- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по краеведению (региональный компонент)
Рабочая программа по краеведению (региональный компонент)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алёхина А.А. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья»). Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с еѐ прошлым и настоящим. Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.
Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.
Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях
жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций -толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с еѐ прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).
Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).
Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).
Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших на берегах великой реки с древнейших времѐн до наших дней".
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа,
отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в
которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
Содержание тем учебного курса.
Вводный урок - 1 час.
Тема 1. Предания волгарей - 3 ч.
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман». Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Тема 2.Топонимика - 2 ч.
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живѐм. Короткий исторический экскурс в историю населѐнного пункта, в котором проживают
учащиеся.
Тема 3. Моя родословная - 1 ч.
Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 4.Обитатели Древней Волги -2 ч.
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго. Народы района, в котором проживает школьник.
Тема. 5 Сербы - 2 ч.
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".
Тема 6 Татары - 2 ч.
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. "Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Тема 7 Чуваши - 2 ч.
Чуваши на Волге.
Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об
окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.
Тема 8 Мордва - 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Ра и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 9 Русские - 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утѐсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
Тема 10 Немцы - 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Тема 11 Казахи - 2 ч.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. "Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские
просторы в легендах казахского народа.
Тема 12 Украинцы -2 ч.
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа.
Тема 13. Калмыки -1 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".
Тема 14. Мари Эл - 1 час.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания марийцев
Итоговый урок - 1 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;
-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;
-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении;
-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
Список литературы
Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. -Саратов: "Надежда", 1996.
Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. -Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.
Интернет ресурсы
rustrana.ru/article.php?nid=86&sq=19,23,118,896,525&crypt - Сайт
Русская цивилизация.
troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)
nskazki.nm.ru/chuv/glav.html История о народе
chuvsu.ru/chuvashia/obryid.htm Народная религия
safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/etnosy/chuvashi.html Историческая энциклопедия
4tatar.ru/post.php Национальный традиционный театр.
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Формы и виды деятельности
Наглядные пособия
Использование ЦОР
Дата проведения
план
факт
1
Введение.
1
Географическое и культурно-историческое пространство Саратовского края. Направления краеведения.
Урок формирования знаний.
Карта Саратовской области.
Презентация
2-3
Предания волгарей.
Мы родом с Волги.
2
Уроки формирования и совершенствования знаний.
Презентация
4
Топонимика. Что изучает топонимика?
1
Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология
Исследовательская.
Беседа, практикум.
Топонимический словарь.
5
Топонимика.
Предания о родном селе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
1
Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология
Исследовательская; индивидуальная.
Беседа.
6
Моя родословная. Принципы и правила составления родословной.
1
Нравственно-ценностные ориентации поколений. Судьба семьи в судьбе края, страны.
Исследовательская; индивидуальная
Презентация
7
Моя родословная.
Практическое занятие.
1
Фамильный герб, герб города, герб страны. Правила их создания.
Выполнение работы с учётом правил геральдики.
Практикум.
Индивидуальная.
Практикум.
8
Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.
1
Народы, жившие на Волге в глубокой древности.
Фронтальная; исследовательская.
Презентация
9
Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.
1
Народы, жившие на Волге в глубокой древности.
Индивидуальная.
Практикум
10
Сербы на Волге.
1
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Коллективная.
Рассказ учителя.
Сербский национальный костюм (фото).
Презентация
11
Сербские сказки.
Сюжеты и герои разных сказок.
1
Нравственные идеалы в сказках.
Фронтальная.
Рассказ учителя, беседа.
12
Татары на Волге.
1
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный
костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Исследовательская.
Рассказ учителя, беседа.
Татарский национальный костюм (фото).
Презентация
13
Татары на Волге.
Отражение действитель
ности в легендах и сказках.
1
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях.
Фронтальная.
Беседа.
Презентация
14
Чуваши на Волге.
1
Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Коллективная.
Беседа.
Чувашский национальный костюм.
15
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах.
1
Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об
окружающей природе.
Самостоятельная.
Рассказ учителя.
Презентация
16
Мордва на Волге.
1
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Исследовательская.
Рассказ учителя, практикум.
Мордовский национальный костюм.
17
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы.
1
Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
Исследовательская.
Рассказ учителя, практикум.
Презентация
18
Русские на Волге.
Что значит быть русским?
1
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Групповая.
Беседа.
Фронтальная.
Рассказ учителя; беседа
Русский национальный костюм.
19-20
Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
2
Исследовательская;
самостоятельная.
беседа
Иллюстрация «Русская троица».
21
Немцы.
Историческая справка.
1
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Индивидуальная.
Рассказ учителя; беседа.
Фотографии немецкой деревни.
Презентация
22
Интересные обычаи. Устройство дома.
Сказания о немцах Поволжья.
1
Немецкие колонии на Волге. Роль фольклорных вставок в произведении
Фронтальная; групповая.
Беседа.
23-24
Казахи.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.
2
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.
Коллективная.
Рассказ учителя.
Национальный казахский костюм (фотографии).
Презентация
25
Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае.
1
Волжские
просторы в легендах казахского народа.
Фронтальная, индивидуальная.
Беседа.
26
Украинцы.
Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов.
1
Обычаи и быт малороссов.
Фронтальная.
Рассказ учителя.
Репродукции украинских пейзажей.
27-28
Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья".
2
Обрядовая поэзия.
Индивидуальная.
Практикум
Презентация
29
Творческая работа. Сочинение сказки.
1
Самостоятельная.
Фронтальная;
30
Калмыки.
Обычаи. Устройство дома.
1
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Индивидуальная.
Беседа.
Калмыцкий национальный костюм.
Презентация
31
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".
1
Индивидуальная.
Рассказ учителя, беседа.
32
Мари Эл на Волге
1
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм.
Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания марийцев.
Марийский национальный костюм.
Презентация
33
Экскурсия в районный краеведческий музей.
1
34
Итоговый урок. Викторина
1