Карточки по русскому языку для учащихся 5 класса ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Карточки по русскому языку для учащихся 5 класса ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

1. Звуки и буквы.

Прочитайте слова, укажите случаи озвончения и оглушения согласных. Определите условия, при которых озвончаются и оглушаются согласные.

Отблеск, отдых, сбежать, сделать, сдобный, сжечь, косьба, молотьба, узкий, низкий, робкий, снег, образ, нож.

Придумайте или выпишите из орфографического словаря по пять слов, в которых перед б, г, д, ж звук с озвончается; в которых перед звуком д звук т озвончается, в которых звук д оглушается.

3. Звуки и буквы.

Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.

Здание, сбор, стон, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, кормежка, сбрасывать, просьба.

Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

4. Звуки и буквы.

Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук; 2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Поле, подъезд, день, белье, ружье, юла, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, поляна, пиявка, поёт, уют, люк, полёт.

Определите род выделенного слова.

5. Звуки и буквы.

Прочитайте и скажите, какими звуками различаются слова в каждой паре.

Лук - люк, труд - прут, угол - уголь, кот - рот, точка - дочка, ключ - клич, лес - лис, гора - кора, вал - вол.

6. Звуки и буквы.

Придумайте и запишите по три слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

7. Звуки и буквы.

Скажите, какой особенностью обладает звучание каждой пары слов; разберите звуковой состав слов и установите сходство и различие между ними.

Лен - ноль, шей - ешь, лед - толь, овин - нива, муж - шум; сел - съел, полю - полью, суди - судьи.

8. Звуки и буквы.

Спишите слова, над каждым из них поставьте ударение. В квадратных скобках обозначьте звуки, при произношении которых вы можете ошибиться.

Образец: кафе [фэ], депо [д'].

Кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, что, конечно, тема, скворечник, яичница, фонетика, музей, текст, чтобы, ателье, скучный.

9.Алфавит.

Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.

Квартал, километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг, м..л..дежь, ц..мент, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.

Расставьте ударения.

10. Различение орфограмм в словах.

Прочитайте. Сколько видов орфограмм здесь представлено? Спишите, группируя слова по орфограммам.

Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч, ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е, лес(?)ница, рю(?)зак, окрес(?)ность, фу(д,т)бол, хо(к,кк)ей, мес(?)ность, ю(б,п)ка.

11. Различение орфограмм в словах.

На какие правила пропущены буквы в данных ниже словах. Распределите слова по столбикам в зависимости от орфограммы.

Б..нокль, в..гон, стр..на, г..рбарий, г..родок, правление, г..мнастика, разв..зать, пов..рнуть, к..рзина, к.стюм, д.лина, ф..олетовый, с..лют.

12. Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.

Н..ступила весна. Солнце с..гнало снег с полей. В п..ж..лтевшей прошлогодней тра..ке приглядывали свежие ярко-з.леныест..бельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали м.лоденькие листочки.

13. Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые маленькие корни и корни-великаны.

Бывать, заб..вать,д..вать, н.. д..вать, смывать, вянуть, т..нуть, за., вить.

Б..р..здить, в.хелить, говорить, г. л..дать, д..р..вянный, ж.лезный, интересный, л..карство, бесконечный.

Найдите слова, значение которых можно определить, только вставив пропущенную букву (например, с..деть (сидеть на стуле; волосы стали седеть).

14. Части слова.

Спишите, укажите, в какой части слова пропущены буквы. Обозначьте графически вставленные орфограммы.

Ч..хол, ра..дать, прол..вать, д..ллыть, и..жарить, лес(?)ница, ш..рстка, бе..вкусный, г..рой, бесцветный, в дорог.., свеж..го, расщедриться, под крыльц..м.

Фиолетовый, под(?)езд, г..тара, пр..хлада.

15. Части слова.

Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и обозначьте ее графически. Разберите эти слова по составу.

Есть слова, где ц в начале,

Где - в средине, где - в конце. Цапля ход..тпо б..лоту,

Ждут в гн..зде ее птенц...

Цирк откроется в су(б,бб)оту, Вот приехали борц...

В цех явились на р..ботуМ.лодые кузнец...

В каждой строчке буква ц, Словно камушек в кольце.. . И в ц..плятах на крыльце, Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)

16. Части слова.

Выпишите слова в следующей последовательности: 1) основа слова равна корню; 2) в основу входят корень и суффикс; 3)в основу входят все значимые части слова.

Цв.ты и лист(?)я прин.ликр..сноватый .ттенок. Вдру.. брызнули з.л.тые лучи, и с.лнце п..к..залось над горизонтом.

(К. Г. Паустовский.)

• Каким словарем вы воспользуетесь в случае затруднения при распределении слов по группам?

17Части слова.

Выразительно прочитайте тексты. Определите, в каком из них употребляются однокоренные слова, а в каком - формы слова.

Спишите, докажите, используя условные обозначения, правильность своего ответа.

I. Эту сказку ты прочтё,.Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж

И его еж..ха. Серый еж был очень тих И еж..ха тоже, И р..бенок был у них - Очень тихий еж..к. Всей семьей идут гулять Ноч(?)ю вдоль д..рожек Еж-отец, еж..ха-мать И р..бенок еж..ик.

(С. Маршак.)

II. Два щ..нкащ..ка к щ..кещ..плютщ..тку в уголке. Да у щ..ткип.ловой Палка есть над г.ловой. Палка щёлк щ..нков с плеча, Два щ..нка ушли в..рча.

(С. Михалков.)

Сделайте фонетический разбор выделенною слова.

18. Однокоренные слова.

Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.

Образец:человек - человечный - человечность.

1) Колючка, колоть, колючий; 2) следовать, след, последовать, непоследовательный, последовательный, непоследовательность;

  1. размораживать, мороз, морозить, размораживание, разморозить;

  2. преподнести, нести, поднести, преподнесение.

Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова.

19. Однокоренные слова.

От какого слова образована каждая группа слов? Запишите те слова, которые образованы суффиксальным способом, разберите их по составу.

  1. Снегоуборка, снежок, снежинка, подснежник, снегурка, снегопад, снежный.

  2. Полукруг, кружок, круговой, кружить, круговорот, округ,

круглый.

  1. Голосить, голосовать, подголосок, голосистый, голосище, голосок.

  2. Носатый, носовой, носок, носик, переносица, носишко.

20. Части речи.

Спишите текст. Укажите известные вам самостоятельные части речи. Предлоги заключите в кружки, союзы - в прямоугольники.

С добрым утром!

Задр..мали звезды з..л..тые, Задр..жало зеркало затона, Брезж.лг свет на заводи речные И румян..т сетку небосклона.

Улыбнулись сонные б..резки, Растрепали шелковые косы. 111..л..стят зеленые сережки, И г..рятс.ребряные росы.

(С. Есенин.)

Выпишите слова с пропусками, обозначая условия выбора вставленных бук».

21. Части речи.

Выпишите из текста последовательно имена существительные, имена прилагательные, глаголы, ставя их в начальную форму.

Высоко поднялся и белеет Полумесяц в бледных небесах. Сумрак ночи прячется в лесах. Из долин зеленых утром веет...

Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле, Что вся жизнь - день радости и счастья! (И. А. Бунин)

Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

22. Части речи.

Спишите текст, указывая в скобках после существительных и прилагательных род, число, после глаголов - вид, время, спряжение.

Осеннее утро

Листик за листиком падают с липы на крышу. День открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке вместе с перелетными птичками.

Стоиш(?) на берегу, ладонь к сердцу приложиш(?) и вместе с птичками и листьями куда-то летиш(?).

Так долго день пробуждает(?)ся, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета.

(По М. М. Пришвину.)

Назовите виды орфограмм в словах со скобками.

23. Словосочетание.

Образуйте словосочетания, запишите их; назовите словосочетания, в которых зависимое слово с главным связывается предлогом и окончанием.

Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.

24. Словосочетание.

Прочитайте текст, выпишите по пять словосочетаний: «глагол + существительное», «существительное + прилагательное».

Каждому дереву своя цена! Нанесет ветерком, и за версту ус лышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево гудит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветов гречихи.

(В. Солоухин.)

25.Словосочетание.

Прочитайте. Какие из данных пар слов не являются словосочетаниями? Почему?

Выйти на улицу, утро и вечер, начать заниматься, бежать и остановиться, голубое озеро; ранний рассвет; подойти к озеру; деревья и кусты; прохладный ветерок; остановиться и ждать.

26.Словосочетание.

Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания с глаголами вынести, ездить, сообщить. На какой вопрос отвечает существительное с предлогом, в каком падеже оно стоит?

На лето цветы в вазонах вынесли во двор. Каждое лето мы всей семьей ездим отдыхать к бабушке. Учитель музыки ездит к нам из города. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами. Костя спешил сообщить товарищам об увиденном. Ребята решили рассказать об увиденном тренеру.

27. Предложение.

Спишите, определяя границы предложений. Расставьте знаки препинания.

Дятел

Кто это барабанит в лесу так громко что это за барабанщик такой вот он прилетел на сосну когтями в кору вцепился хвостом снизу подперся и застучал клювом как он только не устанет

(По Е. Чарушину.)

Выделенное слово разберите по составу.

28.Предложение.

Прочитайте предложения. Подумайте, являются ли они текстом? Переставьте их так, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. При создании текста следите за тем, чтобы в рядом стоящих предложениях не повторялись одни и те же слова. Обратите внимание и запомните произношение выделенных слов.

Шли долго и очень устали. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много разных деревьев. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофёра подвезти нас к реке. Мы с девочками побежали за хворостом для костра. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы». Она была очень красивая. Ее ветви свисали к самой воде.

  • Найдите сложные предложения и выделите в них грамматические основы.

  • Сделайте синтаксический разбор 3-го предложения.

29. Предложение.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1) Я хочу рассказать за новую книгу. 2) В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. 3) В автобусе водитель просил оплатить за проезд. 4) Скажите, или вы знаете правила уличного движения. 5) Дерево отражалося в воде. 6) Мой друг всегда готов выручить меня с беды. 7) Хоть и очень интересно в спортивном лагере, я в конце смены скучаю за домом.

30. Предложение

Озаглавьте текст, определите его основную мысль. Спишите, расставляя знаки препинания.

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пи-_ одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые на полях выращиваем урожай. В лесу заготовляем древесину пушнину ягоды грибы.

Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц журчание ручейка! Как любуемся простором полей зеркальной гладью рек. Хороша наша природа!

(По 3.Клепининой.)

• Из второго абзаца выпишите словосочетания «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное» и определите в них падеж зависимых слов.

31. Прямая речь.

Спишите, расставляя знаки препинания.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит. А мой поет, как соловей говорит другая. А третья молчит. Что же ты про своего сына не скажешь спрашивают ее соседки. Ничего в нем особенного нету отвечает им женщина.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок - за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один колесом ходит. Другой песню поет соловьем заливается. А третий к матери подбежал взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка Каковы наши сыновья?

А где же они? Я только одного сына вижу! ответил им старик.

(По В. Осеевой.)

• Постройте схему последнего предложения.

32.Прямая речь.

Выпишите из текста предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания.

На берегу реки

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки. Толя сказал Интересно, как это совершаются подвиги Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг. А я об этом даже не думаю... ответил Юра.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли отшвырнул в сторону книги и бросился в воду. Л Толя бегал по берегу и кричал Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

(По В. Осеевой.) • Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

33. Прямая речь.

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1) Константин Георгиевич Паустовский писал Для всего, что существу..т в природе, в русском языке есть в..ликое множество хороших слов и названий. 2) Обращаться с языком кое-как - значит и мысл.лъ кое-как: неточно приблизительно неверно говорил Алексей Николаевич Толстой.

• Какие правила надо вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы?

34. Диалог.

Запишите тексты рассказов с учетом знаков препинания при диалоге.

I. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя
пришла к чижу. Пора тебе, чиж, петь. Пусти меня на волю, на воле
буду весь день петь.

(Л. Н. Толстой.)

II. Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Ста
рик сказал Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

(Л. Н. Толстой.)

35. Диалог.

Спишите, расставляя знаки препинания.

В одной из древних легенд рассказывается, как однажды бас-писец Эзоп встретил в поле путешественника, который спросил уего, далеко ли до ближайшей деревни.

Иди сказал ему Эзоп.

Я и сам знаю, что нужно идти, но скажи мне, когда я приду туда.

Иди настаивал Эзоп.

Наверное, это сумасшедший подумал путешественник и пошел дальше.

Через несколько минут Эзоп крикнул ему:

Ты будешь там через два часа.

Почему же ты не ответил сразу на мой вопрос?

Потому что я не знал, как ты ходишь ответил Эзоп.

• Найдите в тексте одушевленные существительные и подчеркните их как
члены предложения.

37. Диалог.

Запишите текст в форме диалога. Расставьте знаки препинания.

Увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом Емеля отпусти . меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется На что ты мне пригодишься? Нет, понесу те-бя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять Емеля Емеля опусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

• Найдите в тексте обращения и расскажите о них.

6 класс, русский язык

Тема: «Имя существительное»

Карточка №1

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы:

Ж…леть о потраченном врем…ни; уд…влят?сятерп…ливости матер…; напр…влят?ся по дороге к станции…; разв…вать способности в ребенк…; по…влят? ся в распол…жени… лагеря; раздават?ся в (с;з)дани…; пос…дить сем…на.

2.Лучшее украшение земли- растения. Растительный мир богат и разнообразен.

- Поставьте все существительные данных предложений в предложном падеже. Выделите окончания. Определите род и склонение этих существительных.

- Как называется изменение существительных по падежам?

Карточка №2

1.Найдите ошибки в записи ученика, исправьте их и запишите предложения в правильном виде:

Мой друг любит читать произведения Жюль Верна, КонанаДойля, Марк Твена, Гарриет БичерСтоу. Но особенно ему нравятся рассказы Джек Лондона и романы Виктора Гюго.

2.Составьте словосочетания, ставя имена прилагательные в нужном падеже:

Теплый (кашне,пальто,кофе, какао);

Вкусный ( кольраби);

Быстрый ( кенгуру, такси, метро);

Широкий (авеню)

Карточка №3

1.Раскройте скобки, объясните графически орфограмму:

(Не)везение преследовало меня.

(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении.

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

Ученье- красота, а (не)ученье- слепота.

С (не)правдой весь свет обойдешь, а назад (не) воротиш?ся.

Воля губит, а (не)воля изводит.

2.Разберите по составу и подберите однокоренные слова:

Взбираться -

Выдеру-

Блистала -

Неловкий -

Карточка №4

1.Укажите разносклоняемые существительные:

Путь, семья, племя, имя, экскурсия, вымя, семя.

2.Поставьте в Р.п., Д.п., П.п. следующие существительные:

Марья, Мария, Астрахань, география, опасность.

Карточка № 5

  1. Составьте схему предложения, дайте его характеристику, расставьте знаки препинания:

В языке простого народа Владимира Даля привлекали следующие качества образность красота меткость.

2 . Любое существительное из этого предложения разберите морфологически.

6 класс, тема «Имя существительное»

Карточка № 6

  1. Разберите предложения синтаксически, дайте их характеристику, начертите схемы:

Сентябрь - капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали.

- Объясните постановку тире в первом предложении.

- Объясните постановку запятой во втором предложении.

2.Кто такой невежа? А невежда?

Карточка № 7

1.Невежа,недоучка,недотепа, неряха, непоседа.

- Почему все эти слова пишутся с НЕ слитно?

2.Приведите примеры существительных общего рода. Составьте с ними предложения .

3.Как вы напишете - с мягким знаком или без него:

Мыш…, из-за туч…, могуч…, дрож…, камыш…, сокровищ…, возле дач…, доч…, багаж…, карандаш… , линюч…, свеж… .

Карточка № 8

  1. Какую картину нарисовал с помощью существительных автор стихотворения?

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

( С. Аксаков)

2.Разберите по составу слово СОЕДИНЕНИЕ.

Карточка № 9

1.Найдите лишнее слово:

Молния, профессия, галерея, делегация.

2.Составьте предложения со следующими существительными:

Тарас Шевченко( украинский писатель), конкурс скрипачей имени Паганини, роман Этель ЛилианВойнич «Овод» .

Карточка № 10

  1. Продолжите каждую строку своими примерами слов такой же структуры:

Меч, врач….

Рощ, туч…

Беречь, жечь…

Хорош, пригож…

Говоришь, мечтаешь…

Речь, дочь…

2.Составь свою словарную диктовку из слов на орфограммы, которые изучались в теме «Имя существительное».

Карточка № 11

1.Сделай словообразовательный разбор:

Диван- кровать -

Невнимание -

Сантехник-

2.Разбери синтаксически предложение:

Тропинка обогнула куст орешника , и лес сразу раздался в стороны.

6 класс, тема «Имя прилагательное»

КАРТОЧКА № 1

1.Напиши слитно или раздельно и обозначь орфограмму:

(Не) запамятный; (не) дорогая, а дешевая вещь; (не) правдивый, а лживый; калач? вовсе (не) свеж? ; (не) интересная книжка; (не) свежий, а черствый хлеб; (не) глубокая, а мелкая река; (не) уклюжий малыш? ; (не) лепый случай; (не)веселый ребенок; ( не) честный, а лживый; (не) пробудный сон; ничуть (не) горячий чай;(не) стерпимая боль;(не) блестящ? ,а тускл.

2. О или Е?

Бесш…вный, холщ…вый халат, наблюдать за стриж…м, уч…ность, щ…лкать, перед рубеж…м, ш…лковая лента.

КАРТОЧКА № 2

1.От следующих существительных образуйте притяжательные прилагательные всех трех родов:

Медведь-

Заяц-

Павлин-

Лебедь-

Обезьяна-

Коза-

2.Образуйте все возможные формы степеней сравнения и запишите их:

Толстый-

Горький-

Чистый-

Хороший-

КАРТОЧКА № 3

1.Разберите предложение синтаксически, начертите его схему, дайте характеристику:

И весел звучный лес, и ветер меж берез уж веет ласково, а белые березы роняют тихий дождь своих алмазных слез и улыбаются сквозь слезы. ( И. А. Бунин)

2. Разберите морфологически слово алмазных (слез).

3.Выпишите из предложения 2-3 качественных прилагательных и образуйте все возможные формы степеней сравнения.

КАРТОЧКА № 4

1.Запишите, раскрывая скобки и графически обозначая орфограмму:

(Не) брежное выполнение; (не) добросовестное отношение; (не) вежественный человек; (не) верный друг; (не) внимательный ученик; (не) внятный ш…пот; (не) громкий, а тихий стук; (не) далекий человек; (не) добрый взгляд; (не) большая поляна; далеко (не) близкая дорога.

2.Разберите предложение синтаксически:

Под деревьями, на мягком белом снегу, отпечатались причудливые следы (не) знакомых зверей и птиц.

КАРТОЧКА № 5

1.О или Е? Обозначьте орфограмму:

Грош…вая вещь, изразц…вая печь, образц…вая гостиница, сторож…вая башня, куч…вые облака, вещ…вая лотерея, оранж…вый цвет, перц…вый пластырь, плащ…вая ткань, бежевый костюм.

2.Разберите по составу: картинная, прогуляться. Подберите однокоренные слова.



© 2010-2022