- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на МО на тему Подготовка к сочинению
Доклад на МО на тему Подготовка к сочинению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грязнова А.И. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Наиболее трудным для учителей является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Сочинения могут быть различными, но в каждом из них проявляются элементы творчества ученика. (Слайд № 2) Творческие способности обучающегося раскрываются в сочинениях типа рассуждение. Такое сочинение есть самостоятельное рассуждение ученика на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Это зависит в значительной степени от работы ученика под руководством учителя в классе и от самостоятельной работы дома. Занятия в классе строятся с учётом подготовленности обучающихся.
Учитель должен показать учащимся приёмы работы над сочинением. Эта помощь учителя особенно важна в начале обучения сочинению.
Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от лёгкого к трудному и делится на три основных этапа. На каждом этапе ученикам предъявляются определённые требования, которые постоянно усложняются. Сначала ученики должны научиться писать небольшое сочинение без плана, с одним тезисом, затем сочинение с двумя тезисами. Вместе с тем ученики приобретают навыки правильного употребления цитат, пишут вступление и заключение к сочинению.
Слайд № 3.
На первом этапе ученики учатся выделять главную мысль сочинения, то есть формулировать тезис, а затем его развивать. Второй этап немного усложняется: используется уже два логически связанных тезиса с употреблением цитат. Третий этап - это уже работа над большим сочинением с планом.
Первый этап работы над сочинением.
С первых уроков подготовки учеников к сочинению необходимо приучать их к плановости, выделять главное и второстепенное при освещении того или иного вопроса. Приучая учащихся работать над учебником и литературно-критическими статьями, учитель обращает их внимание на то, как построена статья, какие мысли в ней главные, какие материалы использованы для доказательства основных положений. Такая работа поможет ученику при анализе художественных произведений и, следовательно, в работе над сочинением.
Первые два урока, посвящённые обучению сочинению, строятся так: проводится беседа с классом. В беседе указывается сложность, ответственность работы над сочинением и в то же время раскрывается её содержательность, подчёркивается различие между сочинением и изложением.
Работая над сочинением, учащийся становится автором маленького произведения, это самостоятельная работа, а не изложение прочитанного.
Можно привести учащимся такие слова М.Горького: « Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Слайд № 4
Итак, даётся тема, на которую ученики письменно излагают свои мысли, рассуждения, взгляды и дают заключения. Например, даётся задание написать сочинение на тему: «Два сына Тараса Бульбы». Слайд № 5, Слайд № 6. Каждый ученик пишет эту работу, по-своему отражая в нём то, как он понял тему, как усвоил материал.
Прежде всего, следует сформулировать тезис и записать его в тетрадь.
Слайд № 7. Тезис: « Остап и Андрий - братья и враги». После этого следует поработать коллективно.
Для облегчения задачи этот тезис можно сформулировать как вопросительное предложение: В чём сходство и в чём различие братьев? Отвечая на этот вопрос, учащиеся приводят цитаты, доказывают свои мысли.
Эта работа выглядит примерно так (слайд № 8):
Сходство: а) одна семья б) окружение в) воспитание
Различие: а) внешность б) характер в) отношение к войне г) отношение к людям
Второй этап работы над сочинением. Слайд № 9
Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем задачу, учитель, переходя к следующему этапу работы над сочинением, путём вопросов подытоживает выполнение учащимися задания. Он напоминает ученикам, какие задачи ставились перед ними, как они с ними справились, на каком материале учились раскрывать и формулировать тезисы, как пользовались цитатами. После этого ученикам объясняются новые, более сложные задачи.
На втором этапе работы над сочинением требования к ученику предъявляются более сложные. Учащиеся должны закрепить навык формулировки тезиса на более сложном материале. Теперь от обучающегося требуется умение написать сочинение с двумя тезисами и логически перейти от одного к другому. Это новое требование является самым трудным и главным на данном этапе. Кроме того, обучающиеся учатся писать вступление к сочинению.
Для работы этого вида можно взять тему: «Что общего между Простаковой и Скотининым?» Слайд № 10
Прежде всего, надо объяснить учащимся, как писать вступление, какую роль оно играет в сочинении. Оно должно ввести читателя в тему сочинения.
Возможные варианты вступления: (Слайды №11, №12)
-
Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» написана во второй половине 18в. Вопросы крепостного права и просвещения - вот злободневные общественные вопросы того времени. Передовые люди выступают против крепостного права, одни за его отмену, другие за ограничение прав помещика. К последним принадлежал Д.И.Фонвизин. Свой взгляд на просвещение и крепостное право он выразил в комедии «Недоросль». Среди действующих лиц комедии центральное место занимают Простакова и Скотинин.
-
«Недоросль» - лучшее произведение Д.И.Фонвизина. В нём автор критикует крепостное право и невежество русских провинциальных дворян второй половины 18в. Живую действительность отражают образы, нарисованные автором. Все герои комедии могут быть разделены на положительных (Стародум, Софья, Милон, Правдин) и отрицательных (Митрофан, Простакова, Скотинин), среди которых центральное место занимают Простакова и Скотинин.
После работы над вступлением можно перейти к составлению тезисов. Для раскрытия темы данного сочинения следует составить не один, а два тезиса. Эти два тезиса можно написать перед сочинением. Слайд № 13
-
Простакова и Скотинин воспитывались в семье корыстолюбивых и невежественных помещиков.
-
Простакова и Скотинин переняли и усвоили нравы этой среды: невежество, жестокое отношение к крестьянам.
Таким образом, один тезис вытекает из другого. Всё сочинение, развивающее эти мысли, представляет единое целое, всё в нём подчинено раскрытию темы, нет ненужного, лишнего материала.
Для заключения можно использовать слова В.Г.Белинского: «Родит человека природа, а воспитывает общество».
Третий этап работы над сочинением. Слайд № 14
Учащиеся переходят к работе над большим сочинением с планом.
Требования:
-
Уметь сформулировать тезис и доказать его.
-
Уметь логически переходить от одного тезиса к другому.
-
Уметь писать вступление и заключение.
-
Научиться составлять план сочинения.
На третьем этапе обучения составление плана сочинения является центральным. Хорошо использовать для этой работы темы комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Составление плана сочинения.
Учитель объясняет, в чем заключается третий этап работы над сочинением. Тема сочинения записывается на доске. «Вот он на цыпочках и не богат словами». Слайд № 15
Выясняется смысл этого выражения.
Вопросы:
-
Кто в комедии и о каком персонаже говорит эти слова? (Эти слова сказал герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий о Молчалине.)
-
Что значит ходить «на цыпочках»? (Это манера ходить на кончиках пальцев ног, показывающая черты характера Молчалина: его вкрадчивость, стремление быть незаметным)
-
А как понимать выражение «не богат словами»? (Это выражение указывает на осторожность Молчалина, а также характеризует его ограниченность, так как отсутствие богатства слов, выражений означает отсутствие богатства мысли, чувств.)
-
Есть ли связь между выражениями «на цыпочках» и «не богат словами»? (Связь очень тесная. Молчалин добивается высокого положения в обществе угодничеством, подхалимством, стараясь расположить к себе знатных людей, а также Фамусова. Зная их нравы, обычаи, он приспосабливается к ним, держится осторожно, ходит на цыпочках, что вполне сочетается с его ограниченностью, отсутствием в нём чувства собственного достоинства. Всё это в целом и выражают слова: «Вот он на цыпочках и не богат словами».
Следовательно, это выражение раскрывает главную сущность Молчалина, подчёркнутую также его фамилией: угодничество, вкрадчивость, осторожность, ограниченность.
Что значит составить план? Слайд № 17
Во-первых, наметить круг вопросов, входящих в тему; во-вторых, определить порядок этих вопросов.
Что значит «определить круг вопросов»? Это значит обдумать все вопросы, которые раскрывают тему. Их следует записать в том порядке, в каком они возникают.
Работая коллективно, можно определить такие вопросы: Слайд № 18
-
Кто такой Молчалин?
-
Заветы отца.
-
Молчалин и фамусовское общество.
-
Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?
-
Идеалы Фамусова.
-
Идеалы Молчалина.
-
Поведение Молчалина.
-
Что делает Молчалин в доме Фамусова?
-
Как к Молчалину относятся в доме Фамусова?
-
Как понимать слова «на цыпочках»?
-
Как понимать выражение «не богат словами»?
Иллюстрации. Слайд № 19
После записи выясняется, нет ли вопросов, исключающих друг друга, нет ли ненужных вопросов. После обсуждения делается вывод, что первый вопрос «Кто такой Молчалин?» можно вычеркнуть, так как он будет освещён в четвёртом вопросе «Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?». Затем объединяются вопросы третий, седьмой, восьмой, девятый. Оставляется формулировка третьего пункта, к нему добавляются другие вопросы, и этот пункт делается центральным в плане (см. план). Вычёркиваются лишние вопросы, объединяются сходные, и в результате оставляется восемь. После этого можно приступить собственно к планированию, то есть определить порядок вопросов.
Ученики предупреждаются, что они могут делать отступление от принятых в классе формулировок, допускать изменения. Этим достигается самостоятельность и свобода творческой мысли обучающихся.
В образе Молчалина Грибоедов отразил социальное явление, следовательно, сочинение надо начинать с краткой характеристики московского дворянского общества (вступление). Эта характеристика заканчивается сведениями о Фамусове, а затем можно перейти к вопросам, как попал в дом Фамусова Молчалин, каким он пришёл в Москву из Твери, как выполняет «заветы» отца, как у него складываются отношения с фамусовским обществом. Эту характеристику взаимоотношений Молчалина и общества надо сделать центральной частью сочинения. Так раскроется тема. Один вопрос тесно связывается с другим, вытекает из другого, переход от одного вопроса к другому логически обосновывается.
После коллективного обсуждения составляется план сочинения.
План сочинения «Вот он на цыпочках и не богат словами» Слайд № 20
-
Характеристика фамусовского общества (идеалы, отношение к службе, способы получения чинов).
-
Как попал Молчалин в дом Фамусова
-
«Заветы» отца
-
Молчалин в доме Фамусова:
-
угождает хозяину и гостям;
-
прикидывается влюблённым в дочь Фамусова;
-
советует Чацкому использовать для корыстных целей знакомство со знатными людьми;
-
Молчалин «на цыпочках».
-
-
«Идеалы» Молчалина
-
Может ли борьба за такие «идеалы» обогатить внутренний мир человека?
-
Прав ли Чацкий, говоря, что Молчалин «не богат словами»?
-
Отношение к Молчалину в фамусовском обществе
На дом даётся задание: составить к плану тезисы, то есть коротко ответить на поставленные вопросы.
Вслед за этим учащиеся пишут сочинение с планом, тезисами и цитатами
Северо-Казахстанская область
Жамбылский район
Пресноредутская средняя школа
Подготовка к сочинению
как один из способов
развития речи учащихся
(презентация)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Грязнова А.И.
с. Пресноредуть
2012 год