Технологическая карта преподавателя к изучению темы Творчество Тургенева И. С

Технологическая карта - это проект изучения темы.  Технологическая карта для преподавателя, в отличие от поурочного планирования, позволяет преподавателю более четко спланировать работу, акцентируя внимание учащихся на  самых важных историко-  и теоретико-  литературных понятиях. Определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. А также технологическая карта позволяет  увидеть систему работы по подгот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


к изучению темы

«Творчество И.С. Тургенева»




№ урока

Тема урока

Литературные произведения

Историко-литературные знания

Теоретико-литературные знания

Формируемые умения

1.

Очерк жизни и творчества

И.С. Тургенева. Тургенев в поисках героя времени.

И.С. Тургенев

«Рудин»,

«Дворянское

гнездо»,

«Накануне».

Биография писателя. Общественно-политическая ситуация 40-60-х гг. XIX века. Динамика исторического процесса. Участие писателя в журнальной полемике.

Особенности типизации в романах Тургенева. Лишний человек и его психологические особенности. Приёмы создания образов героев.

Видеть социально-исторический аспект проблематики романов Тургенева и оценивать его, опираясь на мировоззренческую позицию писателя. Объяснять близость тематики и героев в разных произведениях писателя. Отмечать характерные приёмы создания образов героев.

2.

Роман

«Отцы и дети».

И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Творческая биография произведения: история создания, история публикации. Содержание понятия «нигилизм».

Сюжет и композиция. Смысл названия. Конфликт в литературном произведении.

Соотносить биографию писателя и художественное произведение. Трактовать название романа.

3.

Конфликт поколений в романе. Евгений Базаров и

Павел Петрович Кирсанов.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпизод спора за вечерним чаем (10-я глава).

Общественно-политическая борьба

60-х гг. XIX века. Отношение Тургенева к либеральному дворянству и разночинной интеллигенции.

Характер художественного конфликта и способ его реализации. Отражение конфликта в названии произведения. Герои-антиподы. Диалог как определяющая художественная особенность жанра романа-диспута.

Характеризовать художественный конфликт в его общественно-исторической обусловленности. Определять узловые моменты в споре Базарова и П.П. Кирсанова. Формулировать позицию каждого персонажа. Отмечать особенности ведения ими спора.

4-5.

Базаров в системе действующих лиц. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и "прогрессисты". Базаров и Одинцова. Одиночество Базарова.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпизоды: «В гостях у родителей Базарова», «В гостях у Кукшиной», «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Прощание Базарова с Аркадием».

Тип молодого либерального дворянина эпохи в лице Аркадия Кирсанова. Ситников и Кукшина как общественно- историческое явление.

Широкое использование Тургеневым приёма контраста. Позиции, по которым сравниваются и противопоставляются персонажи: происхождение, воспитание, образование, портрет, манера поведения и речи, образ жизни, духовный мир, идеалы, нравственные качества, жизненные ценности.

Определять место и художественную функцию сравниваемых персонажей в соответствии с проблематикой и конфликтом произведения. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения Базарова и других персонажей. Прослеживать эволюцию характеров. Делать итоговый вывод и обобщение.

6.

Развенчание нигилизма как нравственно - философский итог романа. Автор о своём герое. Споры о Базарове.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Эпизоды: «Дуэль Базарова и Павла Петровича», «Смерть Базарова».

Идейно - эстетическая позиция критиков романа.

Представление об авторском идеале как результат осмысления художественной идеи. Критический реализм как художественный метод Тургенева.

Аргументировано формулировать свою позицию. Видеть особенности воспроизведения действительности в романе. Обосновать неоднозначную трактовку образа Базарова и идейного смысла романа в целом.

7-8.

Сочинение по роману

И.С. Тургенева

«Отцы и дети».

Темы сочинений по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

I.Сравнительная характеристика персонажей.

1.Базаров и Павел Петрович.

2. Базаров и Аркадий.

3. Базаров и «прогрессисты».

II. Мастерство писателя.

1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей).

2. Мастерство создания образа персонажа (на примере образа Н.П. Кирсанова).

3. Мастерство пейзажа (на примере 2-3 описаний).



© 2010-2022