Тема урока: «Бессмертные творения Крылова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русской словесности в 5 классе.


Учитель: Избасова А.Б.


Тема: «Бессмертные творения Крылова»

Цели:

Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.

Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического мышления.

Воспитательная: умение работать в группах, воспитание чувства коллективизма, толерантности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Эпиграф к уроку:

Басни Крылова - книга мудрости самого народа. (Н.В.Гоголь) (слайд)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

1) Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями И. А. Крылова. Еще раз пройдемся по незабываемым страницам его произведений.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта - наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят! (Слайд)

Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский? (слайд, портрет И. А. Крылова)

А славу Крылова как русского баснописца Белинский считал: «Самой великой, самой неподкупной славой народной».

Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира» В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

- Чему мы посвятим наш урок?

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.

Для подготовки к уроку мы создадим творческие группы.

2)Ученикам дается задание: собрать картинку (Персонажи из басен)

Собрав картинку, ученики делятся на 3 группы.

3. Работа по басням.

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Сегодня мы поговорим о баснях И. А. Крылова.

Инсценирование басен.

1. Первая из них - «Волк и ягнёнок». (Инсценировка басни)

2. Многое пришлось повидать и пережить Крылову. Главным событием и в жизни страны, и в его собственной жизни была война с французами под предводительством Наполеона в 1812 году. Весь народ поднялся на борьбу. Первым поэтом, увидевшим и описавшим это в своих произведениях, был И.А. Крылов. С его басней «Волк на псарне» - написанной на историческую тему, о войне, мы сегодня познакомимся. (Слайд)

В этой басне баснописец в аллегорической форме выразил свое отношение и к событиям войны, и к конкретным участникам этих событий.

Инсценировка басни «Волк на псарне»

Инсценировка басни «Свинья под дубом» (слайды к басням)

Вопросы для первой группы

- Кто, по- вашему, здесь положительный герой, а кто - отрицательный?

- Какие черты обычно олицетворяет волк (например, в русских сказках)

- Какие черты присущи ягнёнку?

- Подумайте, какой нравственный посыл этой басни? ( Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его)

- Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение? (Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать)

- Был ли Ягненок виноват перед Волком?

- Найти в тексте строки, которые передают суть басни. Как эти строки называются?

- С какой категорией людей ассоциируется Волк, с какой Ягненок? (Могущественный и слабый, богатый и бедный, знатный и простолюдин)

Итог: "Волк и Ягненок" - это горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые люди безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.

Вопросы для второй группы:

- Кто в басне злодей? Почему именно он?

- Вам жалко волка? Почему?

- Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?

- Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?

- Как вы думаете, что бы произошло, если бы ловчий поверил волку, сжалился над ним и отпустил на волю?

- Кого высмеивает И.А.Крылов?

- Какова мораль басни?

- На каком историческом событии базируется сюжет басни?

(Волк-Наполеон занял Москву. А кого Крылов называет Ловчим? Чем закончилась попытка Волка-Наполеона заключить мир с Ловчим после того, как Волк, «думая залезть в овчарню, попал на псарню» и со всех сторон был окружён гончими?

Вокруг Москвы действовали партизанские отряды, которыми руководили, солдаты, местные помещики, крестьяне, такие как Герасим Курин и Василиса Кожина. Кутузов быстро оценил значение партизанской войны и стал создавать летучие кавалерийские отряды, которые наносили чувствительные удары по врагу.

Кутузов любил эту басню, читал её офицерам, как бы подчёркивал прямую связь между собой и мудрым ловчим.)

-Чему учит нас басня «Волк на псарне», в каких случаях она может служить нам уроком?

Вывод: Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Конечно же, нет. И их надо сурово наказывать. Поэтому финальные слова басни превратились в пословицу «С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой»)

Мораль басни Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Вопросы для 3 группы:

- Какие чувства вызывает у читателей Свинья? Какие слова использованы для ее описания?

- Почему она названа невеждой? В чем разница значений «невежда» и «невежа»? (Невежда - малообразованный человек, неуч; невежа - грубый, невоспитанный человек.)

- Каким словом характеризует Свинью Дуб? (Неблагодарная.)

- Докажите, что Свинья, действительно, неблагодарная («наелась досыта… подрывать у Дуба корни стала…»)

- Где мораль басни?

- В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова?

(Невежда так же в ослепленье…)

( Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, Не чувствуя, что он вкушает их плоды) Ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)
- Как вы думаете, что обозначают выражения: «поступить по-свински», «подложить свинью»? (Совершить подлость, нанести вред.)

Вывод: В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди.

4. Ну а теперь давайте вспомним и о других баснях И. А. Крылова, ведь с ними вы знакомились ещё в младших классах. Будем учиться, играя.

Строки крыловских басен дано уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные.

1. «Назови поговорку».

Я буду зачитывать командам по-очереди поговорки, а вы - отгадывать, из какой это басни. (За каждый правильный ответ получаете один балл.)

«У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок)

«Слона-то я и не приметил» (Слон и Моська)

«Да только воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак)

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет» (Лебедь, Щука и Рак)

«Дело мастера боится» (Щука и Кот)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (Квартет)

«Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух)

«Вперед чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» (Ворона и Лисица)

2. Викторина. 1 группа (слайд)

Продолжите крылатые слова.

Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши);

А вы друзья, как не садитесь…(Все в музыканты не годитесь);

Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя оборотиться);

3. Конкурс «Кто лишний?» 2 группа (слайд)

Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)

Лебедь, рак, слон, щука («Лебедь, рак да щука»)

4. Соедини стрелочками. 3 группа (слайд)

Ворона очки

Лебедь Лисица

Мартышка щука

Слон ягнёнок

Волк повар

Кот Моська

5. Распредели предметы по своим местам (слайд)

Воз, очки, жёлуди, сыр

*Плутовка к дереву на цыпочках подходит:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

*Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

*Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я

*То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

6. Слово о Крылове (слайд)

«Знаете ли вы?».

Командам даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Оценивание - по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

- Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню? 11

- На каком инструменте играл И. Крылов? На скрипке

- Как назвал народ своего баснописца? Дедушка Крылов

- Сколько басен создано И. Крыловым? 200

- Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов? комедии

- Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике? Санкт П.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели?

Ребята, но ведь басни были написаны более 150 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью.

Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова. (Учащиеся отвечают)

- А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше.

(Слайд) Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной партой с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

Домашнее задание: выучить одну из понравившихся вам басен И. А. Крылова.

- Урок окончен. До свидания.


5

© 2010-2022