Конспект урока по русскому языку на тему Описание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Типы речи. Описание

Цели урока:

  • расширить и углубить представление о разновидностях описания;

  • дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов;

  • учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания;

  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся.

1. Определение темы урока

Кроссворд

Для определения темы урока и последующей работы на уроке я вам предлагаю отгадать кроссворд, помощью вам также послужит и эпиграф к нашему уроку.





Вопросы:

  1. Какой раздел лингвистики изучает буквы и звуки?

  2. Тип речи, в котором происходят события, действия.

  3. Раздел лингвистики, который изучает словосочетания и предложения.

  4. Самая маленькая единица синтаксиса.

  5. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Кто? Что?

  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

  7. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Чей?

  8. Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Что делать? Что сделать?

  9. Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: Кто? Что?

  10. Приставка, обозначающая близость к чему-либо, приближение, присоединение, доведение действия до конца, неполноту действия.

  11. Приставка, обозначающая высшую степень действия, качества, направленность действия через что-то.

  12. Морфема, соединяющая два корня в составе сложных слов.

  13. Изменяемая часть слова (морфема).

  14. Самостоятельная…, служебная…

  15. Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: Какой? Каков? Чей?

  16. ФОНЕТИКА

  17. ПОВЕСТВОВАНИЕ

  18. СИНТАКСИС

  19. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

  20. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

  21. ДОПОЛНЕНИЕ

  22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  23. СКАЗУЕМОЕ

  24. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  25. ПРИ-

  26. ПРЕ-

  27. ИНТЕРФИКС

  28. ОКОНЧАНИЕ

  29. ЧАСТЬ РЕЧИ

  30. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Что же получилось в выделенном столбце кроссворда?

(Описание - тип речи)

2. Беседа

- Как отличить описание от других типов речи?

(Текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении: в нём указываются те признаки одного или нескольких предметов (явлений), которые автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом (описать внешние признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно в таком тексте сначала передаётся общее впечатление о предмете (явлении), а затем раскрываются его признаки, даётся его детальное описание).

- Слова каких частей речи чаще всего используются при описании?

(Используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика).

- Какой вопрос мы можем поставить к тексту-описанию?

( Какой?)

- какие виды описания вы знаете?

- о чем говорится в "описании предмета"?

- о чем говорится в "описании места"? Как вы понимаете слова "интерьер", "пейзаж"?

- какие слова чаще всего употребляются в описании?

3. Анализ текстов и заполнение таблицы

Вид описания

Характеристика

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА

ОПИСАНИЕ МЕСТА

ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Предмет описания

Предмет

Место

Состояние

Строение описания

Данное-предмет

Новое- признаки

Данное- место

Новое- предметы

Данное- нет или объекты природы,

Новое - признаки, выражающие состояние в данный момент

Особенности языка

Использование прилагательных

( эпитетов)

Употребление слов, указывающих на местоположение : около, рядом, вблизи, справа, где-то и т. Д.

Слова со значением состояния

(личные и безличные глаголы, наречия на -о, -е, сущ.)

1. Описание предмета, человека

Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку… (И.С.Тургенев "Бежин луг").

2. Описание места

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. (И.С.Тургенев "Муму")

3. Описание природы

Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой… (И.С.Тургенев "Бежин луг").

4. Самостоятельный анализ текстов

  1. Володя уже не раз бывал на морских судах, но никогда еще не попадал на такой большой корабль. Он с интересом разглядывал красивую каюту, где все сверкало, все казалось гладким, чистым, носившим отпечаток того особого скромного, расчетливого уюта, который свойствен всем помещениям на большом современном корабле. Койка была просторная, у изголовья ее ограждал деревянный бортик. На стене каюты была укреплена полочка. Там в особом гнезде, как клушка, сидел толстобокий графин; из соседнего маленького гнезда высовывался стакан. Тяжелая медная пепельница стояла на столе против стопки книг. Книги тоже были толстые в крепких переплетах. Кресло перед столом выглядело тяжелым и очень прочным. Все было надежным, готовым служить моряку на совесть

  2. Моего котика зовут Барсик. У него длинная желтая шерсть с едва заметными полосками. Ему уже четыре года, по по своим повадкам он очень похож на маленького котеночка. У Барсика толстенькие лапки с длинными когтями и розовыми подушечками. Хвост у него пушистый и красивый, как у лисицы.

Мордочка имеет какое-то привлекательное выражение. Глаза у Барсика днем бывают желтые с тонкими черными полосками зрачков, вечером они становятся зелеными, а ночью, в темноте, светятся красновато-желтым светом. Носик, как маленькая пуговка, яркого розового цвета.

  1. Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

5. Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

- Можно ли сказать, что это текст-описание? (Нет.).

- Почему? (Отсутствуют прилагательные.)

- Ваша задача - преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов.

А теперь обратите внимание на авторский вариант (Слайд 6):

В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы (…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них светлыми и холодными, огромными, округлыми, упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.

(В.Солоухин.)

- Теперь можно сказать, что это текст-описание? (Да)

- Какова его основная тема? (Описание раннего летнего утра.)

- Какова его основная мысль? (Красота, необыкновенность этого утра.)

- Как автор подчеркивает эту красоту? (При помощи эпитетов.)

- Каким стилем написан этот текст? (Художественным.)

6. Синтаксический разбор предложения (Индивидуально на доске и в тетрадях.) (Слайд 7)

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев.)

7. Итог урока

- Какой из видов описания вызвал у вас больший интерес?

- Какой вид показался наиболее трудным?

- Попробуйте сочинить четверостишье-описание (человека, животного, места, природы и т.д.)

-Что я нового узнал на уроке?

-Чему научился?

-Где я применю полученные знания?

8. Домашнее задание

упр. 273





1. Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку… (И.С.Тургенев "Бежин луг").

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. (И.С.Тургенев "Муму")

Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой… (И.С.Тургенев "Бежин луг").

1. Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку… (И.С.Тургенев "Бежин луг").

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. (И.С.Тургенев "Муму")

Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой… (И.С.Тургенев "Бежин луг").





2. 1) Володя уже не раз бывал на морских судах, но никогда еще не попадал на такой большой корабль. Он с интересом разглядывал красивую каюту, где все сверкало, все казалось гладким, чистым, носившим отпечаток того особого скромного, расчетливого уюта, который свойствен всем помещениям на большом современном корабле. Койка была просторная, у изголовья ее ограждал деревянный бортик. На стене каюты была укреплена полочка. Там в особом гнезде, как клушка, сидел толстобокий графин; из соседнего маленького гнезда высовывался стакан. Тяжелая медная пепельница стояла на столе против стопки книг. Книги тоже были толстые в крепких переплетах. Кресло перед столом выглядело тяжелым и очень прочным. Все было надежным, готовым служить моряку на совесть

2) Моего котика зовут Барсик. У него длинная желтая шерсть с едва заметными полосками. Ему уже четыре года, по по своим повадкам он очень похож на маленького котеночка. У Барсика толстенькие лапки с длинными когтями и розовыми подушечками. Хвост у него пушистый и красивый, как у лисицы. Мордочка имеет какое-то привлекательное выражение. Глаза у Барсика днем бывают желтые с тонкими черными полосками зрачков, вечером они становятся зелеными, а ночью, в темноте, светятся красновато-желтым светом. Носик, как маленькая пуговка, яркого розового цвета.

3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

2. 1) Володя уже не раз бывал на морских судах, но никогда еще не попадал на такой большой корабль. Он с интересом разглядывал красивую каюту, где все сверкало, все казалось гладким, чистым, носившим отпечаток того особого скромного, расчетливого уюта, который свойствен всем помещениям на большом современном корабле. Койка была просторная, у изголовья ее ограждал деревянный бортик. На стене каюты была укреплена полочка. Там в особом гнезде, как клушка, сидел толстобокий графин; из соседнего маленького гнезда высовывался стакан. Тяжелая медная пепельница стояла на столе против стопки книг. Книги тоже были толстые в крепких переплетах. Кресло перед столом выглядело тяжелым и очень прочным. Все было надежным, готовым служить моряку на совесть

2) Моего котика зовут Барсик. У него длинная желтая шерсть с едва заметными полосками. Ему уже четыре года, по по своим повадкам он очень похож на маленького котеночка. У Барсика толстенькие лапки с длинными когтями и розовыми подушечками. Хвост у него пушистый и красивый, как у лисицы. Мордочка имеет какое-то привлекательное выражение. Глаза у Барсика днем бывают желтые с тонкими черными полосками зрачков, вечером они становятся зелеными, а ночью, в темноте, светятся красновато-желтым светом. Носик, как маленькая пуговка, яркого розового цвета.

3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.


Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.


Работа с текстом

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.


© 2010-2022