Реферат по теме Духовно-нравственное и эстетическое воспитание под воздействием художественной литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

ОБПОУ «Железногорский политехнический колледж»




РЕФЕРАТ

Духовно - нравственное и эстетическое воспитание читателя под воздействием художественной литературыРеферат по теме Духовно- нравственное и эстетическое воспитание под воздействием художественной литературы.Реферат по теме Духовно- нравственное и эстетическое воспитание под воздействием художественной литературы.Реферат по теме Духовно- нравственное и эстетическое воспитание под воздействием художественной литературы.Реферат по теме Духовно- нравственное и эстетическое воспитание под воздействием художественной литературы.



Преподаватель

русского языка и литературы

Болтенкова Людмила Фёдоровна





















План

I. Чтение как одно из факторов духовного и нравственного здоровья человека.

II. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание читателя:

1) литература Древней Руси - источник духовности и нравственности;

2) современность русской литературы ХIХ века ;

3) литература ХХ века; осмысление; выводы:

а) «О чем кричит миру Россия?» (проза 20-х годов);

б) «... идет война народная, священная война»;

в) «поэзия - светлая, родниковая и ... обличающая, гневная».

4) «Писать надо о том, от чего не спится по ночам»:

III. «Читать - значить стать добрее, чище».







«Умеете ли вы читать?» - такой вопрос вызовет, и как будто не без оснований, пренебрежительную улыбку: «Нашли что спрашивать! У нас всеобщее среднее образование!»

Но если говорить не об умении складывать буквы в слова, а о восприятии литературы художественной, то для многих читателей внутренний смысл произведений своего рода «гордиев узел». Разрубить его невозможно, а развязать - не хватает соответствующих навыков.

Как читают книги? Например, еще не совсем пропал интерес к Булгакову. Но, к сожалению, иные поклонники Мастера чуть ли не решающее значение придают тому, в каком именно доме или подвале происходило действие его произведения. Возникает паломничество к «лестницам и подворотням». Спросишь у таких «почитателей таланта», за что же все-таки они любят Булгакова, а в ответ - лишь расхожие фразы или растерянное молчание. Между тем художественное произведение - неиссякаемый источник открытий, порой ошеломляющих своей новизной.

Чтение книги - своего рода искусство. Говорят: до конца понять произведение - значит встать на уровень его творца. Бесспорно, это идеал. Однако учиться постигать смысл образа и художественный мир писателя можно и нужно.

К большому сожалению, согласно опросу старшеклассников, главные их интересы - музыка, мода, спорт, техника, искусство, а уже потом книга, знания.

В бюджете свободного времени нашего современника книга занимает далеко не почетное место, а на долю русской классики выпадает по статистике лишь 4,5%, это 5 книг из 100.

Все же остальное детективы, приключения, фантастика. Как защитить полезную книгу от народа массовой культуры и помочь занять достойное место в нашей жизни?

В последнее время отношение к хорошей художественной книге двойственное. С одной стороны - введение ЕГЭ по литературе, что не обеспечивает серьезного изучения произведения на уроках; с другой - 2007год объявлен годом библиотек, годом русского языка...

Что таить греха, учебники по литературе до сих пор - это смесь скуки, казенщины, стереотипного мышления. Экранизация художественного текста обедняет, а то и умерщвляет прозу, несет ей неизбежные, невосполнимые потери.

Чтение - это разговор с интересным и умным собеседником, требующий внимания, работы мысли; работы приятной, способной доставлять наслаждение.

Верный помощник читателя - критика. Необходимо объяснить читателю, что кроме Белинского и Чернышевского есть прекрасные современные критики, которые пишут предисловия, послесловия к книгам. Это самый простой и доступный способ услышать мнение квалифицированного рецензента, а значит, глубоко понять произведение, обогатить свой духовный и нравственный мир.

Возможности критики, конечно, ограничены. Искусство воспитывает отнюдь не только тем, о чем рассказывает, но и как рассказывает, оптимальностью выбора художественных средств для решения постановленной задачи. В каком периодическом издании критик может позволить себе роскошь специально поговорить об удивительном языке А. Платонова, с подробным анализом его уникального словоупотребления? Или о том, как понимать строки Б.Пастернака: «Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов?» Как это - привлечь любовь пространства?

Есть газеты, журналы, в которых можно найти ответы на многие вопросы, но, к сожалению, их мало пропагандируют, да и часто недоступны они по ценам для массового читателя.

Надо отдать должное руководителям образования, редакций журналов. В последнее время проводится много творческих конкурсов на злободневные темы. Они помогают привлечь внимание читателей к искусству слова, активизировать их творческую активность.

На современном этапе нашего духовного развития нужен качественный поворот к читателю и искусству чтения, необходимо поднимать престижность чтения как вида духовной деятельности. Это один из важнейших способов духовно-нравственного и эстетического воспитания народа. В первую очередь выполнять эту задачу учителям литературы, ибо им самой судьбой предназначено способствовать серьезному умственному развитию молодого поколения, пробуждать в нем возвышенные человеческие чувства.

А.С.Пушкин говорил: «Чтение - ничто, осмысленное чтение - кое-что, чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство». Какие художественные книги достойны осмысленного и прочувствованного чтения»? Какие тексты могут обогатить личность, облагородить чувства, научить различать добро и зло, любовь и предательство, смелость и трусость?

Литература Древней Руси. Кажется, что сюжеты этих книг так отдалены временем от современного общества, что и не стоит сосредотачивать внимание на их ценности. Это на первый взгляд. Во-первых, в обществе необычайно возрос интерес к национальной истории, к произведениям Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Во-вторых, резко и многократно пробудился интерес к религии, повысился авторитет церкви, активизировались поиски новых духовных ориентиров, особенно среди молодежи. В-третьих, обострились проблемы межнациональных отношений, стимулирующих подлинный патриотизм и, к сожалению, националистические всплески. Все это заставляет нас обратиться к изучению нашего культурного прошлого, благотворно воздействующего на духовно-нравственное очищение души. Литература Древней Руси жанрово многообразна, но центральное место занимает Библия. Сначала сюжеты Библии высмеивались, затем использовались для трактовки художественных полотен, в настоящее время просто стало модным ее прочтение. Эта книга наполнена образами библейских праотцов, пророков, судей и царей. Все они - вечные характеры, типы людей, воплощающие высокие помыслы или, напротив, низменные страсти. В их деяниях и поступках как бы аккумулируются самые напряженные нравственные коллизии, они всегда - образцы, по которым люди сверяли свои собственные поступки или представления. Разве можно, размышляя о смысле жизни, о нравственных ценностях и ориентирах, не осмыслить, не переломить в своем сознании евангельские заповеди? Чтение Библии должно менять мировоззрение молодого человека в лучшую сторону, менять нравственные принципы, отношение к людям и с людьми. Летописные своды дают благодатную почву для воспитания любви к своей стране и ее прошлому, для воспитания патриотизма и нравственности. Летопись - это взволнованный рассказ об исторических событиях, написанных ярким языком образов.

Другой жанр - жития святых. На первый взгляд, он далек от мира интересов современных школьников. Учитывая то, что сейчас большинство родителей воспитывают детей и в религиозном плане, то биографии людей из данного жанра, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличившихся особым благочестием, нищелюбием, смирением, аскетизмом, наставляющих на путь праведный жизни, благотворно повлияют на читателя. Жития прославляли самые важные качества: честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, равнодушие к огромному богатству, заботу об общественном хозяйстве. Д.С. Лихачев писал: «Ни один урок жизненной литературы не может быть воспринят нами прямо, но если учесть, что нравственность в конечном счете едина на все века и для всех людей, то, читая об устаревшем в деталях, мы можем найти для себя многое и в общем».

Очень беспокоят обострившиеся проблемы межнациональных отношений, участившиеся националистические всплески в обществе. Обсуждая русско-половецкие отношения времен «Слова о полку Игореве», не следует изображать степняков только враждебной Руси силой, дикой ордой. Этим мы невольно оскорбляем тех, кто хотел бы считать себя потомками половцев. Да, князья из «Слова о полку Игореве» - подлинные патриоты родины, но мы не должны умалчивать о том, что Игорь Святославович вместе с Кончаком ранее нападал на Киев и, потерпев поражение, хан и князь спасались бегством в одной лодке. Очень часты были брачные связи русских князей и дочерей половецких ханов. На половчанке был женат первым браком и отец Игоря, на дочери Кончака женился его сын Владимир. Все эти сложности надо иметь в виду, чтобы избежать одностороннего отношения и возможных упреков в национальных пристрастиях.

Отдален временем от современности и другой пласт литературы, золотой фонд ХIХ века. Наша гордость, классика, достаточно подробно изучается в средней школе. Художественное произведение ХIХ века само по себе - величайшая эстетическая ценность. Но в школе и для читателя вообще оно должно служить еще и источником моральных, жизненных исканий. Анализ его должен вырастать в этическую проблему. Многие не читают классику только потому, что не умеют найти в ней ответов на вопросы ни о жизни, ни о себе, ни на вопрос: зачем книга? А ведь она - справочник нравственных проблем, каталог острых жизненных ситуаций, своеобразная «аптека души», орудие социогуманистической духовной помощи человеку художественным словом. Духовное развитие личности - всегда шаги вперед. На уроках изучения литературы накапливается опыт, рождается мудрость, воспитывается культура, повышается образовательный уровень, развивается интеллект, и в итоге - как высшее достижение - появляется подлинная духовность. Нереально проанализировать и сделать выводы по каждой странице или главе художественного произведения. Необходимо на передний план вывести те моменты, которые, возможно, определят судьбу и нравственный облик ученика, читателя, не забывая при этом огромный плюс - эстетику. Лишь искусством и средствами искусства можно убедить читателя, что разговор о произведении нужен и интересен, а себя, учителя - в возможности быть художником своего урока: сценаристом, режиссером исполнителем, взыскательным критиком, литературоведом. Художественную мысль, не разыграв, не создав сценического сюжета, всерьез исследовать невозможно. Лишь там, где урок - искусство - есть место искусству. Урок - это спектакль. Нужно синтезировать художественное с научным, нравственное с познавательным, реальную жизнь с содержанием книги.

Воспитательная функция урока литературы основная, ведущая. «Понять хочется дела человеческие...» Эта реплика горьковского Луки - в чем-то ключ к уроку, на котором действительно формируется личность. Уникальна методика преподавания Е. Н. Ильина. Работу на своем уроке он называет «душевной», а педагогику - педагогикой благодарности, сущности, сотворчества. Слово - сильное орудие в борьбе за человека. Именно слово формирует цельного человека, закаляет его чувства, характер. Вот в предсмертной агонии мучается раздавленный лошадьми Мармеладов («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский) Мучает не столько физическая боль, сколько боль души: по его вине дочь получила желтый билет. «Прости!» - крикнул он. Она побежала к отцу, обняла, замерла, на ее руках и умер Мармеладов. Проявить к грешному отцу такую любовь могла лишь по-человечески великая, добрая душа. В эту минуту в нищей комнате было столько света - духовного, столько истины, тепла и милосердия, с которыми и отдаленно не прикоснется наше, порой до жестокости эгоистичное, «я». Вот тончайший прием сближения книги и жизни, вера в духовный потенциал наших подростков.

Что привело Раскольникова с топором к дверям старухи? Ум. Все рассчитавший, все оправдавший. А что останавливало? Сердце. «Не уйти ли?» - раздался внутренний голос. Не оставлять без ответа вопросы, которые задает нам наше сердце, - не к этому ли зовет Ф. Достоевский.

«Вот о себе подумал он высоко...» - с обидой и раздражением говорит о Чацком Софья («Горе от ума» С. А. Грибоедов). Подумать о себе так и подняться на «высоту», о которой подумал, подняться и поднять до себя других, - не тут ли зарождается личность, а с нею чувство истории, национальное самосознание, память народная, совесть и долг - словом, активная жизненная позиция.

Шедевр русской литературы - роман «Война и мир». Это кладезь материалов для размышления, а значит и для выводов по важным жизненным вопросам. Нелегко, особенно девочкам, читать страницы о войне. Как заинтересовать читателя? Усталый, почти разуверившийся в победе русских над французами, Пьер Безухов слышит реплику безымянного солдата: «Одно слово - Москва». Оно и впрямь одно. Ему не нужны эпитеты «белокаменная», «священная и древняя», какими надеется остановить решения Кутузова о сдачи Москвы Бенигсен. Для простого солдата, как и для великого поэта, в этом «звуке» сливается все, что изначально мило и дорого русскому сердцу. Слово-то одно, а скольких сблизило, соединило. Рядом - князь и простой мужик, солдат и ополченец, совсем еще юный Петя Ростов и бывалый Денисов, шестилетняя Малаша и престарелый фельдмаршал. Есть заветное слово, найдется и душа, способная откликнуться на него. Многое может слово, когда за ним история народа, его судьба.

Еще одна фраза: «Нынче не разбирают ...». В этой фразе смысл и пафос отечественной войны. Не прячется от гранаты, кружащейся у самых ног, Андрей Болконский; отдают под раненых свои подводы Ростовы; невзирая на возраст, вновь одевает мундир и собирает дружину старик Болконский. Весь народ поднялся на защиту Родины. Толстовское слово, сюжетные моменты, правильно выделенные из текста, находят отклик в душах современных юношей. Возникает чувство сопричастности, единства со своим народом и, как следствие, зарождается патриотизм, уважение к своим предкам, истории страны.

Классическая литература ставит много вопросов, на которые должны ответить читатели. Вот в эти моменты и формируется человек, делает свой выбор. Почему уходят Катерины и остаются Варвары, умирают Базаровы и преуспевают Аркадии, гибнут Болконские и ликуют увешанные орденами и звездами Друбецкие, Берги, Курагины, блаженствуют Чичиковы и мучаются бессильным желанием воскресить их духовно надломленные Гоголи? Почему? А главное - кто из них вызывает чувство гордости, уважение, а кто отвращение.

Любое соприкосновение с художественным произведением - это еще эстетика. Литература ХIХ века - образец. Погружение в эстетику стиха Фета, Тютчева, эстетику слова Пушкина, Салтыкова-Щедрина, эстетику музыки опер, написанных на основе литературных произведений, обостряет чувство читателя. Художественный мир читателя индивидуален и неповторим. Поиск эпитетов в романе «Отцы и дети» дает возможность понять сложный образ Базарова и даже полюбить его. Отсюда желание читателя быть таким же сильным, целеустремленным, непреклонным, независимым. Вот уже идет духовно-нравственное воспитание читателя. Научить читать «в глубину» - это как бы сделать прививку культурного черенка на дикий ствол, дать начало процессу, идущему под знаком пушкинской строки «...самостоянье человека - залог величия его». Конечно, все это условно, метафорично, но верно. Ведь в «прививке» есть и другой смысл - научить отличать зерна от плевел; драгоценные камни от стекляшек и, что важно, выработать иммунитет к халтуре. Чтобы вырастить человека, нужна непрерывная, в большей степени душевная работа. Ф. М. Достоевский говорил: «У каждого из нас один идеал и одна цель - «выделываться в человека». Иного способа обрести основы и опоры внутреннего благополучия, нравственной устойчивости в эйфорическом гуле негативности, в размытости критериев и отношений, в неясности завтрашнего дня у нас попросту нет. Душа ребенка, юноши - поле битвы добра и зла. Классическая литература ХIХ века дает ему знания, силы сформироваться и стать личностью. Очень хочется верить в то, что читатель научится у Чацкого защищать народные интересы, отдавать отчизне «души прекрасные порывы» у Пушкина, романтической устремленности к бурям у Лермонтова, трудолюбию у крестьян Некрасова, патриотизму и героизму у героев «Войны и мира», любви к людям у Чехова.

Русская классическая литература - литература высоких требований к человеку, обостренной советливости, нравственной неуклонности, постоянных исканий смысла жизни. Свободная мечта русского писателя «все льнет туда, где униженье, Где грязь, и мрак, и нищета». Естественно, что в наше время резкого снижения нравственных требований, этического и юридического беспредела, вседозволенности, время, когда постоянно слышишь призывы делать свой бизнес и думать только о себе, нравственный максимализм русской литературы воспринимается нередко как нечто несвоевременное и чужеродное. Но именно всем этим и определяется ее роль в современной жизни. Не может не откликнуться душа человека на светлое, чистое, освежающее его жизнь.

«О чем же кричала миру Россия» в произведения 20-х годов ХХ века? Рассказывая об исторических событиях того времени, художники не могли не размышлять также о судьбе человека и вечных ценностях. Идя от общих для русской культуры философских, нравственных, этических корней, они были едины в главном: ставили те больные вопросы, над которыми издавна бьется русская жизнь: о гуманизме и жестокости, о цели и средствах, о революции и эволюции, о праве на насилие во имя высокой цели, о неповторимости и значимости каждого человека. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили.

Именно рядовые люди - герои произведений 20-х годов - выразили один из важнейших выводов, к которому пришли авторы разных, порой противоположных убеждений: они отрицали саму идею насилия как двигателя истории.

«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И чего деремся, Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся», - высказал затаенную мысль герой одного из первых романов о гражданской войне, написанного бывшим политработником Красной армии В. Зазубриным, романа «Два мира» (1921год). «Вот вы образованный, так сказать, а скажите мне вот: почему это друг с другом воевать стали? Из чего это поднялось?» - словно бы вторит ему герой автобиографических заметок «Ледяной поход» эмигранта Р.Гуля С натуры написана им сцена расправы «рыцарей белой идеи» над безоружными пленными: «Упали все. Смолкли стоны. Смолкли выстрелы. Некоторые добивали штыками и прикладами еще живых». Вот она, подлинная гражданская война, когда русский человек убивает русского без всякой идеи.

Страшные картины зверства колчаковцев нарисовал в романе «Два мира» В. Зазубрин, и он же в повести «Щепка», написанной в 1923г., но опубликованной в 1989г., покажет жуткую машину смерти - камеру губчека.

«Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме» - поставит слова из Библии в качестве эпиграфа к повести «Конь вороной» В. Ропшин, оценивая конкретные исторические события с точки зрения вечных нравственных законов.

В годину смуты и разврата

Не судите, братья, брата -

эти слова будут написаны вязью славянского письма на навесе часовни, вставшей над могилой одного из шолоховских героев, а по весне самка стрепета исполнит возле нее вечную песню любви и продолжения рода (финал второй книги романа М. Шолохова «Тихий Дон»).

Именно литература сформировала представление о гражданской войне не просто как об одном из этапов нашей истории, но как о трагедии, общей беде нации. Этот вывод делает читатель даже независимо от того, как сам автор относится к событиям, считает ли он насилие пусть жестокой, но необходимостью гражданской войны, на чьей стороне его политические симпатии, поскольку объективное изображение всеобщего озлобления, многолетнего кровопролития, ставшего печальной российской традицией упования на силу и, как следствия, обесценивания жизни человека, говорит само за себя.

«Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто... Никто», - заостряет одну из важнейших нравственных проблем эпохи М. Булгаков в романе «Белая гвардия». Но сам писатель, как и другие авторы, показывает, что расплата неминуемо приходит прежде всего через муки совести, внутренний надлом, через жажду искупления вины человеком, который переступил христианскую заповедь - не убий! - и не смог поднять эту тяжелую ношу.

Вспомним бурю чувств в душе Григория Мелехова («Тихий Дон» М Шолохова), много повидавшего за годы войн и революций, но надорвавшегося под грузом нравственной ноши (сцена убийства четырех матросов). Суд совести настигает людей, сражающихся по разные стороны баррикад: командующего белым фронтом Хлудова («Бег» М. Булгакова) и председателя губчека Срубова («Щепка» В. Зазубрина). Трагизм мироощущения, больная психика, раздвоение сознания переданы через символику образов и деталей. Хлудову постоянно являются столбы с повешенными и казенный вестовой Крапилин, с которым, как с живым он ведет разговоры, пытаясь оправдаться. Срубова после массовых расстрелов врагов революции преследует ощущение несмываемой грязи и запах крови, и уже непонятно, на самом деле или только в больном мозгу чекиста возникают кровавые пятна на полу в его кабинете... Вот что значит переступить нравственные законы. Читатель обязательно поставит вопрос: можно ли построить светлую жизнь на крови? Но как же быть? Ведь для Срубова - она, революция, которой он преданно служит, ради которой готов на все, даже на принятие расстрела собственного отца, все в жизни. Революция представлялась ему то в виде русской бабы в лохмотьях, то беременной мечтой о светлом будущем, она показывается то русалкой, то ведьмой среди кровавой реки. Так символически автор выражает мысль о полном подавлении личности во имя идеи.

Тревогу о забвении человека ради интересов массы, о перерождении революции, из высокой мечты обратившейся в машину насилия, будут выражать М. Горький и В. Короленко, В. Вересаев и Б. Пильняк.

Книги М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бунина «Окаянные дни», М. Горького «Несовременные мысли все-таки пронизаны» чисто русской верой в возможность противостояния злу, трагедии, в победу начал добра, культуры, жизни. Что поддерживало эту веру? Любовь к Родине, России. Внутренний голос книг о гражданской войне «кричал»: «Остановите насилие! Не убий! Все будете в крови повинны!»

К сожалению, войны повторяются. Великая Отечественная война - это битва с врагом, покушающимся на твою землю, дом, свободу, жизнь. Книг об этой войне написано много, она явила примеры как великой любви, так и великой ненависти. Но ненависть не стала определяющим, доминирующим чувством в борьбе с фашизмом. Литература о войне, во-первых, запечатлела беспримерный героизм армии и флота, партизан, тружеников тыла и стала оказывать глубокое воздействие на умы и сердца миллионов читателей. Она укрепляет чувство патриотизма, гордости за Родину, за народ, воспитывает духовно и нравственно. Многие писатели написали книги о войне, которые станут классикой. М. Шолохов, Б. Полевой, А. Адамович, Г. Бакланов, В. Астафьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев, В. Гроссман, В. Некрасов, В. Распутин, В. Быков.

Шестнадцать лет писал трилогию «Живые и мертвые» К. Симонов. Панорама военных событий, психология человека на войне, гуманизм русских людей - все это производит на читателя неизгладимое впечатление. Люди мирных профессий проходят суровую, кровавую школу стойкости и мужества на поле боя, достойно выдерживают все испытания. Главный герой Серпилин - один из тех людей, которых ломают, но они не сгибаются. Служил во время войн, читал лекции в академиях, был осужден и внезапно отпущен. Его полк ведет многодневный, неравный бой. Серпилин - настоящий патриот, умело ведущий за собой людей, защищающих Родину. В конце трилогии главный герой погибает. Симонов писал о войне без прикрас, не обходя трагических моментов, хотел показать, какая огромная цена заплачена за Победу. Только так можно воздействовать на читателя: писать правду, показав силу народной души, крепость русского характера.

Если в трилогии «Живые и мертвые» внимание читателя привлечено в основном к образу командира, то Ю. Бондарев в романе «Горячий снег» воссоздает картину напряжений того сражения 1942 года под Сталинградом. Так описать бой мог только его участник. Роман прежде всего психологический. Читатель видит участников кровопролития со всеми их переживаниями, чувствами, думали, перед ним внутренний мир человека, который в любую секунду может погибнуть. У каждого из них свой душевный склад, свой характер, нравственные устои. Они по-разному реагируют на происходящее, по-разному ведут себя. Для читателя эта книга - живая иллюстрация с эпиграфом: « А как бы поступил ты?»

«Написанная кровью сердца» повесть «Это мы, Господи!..» К. Воробьевым и рассказ «Сашка» сосредотачивают внимание на внутреннем мире одного героя. Сашка, рядовой солдат, говорит по дороге пленному немцу, что «у нас пленных не расстреливают». Но комбат, не добившись от врага при допросе сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется. Как читатель оценит этот поступок?

Учащийся рассуждает так: «Сашка вызывает симпатию, уважение к себе добротой, участливостью, гуманизмом, он любознателен, пытлив. Чувствует ответственность за все, ему страшно от ограниченной власти над другим человеком. С одной стороны - долг солдата, с другой - нравственный принцип: дал слово - сдержи». Приказ об отмене расстрела - еще один повод для размышления о нравственности позиции героев и ее личностной оценки. Разговор о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло - все это формирует душу и характер читателя, оказывает воспитывающее и эстетическое влияние.

Страницы повести «Это мы, Господи!..» возвращают нас в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные ее страницы. Это другой лик войны - плен. Картины лагерной жизни ужасны. Убивали за все! Что давало силу бороться измученным, больным, голодным людям? Ответы разные: вера в доброту, любовь к жизни, солидарность пленных, суть человеческого характера, его стержень, воля к жизни, духовная стойкость, достоинство, непримиримость к врагу. Читая правдивые и страшные страницы повести, поражаешься искусству слова писателя. Пейзажные описания, которых немало, тоже написаны «кровью сердца»: тучи - уроды, пялятся в небо трубы сожженных домов, ветер вылизывает пятна крови, ожиревшее воронье плавает над лагерем… Произведение пробуждает серьезные мысли, о мире и войне, правде и несправедливости, о том, как надо жить, чтобы не повторился этот ужас. А главное, по сути, учит быть Гражданином.

А если человек не выдерживает таких мук! Об этом тоже написаны книги. Можно назвать повесть В. Быкова «Сотников» и В. Распутина «Живи и помни». Писатели ищут «скрытые в человеческих душах духовные возможности». Их у Рыбака из повести «Сотников» оказалось меньше, чем у Сотникова. Нравственный мир человека, возможности его духа определяют поступки человека в экстремальной ситуации. Рыбак привык шагать бездумно по жизни, хитрить для своей пользы, а у Сотникова - принципы: на первом месте совесть и честь. Потому уходит он из жизни по совести, с достоинством, а Рыбак скатывается к предательству, так же скатывается к дезертирству Андрей Гуськов из повести «Живи и помни». А причина та же - своя рубашка ближе к телу. Спасли свои жизни Рыбак и Гуськов… А как жить - то будут без людей, без родины. Вопросы эти остаются без ответа, но мы видим, как «перевернуло» Рыбака, когда он выбил табуретку из-под ног Сотникова. Гуськов внутренне погибает, от всех отчужденный, прячущийся, как зверь! «Пропащая душа ищет пропасти поглубже»,- замечено в повести «Живи и помни». В пропасть падает сам Гуськов и затягивает жену Настену, доводя ее до самоубийства. Он сделал свой выбор: духовно переродился, нравственно оскудел и умер внутренне, хотя еще длятся его земные дни. Вот уроки нравственности для читателя. Как правильно жить, как сохранить себя - выбор каждого. Живи и помни!

Главная же причина нравственной и духовной гибели - потеря связи человека с людьми, связи судьбы человека и судьбы народа, потеря связи с самым святым - Родиной.

Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта - одно из проявлений духовности, которая делает человека Личностью, нацию - народом, здоровым и непобедимым. Быть русским - это «значит не только говорить по-русски». Это значит «воспринимать Россию сердцем, видеть любовию её драгоценную самобытность», верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении, её строители и солдаты войн.

В пробуждении чувства Родины самый верный помощник - литература. Душа человека устаёт от тяжести ответственности. Ей хочется отдохнуть, наполниться радостью, подумать о Родине с тихой любовью, ощутить прелесть бескрайних просторов, услышать дыхание земли.

Как строит душу ребёнка добрая, народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше время способна пробудить нас и очистить, вернуть нам данное от природы чувство прекрасного поэзия.

Светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова. Может, более всего в ней нуждается юность, которая осознанно или нет ищет свой берег добра или зла на реке жизни. На реке поэзии Н. Рубцова есть только причалы добра.

Мудрость и светоносность рубцовских стихов берут начало в любви: к матери, отчему краю, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.

Творчество Н. Рубцова как раз необходимо тем читателям, которые выбирают дорогу жизни, судьбы. Ведь основной поэтический образ лирики - образ дороги, который связан с историей, судьбой Родины.

Поэт говорит о вечной связи с малой родиной, которую невозможно забыть («Тихая моя Родина»). В тихо произнесённых строчках выражено чувство связи с миром, людьми, землёю. Вспоминаются сразу строчки прозаика В. Белова: «Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками ... Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая сомная роса?» («На родине»).

О многом заставляют задуматься, будят воображение стихотворения «Журавли», «Русский огонёк». Что открывается каждому читателю в словах: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью...»? Мудрость? Добро? Доверчивость? Незнание людей? Или что иное? Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Н. Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира. Может возникнуть вопрос: «Для чего нужны стихи моему сегодняшнему «компьютеризованному» читателю. Да разве «телик» не проще и понятней всех ритмов, рифм, метафор. Но послушайте:

Выпал снег -

и всё забылось

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Вдоль по улице по узкой

Чистый мчится ветерок,

Красотою древнерусской

Обновился городок.

Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не честь .

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть.

Снег летит - гляди и слушай!

Так вот- просто и хитро,

Жизнь порой, врачует душу...

Ну и ладно! И добро.

(Н. Рубцов. «Выпал снег»)

А чем полна душа, когда выпал снег? Безнадёжностью, тоской. Разве может сердце биться проще? Может, значит жизнь не так уж сложна, как казалось вчера, не все так запутано. А что это за красота - древнерусская? Значит, чистая, белая, а храм - это вера, надежда, любовь. А их мать - София-Мудрость.

Прочитайте это стихотворение с любовью, с надеждой! Слово перейдёт в чувство, поможет понять себя в разные минуты жизни, поможет душе нашей бедной, мечущейся между компьютером и телевизором, вдруг услышать себя. Лишь бы она была живая, лишь бы не уснула или, того хуже, не умерла.

Будут ли живы души в XXI веке зависит от нравственного уровня всего общества и каждого человека, живущего в этом обществе.

Лирические произведения оказывают огромное влияние на формирование личности. Используя это свойство, современные писатели пытаются обратить внимание читателя на экологию Земли - матери.

Вечная тема «Человек и природа». У многих поэтов первоистоком лирического откровения становится «малая» родина: У Луконина и Андрианова - Волга, у Рубцова - Вологодчина, у Цыбина - Семиречье, у Сорокина и Татьяничевой - Урал, у Фёдорова - Сибирь. Пытаясь привлечь читателя красой описываемого края, они кричат о гибнущей природе и о преступной бесхозяйственности, о равнодушии и жестокости отдельных людей. Егор Исаев в поэме « Убил охотник журавля» показывает нравственные мучения человека, застрелившего птицу просто так, спьяну, для успокоения души. А потом становится подсудимым на собственном суде совести.

« Мертвеет озеро Байкал!» - восклицает А. Вознесенский в поэме «Ров», мертвы «сотни, тысячи километров в зоне «Чернобыля», описанные Ю. Щербаком в документальной повести « Чернобыль». Е. Носов в очерке «Холмы, холмы…» передаёт боль, которую он испытал при встрече с жеребёнком, стоявшим около своей мёртвой матери, не уходившим и, возможно, впоследствии умершим возле неё. Носов хочет, чтобы люди очнулись от своего страшного забытья, чтобы взглянули другими глазами на природу. Но разбудить зачерствевшие души людей стихом, несущим больше эстетическую значимость, не всегда удаётся.

Современная проза встаёт на защиту природы. В повести «Прощание с Матерой» объединяются темы: душа человеческая и душа природы. Страдают старики по ветхим избушкам и погосту, переселяясь с родных мест, да ещё и захороненных под воду без всякой на то вины. Но затопить деревню - это ведь ещё уничтожить плодородные земли, леса, зверей и птиц. Природа противится такому варварскому отношению, и старый листвень, могучий богатырь, не поддаётся ни пиле, ни огню. Загубленная природа - тяжкий грех человечества.

Публицист К. Лагунов рассказывает о том, как после откачки нефти в Сибири остаются вместо озёр - мёртвые, зловонные лужи, вместо рек - канавы нефтяных отбросов. Гибнет природа, нравственно опускаются люди. Остановить падение нравственности, гибель духовности пытаются писатели конца XX века. Показав читателю старинные картины смерти лесов, рек, озёр, животных, они надеются возродить такие качества как сострадание, любовь к ближнему, природе, родному краю, жалость.

Не могут не вызвать сострадание сайгаки, массово уничтожаемые в книге Ч. Айтматова «Плаха». Жестокость людей настолько сильна, что вырабатывает у животных человеческое качество- месть. Вот он, водоворот жестокости. Волчица мстит за смерть детенышей совсем не виноватым в этом людям. Надо остановить медленный процесс умирания. А для этого преодолеть равнодушие, черствость, иначе:

И больше, чем с ума сойти

Сойти -

Сойти за ту черту,

Где бездна ловит пустоту,

Где шар земной - как не земной,

не шар - а череп под луной

Летит-

безбров,

безглаз,

безнос-

И - ни червя…

Такой прогноз -

Прими, как «СОС»

Как нам набат.

А. Вампилов сказал: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…» Писать так, чтобы люди заполнили души любовью и состраданием.

Э. Хемингуэй говорил: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…»

Познание и оценивание этого «чужого» опыта, сопоставления со своим помогают лучшему пониманию человеком самого себя, способствуют нравственному росту и духовной крепости читателя.

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову…» Писатели мечтают о чутком и строгом читателе. В Распутин писал: «… читателю предстоит, впитав в себя моральную проповедь книги, подняться в своем человеческом и гражданском развитии выше,… А поднявшись выше, став зорче… задать задачи писателю». Так и происходит взаимное обогащение и совместное движение во имя литературы и жизни. Писатель знает, о чем писать, стремится заразить читателя своим гневом или радостью, передать ему свое отношение к миру, тонко отбирая изобразительно- выразительные средства, а читатель меньше делает ошибок в своей жизни.





Литература

1. В.И.Баранов «Как разрубить гордиев узел?» ( о чтении как об одном из факторов духовного здоровья человека). Журнал « Литература в школе»

2.О.В.Творогов «Литература Руси в сегодняшней школе». Журнал «Литература в школе»

3. Е.Н.Ильин « Минувших дней итоги…». «Лениздат»

4.Л.С. Айзерман «Уроки. Литература. Жизнь». Статья «Русская классика накануне XXI века»

5.Л. А. Трубина «…О чем кричит миру Россия?». «Литература в школе»

6.Н.Л. Крупина, Н.А.Соснина «Сопричастность времени». Москва «Просвещение»

7.В.Косолапов «Летопись мужества».

8. В.П. Медведев « Изучение лирики в школе»

9. Ф. Кузнецов « Самая кровная связь»

10. Б.А. Монов «Эпос героизма»

11.Л.С. Айзерман « Уроки литературы сегодня»

12.В.Г. Маранцман «Проблемное изучение литературного произведения в школе»

13. А.Г. Богачев, Г.А.Белая «Современная русская литература»









© 2010-2022