Программа дополнительного часа по русскому языку (группа 8-9 классы)

       Представляю разработку рабочей программы дополнительного часа по русскому языку, по которой я занимаюсь с учениками 8-9 классов с целью устранения пробелов в знаниях.                  Задача дополнительного часа:   - систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации и совершенствование на этой основе орфографических и пунктуационных навыков, формирование орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся  - формирование навыка культуры речи в соответствии с нормами современн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Подгорновская основная общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района РТ



«Согласовано»

Руководитель МО

_______/________________

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/__________________

«__»________________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

_________/__________________

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Нафиковой Веры Николаевны,

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории,

дополнительного часа по русскому языку

(группа - 14 человек- 8-9классы)





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________20__ г.










2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной школы грамотного выпускника - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

Цель дополнительного часа - устранение пробелов в знаниях учащихся.

Задача дополнительного часа:

- систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации и совершенствование на этой основе орфографических и пунктуационных навыков, формирование орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся

- формирование навыка культуры речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка

Эти задачи обуславливают характер обобщающих заданий, объединение правил в блоки, усиливают обучающее значение морфемного анализа слов. В ходе работы по программе дополнительного часа должны быть реализованы следующие моменты: углубление знаний по орфографии; знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках; знакомство учащихся с принципами пунктуации, которые не рассматриваются на уроках; повышение интереса к изучению русского языка.

Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии, этим объясняется постоянное внимание к морфемному составу слов. Обозначая морфемы, обучающиеся запоминают и графический, зрительный облик слова. Морфемный анализ непосредственно влияет на степень орфографической зоркости обучающихся. В части повторения и обобщения пунктуации содержатся основные правила, составляющие систему современной русской пунктуации. Дополнительный час также поможет сформировать практические навыки грамотной речи, что позволит учащемуся осуществлять успешную коммуникативную деятельность.

Дополнительный час по русскому языку рассчитан на один год обучения (35 часов, 1 час в неделю).

Материал дополнительного часа включает новые знания, которые не содержатся в инвариантных программах. Различные виды организации учебной деятельности должны привлечь внимание школьников с разным уровнем подготовленности. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для более качественного получения знаний. В процессе работы используются наиболее активные методы обучения, задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов. Программа позволит осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Достаточная конкретность позволит осуществлять контроль за усвоением знаний после каждого занятия.

Программа дополнительного часа строится на принципах педагогики сотрудничества с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Рекомендуемые формы работы с обучающимися: лекции, практикум, самостоятельная исследовательская деятельность, работа по опорным таблицам и алгоритмам, словарно-орфографическая работа, морфологический, словообразовательный и орфографический разборы, этимологический анализ слова, различные виды диктантов, тестирование.

Занятия по данной программе также должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

- практические занятия

- самостоятельная работа с вариантами

- работа с теоретическим материалом

Требования к результатам обучения

Обучающиеся должны знать:

- основные принципы русской орфографии и пунктуации;

- порядок морфемного, морфологического, фонетического разборов слова;

- порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложения;

- правила правописаний разных частей речи;

- правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях;

- алгоритм разграничения омонимичных форм разных частей речи

- правила культуры речи.

Обучающиеся должны уметь:

- объединять орфографические правила в блоки в зависимости от принципа написаний;

- производить все виды грамматических разборов;

- правильно применять правила написаний безударных гласных в корнях слов;

- правильно писать гласные и согласные в приставках слов;

- основываясь на знании правил, выбирать нужные буквы в суффиксах и окончаниях разных частей речи;

- пользуясь пунктуационными правилами, выбирать нужные знаки препинания в простом и сложном предложениях;

- различать и правильно писать омонимичные формы разных частей речи

- культурно изъясняться на русском языке.


Содержание элективного курса

Тема 1. Понятие о принципах написаний (1).

Что такое принципы русской орфографии. Предварительная систематизация орфографических правил.

Тема 2. Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил (1).

Систематизация и обобщение орфографических правил. Объединение правил в блоки на основе принципа написания.

Тема 3. Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии (1).

Морфемный принцип: правописание корней, правописание приставок, правописание суффиксов, правописание окончаний

Тема 4. Правописание корней (1).

Безударные гласные, проверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне. Правописание Е-Ё после шипящих. Правописание И-Ы после Ц.

Тема 5. Правописание приставок (1).

Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок, оканчивающихся на З-С. Правописание приставок ПРИ-ПРЕ

Тема 6. Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов (2).

Склонение и спряжение изменяемых частей речи. Гласные Е-И в падежных окончаниях существительных. Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных и причастий. Правописание личных окончаний глаголов.

Тема 7. Правописание суффиксов существительных и прилагательных (1).

Правописание суффиксов ЕК-ИК, -ЧИК- -ЩИК-;а также суффиксов прилагательных: -лив- -чив-,-ев- -ов- и др.

Тема 8. Правописание суффиксов причастий и глаголов (1).

Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, суффиксов -ова-ева- - ыва- -ива-. Образование действительных причастий настоящего времени, суффиксы -ущ(-ющ-) -ащ-(-ящ-). Образование и правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Тема 9. Правописание наречий (2).

Систематизация правил правописания НЕ с наречиями, А-О на конце наречий, Н и НН в наречиях, правописание наречий, оканчивающихся на шипящий

Тема 10. Слитные, раздельные, дефисные написания (2).

Правописание НЕ со всеми частями речи. Распределение орфографических правил по принципам слитных, раздельных и дефисных написаний.

Тема 11. Фонетический и традиционный принципы написаний (1).

Фонетический разбор слова. Правила на основе фонетического и традиционного принципов написаний.

Тема 12. Принципы русской пунктуации. Отделительные знаки (1).

Структурный принцип пунктуации. Семантический принцип пунктуации. Отделительные знаки конца предложения.

Тема 13. Разделительные знаки в простом и сложном предложениях (1).

Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и сложном бессоюзном предложениях. Однородные члены предложения.

Тема 14. Выделительные знаки. Обособленные члены предложения (1).

Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие члены предложения.

Тема 15. Выделительные знаки. Вводные и вставные компоненты. Обращение (1).

Пунктуация при вводных и вставных компонентах. Пунктуация при обращении.

Тема 16. Правописание омонимичных форм разных частей речи (1).

Слитное и раздельное написание наречий, имён состояния, местоимений, союзов и предлогов.


Тема 17. Культура речи (13).

Культура речи. Норма русского литературного языка. Орфоэпические, речевые, орфографические нормы. Правильная постановка ударений в словах. Качества хорошей речи. Корректорская правка.








Календарно-тематическое планирование дополнительного часа

п/п

Тема

всего часов

лекция

практикум

1

Понятие о принципах написания

1

1


2

Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил.


1


0,5


0,5

3

Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии


1


0,5


0,5

4

Правописание корней

1


1

5

Правописание приставок

1


1

6-7

Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.


2


0,5


1,5

8

Правописание суффиксов существительных и прилагательных


1



1

9

Правописание суффиксов причастий и глаголов


1



1

10-11

Правописание наречий

2

0,5

1,5

12-13

Слитные, раздельные, дефисные написания

2


2

14

Фонетический и традиционный принципы написаний

1

1


15

Принципы русской пунктуации. Отделительные знаки

1

1


16-17

Разделительные знаки в простом и сложном предложениях

2


1

18

Выделительные знаки. Обособленные члены предложения

1

0,5

0,5

19

Выделительные знаки. Вводные и вставные компоненты. Обращение.

1


1

20

Проверочная работа за 1 полугодие

1


1

21

Правописание омонимичных форм разных частей речи

1


1

22

Культура речи. Что это такое?

1

1


23

Норма... Что это такое?

1

0,5

0,5

24-25

"Как говорить вернее : творог, А может, правильней творог?"

2


2

26-27

"Обречены на успех"

2


2

28

"В темном лесе...?'

1


1

29-30

"Скучаю по вас или по

вам?"

2


2

31

Качества хорошей речи

1


1

32

Поработаем корректором

1


1

33-34

Послушаем друг друга

2


2

35

Итоговая контрольная работа

1


1

Итого

35

6

29



Литература:


1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000г.

2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.

3. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.

4. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.

5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.

(Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).

6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г

7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М. «Просвещение», 1992 г.

8. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 1983 г.

9. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.

10. Введенская Л.П., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Ростов/н Д., 1995-

11. Голуб И.Б, Стилистика русского языка. - М, 1997.

12. Нормы русского литературного языка: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Загоровской. -Воронеж, 2001.

13. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1997

14. Культура речи : учебник / Под ред. Смирновой - М., 2000.






















































ЖУРНАЛ

учета дополнительного часа по русскому языку

в 8-9 классах (1 группа)



















2014-2015уч.г.


Журнал


учета дополнительного часа по русскому языку


в 8 классе

Название ОУ: МБОУ «Подгорновская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ


Дни и часы занятий: ___________________________________

Изменение расписания:_________________________________


Учитель: Нафикова Вера Николаевна




Учет посещаемости и работы доп.часа


Фамилия, имя

Месяц/



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13






Фамилия, имя

Месяц/



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13






Дата занятий

Содержание занятий

часы

Подпись руково-дителя




































© 2010-2022