Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15. 2, 15. 3

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания ОГЭ (русский язык)

Задание 2. Смысловой анализ текста

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

  2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.

  3. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.

Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Тропы

Пример

Особые приметы

ЭпИтет - художественное

определение.

Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.

Вся комната янтарным блеском // Озарена

Как правило, выражен именем прилагательным в переносном значении.

СравнЕние - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Глаза, как небо, голубые.

Я жил, как деды, по старинке.

Посмотрит - рублем одарит.

Чаще всего оформляется в виде сравнительных оборотов, с использованием союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

ОлицетворЕние - неживым предметам присываются действия живых

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул…

Осторожно ветер // Из калитки вышел


ГипЕрбола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.

В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках…


МетАфора-перенесение значения по сходству.

Горит восток зарёю новой (словно пожар)

И воск слезами с ночника

На платье капал.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, активно используется в поэзии.

Фразеологизмы

Кривить душой - лицемерить;

на скорую руку - быстро.

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.



Задание 4. Правописание приставок

1. Приставки, которые всегда пишутся одинаково (традиционные)

Гласные и согласные в приставках ЗА-, С-, О-, ОТ-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, ПОД-, НА-, НАД-, ПРЕД-, В-, СО-и др. не изменяются, их надо запомнить: загремел, отзву­чал, подсмотрел, написал, надбровный, сбегать, отгово­рила, прогулка.

ПРА-: прабабушка, прадедушка.

ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С (сделал, сбежал), не приставки З.

2. Приставки, которые зависят от глухости//звонкости последующего согласного (на 3 и С)

Перед гласными и звонкими согласными

р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

Перед глухими согласными

х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, ЧРЕЗ-, НИЗ-, ВЗ-:

разбег, избежал, вздумал

РАС-, ИС-, ВОС-, БЕС-, ЧРЕС-, НИС-, ВС-: рассказ, исследование, бессмертный

Запомните! РАС- (РАЗ-), но РОС- (РОЗ-) (под ударением!!): рассказ, по россказни, разлив, розлив.

В словах здесь, здоровье, здравствуйте, здание нет приставок.

В иноязычных приставках ДЕЗ-(ДЕС-), ДИЗ-(ДИС-), ЭКЗ-(ЭКС-) буква З пишется только перед гласными: дезорганизация, дисгармония, экскурс.

4. Смысловые приставки (ПРЕ- ПРИ-)

ПРИ

ПРЕ

1. Приближение (приехать)

2. Присоединение (прибить)

3.Неполнота действия (прикрыть)

4.Близость к чему-либо (прибрежный)

5.Результат действия (придумать)

6. действие в чью-нибудь пользу (прикарманить)

1. = ПЕРЕ-

2. = ОЧЕНЬ (высокая степень качества)

преграда {перегородить),

премудрый, прелестный

Привередливый, прилежный, приличный, присутствовать, притязания, привилегия, примитивный, приоритет, приятель

Пренебрежение, прельстить, знаки препинания, преследование, препятствие, камень преткновения, превратность, претендент, президиум (лат.) президент (лат.) премьера (фр.)

Прибывать (приезжать)

Придавать (добавлять)

Приемник (пункт приема)

Приступить (начать)

Притворить (призакрыть)

Притвориться (обмануть)

Притерпеться (привыкнуть)

Приходящий (тот, кто приходит)

Придел (боковой алтарь)

Привратник (швейцар)

Призирать (заботиться)

!!! Негде голову приклонить

Пребывать (быть, находиться)

Предавать (изменять)

Преемник (наследник, ученик)

Преступить (нарушить)

Претворить (осуществить)

Претерпеть (перетерпеть)

Преходящий (временный)

Предел (граница)

Превратный (обманчивый)

Презирать (не уважать)

!!! Преклонить колени

3. Гласные И, Ы после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы, кроме слов:

- с приставками МЕЖ-, СВЕРХ-: межинститутский, сверхизысканный;

- с иноязычными приставками: контригра;

- первая часть которых сокращена: пединститут.

Исключение: взимать.

После приставок СВЕРХ-, МЕЖ-, иностр. приставок (супер-, дез- и др.) пишется И: сверхинтересный, дезинформация, межинститутский.

!!!! Не путайте со сложными словами: пединститут, спортинвентарь и др.

Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи.

Н пишется

НН пишется

Отыменные прилагательные (от сущ.)

ИН-: тополиный, комариный гостиный

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

В суффиксах - ОНН-, -ЕНН-: пунктуационная, невежественный, искусственный, авиационный. клюквенный, соломенный, тыквенный, огненный.

В суффиксах - АН-, -ЯН-.

Употребляются в прилагательных со значением "из чего сделано" или "для чего сделано".

Кожаный - из кожи, дровяной - из дров, серебряный - из серебра.

Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н:

карман - карманный

сон - сонный.

В кратком прилагательном, если в полном одна буква Н: искусный - искусна.

В кратком прилагательном, если в полном две буквы Н: ценная вещь - вещь ценна.

Запомните написание слов: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной, багряный, рьяный, пьяный, румяный, юный, синий.

В отглагольных (от глаг.) прилагательных пишется:

Н НН

Если прилагательное образовано от глагола несов. вида:

штопать (несов. в.) - штопаный чулок

не писать (несов. в.) - неписаный закон

Если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами - ОВАНН-, -ЕВАНН-:

мариновать - маринованный

лакировать - лакированный

Исключение: жеваный,

кованый

ЗАПОМНИТЕ! Смышленый, раненый (Израненный, раненный в руку)

ЗАПОМНИТЕ!

Нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нечитанный, желанный медленный, деланный, священный.

НТеория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3азваный брат

Посаженый отец

Приданое невесты

Названный по имени

Посаженный лук

Приданное значение

В причастиях пишется:

Н НН

В кратких причастиях:

книга прочитана

работа не проверена

  1. в суффиксах полных прилагательных и причастий, образованных от глаголов сов. вида:

бросить (сов. в.) - брошенный

заштопать (сов. в.) - заштопанный

  1. причастие имеет зависимые слова:

писаННая (чем?) маслом картина, много раз штопаННая (сколько раз?) куртка.

В наречиях столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы.

Медленный - медленно, интересный - интересно

ЗАПОМНИТЕ! написание существительных: труженик, масленица, гостиница, пудреница, приданое, НО ставлеННик.

Отличайте!!!!

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3



Правописание окончаний глагола, суффиксов причастий

Безударные окончания глаголов

  1. Поставьте глагол в неопределенную форму (что (с)делать?).

  2. Смотрите на суффикс перед окончанием (перед ТЬ):

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3




ЗАПОМНИТЕ:

- глагол брезжить имеет окончания II спряжения, кроме 3-го лица единственного числа - брезжут (дейс­твительное причастие настоящего времени - брезжущий);

- если к глаголу присоединяется приставка или пост­фикс -СЯ, спряжение глагола остается тем же; если есть приставка ВЫ- - надо ее убрать (ВЫспишься - спишь)

4 глагола в русском языке являются разноспрягаемы­ми:

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3


Правописание суффиксов причастий

Действительные причастия наст. Вр.

Страдательные причастия наст. вр.

-УЩ- (-ЮЩ-) - от глаголов I спряжения

(бороться - борющийся);

-АЩ- (-ЯЩ-) - от глаголов II спряжения

(дышать - дышащий).

-ОМ- (-ЕМ-) от 1 спр.

Вести - ведомый

-ИМ- - от 2 спр.

Любить - любимый

Действительные причастия прош. вр.

Страдательные причастия прош. вр.

Перед суффиксами -ВШ-, -Ш- пишется та же гласная,

что и перед -ТЬ в неопределенной форме:

видЕТЬ -- видЕВШий

строИТЬ - строИВШий

ОТеория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3т глаг. на Ать АН(НН)

Ять ЯН(НН)

РасстрелЯть - растрелЯННый

ОТеория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3т глал. на Еть Ен(НН)

Ить Ен (НН)

ПодстрелИть - подстрелЕННый

ЗАПОМНИТЕ:

причастия, образованные от глаголов:

- зиждиться - зиждущийся, - брезжить - брезжущий

Задание 6. Лексика и фразеология

  1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

  2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

  3. Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3





Синтаксическая замена

  1. Согласование на управление (золотое кольцо - кольцо из золота, рыжеволосый человек - человек с рыжими волосами)

  2. Управление на согласование (дом в два этажа - двухэтажный дом, стул - из дерева - деревянный стул)

  3. Управление на примыкание (жил с радостью - жил радостно, работал с усердием - усердно работал)

  4. Примыкание на управление (вздохнул огорченно - вздохнул с огорчением, увеличили вдвое - увеличили в два раза)

Задание 8. Способы выражения главных членов предложения

Способы выражения

Примеры

ПОДЛЕЖАЩЕЕ (кто? Что?)

Имя существительное в И. п.

Солнце сияло на небе.

Москва - столица России (тире)

Имя прилагательное в И. п.

Взрослые громко разговаривали

Местоимение в И. п.

Мы сидели у костра

Имя числительное

Десять делиться на два

Пятью пять - двадцать пять (тире)

Глагол в н. ф.

Курить - здоровью вредить. (тире)

Наречие

Завтра не будет похоже на сегодня.

Причастие

Читающие не обращали внимание на нас.

Междометие

Далече грянуло Ура

Неделимое словосочетание

Мы с другом пошли в кино.

Несколько солдат стояли у ворот.

Отец с сыном стояли у ворот.

Любой из нас мог решить эту задачу.

У костра сидели три мальчика.

СКАЗУЕМОЕ (Что делать? Что сделать? Каков предмет?)

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

Глагол в одном из наклонений (изъявит., повелит.. услов.)

Глагол в будущем времени

Мы сидели у костра. Напишите сочинение. Сказал бы правду.

Мы будем вечером сидеть у костра.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

Вспомогательное слово

Фазовые

Начать, продолжать, продолжить, закончить.

Модальные

Мочь, хотеть, желать, любить,

Рад, готов, должен, обязан, намерен

Неопределенная форма глагола

(СМЫСЛ)

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3


Он хотел поехать, начал работать, боялся разговаривать.

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ

Глагол связка

(грамматическое значение)

  1. Быть;

  2. Делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться;

  3. Глаголы движения (прийти, приехать, вернуться… )

Именная часть

(сущ., прил., числ. и др.)


Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3




Я буду счастливым. Я стану космонавтом. Она пришла усталая. Я был бы рад стать президентом.

Внимание! Нулевая связка сказуемого: Он врач. Ночь лунная. Их изба третья с краю. Вишневый сад мой. Задача решена. Твой приход кстати. Твой призыв - глас вопиющего в пустыне.

Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

1) Существительные

Ряд, большинство, меньшинство

часть и др.;

2) числ.,

3) неопред. мест.



  1. Одушвл. сущ-ные - сказуемое во мн. ч.

Большинство учеников справились с заданием

  1. Неодушвл. предмет - сказуемое в ед. числе

Ряд домов стоял в конце деревне

+

2) При числ. ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ сказуемые стоят во мн. ч. (Три книги лежали на полке)

3) При словах ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД СКАЗУЕМЫЕ стоят в ед. ч. (В ряду стояла тысяча книг)

4) При слове ВСЕ глагол стоит во мн. ч. (Все три всадника ехали молча)

5) При словах много, мало, немного, немало глагол стоит в ед. числе (К месту сбора шло много народу)

6) Сложносокращенные слова надо расшифровывать

МГУ начал набор (университет). ВСГАКИ начала набор (академия).

Надо отличать простое сказуемое от составного сказуемого!!!

Я рад прийти (составное именное сказуемое)

Я решил прийти (2 действия - сказуемое + дополнение)

Шаляпина пригласили петь (разные деятели - сказуемое + обстоятельство)

Мама решила купить хлеб.



Виды односоставных предложений

С главным членом подлежащим

Назывные - это односоставные предложения, у кото­рых главный член - подлежащее.

Например: Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь); Вот и лес. Тень и тишина (И. Турге­нев).

С главным членом сказуемым

Вид предложения и его значение

Форма сказуемого

Примеры

Определённо-личное

Действующее лицо мыслится определённо (я, мы, ты, вы)

Глагол 1-го и 2-го лица изъявительно­го наклонения; гла­гол повелительного наклонения

Расскажу тебе всё при встрече. Идите скорее сюда!

Неопределённо-личное

Лицо мыслится

неопределённо

(кто-то)

Глагол 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени; глагол множествен­ного числа прошед­шего времени

За стеной игра­ют на рояле. Почту ещё не_ приносили.

Обобщённо-личное

Лицо мыслится обобщённо (все, любой, каждый)

Глагол 2-го лица; глагол 3-го лица множественного числа

На деньги ума не_ купишь.

Цыплят по осе­ни считают

Безличное предложение

Примеры

Безличный глагол

Вечереет. Подморозило.

Личный глагол в значении безличного

С деревьев капало.

Инфинитив

Вам не видать таких сраже­ний (М. Лермонтов).

Модальное слово (надо, нуж­но, можно, возможно, нельзя и т. п.) в сочетании с инфи­нитивом

Под снегом ещё можно най­ти свежие лесные цветы.

Кратк. форма страд. Причастия (меня, мне)

У меня не прибрано.

Слово состояния

Мне грустно оттого, что весело тебе (М. Лермонтов).

Слово НЕТ, безличная форма глагола БЫТЬ

Денег у него нет, не было и не будет.



Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения

1. Обособленное определение

• Распространённые согласованные определения (причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами) обособляются после определяемого слова. Несогласованные определения обособляются, если имеют уточняющий характер и выделяются интонаци­онно.

Облака, заволакивавшие небо с утра, разошлись. Ср.: Заволакивавшие небо с утра облака разошлись.

• Определения (распространённые и нераспростра­нённые, согласованные и несогласованные) обособляются в любом месте предложения, если:

- относятся к личному местоимению: А он, мятеж­ный, просит бури;

- имеют добавочное обстоятельственное (чаще всего причинное) значение: Обиженная, Клавдия замолчала;

- оторваны от определяемого слова другими членами предложения: Глаза смыка­лись и, полузакрытые, тоже улыбались.

2. Обособленное приложение

• Обособляются распространённые приложения, стоя­щие после определяемого слова.

• Обособляются приложения, которые:

- относятся к личному местоимению: Мы, охотники, счастье своё находим у огня;

- имеют добавочное причинное значение: (КАК) Осторож­ный зверёк, белка редко резвится на поляне. Приложение с причинным значением может иметь со­юз как.

• Обособленное приложение может включать слова по имени, по фамилии, по прозвищу и т. п. При отсутствии интонации обособления такие обороты запятыми не выде­ляются: Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка; Завёл он себе медвежонка по имени Яша.

• Если перед приложением, стоящим в конце предло­жения, можно вставить союз а именно, вместо запятой обычно ставится тире: Он разговаривает с худощавым молодым человеком - секретарём экспедиции.

3. Обособленное дополнение

• Дополнения, выраженные существительным с пред­логом кроме в значении исключения обороты обособляются. Никто не пришёл, кроме Джона.

• Обособляются дополнения с предлогами помимо, за исключением, исключая: Здесь не было ничего, помимо льда и снега; Здесь не было ничего, за исключением льда и снега.

Не обособляются дополнения с предлогом вместо в значении «взамен, за»: Вместо куртки надел плащ.

4. Обособленное обстоятельство

• Выделяются запятыми деепричастия и деепричаст­ные обороты.

Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек.

Не обособляются:

- деепричастия, перешедшие в наречия (сидя, стоя, лёжа, молча, шутя, нехотя и т. п.): Он отвечал стоя;

- деепричастия, тесно связанные со сказуемым (при глаголах со значением движения, положения в прост­ранстве): Дождь шёл не переставая; Возвращайтесь до­мой не задерживаясь; Он сидел нахмурившись;

- деепричастия и деепричастные обороты, употре­блённые в качестве однородных членов с необособленны­ми обстоятельствами (союзы и, или, либо): Он говорил с беспокойством и несколько путаясь;

- деепричастные обороты в составе придаточного оп­ределительного предложения, включающие союзное сло­во который: Перед нами поставлена задача, не решив которую мы не сможем двигаться дальше;

- фразеологические обороты (засучив рукава, сломя голову и т. п.): Всё лето мы работали засучив рукава (ср.: Засучив рукава, отец тщательно мыл руки).

• Обособляются обстоятельства, выраженные сущест­вительными с предлогами несмотря на, невзирая на: Не­смотря на ранний час, на улицах было оживлённо; На улицах было оживлённо, несмотря на ранний час.

• Обстоятельства с предлогами благодаря, согласно, во­преки могут обособляться, если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась и обещала нам тихое утро.

Задание 10. Вводные слова, обращения

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях

оценка степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность)

конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др

оценка сообщаемых фактов с точки зрения их обычности

бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др.

чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.)

к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, и др.

связь мыслей, последовательность изложения



во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др

приемы и способы оформления мыслей

словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.

указывают на экспрессивный характер высказывания

лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др

указывает на источник сообщения

по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др.

для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте

Оценка меры того, о чем говорится

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения и др.

Показывают степень обычности того, о чем говорится

Бывает, бывало, случалось, по обычаю и др.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ!!!

Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы, тем не менее, словно и др

Обращение - слова или слова, называющие того, к кому обращаются, на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком:

  • Ваня, иди домой. Дорогие друзья, рад вас видеть. Москва! Как много в это звуке!



ОМОНИМИЯ ВВОДНЫХ СЛОВ

Таблица «Омонимия вводных слов и членов предложения»

Слово является вводным

Слово вводным не является

Наконец

связь мыслей, порядок их изложения (= и еще), завершает собой перечисление:


Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту.

= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего:

Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины. (НАКОНЕЦ- ТО)

Однако

стоит в середине или в конце предложения:

Смотри, однако, будь осторожен. Сколько хлопот, однако.

стоит в начале предложения (части СП) или связывает ОЧП(=но):

Мы не надеялись встретиться, однако встретились.

Значит

  • = стало быть, следовательно:

Значит, вы не можете сегодня прийти?

  • находится между придаточным и главным предложениями:

Если наступит весна, значит, будет тепло.

  • находится между частями БСП:

  • Прозвенел звонок, значит, урок начинается.

  • = означает, является сказуемым:

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.

  • стоит между подлежащим и сказуемым, перед ним ставится тире:

Бороться - значит победить.

Главным образом


  • служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (= самое главное)

  • = в первую очередь, больше всего:

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.


Задание 11. Выделение грамматических основ в предложении

(смотри задание № 8)

Задание 12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

СОЮЗ


Сочинительные

(связывают ОЧП, простые предложения в составе ССП)

соединительные (и, да (= и), не только ... но и, также, тоже, и ... и, ни ... ни, как ... так и)

противительные (а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же)
разделительные (или, или ... или, либо, либо ... либо, то ... то, то ли ... то ли, не то ... не то)

!!!! Различайте простое предложение с ОЧП и ССП (2 и более гр. осн.)

Подчинительные

(СПП)

Определенные (что, где, куда)

изъяснительные (что, чтобы, как)

временные (когда, лишь, едва, с тех пор как)

места (где, куда. откуда)

целевые (чтобы, дабы, с тем чтобы)

условные (если, если бы, коли)

уступительные (хотя, хоть, пускай, несмотря на то что)

сравнительные (как, как будто, словно, точно)

причинные (так как, так что, потому что)

следствия (так что)



Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения

Виды придаточных предложений в СПП

Вид придаточного

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Место придаточного

Чем прикрепляется

1. Определитель­ное

какой?

К существитель­ному в главном предложении

после

определяемого

слова

союзными словами

который, что, где,

куда и др.

2. Местоименно-определительное

какой? (кто именно, что именно?)

к местоимению

в значении

существительного

до и после

определяемого

слова

Союзными словами кто, что

3. Изъяснительное

вопросы

косвенных

падежей

к словам со значением мысли, речи,

чувства

свободное (до, после, внутри

главного предложения)

союзами что, как,

будто, чтобы;

союзн. Словами кто,

что и др.;

частицей ли

Обстоятельствен­ные:

4. Степени

в какой степени? Насколько?

К сочетанию с указат. Словом

после главного

союзы и союзные

слова что, как,

будто, словно;

сколько…

5. Образа действия

как? Каким образом?

К сочетанию с указат. словом

после главного

союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно…

6. Места

где? Куда? Откуда?

Ко всему главному предложению

свободное (до,

после, внутри

главного)

союзные слова где, куда, откуда

7. Времени

когда? Как долго? С (до) каких пор?

Ко всему главному предложению

свободное

союзами когда,

пока, с (до) тех пор

как, как только…

8. Условия

при каком условии?

Ко всему главному предложению

свободное

союзами если, раз, когда..

9. Причины

почему? Отчего?

Ко всему главному предложению

свободное

союзами потому

что, оттого что,

так как, благодаря

тому что, ибо

10. Цели

зачем? С какой целью?

Ко всему главному предложению

свободное

союзами чтобы, для того чтобы…

11. Сравнительные

как?

В сравнении

с чем?

Ко всему главному предложению

свободное

союзами как,

подобно тому как,

чем, будто, точно,

словно…

12. Уступительные

несмотря на что?

Ко всему главному предложению

свободное

союзами хотя,

несмотря на то

что, пускай,

как ни…

13. Следствия

что является

следствием

этого?

Ко всему главному предложению

свободное

союзом так что

14. Присоедини­тельные

что можно

к этому добавить?

Ко всему главному предложению

после главного.

Союзными словами что, отчего, зачем,

почему



СПП с несколькими придаточными

  1. Однородное подчинение

[И всем казалось], (что радость будет), (что в тихой заводи все корабли), (что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели) (А. Блок).

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3


  1. Параллельное подчинение

(Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3Хотя многое выглядело иначе), [кое-что он всё же узнал], (когда осенним вечером вышел из вокза­ла) (В. Набоков).


  1. Последовательное подчинение

[Было интересно], [(откуда геологи знаю)], (что скрыто в земле).

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3


А24, В 6 Бессоюзное предложение

Знаки

Значение

Как проверить

Примеры

,

одновременность и последовательность

по смыслу

Улетели птицы за море, миновало время жатв.

;

В частях простых предложений есть ЗП

по смыслу

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв изумрудную головку, лежит уж.




-

1) при противопоставлении

союзами а, но и др. союзами

Мир строит - война разрушает. (А)

2) в первом предложении время или условие

когда и

если союзом

Совесть потеряешь - другой не

купишь. (КОГДА, ЕСЛИ)

3) во втором предложении следствие

так что

Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду. (ТАК ЧТО)


:

1) во втором предложении причина

союзом потому что

Я доверяю любящим: они великодушны. (ПОТОМУ ЧТО)

2) второе предложение поясняет первое

союзами а именно,

Предметы потеряли свою форму: всё сливалось в серую массу. (А ИМЕННО)

3) второе предложение дополняет первое

то есть

союзом что

Я знаю: в вашем сердце есть и гор­дость, и прямая честь. (ЧТО)

Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Теория для подготовки по русскому языку. Задания 2-14, 15.2, 15.3[Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде луч прожектора), но через минуту он мгновенно потухал], [и тогда снова водворялась тьма].

(с сочинительной и подчинительной связью)

Сочинение 15.2

Структурные элементы

Вводные слова

Речевые обороты

Тезис

При переходе от тезиса к аргументам

По моему мнению,

Я считаю,

Я думаю,

Смысл фразы текста я понимаю так….

Как я понимаю смысл этой фразы?

В финале выражены душевные переживания героя, вызванные …

Последние предложения текста рассказывают о чувствах …

Доказательство правильности моей точки зрения можно найти в тексте (ФИО автора)

Это можно доказать так, приведя следующие аргументы.

Постараемся доказать эту мысль примерами из текста (ФИО автора)…

Попробуем доказать нашу точку зрения.

Аргументы

Во-первых,

во-вторых,

В качестве первого аргумента можно привести предложение…

Далее обратимся к предложению….

В предложении № говорится о том, что….

Далее из предложения №… мы узнаем, что….

Вывод

Таким образом, Итак, Следовательно,

Я думаю,

Я считаю,

Все сказанное позволяет сделать следующий вывод…

Все сказанное убеждает нас в том, что…

Эти примеры говорят о том, что…

Эти примеры убеждают меня в том, что…

ПРИМЕР сочинения:

«Старик Филиппов был в этом случае честным человеком: он уважал свое честное имя и имел сострадание ко всем людям», - именно так автор характеризует героя текста. Как я понимаю эту фразу? Я считаю, что Филиппов - бескорыстный человек, который занимался любимым делом не ради наживы или каких-то почестей, а ради блага людей, которых уважал, независимо от их сословия или социального положения. Докажем это примерами из текста.

Во-первых, из предложений № 4-5 мы узнаем, что Филиппов никогда не мошенничал и не продавал лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным, как это делали другие булочники, наживая огромные куши. Филиппов продавал всегда только свежий хлеб.

Во-вторых, в предложениях № 9-10 говорится о том, что Филиппов барыш от заказов никогда не оставлял себе, а жертвовал на улучшение питания больным арестантам. При этом даже сам отвозил его в тюрьму.

Эти примеры говорят о том, что Филиппов - честный, благородный человек, проявлявший искреннюю заботу о других людях. Его нельзя не уважать. Мне кажется, наш мир стал бы намного добрее, если бы рядом с нами было как можно больше таких людей, как Филиппов!



Сочинение 15.3

вопрос

ответ

пример

Как начать?

Дать толкование слова.

Дружба - это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание - это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность - это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.

Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Как связать вступление и аргументы?



Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Как ввести в сочинение аргументы?


Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность - это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Детство... У каждого оно своё. Для кого-то - это утро у бабушки в деревне с ароматными пирожками, для кого-то - игры с друзьями во дворе целыми днями, а для кого-то - сказки, которые читали родители на ночь. К сожалению, детство рано или поздно заканчивается, но, безусловно, у всех остаются тёплые воспоминания о нём. Попробуем разобраться в смысле этого понятия более подробно.

В качестве первого аргумента обратимся к предложениям 14-16 предложенного нам текста Натальи Дуровой. Она говорит о том, что детство уплывает от неё вместе с баркой, в которой находятся её друзья: слон и ослик-кроха. Именно о них она будет вспоминать, ностальгируя по детству.

В качестве второго аргумента мне хотелось бы привести пример из собственной жизни. Самые светлые воспоминания о детстве у меня связаны с родителями. Наши совместные походы в лес, поездки на море и вечера, проведённые за настольными играми, - всё это включает в себя слово "детство". Теперь я стала старше, времени, которое мы проводим вместе, становится всё меньше. Но те секунды, минуты, часы, дни, проведённые с родителями, для меня самые дорогие. Ведь это моё детство.

Думаю, мы доказали, что детство не вечно, но, к счастью, его можно вернут воспоминаниями, теми чудесными воспоминаниями, которые отпечатались в душе навсегда.

Структура сочинения-рассуждения

1 абзац. Ряд риторических вопросов + предложение переход (клише).

2 абзац - ответы на поставленные вопросы.

3 абзац - переход к теме.

4-5 абзац - аргументы из читательского опыта.

6 абзац - вывод

Нравственные качества

(Ключевое слово темы)………..… Что мы понимаем под этим(и) словом(и)? Какой смысл оно(и) несет(ут)? Актуально ли это понятие в наши дни? Не забыли ли мы о нем среди нашей суеты, быстротечности жизни? Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять тема, предложенная для сочинения: « »

………….. - это качество (свойство, чувство), которое должно быть присуще каждому человеку. ……….. - это (вставить определение)……….. Я думаю, что в одном ряду стоят и такие слова, как …………………………………....

А можно ли научиться (вставить ключевое слово темы)…………………….? Можно ли развить в себе эту способность? Да, можно. Доказать данную точку зрения поможет мой читательский опыт, ведь произведения многих русских писателей «будят» наши души, показывают светлое и прекрасное в человеке.

Вспомним творчество …………………………. Во многих своих произведениях этот писатель-гуманист обращался к «вечной» теме - теме (ключевое слов темы)………………………….

Другим примером может стать произведение ……………………. ………..

В конце своего сочинения хочу привести слова (ФИО): (цитата)……………………………………. Я считаю, что ……………………………………..

«Чем жив человек…»

Жизнь… В чем смысл нашего бытия? Что значит жить полной жизнью? Быть духовным или бездуховным? И нужно ли мне, человеку 21 века, задумываться об этом? Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Сначала давайте разберемся в понятиях «духовность», «бездуховность». Дух, душа… Духовность, я думаю, это качество, которое должно быть присуще каждому человеку. Это то состояние, когда такие понятия, как истина, доброта, красота, отзывчивость, сострадание являются не просто словами, а несут глубокий философский смысл. Когда мы не просто их произносим, мы живем по законам Доброты, Справедливости, Красоты. Эти нравственные ценности актуальны во все времена.

А можно ли развить в себе духовность? Да, конечно, ведь человек рождается с душой, но младенца вряд ли можно назвать духовным. Это опыт взросления в семье, школе, во взрослой жизни. Окружающий мир формирует человека, направляет его в жизненном плавании. Каждый должен найти свой путь в жизни, понять смысл своего существования.

Подумаем, к чему может привести ее отсутствие, то есть бездуховность? К краху. И, как показывает нам И. А. Бунин, к смерти. Уже то, что автор лишает своего героя имени, о многом говорит. У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Господина из Сан-Франциско как будто нет, есть только его физическая оболочка, которая думает о деньгах, об успехе, о том, какое впечатление он производит. Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи. Итог его жизненного пути очевиден: бездуховность ведет его к смерти.

Подводя итог своим размышлениям, хочу сказать: смысл жизни не в могуществе, богатстве, власти капитала. Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой, смог оставить след в жизни, след в душах других людей.

Клише для вступления или

для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

Могу предположить, что …(тезис)

Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Заключение

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…


© 2010-2022