Конспект урока по русскому языку Словарь - всем книгам книга

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №5

Устюгова Надежда Яковлевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 а классе

Тема «Словарь - всем книгам книга»

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Урок-практикум имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Алгоритм урока:

- актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;

- обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

- контроль, самоконтроль знаний, умений и навыков

Цель урока:

расширить знания учащихся о типах словарей

Задачи:

Образовательная - закрепить навыки пользования различными словарями и словарными статьями;

изучить значимость основного труда жизни Ожегова - «Словаря русского языка»

Развивающая - развивать внимание, активность, умение анализировать;

Воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, к книге.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентаций, различные виды словарей.

Урок сопровождается презентацией, которая наглядно демонстрирует особенности словарных статей различных словарей

Работа в группах

Ход урока

1. Организационная часть урока.

На столах у учащихся - словари ( энциклопедические и языковые)

Учитель: Имена их вошли в сокровищницу русской и советской культуры в области лексикографии. Одного из них в нашей стране и в других странах называют «человек - словарь». Лингвист от Бога, ученый, специалист по языковедению, языкознанию. О ком может идти речь на уроке?

Учащиеся называют знакомые имена составителей словарей ( Ушаков, Даль, Ожегов…)

- Почему этих людей можно так называть?

- Основная их заслуга ( составляли , редактировали)

- ДЛЯ ЧЕГО? ( писать и говорить грамотно, понимать значение слов)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ учащимися ТЕМЫ УРОКА (Словари - наши помощники…)

Какую цель поставим на уроке? (расширить знания о словарях;

научиться пользоваться словарями)

Учитель: Поскольку мы готовимся к сдаче экзамена, то должны еще определить роль словарей для того, чтобы написать сочинение - рассуждение

2. Основная часть

Записываем число и тему урока.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять слова А. Франса "Словарь - это вселенная в алфавитном порядке" (записать)

СЛАЙД

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

СЛАЙД

Задания по группам:

1группа находит толкование слова « СЛОВАРЬ» в «Толковом словаре русского языка» Ожегова

2 группа в «Словаре синонимов русского языка» находит синонимы к слову «словарь»

3 группа в «Словаре иностранных слов» находит слово «вокабулярий»

Учащиеся записывают значение слова СЛОВАРЬ

СЛАЙД

СЛОВА́РЬ


  1. Сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

"Чешско-русский с."


  1. Совокупность всех слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении или в произведениях какого-н. писателя.

"Богатство русского словаря"

Учащиеся записывают синонимы к слову «словарь»

- словник, речник, словотолковник, лексикон, вокабулярий

З группа разъясняет слово ВОКАБУЛЯРИЙ

ВОКАБУЛЯРИЙ - краткий словарь к хрестоматии или к отдельным частям учебника (записать в тетрадь)

УЧИТЕЛЬ: Все словари подразделяются на два типа:

Языковые и энциклопедические

СЛАЙД

Учащиеся рассказывают о типах словарей

Языковые ( филологические или лингвистические) содержат информацию о словах.

Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах, городах, о выдающихся событиях.

Учитель: Чтобы приступить к выполнению практического задания, обратим внимание на правила пользования словарями.

СЛАЙД

1.Прежде чем обращаться к словарю, сформулируй свой запрос

  1. Обязательно ознакомьтесь с предисловием к словарю

  1. Не поленитесь ознакомиться с условными обозначениями и сокращениями

  2. Для экономии времени используйте оглавление и указатели

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

СЛАЙД

1 группа: выписывают по 1 слову из « Толкового словаря русского языка» Ожегова

Объясняют значение выписанного слова.

Рассказывают об Ожегове (115 лет со дня рождения)

Приводят биографические сведения о С.И. Ожегове.

Ожеговы - фамилия уральская. Она происходит от слова "ожег" (с ударением на О) - так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности к разливке.

Сергей Иванович говорил своим детям, что они все происходят от одного из демидовских крепостных. Достоверно известно, что дед Сергея Ивановича более полувека работал на Екатеринбургском заводе, имел четырнадцать сыновей и дочерей, и все они получили высшее образование. Выходит, тяга к знанию, к науке у Ожеговых - фамильная черта. В настоящее время словарь Ожегова - это единственный однотомный словарь, охватывающий современную лексику русского языка. Последнее издание значительно дополнено: словарь включает 80 тысяч словарных единиц, снабжен подробными сведениями о правилах русского словоизменения и соответствующими таблицами.

2 группа выписывает по 1 слову из словаря православной лексики и зачитывают значение

3группа выписывает фразеологизмы, зачитывают , объясняя их значение.

РАБОТА С ФРАЗЕОЛГОГИЗМАМИ ( по карточкам)

1группа получает карточки с фразеологизмами и подбирает к ним фразеологизмы - антонимы;

2группа из отдельных слов собирает фразеологизмы (объясняет значение);

3 группа складывает начало и конец фразеологизма, объясняя значение.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На доске написаны предложения, учащиеся поочередно выполняют у доски задания

Анатоль Франс писал: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг.

Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё"

Задания:

- расставить знаки препинания;

- выписать словосочетание;

- определить тип и вид выписанного словосочетания;

- выполнить синтаксический разбор 2-го предложения.

РЕФЛЕКСИЯ: Сегодняшний урок был посвящен…

Мне было интересно то…

Наш урок я бы назвал…

На уроке я понял…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА и награждение медалями активных, внимательных, старательных.

УЧИТЕЛЬ: Пожалуй, нет ни одного школьника, который бы не обращался за помощью к словарям. Поэтому слова К.И. Чуковского о том, что словари сослужат чудесную службу многим поколениям, являются актуальными.

Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

В каких случаях следует обращаться к словарям?

Если бы мы сочиняли гимн «СЛОВАРЮ», то какие слова использовали?

Какую роль играют словари в нашей жизни, для чего нужны?

Возможные ответы учащихся:

- словари нужны, чтобы выполнить задания к различным урокам; уточнять информацию;

- словари нужны, чтобы понять значения слов, узнать их происхождение, уточнить их написание,

произношение;

-словари нужны при чтении, при подготовке творческих заданий;

- словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а словарный запас богаче,

чтобы не уподобиться персонажу И.Ильфа и Е.Петрова Эллочке Щукиной из "Двенадцати стульев": "Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью" [4, c.216] .

СЛАЙД

Оценить работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение « Для чего нужны словари?»

Конспект урока по русскому языку Словарь - всем книгам книга

Список использованной литературы.

1. Василенко В. Рыцарь и хранитель родной речи [Электронный ресурс].- Режим доступа: speakrus.ru/articles/ojegov.htm..

3. Знаменитости: Сергей Иванович Ожегов (22.09.1900-15.12.1964). Биография [Электронный ресурс].- Режим доступа: today.shadrinsk.info/star-birthday/229/.

4. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2003.

5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе.- М.: Просвещение, 2010.

6. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М.: Просвещение, 1984.

7. Федосеенко Н.В. Призвание: к 100-летию С.И. Ожегова//Читаем, учимся, играем.- 2000. - Вып. 4. - С.74-78.





© 2010-2022