреты А.С.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского, запись романса Ф. Глинка « Я помню чудное мгновенье», вальса Г.Свиридова к фильму «Метель» по повести А.С.Пушкина, мультимедио, презентация по жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Подготовительный этап:

Опережающее задание:

  • Сообщения студентов по группам:

«Веселый Пушкин»;

«Пушкин лирик»;

«Поэт - художник»;

«Гражданский поэт»

  • Выучить наизусть стихотворения

Основной этап.

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф.И.Тютчев.

Ход урока


I. Организационный этап:

  • Приветствие

  • Проверка присутствующих и готовность студентов к уроку

  • Целеполагание

II. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  • Мотивация

Звучит вальс Г.Свиридова к фильму «Метель» по повести А.С.Пушкина.

Вступительное слово преподавателя: Вот так, под удивительные звуки вальса Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель» мы начнем наш урок, посвященный великому русскому поэту. «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех»,- сказал А.Твардовский. И сегодня каждый из нас будет говорить о своем Пушкине, о поэте, который « входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца». Да…..его заслуги перед Отечеством огромны: он довёл до изумительного совершенства русский литературный язык, его поэзия высоконравственна, на ней воспитываются поколения людей и по сей день, так как она понятна и близка каждому русскому человеку. И мы все чему-то учимся у Пушкина, берём для себя то, что особенно нужно для нашей души.

Студент читает на фоне музыки стихотворение А.С.Пушкина «Что в имени тебе моем?»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

Преподаватель: Вспомните ваше первое открытие А.С.Пушкина?

Кадры из мультфильмов (студенты называют полное название произведения).

  • Актуализация субъектного опыта студентов

Преподаватель: Давайте поразмышляем: «Что каждому из Вас дорого, и кажется важным в творчестве А.С.Пушкина?» (Размышления студентов с примером строк из стихотворений).

Преподаватель: Для большинства русских Пушкин - это прежде всего воплощение лучших черт русского народа. Меня поразили строки стихотворения о Пушкине, написанные великим татарским поэтом Г.Тукаем. Надеюсь, они затронут и вас:

Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,

Неподражаемый поэт, единый во вселенной!

Как солнце освещает мир, его моря и сушу,

Так всю до дна своим стихом ты озарил мне душу!

III. Этап применения знаний и способов действий.

Преподаватель: Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, писателя, видит в нём современника, его изучают, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина.

Сегодня на уроке мы представим то, что нам наиболее понятно и близко в лирике А.С.Пушкина, те стороны его таланта, силой которых мы продолжаем восхищаться. И каждый из вас выбрал « своего» Пушкина: « Веселый Пушкин», «Пушкин- лирик», «Поэт - художник», « Гражданский поэт», о котором и продолжим разговор……

( Каждая группа представляет «своего» Пушкина; читает выразительно наизусть стихотворения; затем группы защищают «своего» Пушкина, отвечая на вопросы других команд.)

1 группа - «Веселый Пушкин»

Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»

Студент: Умножайте шум и радость;

Пойте песни в добрый час:

Дружба, Грация и Младость

Именинницы у нас.

(А.С.Пушкин «Именины»)

  • Сообщение студента.

  • Чтение наизусть стихотворения « К Пущину»

  • Вопрос: С чем связана тема дружбы в поэзии А.С.Пушкина?

( « Священное лицейское дружество»)

Продолжим……

2 группа- « Пушкин- лирик»

Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»

Студент: Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

(А.С.Пушкин «Поэт и толпа»)

Звучит романс на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».


  • Сообщение студента.

  • Чтение наизусть стихотворения « Храни меня, мой талисман…»,

« Признание »

  • Вопрос: Какие основные черты любовной лирики Пушкина вы можете отметить? ( Благородство, искренность, способность самоотречения во имя возлюбленной. Любовь воспринимается поэтом как свободная стихия).

Как меняется образ любви в стихотворениях разного периода творчества А.С.Пушкина?( От любви - одухотворяющего страдания, пленительной и опасной игры - к любви как источнику вдохновения и преодоления одиночества, к бескорыстному восхищению красотой.)

Продолжаем разговор…….

3 группа - «Гражданский поэт»

Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»

Студент: Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

(А.С. Пушкин « К Н.Я.Плюсковой»)

  • Сообщение студента.

  • Чтение наизусть стихотворения «К Чаадаеву»

  • Вопрос: Против чего выступает поэт? ( Против беззакония, притеснения, общественной несправедливости, духовного рабства. Тема свободы сливается с темой патриотической. )

4 группа - « Поэт- художник»

Студент: « Пришёл в мой мир поэт…»

Студент: Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

( А.С.Пушкин «19 октября»)

  • Сообщение студента.

  • Чтение наизусть стихотворения «Осень»

  • Вопрос: За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?

Преподаватель: Завершить разговор о лирике А.С. Пушкина хотелось бы словами Н.В. Гоголя: « Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Пусть в нас, как в будущем рассказ,

Живёт поэзия повсюду.

И Пушкин - с нами, Пушкин - в нас,

И мы уже причастны к чуду!

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Поэтическая « Минутка».

Преподаватель: Немного отдохнем,….. возьмите перья ( у каждого на столе лежит ручка, стилизованная под « гусиное перо») послушайте отрывки из стихотворений которые, я уверена, вы хорошо знаете и любите, определите названия и тему стихотворений Пушкина ( Студенты письменно отвечают на вопросы)

1. Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом. ( «Анчар»)

2. Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал. тебя, моя Мадонна

Чистейшей прелести чистейший образец. ( «Мадонна»)

3. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнились волею моей

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей. ( « Пророк»)

4. Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина

Отечество нам Царское село ( «19 октября»)

5.И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал. (« Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

6. Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ( « Зимнее утро»)

7.На холмах Грузии лежит ночная мгла

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою, (« На холмах Грузии лежит ночная мгла» )

Взаимопроверка ( эталон ответов и критерии оценки)

Продолжим….

«Продолжите строки»: Преподаватель называет первые строки стихотворения, а студенты продолжают стихотворение и называют название.

  1. Буря мглою небо кроет…( « Зимний вечер»)

  2. У лукоморья дуб зеленый…( Поэма « Руслан и Людмила»)

  3. Сижу за решёткой в темнице …( « Узник»)

  4. По дороге зимней, скучной….( « Зимняя дорога»)

  5. Природой здесь нам суждено…( Поэма «Медный всадник»)

  6. Как ныне сбирается вещий Олег… ( « Песнь о вещем Олеге»)

  7. Я вас любил: любовь еще, быть может…( « Я вас любил..»)

  8. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

  9. Приветствую тебя, пустынный уголок,…..( « Деревня»

  10. Духовной жаждою томим,…(« Пророк»).

Творческое задание ( Сочинение - эссе «Мой Пушкин»)

V. Этап подведения итогов занятия.

Преподаватель: Талант Пушкина многогранен, неисчерпаем, разносторонен. Сколько открытий каждый совершил для себя на этом уроке? Скорее всего, много, Но главное, что мы раскрыли, - это нашу любовь к поэту. И.С.Тургенев при открытии памятника А.С.Пушкину в Москве говорил о том, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина, окажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.

Проходят годы, века со дня рождения и смерти Пушкина, но по- прежнему Пушкин учит нас верить в людей, ловить прекрасные мгновения жизни, окончить все споры и видеть в жизни прекрасное, он объединяет нас , людей разных национальностей.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло.

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

А.С.Пушкин.

Пусть это стихотворение будет для всех вас гимном жизнелюбию, пусть вселяет в вас веру во все лучшее.

VI. Этап рефлексии

  • Чем обогащает нас поэзия Пушкина? (Его поэзия помогает воспитывать в себе искренность и глубину чувств, умение видеть прекрасное в жизни, учит быть неравнодушным и к природе, и к людям. Стихи Пушкина заставляют задуматься о времени и о себе, делают нас лучше, нравственно чище, духовно богаче. Поэзия Пушкина учит понимать красоту и доброту, воспитывает глубокую и искреннюю любовь к отчизне, желание посвятить ей «души прекрасные порывы».)

Пусть в нас, как в будущем рассказ,

Живёт поэзия повсюду.

И Пушкин - с нами, Пушкин - в нас,

И мы уже причастны к чуду!


© 2010-2022