Урок литературы в 10 классе по теме: «Проблема поиска счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе по теме:

«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25», Позднякова Ирина Леонидовна

Цели урока:

1. Обозначить понятие счастья для разных героев поэмы, для современного человека.

2. Определить авторскую позицию по данной проблеме.

Оборудование:

- презентация с записью урока;

- бумага для коллективного сочинения;

- записки с вопросами.

Формы урочной работы:

- коллективное сочинение;

- групповая работа;

- «вопросы из коробки».

Этапы урока.

1. Вступительное слово учителя.

Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье - выдумка, искание его - причина всех бедствий в жизни». Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Попробуем определиться с понятиями, для этого вам предлагается коллективное сочинение «Счастье - это…».

2. Проверка групповой домашней работы.

Понимание счастья разными героями поэмы:

 Поп

 Помещик

 Матрёна Тимофеевна

 Персонажи из главы «Счастливые»

 Сами мужики

 Автор поэмы.

Поп.

 Почему именно с ним первым встречаются странники?

 Как происходит встреча со священником?

 Счастлив ли поп?

 В чём его понимание счастья?

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так…

Помещик.

 Смысл фамилии Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева?

 О чём жалеет помещик?

 Если определять тип героя, положительный или отрицательный персонаж перед нами?

 В чём его счастье?

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - моё желание!

Кулак - моя полиция!

------------------------------

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

Матрёна Тимофеевна

 Почему в ряду персонажей, рассказывающих о своём понимании счастья, появляется только одна женщина?

 Почему в главе «Крестьянка» так много фольклорных элементов?

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

------------------------------

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

------------------------------

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Глава «Счастливые».

 Дьячок уволенный.

 Рябая, одноглазая старуха.

 Солдат с медалями.

 Каменотёс с тяжёлым молотом.

 Мужик с одышкою.

 Дворовый графа Переметьева.

 Крестьянин-белорус.

 Мужик с скулой свороченной.

 Оборванные нищие.

Ермила Гирин.

 Чем интересен этот герой?

 Почему его история не доведена до конца? Чем она могла бы закончится?

 Фамилия «Гирин», имеет ли она смысловую нагрузку?

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

 Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы?

 Если «да», то каким образом это происходило?

 К чему пришли в финале?

… Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошёной волости,

Избыткова села!...

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

--------------------------------------------------------------

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Выводы по уроку

 Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?

 Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?

 В воспоминаниях Глеба Успенского есть упоминание о том, кого на самом деле Некрасов хотел видеть в финале в качестве счастливого человека.

 А что такое счастье для современного человека?

Чтение коллективного сочинения.

Приложение№1.

Вопросы из коробки. Были составлены как домашние по всей поэме в целом. Предлагаются между частями урока любому ученику, методом случайного выбора.

  1. Как вы считаете, есть ли смысл в названиях деревень?

  2. В чём сходство некрасовского пролога к поэме и русских народных сказок?

  3. Какие части поэмы, из числа задуманных, не были написаны?

  4. Почему в названии поэмы не стоит знак вопроса?

  5. Какова роль автора в поэме? Кто из героев выражает авторскую позицию?

  6. Какую главную мысль хотел Некрасов выразить в своём произведении?

  7. С какими другими произведениями ассоциируется у вас поэма «Кому на Руси жить хорошо»?

  8. Почему автор считает Гришу Добросклонова счастливым человеком?

  9. Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать?

  10. В каких ещё произведениях литературы 19 века вам встречались крестьяне как главные герои?

  11. Столкнулся ли Некрасов с цензурой после написания произведения?

  12. Смысл названия поэмы.

  13. Почему мужики после всех своих путешествий и встреч так и не поняли, кому на Руси жить хорошо?

  14. В чём новаторство поэмы Некрасова?

Приложение№2.

Коллективное сочинение «Счастье - это…».

Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье - выдумка, искание его - причина всех бедствий в жизни». Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (начало задано учителем).

Но счастье - это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.

Счастливый человек - радостен, беззаботен, свободен…

Счастье - состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).

Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.

Счастье - понятие субъективное, для меня лично счастье - это исполнение желаний.

Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.

Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний - мечта любого. Но человек - такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.

Главное - стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.

В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.

Приложение № 3. Дополнительная информация к уроку.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула муза мне, - пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?...»

При жизни Н.А. Некрасова, его поэма не выходила полностью, лишь в 20-ые годы 20 века поэма вышла без сокращений и искажений.

Итогом литературного творчества Н.А.Некрасова стала «крестьянская эпопея» (термин принадлежит самому автору) «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877). Она - итог раздумий поэта о судьбе народа, о путях, которые ведут к его счастью. «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из его уст… Это будет эпопея крестьянской жизни,» - писал Некрасов. Это огромное произведение (в полтора раза больше «Евгения Онегина») осталось незавершённым, но эта незавершённость со временем начала восприниматься как особенность композиции и соответствие свойствам самой жизни.

«Кому на Руси жить хорошо». Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье.

Некрасов использовал в поэме всё жанровое многообразие русского фольклора: былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки.

Ответ на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо», - так и остался ненайденным. 7 мужиков из 7 деревень собрались, чтобы счастье искать. Понятие счастья вполне традиционно: «покой, богатство, честь».

Панорамная композиция предоставляла неограниченные возможности. «Божественная комедия», «Дон Кихот», «Мёртвые души» - вот примеры произведений такого рода.

Размер - трёхстопный ямб.

Значение эпопеи в самой постановке вопроса: «Кому на Руси жить хорошо». Не решение проблемы, а указание на неё. Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж Бог знает». «Мы не врачи, мы боль», - говорил Герцен. Поставленный им вопрос важнее самого однозначного ответа.

Это не бытовая повесть в стихах, а своеобразная философия народной жизни, хотя и быт представлен.

«Кому на Руси жить хорошо» писалось в одну из переломных эпох нашей истории: отмена крепостного права, экономические реформы, потрясение основ (пока еще только потрясение!), брожение в умах. Изменения - то коренные, то внешние - происходили у всех на глазах, от планов и надежд, реальных и несбыточных, кружились головы. Волновалась, бурлила литература. Сами по себе названия романов, написанных писателями-«шестидесятниками», характеризуют эту бурную эпоху и насущные ее проблемы: «что делать?» (Чернышевский); наступает «трудное время» (Слепцов); теряют общий язык «отцы и дети» (Тургенев); скрыться «некуда» (Лесков); русская жизнь словно «взбаламученное море», хоть бы уцелеть «в водовороте» событий (Писемский); интеллигенцию сбивают с пути «бесы» политического авантюризма (Достоевский). Здесь и вопросы по существу, на которые должно дать ответ содержание книги, и тревожные сигналы, и смятение, испуг. Кому же в самом деле на Руси жить хорошо?

Вопросы.

  1. С какими фольклорными образами и сюжетами перекликается пролог поэмы?

  2. Как вы думаете, почему реалистическую поэму автор начал с пролога, в котором реальность сочетается с фантастикой?

  3. Вспомните известные вам произведения, в которых также используется мотив дороги или путешествия героя.

  4. Какие основные темы и мотивы намечены Некрасовым в прологе к поэме? Какие из них он не реализовал?

  5. В чём заключается новаторство поэмы Некрасова?



© 2010-2022