- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта преподавателя к изучению темы Творчество Тургенева И. С
Технологическая карта преподавателя к изучению темы Творчество Тургенева И. С
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малова О.В. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
к изучению темы
«Творчество И.С. Тургенева»
№ урока
Тема урока
Литературные произведения
Историко-литературные знания
Теоретико-литературные знания
Формируемые умения
1.
Очерк жизни и творчества
И.С. Тургенева. Тургенев в поисках героя времени.
И.С. Тургенев
«Рудин»,
«Дворянское
гнездо»,
«Накануне».
Биография писателя. Общественно-политическая ситуация 40-60-х гг. XIX века. Динамика исторического процесса. Участие писателя в журнальной полемике.
Особенности типизации в романах Тургенева. Лишний человек и его психологические особенности. Приёмы создания образов героев.
Видеть социально-исторический аспект проблематики романов Тургенева и оценивать его, опираясь на мировоззренческую позицию писателя. Объяснять близость тематики и героев в разных произведениях писателя. Отмечать характерные приёмы создания образов героев.
2.
Роман
«Отцы и дети».
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Творческая биография произведения: история создания, история публикации. Содержание понятия «нигилизм».
Сюжет и композиция. Смысл названия. Конфликт в литературном произведении.
Соотносить биографию писателя и художественное произведение. Трактовать название романа.
3.
Конфликт поколений в романе. Евгений Базаров и
Павел Петрович Кирсанов.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпизод спора за вечерним чаем (10-я глава).
Общественно-политическая борьба
60-х гг. XIX века. Отношение Тургенева к либеральному дворянству и разночинной интеллигенции.
Характер художественного конфликта и способ его реализации. Отражение конфликта в названии произведения. Герои-антиподы. Диалог как определяющая художественная особенность жанра романа-диспута.
Характеризовать художественный конфликт в его общественно-исторической обусловленности. Определять узловые моменты в споре Базарова и П.П. Кирсанова. Формулировать позицию каждого персонажа. Отмечать особенности ведения ими спора.
4-5.
Базаров в системе действующих лиц. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и "прогрессисты". Базаров и Одинцова. Одиночество Базарова.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпизоды: «В гостях у родителей Базарова», «В гостях у Кукшиной», «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Прощание Базарова с Аркадием».
Тип молодого либерального дворянина эпохи в лице Аркадия Кирсанова. Ситников и Кукшина как общественно- историческое явление.
Широкое использование Тургеневым приёма контраста. Позиции, по которым сравниваются и противопоставляются персонажи: происхождение, воспитание, образование, портрет, манера поведения и речи, образ жизни, духовный мир, идеалы, нравственные качества, жизненные ценности.
Определять место и художественную функцию сравниваемых персонажей в соответствии с проблематикой и конфликтом произведения. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения Базарова и других персонажей. Прослеживать эволюцию характеров. Делать итоговый вывод и обобщение.
6.
Развенчание нигилизма как нравственно - философский итог романа. Автор о своём герое. Споры о Базарове.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпизоды: «Дуэль Базарова и Павла Петровича», «Смерть Базарова».
Идейно - эстетическая позиция критиков романа.
Представление об авторском идеале как результат осмысления художественной идеи. Критический реализм как художественный метод Тургенева.
Аргументировано формулировать свою позицию. Видеть особенности воспроизведения действительности в романе. Обосновать неоднозначную трактовку образа Базарова и идейного смысла романа в целом.
7-8.
Сочинение по роману
И.С. Тургенева
«Отцы и дети».
Темы сочинений по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
I.Сравнительная характеристика персонажей.
1.Базаров и Павел Петрович.
2. Базаров и Аркадий.
3. Базаров и «прогрессисты».
II. Мастерство писателя.
1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей).
2. Мастерство создания образа персонажа (на примере образа Н.П. Кирсанова).
3. Мастерство пейзажа (на примере 2-3 описаний).