- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Словарь - всем книгам книга
Конспект урока по русскому языку Словарь - всем книгам книга
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устюгова Н.Я. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №5
Устюгова Надежда Яковлевна
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 а классе
Тема «Словарь - всем книгам книга»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Урок-практикум имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Алгоритм урока:
- актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;
- обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
- контроль, самоконтроль знаний, умений и навыков
Цель урока:
расширить знания учащихся о типах словарей
Задачи:
Образовательная - закрепить навыки пользования различными словарями и словарными статьями;
изучить значимость основного труда жизни Ожегова - «Словаря русского языка»
Развивающая - развивать внимание, активность, умение анализировать;
Воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, к книге.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентаций, различные виды словарей.
Урок сопровождается презентацией, которая наглядно демонстрирует особенности словарных статей различных словарей
Работа в группах
Ход урока
1. Организационная часть урока.
На столах у учащихся - словари ( энциклопедические и языковые)
Учитель: Имена их вошли в сокровищницу русской и советской культуры в области лексикографии. Одного из них в нашей стране и в других странах называют «человек - словарь». Лингвист от Бога, ученый, специалист по языковедению, языкознанию. О ком может идти речь на уроке?
Учащиеся называют знакомые имена составителей словарей ( Ушаков, Даль, Ожегов…)
- Почему этих людей можно так называть?
- Основная их заслуга ( составляли , редактировали)
- ДЛЯ ЧЕГО? ( писать и говорить грамотно, понимать значение слов)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ учащимися ТЕМЫ УРОКА (Словари - наши помощники…)
Какую цель поставим на уроке? (расширить знания о словарях;
научиться пользоваться словарями)
Учитель: Поскольку мы готовимся к сдаче экзамена, то должны еще определить роль словарей для того, чтобы написать сочинение - рассуждение
2. Основная часть
Записываем число и тему урока.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять слова А. Франса "Словарь - это вселенная в алфавитном порядке" (записать)
СЛАЙД
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
СЛАЙД
Задания по группам:
1группа находит толкование слова « СЛОВАРЬ» в «Толковом словаре русского языка» Ожегова
2 группа в «Словаре синонимов русского языка» находит синонимы к слову «словарь»
3 группа в «Словаре иностранных слов» находит слово «вокабулярий»
Учащиеся записывают значение слова СЛОВАРЬ
СЛАЙД
СЛОВА́РЬ
-
Сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
"Чешско-русский с."
-
Совокупность всех слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении или в произведениях какого-н. писателя.
"Богатство русского словаря"
Учащиеся записывают синонимы к слову «словарь»
- словник, речник, словотолковник, лексикон, вокабулярий
З группа разъясняет слово ВОКАБУЛЯРИЙ
ВОКАБУЛЯРИЙ - краткий словарь к хрестоматии или к отдельным частям учебника (записать в тетрадь)
УЧИТЕЛЬ: Все словари подразделяются на два типа:
Языковые и энциклопедические
СЛАЙД
Учащиеся рассказывают о типах словарей
Языковые ( филологические или лингвистические) содержат информацию о словах.
Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах, городах, о выдающихся событиях.
Учитель: Чтобы приступить к выполнению практического задания, обратим внимание на правила пользования словарями.
СЛАЙД
1.Прежде чем обращаться к словарю, сформулируй свой запрос
-
Обязательно ознакомьтесь с предисловием к словарю
-
Не поленитесь ознакомиться с условными обозначениями и сокращениями
-
Для экономии времени используйте оглавление и указатели
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ
СЛАЙД
1 группа: выписывают по 1 слову из « Толкового словаря русского языка» Ожегова
Объясняют значение выписанного слова.
Рассказывают об Ожегове (115 лет со дня рождения)
Приводят биографические сведения о С.И. Ожегове.
Ожеговы - фамилия уральская. Она происходит от слова "ожег" (с ударением на О) - так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности к разливке.
Сергей Иванович говорил своим детям, что они все происходят от одного из демидовских крепостных. Достоверно известно, что дед Сергея Ивановича более полувека работал на Екатеринбургском заводе, имел четырнадцать сыновей и дочерей, и все они получили высшее образование. Выходит, тяга к знанию, к науке у Ожеговых - фамильная черта. В настоящее время словарь Ожегова - это единственный однотомный словарь, охватывающий современную лексику русского языка. Последнее издание значительно дополнено: словарь включает 80 тысяч словарных единиц, снабжен подробными сведениями о правилах русского словоизменения и соответствующими таблицами.
2 группа выписывает по 1 слову из словаря православной лексики и зачитывают значение
3группа выписывает фразеологизмы, зачитывают , объясняя их значение.
РАБОТА С ФРАЗЕОЛГОГИЗМАМИ ( по карточкам)
1группа получает карточки с фразеологизмами и подбирает к ним фразеологизмы - антонимы;
2группа из отдельных слов собирает фразеологизмы (объясняет значение);
3 группа складывает начало и конец фразеологизма, объясняя значение.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На доске написаны предложения, учащиеся поочередно выполняют у доски задания
Анатоль Франс писал: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг.
Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё"
Задания:
- расставить знаки препинания;
- выписать словосочетание;
- определить тип и вид выписанного словосочетания;
- выполнить синтаксический разбор 2-го предложения.
РЕФЛЕКСИЯ: Сегодняшний урок был посвящен…
Мне было интересно то…
Наш урок я бы назвал…
На уроке я понял…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА и награждение медалями активных, внимательных, старательных.
УЧИТЕЛЬ: Пожалуй, нет ни одного школьника, который бы не обращался за помощью к словарям. Поэтому слова К.И. Чуковского о том, что словари сослужат чудесную службу многим поколениям, являются актуальными.
Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
В каких случаях следует обращаться к словарям?
Если бы мы сочиняли гимн «СЛОВАРЮ», то какие слова использовали?
Какую роль играют словари в нашей жизни, для чего нужны?
Возможные ответы учащихся:
- словари нужны, чтобы выполнить задания к различным урокам; уточнять информацию;
- словари нужны, чтобы понять значения слов, узнать их происхождение, уточнить их написание,
произношение;
-словари нужны при чтении, при подготовке творческих заданий;
- словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а словарный запас богаче,
чтобы не уподобиться персонажу И.Ильфа и Е.Петрова Эллочке Щукиной из "Двенадцати стульев": "Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью" [4, c.216] .
СЛАЙД
Оценить работу учащихся на уроке.
Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение « Для чего нужны словари?»
Список использованной литературы.
1. Василенко В. Рыцарь и хранитель родной речи [Электронный ресурс].- Режим доступа: speakrus.ru/articles/ojegov.htm..
3. Знаменитости: Сергей Иванович Ожегов (22.09.1900-15.12.1964). Биография [Электронный ресурс].- Режим доступа: today.shadrinsk.info/star-birthday/229/.
4. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2003.
5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе.- М.: Просвещение, 2010.
6. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М.: Просвещение, 1984.
7. Федосеенко Н.В. Призвание: к 100-летию С.И. Ожегова//Читаем, учимся, играем.- 2000. - Вып. 4. - С.74-78.